Экономическая сущность финансов

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 13:06, контрольная работа

Описание работы

1.Возникновение финансов, их связь с государством и развитием товарно-денежных отношений.

2.Сущность финансов, их объективная необходимость.

3.Функции финансов.

4.Взаимосвязь финансов с другими экономическими категориями в процессе стоимостного распределения.

Работа содержит 1 файл

лекции..doc

— 757.00 Кб (Скачать)
  • федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  • бюджетов субъектов РФ (региональных бюджетов) и бюджетов территориальных внебюджетных фондов;
  • местных бюджетов.
 

     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Следовательно, Бюджетный кодекс расширил бюджетную  систему, включив туда бюджеты государственных  внебюджетных фондов. Но государственные  внебюджетные фонды – это самостоятельные  финансовые институты, на которые возложены особые функции. Прежде всего, они имеют строго целевое назначение и практически все авторы учебных изданий связывают бюджетную систему с совокупностью бюджетов всех уровней, т. е. она отмечалась из 3-х уровней: федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов.

      К бюджетам субъектов РФ  (региональные бюджеты) относятся: республиканские  бюджеты 21 республики, краевые бюджеты 9 краёв, областные бюджеты 46 областей, городские бюджеты городов Москва и Санкт-Петербурга, областной бюджет Еврейской автономной области, окружные бюджеты 4 автономных округов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      В состав местных бюджетов (бюджетов муниципальных образований) входят:

      - бюджеты муниципальных районов,  бюджеты городских округов, бюджеты  внутригородских муниципальных  образований городов федерального  значения Москвы и Санкт –  Петербурга;

      -  бюджеты городских и сельских поселений.  

        
 

В 1995 году был  принят Закон РФ «Об общих принципах  организации местного самоуправления в РФ» № 154-ФЗ от 28. 07 95г., который ввел новое понятие – муниципальное образование.

      Муниципальное образование – это городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населённая территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.

      Каждое  муниципальное образование имеет  собственный бюджет и право на получение в процессе бюджетного регулирования средств из федерального бюджета и из бюджета субъекта РФ. Понятия «местные бюджеты», «бюджеты муниципальных образований», «бюджеты органов местного самоуправления» рассматриваются как синонимы.

      Бюджеты субъектов РФ (региональные бюджеты  и местные бюджеты) в совокупности определяются термином «территориальные бюджеты».

      Следует отметить, что в состав федерального и территориальных бюджетов входят целевые бюджетные фонды, формирующиеся за счёт целевых источников и имеющие целевое расходование средств.

      Бюджеты, входящие в бюджетную систему  РФ, самостоятельны и не включаются друг в друга, т. е. бюджеты субъектов РФ не включаются в федеральный бюджет, а местные не включаются в региональные бюджеты.

      В бюджетной практике широко используется понятие консолидированного бюджета.

      Консолидированный бюджет представляет собой свод бюджетов нижестоящих территориальных уровней и бюджета соответствующего административного образования.

      Консолидированный бюджет не утверждается законодательным  органом власти. Основное назначение консолидированного бюджета проявляется  в том, что его параметры широко используются в процессе сводного планирования, отчётности, анализа.

      Правительство республик в составе РФ, исполнительные органы субъектов РФ составляют свои консолидированные бюджеты, представляющие собой свод бюджетов соответствующих  территорий.

      Бюджет  субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта РФ (без учёта межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет субъекта РФ.

      Бюджет  муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих  в состав муниципального района (без учёта межбюджетных трансфертов между этими бюджетами),  образуют консолидированный бюджет муниципального района.

      Федеральный бюджет и свод бюджетов других уровней  бюджетной системы РФ (без учёта  межбюджетных трансфертов между этими бюджетами и за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов) образуют консолидированный бюджет РФ. 

     3. Принципы функционирования  бюджетной системы  РФ 
 

    Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах:

    единства  бюджетной системы Российской Федерации;

    разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами  бюджетной системы Российской Федерации; 

    самостоятельности бюджетов;

    равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

    полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;

    сбалансированности  бюджета;

    результативности  и эффективности использования  бюджетных средств;

    общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

    прозрачности (открытости);

    достоверности бюджета;

    адресности  и целевого характера бюджетных  средств;

    подведомственности  расходов бюджетов;

    единства  кассы. 
 

    Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации означает единство бюджетного законодательства Российской Федерации, принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, форм бюджетной документации и бюджетной отчетности, бюджетной классификации бюджетной системы Российской Федерации, санкций за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и бюджетных учреждений, единство порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. 
 

    Принцип разграничения доходов, расходов и  источников финансирования дефицитов  бюджетов между бюджетами бюджетной  системы Российской Федерации означает закрепление в соответствии с  законодательством Российской Федерации  доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, а также определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) и органов управления государственными внебюджетными фондами по формированию доходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов и установлению и исполнению расходных обязательств публично-правовых образований.

    Органы  государственной власти (органы местного самоуправления) и органы управления государственными внебюджетными фондами не вправе налагать на юридические и физические лица не предусмотренные законодательством Российской Федерации финансовые и иные обязательства по обеспечению выполнения своих полномочий. 

    Принцип самостоятельности бюджетов означает:

    право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств;

    право и обязанность органов государственной  власти и органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, за исключением случаев, предусмотренных Бюджетным Кодексом;

    право органов государственной власти и органов местного самоуправления устанавливать в соответствии с  законодательством Российской Федерации о налогах и сборах налоги и сборы, доходы от которых подлежат зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;

    право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с Бюджетным Кодексом самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации);

    недопустимость  установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов  и источников финансирования дефицитов  других бюджетов бюджетной системы  Российской Федерации, а также расходных  обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, за счет средств консолидированных бюджетов или без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств;

    право органов государственной власти и органов местного самоуправления предоставлять средства из бюджета на исполнение расходных обязательств, устанавливаемых иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, исключительно в форме межбюджетных трансфертов;

    недопустимость  введения в действие в течение  текущего финансового года органами государственной власти и органами местного самоуправления изменений  бюджетного законодательства Российской Федерации и (или) законодательства о налогах и сборах, законодательства о других обязательных платежах, приводящих к увеличению расходов и (или) снижению доходов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации без внесения изменений в законы (решения) о соответствующих бюджетах, предусматривающих компенсацию увеличения расходов, снижения доходов;

    недопустимость  изъятия дополнительных доходов, экономии по расходам бюджетов, полученных в  результате эффективного исполнения бюджетов. 
 

    Принцип равенства бюджетных прав субъектов  Российской Федерации, муниципальных образований означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными Бюджетным Кодексом.

    Договоры  и соглашения между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами государственной власти и органами местного самоуправления, не соответствующие Бюджетному Кодексу, являются недействительными. 
 

    Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов означает, что все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах. 
 

    Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов.

    При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации  размера дефицита бюджета. 

    Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств. 
 
 

    Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов означает, что расходы бюджета  не могут быть увязаны с определенными  доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом (решением) о бюджете в части, касающейся:

Информация о работе Экономическая сущность финансов