Роль Банка России в современной банковской системе

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 17:20, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование теоретических аспектов построения банковской системы, роли Банка России в современной банковской системе и анализ проблем и перспектив развития банковской системы России.
Поставленная цель, определяет следующие задачи курсовой:
1. Рассмотреть теоретические аспекты развития банковской системы современной России.
2. Проанализировать развитие банковской системы РФ, так же развитие банковского сектора за 2007-2011г.
3. Выявить пути совершенствования банковского сектора России после кризиса банковской системы европейских стран.

Работа содержит 1 файл

курсовик 2011.doc

— 242.50 Кб (Скачать)

       В случае кризисного развития наблюдаются противоположные процессы, угнетающие банковскую систему в целом, усложняющие деятельность отдельных банков, снижая их надежность и ликвидность. Развитие банковской системы может сдерживаться под влиянием таких факторов, как чрезмерный налоговый пресс на прибыль банков, отсутствие достаточных ресурсов для осуществления банковских операций, убыточность значительного числа крупных и средних предприятий, общее снижение уровня доходов населения.

        К политическим факторам относятся те решения органов власти и управления на федеральном, региональном и местном уровнях, которые влияют на характер решений, принимаемых субъектами банковской системы: Центральным банком, банками, кредитными организациями, банковскими ассоциациями. Это в первую очередь:

        принципы денежно-кредитной политики;

        заявленные принципы формирования бюджета и его пропорций;

        основные направления совершенствования налогообложения;

        реализуемые на практике принципы развития национального хозяйства и его отдельных отраслей, отношение к предпринимательству, к банковской деятельности, к ответственности государства и бизнеса перед обществом.

        В мировой практике страны ранжируются по критерию политического риска. Чем выше этот показатель, тем менее стабильна социально-экономическая ситуация в стране. Странам с высоким рейтингом политического риска сокращается либо полностью прекращается кредитная поддержка со стороны международных банковских институтов, а также со стороны отдельных стран, располагающих свободными денежными средствами.

        Формы и методы правового регулирования хозяйственной деятельности в целом и банковской в частности оказывают существенное влияние на функционирование банковской системы. Устойчивость законодательства, его относительная консервативность создает предпосылки правового регулирования возникающих проблем. При этом законодательство оказывает влияние на развитие банковской системы особыми правилами регулирования тех или иных банковских операций или сделок, разрешая их или запрещая. Так, например, в некоторых странах банкам запрещается выполнять определенные операции с ценными бумагами, вкладывать свои средства в капиталы других предприятий. В ряде стран банкам не разрешено заниматься страхованием и торгово-посреднической деятельностью. В ряде стран центральные банки могут заниматься обслуживанием хозяйства, в других их основная функция - эмиссионная.[9,C.41]

       Экономические, правовые и политические факторы во многом определяют комплекс социально-психологических факторов. К социально психологическим факторам относятся: уверенность большинства населения в правильности проводимых экономических преобразований, в стабильности налогового, таможенного, валютного законодательства, в хороших перспективах для экономики в целом и ее отдельных отраслей. Все вышеперечисленное в совокупности формирует уровень доверия к банковской системе, готовность осуществлять банковские операции и пользоваться банковскими услугами. В этом случае доверие к банковской системе определяет и более эффективное выполнение ею функций обеспечения финансирования потребностей экономического развития за счет привлечения финансовых ресурсов населения и иностранных инвесторов.

       Форс-мажорные обстоятельства, являющиеся следствием стихийных бедствий и непредсказуемых событий, которые приводят к сбоям в платежных системах, могут быть разделены на:

        природные (наводнения, землетрясения, ураганы), которые технически затрудняют функционирование банковской системы;

        политические (закрытие границ, введение международных запретов на экономические отношения с другими государствами, военные конфликты), которые приводят к необходимости существенного пересмотра условий взаимодействия банков и их клиентов;

        экономические (отказ государства от выполнения своих финансовых обязательств, изменение правил расчетов, изменение системы налогообложения, введение ограничений на экспортно-импортную деятельность, кризисы на финансовых рынках), которые приводят к затруднениям банков и клиентов, вызванным общей неопределенностью хозяйственной деятельности.

        При этом как бы долго ни готовились реформы: налоговая, бюджетная, расчетов и т. п., форс-мажорный характер их влияния на банковскую систему не меняется, поскольку предугадать или зарегламентировать все нюансы экономических отношений не представляется возможным.

        Под внутренними факторами, влияющими на результаты функционирования банковской системы как единого целого, следует понимать совокупность факторов, которые формируются субъектами банковской системы: Центральным банком, коммерческими банками, банковскими ассоциациями.

 

 

2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РФ

 

        2.1 Развитие банковского сектора РФ за 2007-2011гг.

 

        Мероприятия, реализованные Правительством Российской Федерации и Банком России в рамках стратегий развития банковского сектора Российской Федерации на период 2001-2005 и 2005-2008 гг., способствовали развитию банковского сектора, существенному расширению предложения банковских услуг в Российской Федерации.

        Меры по преодолению кризиса и его последствий, принятые Правительством Российской Федерации и Банком России в 2008-2009 годах, позволили предотвратить коллапс банковского сектора и обеспечили условия для послекризисного восстановления банковской деятельности.

        Преодолев кризис, российский банковский сектор во втором полугодии 2010 года вновь вышел на траекторию поступательного развития. Хотя последствия кризиса будут сказываться еще достаточно длительное время, состояние банковского сектора является устойчивым. Создаются условия для дальнейшего повышения вклада банковского сектора в развитие российской экономики,  в том числе посредством предоставления финансовых ресурсов для ее модернизации и внедрения инноваций.

        Одновременно Правительство Российской Федерации и Банк России констатируют необходимость продолжения усилий по развитию и повышению устойчивости банковского сектора. Это отчетливо продемонстрировал и кризис.

        Основным содержанием нового этапа в развитии банковского сектора должно стать повышение качества банковской деятельности, включающее расширение состава банковских продуктов и услуг, рост их качества и совершенствование способов предоставления, повышение долгосрочной эффективности и устойчивости бизнеса.

         Все более активно должны использоваться достижения современных информационных технологий, составляющих основу модернизации банковской деятельности. Правительство Российской Федерации и Банк России исходят из необходимости дальнейшего повышения уровня конкуренции, транспарентности и рыночной дисциплины в банковском секторе. В результате кредитные организации во все возрастающей степени будут ориентироваться на долгосрочные результаты деятельности и более рациональное ведение бизнеса, развитие эффективных систем управления, включая управление рисками. Получит развитие процесс консолидации российского банковского сектора, базирующийся на экономических интересах участников рынка. Указанные изменения будут означать переход к интенсивной модели банковской деятельности. В связи с этим дополнительное значение приобретает также успех построения в перспективе ближайших нескольких лет более эффективной, риск-ориентированной системы банковского регулирования и банковского надзора. 

       Для достижения указанных целей Правительством Российской Федерации и Банком России принята Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года.

        Рассматривая российский банковский сектор как важнейший элемент финансовой отрасли, Правительство Российской Федерации и Банк России в рамках реализации настоящей Стратегии намерены создать необходимые правовые и иные условия для формирования в России современного высокоразвитого и конкурентоспособного банковского сектора, отвечающего интересам российской экономики и обеспечивающего высокий уровень банковского обслуживания населения и организаций.

 

       2.2 Сравнительный анализ динамики развития банковской системы в зарубежных странах

 

Великобритания.

       В ХХI веке Английская банковская система изменилась незначительно по сравнению с предыдущим веком и на сегодняшний день в Великобритании выделяют следующие виды коммерчес­ких банков:

   Депозитные банки – банки, занимающиеся приемом денежных вкладов и выдачей краткосрочных ссуд предприятиям крупной торговли и аристократии под залог надежных ценных бумаг, а также покупкой краткосрочных векселей, выдачей денежных ссуд на бирже.

   К ним относятся наиболее крупные бан­ковские монополии - клиринговые банки, доминирующие в депозитно-ссудных операциях внутри страны. Клиринговые банки - это банки «большой четверки». Депозит­ные банки являются основой банковской системы Великобрита­нии. Они имеют около 15 тыс. отделений, их суммарный баланс превышает 200 млрд. фунтов стерлингов.

    Депозитные (клиринговые) банки принадлежат к числу универсальных, предоставляющих своим клиентам широкий выбор банковских операций и услуг. Они имеют специфические черты: определенный круг клиентуры, территориальную или отраслевую специализацию, свою концепцию развития и т. д.

     Торговые банки. Они действуют в сфере внешней торговли и международных финансово-кредитных операций.

     Банки Содружества. В настоящее время насчитывается семь крупных британских заграничных банков.

     Иностранные банки в Великобритании. Таких банков сейчас насчитывается около 450.

     Консорциальные банки. В них участвуют, по крайней мере, две стороны, причем ни одна из них не имеет контрольного пакета акций.

    Учетные дома. Они выполняют краткосрочные операции на Денежном рынке. После многочисленных слияний в конце 80-х гг. в Великобритании сформировалось девять учетных домов.

    Что же касается кредитных учреждений небанковского типа, то здесь в их состав включаются: страховые компании; учреждения, занимающиеся сберегательными операциями (ссудо-сберегательные ассоциации, взаимные сберегательные банки и др.); финансовые компании; кредитные, строительные кооперативы и строительные общества; пенсионные фонды, доверительные паевые фонды и др.

    В 1979 г. Британское законодательство значительно упростило формулировку понятия «банка» указав на то, что под банком понимается любая компания, если она признает­ся в качестве банка Банком Англии. Организация, претендо­вавшая на статус банка, должна была представить доказательства, что она принимает вклады, предлагает кредиты, осуществляет экспортно-импортные финансовые операции и обменивает валю­ту, оказывает инвестиционные услуги и дает консультации по различным вопросам, связанным с финансами.

    В 1946 г. Банк Англии был национализирован путем выкупа его акций. Принятый в том же году Банковский акт наделил центральный банк Великобритании правом давать коммерческим банкам рекомендации и директивы, согласованные с министерст­вом финансов. Кроме того, он получил право требовать от ком­мерческих банковских организаций представления необходимой информации с целью проверки их деятельности.

    Особое место в банковской системе страны занимают клиринговые банки. Свое название они получили потому, что заключили между собой соглашения о зачете взаимных требований (клирин­говые соглашения). Клиринговые банки активно работают в сис­теме зачетов платежных документов и ценных бумаг, осуществляемых через Лондонскую расчетную палату. Согласно законода­тельству все расчеты между обычными банками и другими фи­нансовыми организациями могут производиться только через клиринговые банки.

   Особое положение занимает Национальный сберегательный банк страны (НСБ). Этот банк, основанный в 1861 г., не похож на другие банковские учреждения. По своему правовому статусу НСБ представляет собой подразделение министерства национальных сбережений.

   Особый банковский статус характеризует деятельность еще двух крупнейших банков: Трастового сберегательного банка и Национального жиробанка (НЖ). НЖ - государственное учреждение, услугами которого пользуются только государственные ведомства и местные органы власти при расчетах с населением.

   Можно утверждать, что наличие и особые функции клиринговых банков, торговых банков, дисконтных домов, а также организаций типа делают британскую бан­ковскую систему во многом уникальной.

Германия.

         В Германии число кредитных институтов составляет свыше 4 тыс., в том числе: более 1 тыс. средних и мелких банков с годовым оборотом менее 100 млн. В Германии насчитывается около 49 тыс. кредитных организаций. Двухуровневая структура банковской системы Германии вклю­чает:

      Дойче Бундесбанк (федеральный центральный банк);

      Коммерческие (универсальные) банки;

      Сберегательные банки;

      Кооперативные центральные банки;

      Кредитные кооперативы;

      Банки специального назначения

      Почтовые, коммунальные и сберегательные банки;

      Специализированные банки.

   Центральный банк Германии - Дойче Бундесбанк, который имеет правление во Франкфурте-на-Майне. Центральный банк выступает как федеральное юридическое лицо публичного права и на 100 % принадлежит Федерации. Компетенцию и задачи Федерального банка определяет специальный закон.

   Денежно-кредитная политика Дойче Бундесбанка разрабаты­вается Советом (совещательный орган), в состав которого входят члены правления Федерального банка и президенты земельных центральных банков. Члены правления назначаются Президентом страны согласно предложению федерального правительства, а президенты земельных центральных банков назначаются также Президентом согласно предложениям Бундесрата. Главой Совета Центрального банка и правления (исполнительный орган) явля­ются президент и вице-президент Немецкого федерального банка.

  Федеральный банк согласно предоставленному ему законом праву не обязан выполнять указания федерального правительства, но оказывает ему поддержку в проведении общей экономической политики.

Коммерческие (универсальные) банки выполняют операции:

Информация о работе Роль Банка России в современной банковской системе