Взаимоотношения медицинских работников и пациентов между собой

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 17:28, контрольная работа

Описание работы

Взаимоотношения между пациентом и медицинским работником не могли появиться раньше, чем появилось общечеловеческие, не могли они возникнуть и раньше, чем появились профессии врача, медицинской сестры, акушерки. С течением времени медицина превратилась из искусства в систему научных знаний и практической деятельности, появилась медицинская техника, но отношения между медработником и пациентом остаются первостепенно важными. Важная роль в регуляции взаимоотношений между медработником и пациентом играют правила правдивости, конфиденциальности, информированного согласия.

Содержание

Модели взаимоотношений между пациентами и медицинскими работниками.
Введение
Становление взаимоотношений
Пациент и его проблемы с медико-этической точки зрения
Модели взаимоотношений
Взаимоотношение, основанное на специфике состояния и особенностей пациента
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

биоэтика.docx

— 26.72 Кб (Скачать)

Слово «больной»  понятно каждому. В современной медицине слово «больной» все чаще заменяют словом «пациент», означающим в переводе с латинского «страдающий», а с французского – «терпеливый», «пассивный», «безучастный». Однако далеко не все больные терпеливы, пассивны и безучастны к решению своей судьбы. В современной российской реальности слово «пациент» в понимании «терпеливый» можно использовать и потому, что необходимо большое терпение, чтобы получить медицинскую помощь без излишних материальных и нервных затрат.

Разумеется, больные  могут быть разного пола, возраста, национальности, специальности, социального  статуса, состояния здоровья. Однако все они имеют право на то, чтобы  медицинский работник видел в  них личность, заслуживающую уважения, внимания и сострадания. И к каждому  из них нужен особый подход. Не случайно в Древней Индии врачи уверяли, что вылечить ребенка в 10 раз труднее, чем взрослого, а вылечить женщину  в 100 раз труднее, чем ребенка.

Что общего между  немощной старушкой, которая не может  без посторонней помощи пройти несколько  шагов, и ребенком, задыхающимся от приступа бронхиальной астмы; между  юношей, находящимся в ступоре, и  молодой женщиной, умирающей от кровотечения в результате криминального аборта? Несмотря на различия в возрасте, поле, характере и серьезности болезни, ее локализации, тяжести состояния, прогнозе, во всех случаях речь идет о пациенте, больном человеке.

Формы взаимоотношений  между медицинским работником и  пациентом могут быть рассмотрены  и как состояния, в котором  находится больной. В этом случае необходимо рассматривать состояния  острого заболевания, хронического, терминального страдания, а также  когда больной находится в  коматозном (бессознательном ) состоянии.

Острое заболевание  для больного означает временное  ограничение его привычных форм жизнедеятельности, он добровольно  уступает контроль над своим телом  медицинскому работнику. Для медицинского работника в этой ситуации важнейший  ориентир – «делай добро».

Хроническое заболевание  предполагает необратимость возникших  патологических изменений. В этом случае решается вопрос о реабилитации больного, с активным его участием. Медицинский  работник выступает в качестве консультанта, советника.

Положение умирающего больного заставляет пересмотреть медиков  представление о целях и задачах  медицинской помощи. В этой ситуации делается акцент на моральную настройку  эмоциональных качеств отношения  к больному.

Отношение к  больному как к личности, в коматозном состоянии, затруднено по вполне объективным  причинам, но он не должен рассматриваться  как безличностный объект. При принятии жизненно важных решений законодательство предполагает получение информированного согласия от родственников (или законных представителей), если нет такой возможности – созывается консилиум. Таким образом, защищаются права и интересы личности больного находящегося в коматозном состоянии.

Современный больной  изменился, это констатируют все  без исключения медицинские работники, имеющие значительный стаж работы –  изменился чисто медицинский  портрет сегодняшнего больного, изменилась психология больного.

В современном  здравоохранении понятие уважение личности пациента является первостепенно  важным, и находится в центре любых  отношений между медицинским  работником и пациентом.

К психологическим  особенностям современного пациента медицинские  работники относят его неизмеримо возросшую «медицинскую образованность». Одни считают, что она является следствием недоверия к медицинским работникам, другие видят причину в широком  доступе к медицинской литературе; отсюда у пациента сочетание знания с полузнанием и переоценка своего собственного понимания проблем медицины.

Отмечается у  пациента и признание важности профилактики на словах с одновременным почти  полным игнорированием ее на деле; склонность к самолечению; обостренный интерес  к парамедицине.

С точки зрения медицинских работников, существуют «приятные» и «неприятные» пациенты. Приятные – это те, кто причиняет  мало хлопот и при этом не стесняется в изъявлении благодарности в  самом разном виде. «Неприятных» значительно  больше.

По мнению медицинских  работников существует несколько десятков «самых нелюбимых» типов пациентов, которые каждодневно пересекают порог больницы или поликлиники. Приведем некоторые из наиболее встречающихся:

«всезнайка» - идет в кабинет с непоколебимым  «самодиагнозом»;

«потребитель» - рассуждающий «плачу деньги – дайте  здоровье», при этом не принимающий  в лечении ни какого «участия»,назначенные таблетки не принимает;

«невнимательный пациент» - не соблюдает указанное  ему время приема, не принимает  предписанных лекарств или не тогда, не соблюдает диету;

«пуп земли» - утверждающий «был у всех, но никто  не может мне помочь»; рекомендации выслушивает молча; молча уходит, не попрощавшись, в поисках другого врача;

«невежа» - вместо истории болезни расскажет историю  своей жизни, иногда прибавит сочный анекдот, не стесняясь спросит подробности личной жизни медработника;

«неподготовленный» - принципиально не носит с собой  необходимые документы (снимки, медицинские  карты и др.), обычно и одежды чересчур много ( пока освободится от всей одежды, проходит много времени);

«нечистоплотный» - пациент забывший о личной гигиене.

Разумеется, что  не много симпатий вызывают у медицинских  работников наркологических, дерматовенерологических  диспансеров их пациенты: бомжи, наркоманы, больные сифилисом. Недолжно быть: «несносных», «занудливых», «нечистоплотных», «всезнаек», «психопатов», «переносчиков заразы». Хотелось бы отметить, что с позиций медицинской этики «неприятных больных» вообще не должно существовать для настоящего медицинского работника. Согласно «Декларации о политике в области обеспечения прав пациента», п.1.1. гласит, что «каждый человек имеет право на уважение собственной личности», а п.5.1. : «каждый человек имеет право на получение медицинской помощи в соответствии с необходимостью для здоровья».

Особый вид  пациентов – это пациенты высокого социального статуса (VIP пациенты), привыкшие  требовать к себе особого отношения, которые видимо не понимают, где кончается их «значимость» и где начинается бестактность. К сожалению, Федеральный закон «О правах и безопасности пациента в сфере здравоохранения» 1995г, не содержит раздела об обязанностях пациента.

Заключение 

Хотелось бы надеяться, что новые законы, которые  появятся в нынешнем веке, отразят  интересы и точки зрения как медицинских  работников, так и пациентов, а  права и обязанности обеих  сторон дополнят друг друга и станут реальной основой взаимоотношений  в системе «медицинский работник – пациент».

Общение медицинского работника и пациента начинается с их первой встречи, с первого  слова сказанного друг другу, с какой  интонацией это слово сказано, с  каким выражением лица, глаз и насколько  это взаимоотношение будет позитивным - зависит от обоих сторон, но в первую очередь должны присутствовать:

сотрудничество  – взаимное, осознанное активное участие  в лечебном процессе;

эмпатия (элемент сопереживания) – ощущение способности испытывать за другого его чувства (является определяющим во многих межличностных отношениях);

уважение;

индивидуальный  подход.

Список  литературы 

Теория сестринского дела. С.И.Двойников М. 2002

Сестринское дело. Г.П.Котельников.»Феникс» Ростов–на-Дону 2006

Кемпбелл А. «Медицинская этика». М. «ГЭОТАР-МЕД» 2004

Яровинский М.Я. лекции по курсу медицинской этики – М.2001

Яровинский М.Я. «Медицинская этика».М. «Медицина» 2004 

Информация о работе Взаимоотношения медицинских работников и пациентов между собой