Закон о СМИ» РФ как главный руководящий документ журналиста

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 21:02, реферат

Описание работы

История цивилизации, по мнению видного правоведа С. Алексеева, свидетельствует, что понимание права проходило ряд фаз, двигалось, начиная с самых «давних» и «варварских» форм и проявлений, со ступеньки на ступеньку, соответствовало стадиям развития культуры, гуманизма, других ценностей и идеалов цивилизации.
Автор называет четыре ступени, позволяющие достаточно определенно очертить правовые поля в те или иные эпохи, в том числе, и в нашем переходном обществе:

Работа содержит 1 файл

Закон о СМИ как главный руководствущий документ журналиста.docx

— 58.10 Кб (Скачать)

В июле 1995 года в этот закон  была внесена поправка, запрещающая  использование скрытых вставок  в теле-, видео-, кинопрограммы и  т.д., воздействующих на подсознание  аудитории.

Говоря об ограничениях «свободы массовой информации», следует уяснить  главное: любые ограничения должны быть законными, т.е. содержаться лишь в законах, а не в подзаконных  актах и ведомственных документах. Так, в случае введения чрезвычайного  положения, может быть введена цензура  журналистских материалов, исходящих  из района ЧП. Однако препятствовать журналистам  в получении такой информации, создавать вокруг них информационный вакуум недопустимо: эти действия властей  даже в случае формального объявления ЧП незаконны. Что же говорить —  с точки зрения закона — о действиях  военных и гражданских должностных  лиц в начале чеченских событий  в январе 1995 года?!

Законодательную основу свободы  массовой информации составляет, наряду с законом «О СМИ», и другое. Существует, например, Федеральный Закон «О порядке  освещения деятельности органов  государственной власти в государственных  средствах массовой информации», определяющий, в основном, деятельность электронных  СМИ, в том числе — порядок  предоставления эфирного времени в  региональных СМИ.

Кроме специализированных законов  о СМИ, законодательную базу свободы  массовой информации составляют правовые нормы других законов. К примеру, Уголовный кодекс России содержит статьи 130 и 131, устанавливающие повышенную ответственность за клевету и  за оскорбление, нанесенные с помощью  средств массовой информации.

К сожалению, разработчики нового Уголовного кодекса удалили из него статью 140/1, предусматривавшую в  начале эпохи гласности ответственность  в виде лишения свободы на срок до двух лет за злостное воспрепятствование в какой бы то ни было форме законной профессиональной деятельности журналистов. Причина? «Слабая применимость этой статьи», — так объяснили свои действия авторы новой редакции УК. Вот так и создается неполнота  и противоречивость правового пространства, в котором действует журналистика. Исключая,  под надуманным предлогом  статью из Уголовного кодекса, законодатель нарушает соотношение прав и ответственности  журналиста.

Но и самый взвешенный подход, тщательная кодификация информационного  законодательства (а когда-нибудь такая  отрасль права станет общепризнанной) сама по себе не снимет противоречий между  властью и прессой. Необходима не государственная, а национальная политика — такую идею выдвигают ведущие  ученые в области теории журналистики. За «столом», где разрабатывается такая политика, должны оказаться не только власти, но и институты гражданского общества.

В основу этой политики должны быть положены принципы информационной безопасности применительно к сфере  журналистики. Профессор Е.П. Прохоров в выступлении на IV съезде Союза  журналистов России пояснил, что, по его мнению, значит добиться информационной безопасности: «Во-первых, все субъекты общественных отношений — и государства, и гражданского общества — имеют  возможность высказаться. Во-вторых, все имеют право быть «услышанными»  всеми теми, кого касается высказывание. В-третьих, все «говорящие» и все  «слушающие» должны уметь сознавать  равенство собеседников и видеть свои интересы на фоне интересов других. В-четвертых, поэтому требуется владеть  навыками равноправного и конструктивного  социального диалога, предполагающего  поиск компромисса на путях «сдвига  к центру», ( съезд Союза журналистов России).

Легко показать, что перечисленные  минимальные требования информационной безопасности не соблюдаются, а это  приводит ко многим трудностям в становлении  демократии, достижении общественного  согласия, к неуверенности людей  в завтрашнем дне.

Список использованной литературы

  1. Боер  В.М., Павельева О.Г. Информационное право: Учебное пособие. Ч.1. - СПб.: ГУАП, 2006.
  2. Гражданский Кодекс РФ.
  3. Дзялошинский И.М. Доступ к информации – лучший индикатор цивилизованности страны // http://dzyalosh.ru/02-dostup/statii/Dostup_k_inf_lutchiy_indikator.htm.
  4. Кодекс РФ об административных правонарушениях.
  5. Конституция РФ.
  6. Копылов В.А. Информационное право: Учебник.3-е изд., 2006.
  7. Материалы Международной научно-практической конференции «Анализ систем на пороге XXI века: теория и практика» в 4-х томах. Том 2. / Сост. Т.Е. Сафонова — М.: «ИНТЕЛЛЕКТ» — 1996. — 438 с. sovmedia.ru
  8. Монахов В.Н. Комментарий к Закону РФ "О средствах массовой информации". - М., 2007.
  9. Основы творческой деятельности журналиста /ред.-сост. С.Г. Корконосенко. СПб, 2000. С. 177. Там же. С. 170-171. С. 190.
  10. Российский рынок периодической печати. Отраслевой доклад Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. М., 2010 // http:// www.fapmc.ru/files/download/798_ file.pdf. С. 92.
  11. Симонов А.К. Техника юридической безопасности для журналиста. М., 2002. С. 3.
  12. Соколова О.С. Персональные данные как информация ограниченного доступа: проблемы правового регулирования. // Вопросы защиты информации. - 2006. - N 2. - С.17.
  13. Уголовное право. Учебник. / под ред. Б.В. Здравомыслова. - М., 2006.
  14. Федеральный Закон РФ "О средствах массовой информации" от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 25.12.2008, с изм. от 09.02.2009).
  15. Федеральный Закон РФ "О государственной тайне" от 21 июля 1993 года N 5485-1 (ред. от 01.12.2007).
  16. Федеральный Закон РФ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27 июля 2006г. № 149 ФЗ.
  17. Федеральный Закон РФ "О коммерческой тайне" от 29.07.2004г. N 98-ФЗ.
  18. Федеральный Закон РФ "Об обязательном экземпляре документов" от 29 декабря 1994 г. N 77-ФЗ (с изменениями от 23 июля 2008 г).
  19. Федеральный закон РФ "О персональных данных". от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ.
  20. Федеральный закон РФ № 114-ФЗ от 25.07.2002 г. "О противодействии экстремистской деятельности".
  21. Федеральный закон РФ "О рекламе" от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 07.05.2009).
  22. Федеральный Закон РФ "Об общественных объединениях" от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ (ред. от 23.07.2008).
  23. Федотов М.А. Гласность как предмет правового регулирования. М., 2009. С. 5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Закон о СМИ» РФ как главный руководящий документ журналиста