Анализ основных статистических данных финансовой системы Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2011 в 17:53, курсовая работа

Описание работы

Поэтому целью написания курсовой работы является раскрытие сущности системы государственного регулирования финансов организаций и роли государственного финансового регулирования в современной экономике.

Исходя из поставленной цели, в ходе написания курсовой работы, решаются следующие задачи:

изучение системы государственного регулирования финансов организаций
знакомство с административными и экономическими методами государственного регулирования финансов
определение роли государственного финансового регулирования в современной экономике
анализ основных инструментов системы государственного регулирования финансов организаций

Содержание

Введение
Глава 1. Система государственного регулирования финансов организаций

1.1. Сущность государственного регулирования, цели и задачи

1.2. Методы, формы и виды государственного регулирования финансов

1.3. Административные методы государственного регулирования финансов

1.4. Экономические методы: бюджетное, налоговое и кредитно- денежное государственное регулирование финансов

Глава 2. Роль государственного финансового регулирования в современной экономике

2.1. Понятие и структура финансового рынка

2.2. Государственное регулирование рынка ценных бумаг

Глава 3. Анализ основных статистических данных финансовой системы Российской Федерации

3.1. Анализ финансового состояния организаций

3.2. Анализ финансовых рынков

3.3. Анализ налоговых отчислений по видам налогов


Заключение

Список литературы

Приложения

Работа содержит 1 файл

Система гос регулирования финансов организации на современном этапе.doc

— 582.50 Кб (Скачать)

     СОДЕРЖАНИЕ 

     стр.

     Введение

     Глава 1. Система государственного регулирования финансов организаций

     1.1. Сущность государственного  регулирования, цели  и задачи

     1.2. Методы, формы и  виды государственного  регулирования финансов

     1.3. Административные  методы государственного регулирования финансов

     1.4. Экономические методы: бюджетное, налоговое и кредитно- денежное государственное регулирование финансов

     Глава 2. Роль государственного финансового регулирования  в современной  экономике

     2.1. Понятие и структура  финансового рынка

     2.2. Государственное  регулирование рынка  ценных бумаг

     Глава 3. Анализ основных статистических данных финансовой системы  Российской Федерации

     3.1. Анализ финансового  состояния организаций

     3.2. Анализ финансовых  рынков

     3.3. Анализ налоговых  отчислений по видам налогов 

     Заключение

     Список  литературы

     Приложения

 3 
 

 5 

 10 

 14 

 16 
 
 

 22

 25 
 

 29

 32

 34 

 37

 38

 40

 

 

      Введение 

     В современных условиях от государства  в значительной мере зависит эффективность  деятельности предприятий. Государство  оказывает влияние на все сферы экономической деятельности общества путем выполнения правовой, экономической, социальной, оборонной, управленческой и др. функций, т.к. рынок не может регулировать экономические и социальные процессы в интересах всего общества. Прерогативой государства является обеспечение надлежащего правопорядка в стране и ее национальная безопасность, что является основой для развития предпринимательства и экономики. Государственное регулирование в рыночных условиях представляет собой законодательно оформленную систему внешнего воздействия на финансы предприятий.

     Государство формирует финансовую политику на макроуровне  и осуществляет законодательное  регулирование финансов микроуровня. Оно определяет порядок образования, распределения и использования централизованных фондов финансовых ресурсов, которые служат одним из источников финансирования предприятий.

     Данная  курсовая работа отражает систему государственного регулирования финансов организаций в Российской Федерации на современном этапе.

     Данная  тема была и остается актуальной для экономики России, по причине возникающих разногласий в каких пропорциях должно сочетаться государственное и рыночное регулирование, каковы границы и направления государственного вмешательства в регулирование финансового механизма хозяйствующих субъектов. Тут мнения разделяются от полного государственного монополизма в управлении национальным хозяйством до крайнего экономического либерализма, когда утверждается, что эффективной может быть экономика только в условиях ничем не ограниченного частного предпринимательства.

     Поэтому целью написания курсовой работы является раскрытие сущности системы  государственного регулирования финансов организаций и роли государственного финансового регулирования в  современной экономике.

     Исходя  из поставленной цели, в ходе написания курсовой работы, решаются следующие задачи:

  1. изучение системы государственного регулирования финансов организаций
  2. знакомство с административными и экономическими методами государственного регулирования финансов
  3. определение роли государственного финансового регулирования в современной экономике
  4. анализ  основных инструментов системы государственного регулирования финансов организаций

     Первая  глава курсовой работы отражает формы, виды и методы государственного регулирования финансов, в частности административные и экономические методы.

     Во  второй главе курсовой работы рассматривается  роль государственного финансового  регулирования организаций на современном  этапе.

     Третья глава посвящена анализу основных статистических данных финансовой системы Российской Федерации. 

 

      Глава 1. Система государственного регулирования финансов организаций

    1. Сущность государственного регулирования, цели и задачи
 

     Для практиков финансовых рынков, на первый взгляд, в отношениях с государством имеет значение, какой экономико-правовой режим государство устанавливает для них и какую поддержку им оказывает. Однако, по сути, все государственные решения в финансово-кредитной сфере диктуются не только и не столько потребностями самих этих рынков, сколько возможностью через них оказывать влияние на другие, сопряженные с ними стороны хозяйственной жизни.

     В данной случае, речь пойдет об использовании рынков финансовых услуг (в широком понимании) в целях государственного регулирования социально-экономических процессов. При этом под финансовыми услугами понимаются любые услуги, оказываемые действующими в сфере перераспределения средств физических и юридических лиц финансово-кредитными организациями. Правильнее было бы, конечно, использовать термин «услуга» только по отношению к коммерческой части перераспределительных отношений (то есть финансовых услуг, реализуемых на открытом рынке и оказываемых потребителям на принципах возмездности, платности, срочности, возвратности и т.п.).

     Но  в принципе, в западной литературе существуют и иные мнения, в том числе довольно радикальные, согласно которым даже налоговые платежи - это оплата гражданами и предприятиями «услуг» государства по национальной обороне, охране правопорядка, социальному обеспечению и т.п. (то есть услуг по обеспечению так называемыми «общественными благами»), однако, отечественная теория финансов таких мнений не разделяет.

     С учетом сложившихся в отечественной  литературе подходов, остановимся на том, что существуют «рыночные» финансовые услуги (оказываемые потребителю за деньги) и есть система государственных финансов, хотя и связанная весьма тесно с рынками финансовых услуг, но все же решающая принципиально иные задачи. И те, и другие играют важнейшую роль в государственном регулировании экономики.1

     Все перераспределительные рынки и отрасли (которые ученые традиционно подразделяют на государственные и корпоративные финансы, кредит, страхование и негосударственное пенсионное обеспечение), имеют две стороны взаимодействия с системой государственного регулирования. С одной стороны, как и любые другие участники социально-экономических отношений, они сами являются объектом государственного регулирования. Государством определяются условия их деятельности, устанавливаются правовые рамки и единые для всех участников «правила игры», ведется надзор за их соблюдением в целях соблюдения прав потребителей в процессе оказания финансовых услуг.

     Однако, с другой стороны, роль финансовых институтов не исчерпывается простым предоставлением  услуг населению, предприятию, государству. Не производя сами общественного продукта, они, тем не менее, косвенно участвуют в его создании, обеспечивая воспроизводственный процесс денежными ресурсами, гарантируя его непрерывность и слаженность и обладают способностью определенным образом воздействовать на воспроизводственный процесс, корректировать его пропорции, темпы, масштабы. Поэтому все составляющие финансово-кредитной системы страны по праву считаются стратегическими секторами экономики и используются как инструмент государственного регулирования.

     Государственное регулирование в развитых странах  не исключает действия механизмов саморегулирования, а напротив, призвано дополнить и  скорректировать их действие так, чтобы  в экономике соблюдался баланс интересов  государства, субъектов хозяйства, населения. И саморегулирование, и государственное регулирование производится прямыми (административными) и косвенными (экономическими) методами. Прямое регулирование реализуется через нормативно-правовые акты (различного уровня), а экономическое - через все сферы и звенья финансово-кредитной системы.

     Предпосылками осуществления государственного финансового  регулирования являются следующие  исходные основания:

     1. Учет действия объективных экономических  законов развития общества. Поскольку  процесс финансового регулирования протекает по субъективно намеченному направлению финансовой политики и механизму ее воплощения в хозяйственную практику, мероприятия этой политики и механизма будут тем более действенными и отвечающими требованиям практики, чем полнее в них учтены интересы субъектов хозяйствования, отраженные в экономических законах и соответствующих им экономических категориях. А в противном случае будет проявляться реакция отторжения форм и методов финансового механизма в реальной экономической жизни.

     2. Разработка научно обоснованной стратегической программы развития общества, выражающей коренные интересы всех его членов. Программа определяется как цельное, долгосрочное направление, которое обеспечивает нормативные акты государства и нижестоящих структур; допускается корректировка тактического характера по непредвиденным обстоятельствам.

     3. Наличие демократической системы  выражения взглядов и представляющих  их демократических институтов  для возможности свободного изъявления  интересов всех слоев населения,  социальных, национальных, профессиональных групп. Автократическая форма правления порождает волюнтаризм решений, неприятие и отторжение их обществом, искаженное выполнение, низкую эффективность работы государственных структур: при внешней видимости благополучия общество обречено на застой, социально-экономическую отсталость и деградацию.

     4. Наличие в стране отлаженной  законодательной системы, четко  и оперативно реагирующей на  отступление от норм и правил  поведения в хозяйственной деятельности. В более широком смысле слова законодательная система должна способствовать формированию «нравственного климата» в обществе, влияние которого выходит за рамки чисто юридической ответственности за оговоренные в законодательстве нормы, в том числе и ответственности за исполнение решения властными структурами, то есть предполагается качество управления, компетентность и порядок во всей иерархической структуре управления. Данное положение невозможно осуществить без действия предпосылки, сформулированной в пункте 3.

     Пункты 3,4 названных предпосылок представляются, в целом, как наличие «гражданского общества», то есть такого цивилизованного общественного устройства, которое создает для всех членов общества равные возможности для жизнедеятельности, учитывает их интересы и потенциал, обеспечивает одинаковую правовую защиту и ответственность.

     Результативность, то есть реальный итог государственного финансового регулирования, достигается  при соблюдении определенных условий  его осуществления. К таким условиям относятся следующие:

     а) структурная перестройка экономики с постепенным развитием возможно большего набора производств по технологическим переделам: от добычи природных ресурсов до изготовления товаров и изделий конечного потребительского назначения в соответствии со спросом населения; имеется в виду достижение ресурсно-технологического равновесия, поддержание высокотехнологичных и жизненно важных производств (топливно-энергетического, агропромышленного комплексов, транспорта, связи), проведение конверсии военного производства;

     б) демонополизация хозяйственных процессов и структур на всех уровнях управления и в формах собственности;

     в) развитие конкуренции, предпринимательства  на основе создания подлинного равноправия  всех форм собственности всех субъектов  хозяйствования, открывающих простор рыночной инициативе, свободе коммерческой деятельности, равных возможностей в выборе видов деятельности, за исключением оговоренных в законе;

     г) из предыдущих условий следуют вытекающие из него: возможность свободного беспрепятственного перемещения подвижных факторов производства (капиталов в разной форме, рабочей силы, технологий, информации, прав собственности и т.д.) между отраслями, производствами, территориями как в границах государства, так и в рамках единого интеграционного пространства нескольких стран, объединяющихся в экономические союзы по развитию сотрудничества, исходящего из преимуществ международной кооперации и разделения труда.

Информация о работе Анализ основных статистических данных финансовой системы Российской Федерации