Волевые качества личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 16:43, реферат

Описание работы

Волевая сфера осуществляет многочисленные функции, которые делают личность и ее деятельность более регулируемой, целенаправленной, стабильной и адаптивной. С помощью волевых усилий управление поведением и деятельностью человека приводится в соответствии с теми целями, которые являются для личности значимыми и приоритетными.

Содержание

Функции воли и ее психологические механизмы 3
Волевые действия и их структура 5
Волевые качества личности 8
Список литературы 13

Работа содержит 1 файл

Акмеология воля.doc

— 93.00 Кб (Скачать)

Наиболее интересным является анализ идей, подходов, решений поставленных задач. На этом этапе деятельности для получения конструктивных результатов требуются консуль­тации с компетентными профессионалами, которые позволят обсудить несколько вариантов решения одной и той же про­блемы и выбрать наиболее перспективный из них. Каждый из этапов реализации волевых действий имеет свою эмоциональную составляющую, которая либо повышает, либо снижает активность субъекта деятельности.

Волевые качества личности

Существующие в психологии разногласия касаются не только объяснения природы воли, механизмов и функций. Еще более сложно обстоит дело с выбором критериев для классификации волевых качеств личности. В качестве критериев классификации волевых качеств назывались функции волевой регуляции. В соответствии с ними волевые качества подразделялись на базальные (первичные) и системные (вторичные). К первой группе были отнесены: энергичность, терпеливость, выдержка, смелость. Низкий уровень базальных качеств требует образования более сложных, системных волевых качеств из элементов, которые выполняют компенсаторные функции.

К системным качествам были отнесены: храбрость, настойчивость, дисциплинированность, самостоятельность, инициативность, организованность, самоуправление психическими функциями.

Ильин Е.П. предложил разделить волевые качества личности на два класса: простые и сложные (морально-волевые), К первой группе отнесены: целеустремленность, длительность удержания волевого побуждения, волевые усилия (терпеливость, упорство, настойчивость). Ко второй группе им отнесено самообладание (смелость, выдержка, решительность).

Каждый из авторов классификации предлагал свое представление о том, какие качества следует отнести к волевым и что положить в основание классификации. Чаще других к числу волевых качество причисляется целеустремленность Она трактуется как сознательная направленность личности на достижении цели. Традиционно, целеустремленность связывают с увлеченностью, с наличием устойчивого интереса к той или иной деятельности.

У целеустремленного человека, согласно Е.П. Ильину, в мотивационной сфере возникает стойкая инерционная доминанта, которая может управлять всеми жизненными проявлениями человека, тормозя одни интересы и влечения и направляя активность на другие. Целеустремленные люди тратят свое время и силы на реализацию поставленных целей. Целеустремленное поведение часто характеризует творческих личностей. Именно они оказываются способными мобилизовать волевые усилия на преодоление препятствий, стоящих на пути достижения целей.

Целеустремленность рассматривается как волевое качество, если человек направляет усилия на подавление тех побуждений, которые препятствуют достижению цели и стимулиру­ют активность, направленную на достижение цели.

Известна классификация волевых качеств Ф.Н. Ганоболна, разделившего волевые качества на две группы и взяв в качестве основания активность личности и торможение нежелательных действий и психических процессов.

К волевым качествам первой группы им отнесены: реши­тельность, смелость, настойчивость, самостоятельность. Во вто­рую группу вошли: выдержка, выносливость, терпение, дис­циплинированность, организованность.

Сходную позицию в разграничении волевых качеств зани­мал В.И. Селиванов. Он делил волевые качества на: усилива­ющие, ускоряющие и вызывающие активность, а также на тормозящие, ослабляющие или замедляющие ее. В первой группе оказались: инициативность, решительность, смелость, энергичность, храбрость. Во второй группе - выдержка, выносливость, терпение.

Известна также классификация волевых качеств Р. Ассаджиоли. Им выделено семь групп качеств, объединенных в триады:

♦         энергия - динамическая сила - интенсивность:

♦         мастерство - контроль - дисциплина;

♦         концентрация - сосредоточенность - внимание;

♦         решительность - быстрота - проворность;

♦         настойчивость - стойкость - терпение;

♦         инициатива - отвага - решимость;

♦         организация - интеграция - синтез.

В триады этой классификации были включены трудно совмещаемые волевые качества, а волевые функции были смешаны с волевыми проявлениями и процессами управления активностью. В связи с этим данная классификация крити­чески оценивалась другими исследователями воли.

Развитие волевой сферы личности рассматривается как одна из значимых задач, решение которых определяет успешность достижений практически во всех видах деятельности. Однако требовании к волевым проявлениям в каждой из деятельностей специфичны. Например, волевые качества солдата или пожарного трудно сравнимы с волевыми усилиями художника или ученого. Такое волевое качество, как «решительность» позволит пожарному своевременно и обдуманно включиться в спасение людей, а милиционеру взять на себя смелость применить оружие в ситуации, опасной для жизни. Еще с большим риском для жизни должен проявлять решительность боец спецназа, в считанные секунды принимающий решение действовать определенным образом.

В имеющейся научной литературе в числе волевых качеств зачастую называется решительность, которая характеризуется отсутствием излишних колебаний и сомнений при борьбе мотивов, своевременностью принятия решений, приведением их в жизнь (Ф.Н. Гоноболин). Решительность характеризуется также, как тщательное обдумывание и подготовка необходимых действий. Ее трактуют и как способность смело брать на себя ответственные решения и реализовывать их в деятельности. Решительность связывают с поведением в слож­ных, рискованных ситуациях, когда есть необходимость выбора из ряда альтернатив нужной.

Общим в этих определениях решительности является ее отнесение к принятию решения, указание на время принятия решения и на значимость ситуации. Решительность человек чаще всего проявляет при неуверенности в правильности принимаемого решения, когда решение определяет что-либо ценное в деятельности и жизни человека. В таких ситуациях с помощью волевого усилия человек заставляет себя преодолеть сомнения и перейти к действиям.

Решительность также связывают с быстрым и продуманным выбором цели и способа ее достижения. Принятие решения требует от человека не только выбора из ряда альтерна­тив с неясными последствиями, но и своевременности предпринимаемых действий.

Е.П. Ильин относит решительность к волевым качествам которые характеризуются минимальным временем принятия решения в значимой для человека ситуации, имеющей неопределенные последствия для человека и его окруже­ния*.

Исследовалось также соотношение между смелостью и решительностью. Оказалось, что смелый не всегда является ре­шительным. Решительный может быть боязливым, а нерешительный - смелым (И.В. Петяйкин).

К волевым качествам относят также терпеливость, упорство, настойчивость. Терпеливость связывают с возможностью длительного поддержания волевого усилия (В.К. Калин). Она характеризуется как однократное, длительное противо­действие неблагоприятным факторам, вызывающим утомление, боль, голод, жажду. От терпеливости отличают упорство как самостоятельное волевое качество, определяющее волю к победе, стремление достичь желаемого и необходимого, успе­ха в деятельности, несмотря на трудности и неудачи. Человек может проявлять упорство не только при решении двигательных, но и интеллектуальных задач.

Длительность волевой активности зависит от энергетики активности: чем сильнее потребность, чем больше энергетический ресурс организма, тем дольше человек может сохранять волевое усилие.

Наряду с рассмотренными, существуют и иные классификации волевых качеств. Так, М. Брицхин выделяет одиннадцать фаз психологического управления, за каждой из которых он «закрепляет» определенные волевые качества. Мно­гие из них проявляются не на одной, а на нескольких фазах. В его классификации учитывался временной аспект воли, связанный с последовательностью событий.

Своеобразное решение проблемы классификации волевых качеств было предложено В.В. Никандровым. В основу его классификации положено представление о проявлениях в волевых действиях пространственно-временных и информационно-энергетических параметров. Пространственные параметры характеризуются направленностью волевых действий на субъекта. К ним отнесены: самостоятельность (независи­мость, целеустремленность, уверенность), настойчивость (упор­ство, терпение, упрямство, стойкость, твердость, принципиальность, последовательность и др.). Временные параметры отражают процессуальность волевых действий.

Энергетические волевые качества В.В. Никандров связывает с волевыми усилиями. К ним причислены решительность и самообладание (выдержка, контроль, смелость, отвага, мужество). Информационные волевые качества связаны с мотивами, целями, способами действий и достигнутыми результатами. К ним отнесена и принципиальность.

Однако и эта классификация волевых качеств оказалась достаточно неубедительной. Она также была подвергнута критике за имеющиеся в ней неточности.

В поведении человека трудно отдифференцировать волевые качества от нравственных. Еще И.М. Сеченов говорил, что «...безличной, холодной воли мы не знаем». В реальном поведении и деятельности человека чаще всего проявляется не одно воле­вое качество, а несколько. Так, например, самостоятельность - это не только способность осуществлять какую-либо деятель­ность без посторонней помощи, не поддаваться чужому влия­нию, проявлять стойкость в своих намерениях, проявлять принципиальность. Самостоятельность касается принятия решения* осуществления намеченного, взятие на себя ответственности за поведение и деятельность, наличие самоконтроля.

Самостоятельность может проявляться как инициативность (от лат. initiare - начинать), как стремление использовать новые формы поведения, включаться в новые виды деятельности, использовать новые стратегии и т.д. Иногда самостоятельность рассматриваться как социальная смелость, как способность взять на себя ответственность за совершаемые действия. К числу маргинальных, то есть относящихся одновременно к волевым и нравственным можно отнести дисциплинированность. В этом качестве выражено отношение личности к общепринятым нормам поведения. Различают внутрен­нюю дисциплину, дисциплину по принуждению и дисциплину из соображений выгоды.

Мотивационный и нравственный компонент можно обнаружить одновременно и в таком волевом качестве как стара­тельность (усердие). Обычно старательность характеризуется, как стремление выполнить работу хорошо и добросовестно, как желание работать.

Волевые качества не могут развиться спонтанно. Они требуют целенаправленного воздействия со стороны педагогов, родителей и самих детей. Способность отказаться от приятного и желанного и сделать что-либо требуемое проявляется у человека достаточно рано, уже на 3-ем году жизни. Примерно в это время ребенку становится доступным понимание, что человек не всегда может делать то, что ему хочется. «Хочу» ребенка противостоит «надо» и «нельзя» взрослых. Постепенно он научается с этим считаться, подчиняясь правилам, заведенным в семье, в школе, в коллективе сверстников.

Особенно интенсивно развитие волевых качеств происходит в период школьного обучения, на всех этапах которого необходимо культивирование волевых проявлений, направленных на реализацию личностно и социально значимых целей.

Овладение и следование правилам поведения позитивно сказывается на развитии волевых качеств, закрепляясь в виде навыков и привычек, регулирующих волю. Однако умение подчинить свою деятельность определенным целям требует достаточно продолжительного времени.

Трудно дается людям всех возрастов развитие умения подчинять свое поведение будущему результату, особенно при наличии ситуативных влекущих побуждений. Выработка сильной воли требует выполнения начатого дела до конца. Привычка не бросать незавершенным то, что начал, является одним из эффективных факторов воспитания воли. Большое значение для развития волевых качеств личности имеет то, насколько волевые акты объединены общей линией, как прочно они сохраняются, и как они проявляют себя в поступках.

Развитие волевых качеств личности вначале происходит под влиянием экстернального (внешнего) контроля, который в процессе личностного развития может быть заменен различными видами интернального (внутреннего) контроля. Постепенно человек научается осознавать собственные побуждения и рефлексировать их.

Воспитание волевых качеств связано с развитием целостной личности, с ее умственным и духовным ростом. Волевые качества оказывают значимое воздействие на формирование характера человека.


Список литературы

1.            Шевандрин И.И. “Психодиагностика, коррекция и развитие личности”, 1995г.

2.            Степанова Е.И. “Психология взрослых”, 2000г.

3.            Ильин Е.П. “Психология воли”, 2009г.

4.            Котова И.Б. “Общая психология”, 2008

5.            Хозяинов Г.И., Кузьмина Н.В., Варфоломеева Л.Е. “Акмеология физической культуры и спорта”, 2005

6.            Костихина Н.М. “Акмеология физической культуры и спорта”, 2005

7.            Якимов А.М. “Основы тренерского мастерства”, 1992

2

 



Информация о работе Волевые качества личности