Возникновение и развитие этической мысли

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 15:59, контрольная работа

Описание работы

О возникновении этики, как системы нравственных норм, нельзя говорить в том же смысле, в каком говорят о возникновении наук или философии вообще. Этика не создаётся путём теоретического интереса к той или иной области действительности, как большинство наук — она обусловливается самим фактом общественной жизни. Мораль не возникает в человеческом обществе в определённый момент времени, но присуща ему, в той или иной форме, на всех стадиях его развития.

Работа содержит 1 файл

Возникновение и развитие этической мысли.docx

— 78.07 Кб (Скачать)

     Такая  структура поступка представляет  собой схематизированную модель, безусловно, упрощающую противоречивые  уникальные акты "живой" нравственной  деятельности. Кроме того, она статична, локальна и элиминирует волевые,  чувственные и подсознательные  компоненты, пронизывающие все слагаемые  поступка. Тем не менее, теоретический  анализ такого рода позволяет  обнаружить нечто общее в многоцветной  конкретике отдельных поступков  и лучше рассмотреть такую  грань морали, которую условно  называют нравственной деятельностью.Нравственные  отношения чрезвычайно многоцветны  по форме и по содержанию, что  определяется многочисленными факторами  как социокультурного, так и субъективного  характера. Пространственно локализовать  сферу нравственных отношений  не представляется возможным,  поскольку они растворены в  других видах отношений, отражая  уже упоминавшиеся особенности  морали. Тем не менее, можно  конкретизировать это этическое  понятие (соответственно - скрывающийся  за ним реальный феномен) с  помощью упоминания о некоторых  направлениях классификации нравственных  отношений. Так, например, выделяют  прямые и косвенные моральные  отношения, имея в виду их  первостепенную или второстепенную  значимость; ситуативные и устойчивые, фиксируя длительность их существования.  Идеальный, неискаженный смысл  нравственных отношений предполагает  их субъект - субъектный, а не  субъект - объектный характер, т.е.  своеобразный запрет на использование  другого человека в качестве  объекта для манипулирования.  Основными видами моральных отношений,  рассматриваемых в этом ключе,  являются, отношение человека к  самому себе, к другому человеку, к какой-либо социальной общности. Как бы сложно не проявлялись  человеческие отношения, необходимо  помнить, что их нравственный  статус опирается на принцип  гуманизма, утверждающий самоценность  личности "как в своем лице, так в лице всякого другого" (Кант). Выделение такого условного  структурного компонента морали  как нравственное сознание позволяет  анализировать ее в качестве  совокупности определенных понятий  и представлений. Как нравственная  деятельность и нравственные  отношения являются особыми "срезами"  человеческих деятельности и  отношений вообще (рассмотренных  под углом зрения морали), так  и нравственное сознание есть  особая сфера человеческого сознания, обладающая целым рядом специфических  характеристик. Главными из них  можно считать абстрактность  (требования нравственного сознания  существуют в форме безличного  долженствования); универсальность  (требования морального сознания  формулируются как универсальный  закон, перед которым равны  все); наличие в любых проявлениях  нравственного сознания антитезы  должного и сущего; ценностный  способ обоснования должного.В  сфере морального сознания принято  выделять эмоциональный и рациональный  уровни, его также можно рассматривать  как единство общечеловеческого,  группового и индивидуального.  Исследование морального сознания  еще в одном контексте позволяет  обозначать его обыденный и  этический (осознанный, более-менее  систематизированный) уровни. Кстати  говоря, рационализированную и систематизированную  область морального сознания  представляет этика, о парадоксах  взаимоотношения которой со своим  предметом - моралью - говорил  ось в предыдущем параграфе.  Указанные здесь (и прочие, оставшиеся "за кадром") характеристики  нравственного сознания в реальной  действительности связаны друг  с другом чрезвычайно противоречивым  образом, порождая множество конфликтных  ситуаций. В логическую структуру  морального сознания входит достаточно  большое количество понятий, которые  субординируются по-разному, в  том числе с помощью сложных,  многоуровневых систем классификации.  В качестве опорных понятий,  фундирующих сферу морального  сознания и отражающих его  главные феномены, выступают следующие:  нормы, кодексы, качества, принципы, категории, идеалы. Норма является  простейшей формой нравственного  требования, предписывая или запрещая  поведение определенноrо типа ("не  кради", "не лги" и т.п.). Кажущаяся легкость исполнения  императивов такого рода не  исключает, конечно, их проблематичности  в конкретной ситуации (например, следование норме "не убивай" в военное время), тем не менее,  понятие "нравственное качество" в логической структуре морального  сознания выглядит более сложным  образованием. Отражая полярность  морального мира, оно включает  в себя два других: "добродетель"  и "порок". Понятно, что тем  самым предписывается культивирование  добродетелей и отвержение пороков.  В отличие от нормы, на этом  уровне не фиксируются, конкретные  предписания или запрещения определенных  действий, поскольку обладающий  добродетелями человек способен  самостоятельно принимать решения.  Еще более обобщенно моральное  сознание выражает себя в понятии  "нравственный принцип", обозначая  в нем такую стратегическую  установку, которая может выступать  критерием измерения частных  моральных феноменов и, наконец,  наиболее абстрактный и сложный  слой морального сознания связывается  с понятием "нравственный идеал", синтезирующим представления о  "морально высшем".  Данная  цепочка понятий позволяет отразить  процесс усложнения механизмов  регуляции поведения, отражаемый  моральным сознанием. Кстати, понятие  "кодекс" в его прежнем, традиционном  понимании (совокупность норм) следовало  бы поставить после понятия  нормы, однако современное значение  кодекса, сопряженное, как правило,  с профессиональной деятельностью,  выходит за рамки данной цепочки  (поскольку включает в себя  не только нормы) и даже за  рамки морали (так как фиксирует  требования внеморального - правового,  административного и Т.Д. - характера).    К основным категориям этики,  отражающим наиболее сложные  и значимые феномены морального  сознания, обычно относят такие  понятия: добро и зло, справедливость  и несправедливость, долг, совесть,  честь, достоинство, счастье, смысл  жизни. Их также можно классифицировать  различным образом. Поскольку  эти понятия касаются самых  важных аспектов нравственного  бытия и, соответственно, занимают  особое положение в пространстве  этического знания, они нуждаются  в специальном рассмотрении. Многомерность  морального сознания не позволяет  исчерпать его с помощью описания  одного или даже нескольких, категориальных  рядов. В зависимости от возникающей  задачи, можно разворачивать его  понятийный ряд в том или  ином направлении, реконструируя  различные грани и оттенки  нравственного мира. Поэтому, а  также потому, что структура сознания  подвижна и изменчива, создать  строгую, однозначную классификацию  понятий, ее отражающих, не представляется  возможным.Моральное сознание связано,  конечно, ну только с размышлениями,  все события нравственного мира  эмоционально переживаются личностью,  поэтому можно говорить о чувстве  долга, чувстве собственного достоинства  и т.д. Таким образом, нравственные  чувства представляют собой неотъемлемую  сторону морального сознания. В  потоке переживаний, испытываемых  человеком, можно различать (с  большой степенью условности) психологические  (страх, симпатия, дискомфорт) и собственно  нравственные (стыд, вина, раскаяние  и т.п.). Первые являются непосредственной  реакцией психики на внешние  воздействия, возникают естественно  и, как правило, неконтролируемо.  Вторые - реакции более глубокого  уровня, связанные с процессом  социализации и с самопознанием.  Не случайно их называют высшими  чувствами. Впрочем, эмоциональные  феномены, которые отнесены к  первому разряду, могут приобретать  нравственный статус, сплетаясь  с теми или иными ценностными  ориентациями личности.   Регулятивное  значение чувств чрезвычайно  велико, часто превышая авторитет  разума и, тем более, простого  здравомыслия. Понятно, что моральная  деятельность предполагает контроль  разума над страстями, однако  разумное восприятие мира служит  как бы промежуточным, хотя  и обязательным этапом в формировании  невыразимо сложных нравственных  интенций, способных преодолевать  ограниченность исключительно рационального  отношения к действительности.  Сбалансированность рациональной  и эмоциональной сторон придает  сознанию устойчивость и гармонию, своеобразным проявлением которых  является моральная интуиция. Представляя  собой некое синкретическое единство  размышлений и чувств, возникающее  на определенном этапе нравственного  развития личности, моральная интуиция  способствует быстрому принятию  решения в таких ситуациях,  где процедура рациональной мотивации  по каким-либо причинам затруднена.  Намеченные "опорные точки"  структурно-функционального аспекта  этического знания позволяют  осуществлять теоретический анализ  морали, выясняя ее общие фундаментальные  характеристики и абстрагируясь  от релятивности конкретных проявлений. Для понимания сложной диалектики  общего и особенного, изменчивости  и устойчивости в морали необходимо  обратиться к рассмотрению особенностей  ее исторического развития. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Общая характеристика принципов  общественной морали

Принципы морали:

  • гуманизма
  • патриотизма
  • оптимизма
  • толерантность
 

    Принципы морали - это основные начала, исходные требования, охватывающие общественную и личную жизнь человека. Они конкретизируются в вид же норм, регулирующих поведение  людей в определенных жизненных  ситуациях. 

  1. Поступок  и его признак
  2. Принцип гуманизма. Гуманистическое содержание профессиональной деятельности юриста

    Гуманизм (от латинского humanus – человечный) – принцип  мировоззрения, в том числе нравственности, означающий признание человека высшей ценностью, веру в человека, его способность  к совершенствованию, требование свободы  и защиты достоинства личности, идею о праве человека на счастье, о  том, что удовлетворение потребностей и интересов личности должно быть конечной целью общества.Сторонники гуманизма провозглашают человека центром мироздания, венцом природы. Его стремление к счастью, наслаждению  со времен глубокой древности объявлялось  основой нравственности.Философ  И. Кант, обосновывая свою теорию нравственности, в которой мораль рассматривалась  как область должного, сформулировал  гуманистическое в своей сущности требование, названное категорическим императивом. Категорический императив (безусловное повеление) Канта в  одной из формулировок гласит: "поступай так, чтобы ты всегда относился к  человечеству и в своем лице, и  в лице всякого другого так  же, как к цели, и никогда не относись к нему только как к средству".Категорический императив провозглашает важнейшее  гуманное положение, означающее, что  всякий человек заслуживает отношения  к нему как к личности, достоин  быть в центре внимания других, что  никто не вправе использовать человека как орудие, средство для достижения личных или социальных целей, относиться к нему как к своего рода материалу.Идею категорического императива Канта  поддерживали многие мыслители, в том  числе в России. Однако ее реализация в жизни, что отмечал и сам  Кант, в полном объеме неосуществима.  Гуманистическое начало содержит древнейшее нормативное нравственное требование, получившее название "Золотое правило". Оно формулируется в позитивной форме: "поступай по отношению к  другим так, как ты хотел бы, чтобы  они поступали по отношению к  тебе", или же в негативной форме: "не поступай... " и т. д. В русской  пословице оно получило такую  интерпретацию: "чего в других не любишь, того не делай сам". 

    "Золотое правило"  содержит гуманистическую идею  равенства всех людей. Оно означает  право и обязанность личности  брать на себя ответственность  за свои поступки, способствует  выработке стремления ставить  себя на место другого.Этические  категории и принципы пронизывают  всю жизнь людей, даже и тех,  кто не имеет представления  о их научной трактовке. Они  определяют содержание права,  присутствуют в законодательных  актах, в том числе регулирующих  конкретную деятельность юриста. Знакомство с их сущностью  необходимо юристу как для  изучения и понимания права,  так и для практической деятельности  по его применению. 

  1. Принцип справедливости и  законности как нравственная и правовая форма, его отражение  в деятельности юриста

    Справедливость  в обществе понимается в различных  аспектах. Это категория морально-политическая и правовая. В этике справедливость – категория, означающая такое положение  вещей, которое рассматривается  как должное, отвечающее представлениям о сущности человека, его неотъемлемых правах, исходящее из признания равенства  между всеми людьми и необходимости  соответствия между деянием и  воздаянием за добро и зло, практической ролью разных людей и их социальным положением, правами и обязанностями, заслугами и их признанием[2].

    Аристотель впервые  разделил справедливость на уравнительную (справедливость равенства) и распределительную (справедливость пропорциональности). Эти аспекты справедливости сохраняют  свое значение и в современных  условиях.

    Несправедливость  противоположна справедливости. Она  там, где человек принижен, его  права и достоинство не обеспечены, между людьми нет равенства, а  блага, воздаяние за добро и зло  распределяются непропорционально.

    Справедливость  главенствует в профессиональной деятельности юристов. Само понятие "юстиция" по латыни означает справедливость (justitia). Юрист, таким образом, "представитель  справедливости".

    Справедливость  – этическая и правовая категория. "Эта категория, – пишет Е. А. Лукашева, – подчас объявляется  этиками как специфически моральная, а юристами – как специфически правовая"[3].

    Идея справедливости, требование справедливости пронизывают  законодательство современного демократического общества. Правовое выражение требования справедливости со-

    держится во Всеобщей декларации прав человека, в том  числе применительно к деятельности суда. В частности, ст. 10 Декларации гласит: "Каждый человек, для определения  его прав и обязанностей и для  установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения, имеет  право, на основе полного равенства, на то, чтобы его дело было рассмотрено  гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным  судом". Ст. 14 Международного пакта  о гражданских и политических правах, формулируя общее требование справедливости к судам при производстве по уголовным и гражданским делам, конкретизирует его в виде минимума процессуальных гарантий для каждого  обвиняемого в уголовном преступлении.

    Требование справедливости в государстве и обществе воплощается  в основных принципах и конкретных нормах Конституции Российской Федерации.

    Для профессии  юриста справедливость есть нераздельный нравственный и служебный долг.

    Справедливость  считают синонимом правосудия. Правосудие с древних времен изображали с  повязкой на глазах, с весами и мечом. Это означает, что судящий должен быть беспристрастен, что прежде, чем  решить, он обязан точно взвесить все "за" и "против", а решив  непреклонно проводить справедливое решение в жизнь.В юридической  деятельности принципиальна проблема соотношения законности и справедливости. В силу известной консервативности законодательства и сложности регулируемых им отношений могут возникать  ситуации, когда решение, формально  соответствующее букве закона, окажется несправедливым, а также ситуации противоположного рода

    Между тем незаконное решение в принципе нельзя признавать справедливым, поэтому необходимо своевременно отражать в законодательстве происходящие в обществе изменения, предусматривать  возможность выбора решений в  зависимости от обстоятельств дела (например, процесс смягчить наказание  или вовсе от него освободить). Уже  созданы суды присяжных, правомочных  принять решение в соответствии с их совестью, народным пониманием справедливости. 

  1. Отражение основных нравственных принципов в международных  и российских нормативных  документах, регламентирующие нравственно-правовые требования к профессиональной деятельности юриста
 
  1. Основные  понятия и категории  этики

    Категории этики  – это основные понятия этической  науки, отражающие наиболее существенные элементы морали.

    Категории этики  – не только теоретические конструкции. То, что образует формальный аппарат  теории, в то же время существует в стихийно формирующемся сознании общества. К примеру, категория справедливости, содержание которой получило истолкование еще у Аристотеля, существует в  сознании каждого человека, сознании любого общества, социальной группы.

    При всем разнообразии подходов к определению системы  этических категорий можно выделить общепризнанные, наиболее важные в  теоретическом и практическом отношении  категории:

    – добро и зло; 

    – благо;

    – справедливость;

    – долг;

    – совесть;

    – ответственность;

    – достоинство  и честь.

    К категориям этики  относят также смысл жизни, счастье  и др.

    1. Добро и зло

    Добро и зло  – наиболее общие формы моральной  оценки, разграничивающие нравственное и безнравственное.

    Добро – категория  этики, объединяющая все, имеющее положительное  нравственное значение, отвечающее требованиям  нравственности, служащее отграничению нравственного от безнравственного, противостоящего злу.

    Со времен древности  добро и зло истолковывались  как две силы, господствующие над  миром, надприродные, безличностные. Ф. Энгельс писал: "Представления  о добре и зле так силь

    но менялись от народа к народу, от века к веку, что  часто прямо противоречили одно другому"[1].

    Религиозная этика  видит добро как выражение  разума или воли Бога. В различных  учениях добро принято выводить из природы человека, из общественной пользы, из космического закона или  мировой идеи и т. д. Само определение  добра достаточно сложно. Некоторые  ученые отказываются от попытки дать определение добра, указывая, что  это верховная, исходная и конечная категория, которая не может быть охвачена какой-либо дефиницией.

    Зло – категория  этики, по своему содержанию противоположная  добру, обобщенно выражающая представление  о безнравственном, противоречащем требованиям морали, заслуживающем  осуждения. Это общая абстрактная  характеристика отрицательных моральных  качеств.

    Моральное зло  следует отличать от социального  зла (противоположности блага). Моральное  зло имеет место тогда, когда  оно – проявление воли определенного  лица, группы лиц, социального слоя. Обычно как моральное зло оценивают  отрицательные поступки людей.

Информация о работе Возникновение и развитие этической мысли