Важнейшие моральные и этические учения: Будда

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 17:10, контрольная работа

Описание работы

Основной целью моей контрольной работы, является изучение и понимание важнейших моральных и этических учений Будды.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Жизнь Будды 4
Глава 2. Четыре благородных истины 6
Глава 3. Философский смысл этического учения Будды 8
3.1. Теория зависимого происхождения 8
3.2. Теория кармы 8
3.3. Учение о всеобщем изменении и непостоянстве 9
3.4. Теория несуществования души 9
Заключение 12
Библиографический список 14

Работа содержит 1 файл

проф этика.docx

— 35.22 Кб (Скачать)
 
 

    Содержание 

    Введение                                                                                                           3

    Глава 1. Жизнь Будды                                                                                     4

    Глава 2. Четыре благородных истины                                                           6

    Глава 3. Философский смысл этического учения Будды                            8

    3.1. Теория  зависимого происхождения                                                       8 

    3.2. Теория  кармы                                                                                           8

    3.3. Учение  о всеобщем изменении и непостоянстве                                  9

    3.4. Теория  несуществования души                                                              9

    Заключение                                                                                                    12

    Библиографический список                                                                         14 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    ВВЕДЕНИЕ

     Термин  «этика» происходит от древнегреческого слова «ethos» («этос»). Первоначально  под этосом понималось привычное  место совместного проживания, дом, человеческое жилище, звериное логово, птичье гнездо. В последующем оно  стало по преимуществу обозначать устойчивую природу какого-либо явления, обычай, нрав, характер; так, в одном из фрагментов Гераклита говорится, что этос человека есть его божество. Отталкиваясь от слова «этос» в значении характера, Аристотель образовал прилагательное «этический» для того, чтобы обозначить особый класс человеческих качеств, названных им этическими добродетелями. Этические добродетели являются свойствами характера, темперамента человека, их также называют душевными качествами.

     Мораль  – понятие историческое. Она относится к числу тех общечеловеческих духовных ценностей, которые определяют содержание социального бытия с самого начала возникновения человеческой цивилизации и останутся важнейшим ее атрибутом пока существуют человек и общество. Являясь одной из самых древних форм общественного сознания, мораль формировалась по мере выделения человека из животного мира в ходе становления общественных отношений, образования социальных коллективов и общностей.

     Основной  целью моей контрольной работы, является изучение и понимание важнейших моральных и этических учений Будды.

     Преодоление желаний так в двух словах можно было бы выразить суть этико-нормативной программы Будды. По его мнению, человеку для того, чтобы добиться высшей цели и прийти к согласию с самим собой, необходимо полностью отрешиться от мира.

     Учение  Будды дошло до нас в позднейших изложениях и интерпретациях. Основными  его источниками являются: буддийская каноническая книга «Типи-така» («Три корзины» [закона] ), составлявшаяся последователями Будды в течение первых трех столетий после смерти учителя и записанная на языке пали в I в. до н.э. на Цейлоне; мифологизированный рассказ о жизни Будды на санскрите «Лалитавистара»; поэма «Буддхачарита» («Жизнеописание Будды») великого классика буддийской санскритской литературы Ашвагхоши, жившего предположительно во II в. до н.э.; существующая в палийской и санскритской версиях книга «Милиндапаньха» («Вопросы Милинды»), представляющая собой беседу о сути буддийского учения между греческим царем Милиндой (Менандром) и буддийским монахом Нагасеной и составленная на рубеже нашей эры.

Глава 1. ЖИЗНЬ БУДДЫ

     Жизнь основателя буддизма Сиддхартхи, или  Гаутамы Будды, «Света Азии», известна довольно хорошо. Он родился в VI в. до н. э. в царской семье в Капилавасту (север Бихара, у предгорий Гималаев) и еще в юности отказался от светской жизни. Болезни, старость и смерть, которые он увидел, показали молодому царевичу, что мир полон страданий, а жизнь странствующего монаха дала ему возможность найти путь к освобождению. Став аскетом, он без устали искал разрешения вопроса о действительном источнике всех страданий и о путях к полному избавлению от них. Будда искал ответ у многих религиозных учителей и во многих школах своего времени, подвергал себя тяжелым аскетическим испытаниям, но ничто не удовлетворяло его.

Тогда он решил положиться на свои собственные  силы. С железной волей, освободив  свой ум от тревожащих его мыслей и  страстей, он стремился раскрыть путем  постоянных сосредоточенных размышлений  тайну земных страданий, пока наконец  его усилия не увенчались успехом. Сиддхартха стал Буддой, или Просветленным. Его просветление заложило основы буддийской религии и философии, которые с течением времени распространились на Цейлон, Бирму, Сиам, Тибет, Китай, Японию и Корею.

     Подобно всем великим учителям древности, Будда  облекал свои поучения в форму  бесед и в течение долгого  времени, из поколения в поколение, они устно передавались от одних  учеников к другим. Источником нашего знания об учении Будды в настоящее  время является главным образом  «Трипитака» («Три корзины учений»), о которой говорят, что они содержат мысли Будды, переданные самыми близкими его учениками. Эти три канонические работы называются «Виная-питака», «Сутта-питака» и «Абхидхамма-питака». Первая работа содержит правила поведения, вторая является собранием проповедей и притч, третья ставит и рассматривает проблемы буддийской философии. Все три работы являются памятниками древней буддийской философии. Они написаны на языке пали.

     С течением времени число последователей Будды настолько возросло, что  это привело к разделению их на различные школы. Самые известные  религиозные школы буддизма - хинаяна  и махаяна. Первая утвердилась на юге, и ее оплотом в настоящее  время являются Цейлон, Бирма и  Сиам. Обширная литература этой школы  написана на языке пали. Она претендует на наибольшую ортодоксальность и верность учению Будды. Махаяна распространилась главным образом на севере - в  Тибете, Китае и Японии. Свои философские  труды она излагала на санскрите, благодаря чему и на этом языке  появилась обширная буддийская литература. Большая часть ее была переведена на тибетский и китайский языки, и в этих переводах она сохранилась  в странах, где утвердился буддизм. Благодаря этим переводам теперь открыты и восстановлены многие из ценнейших санскритских текстов, утерянных в Индии.

     Так как буддизм процветал во многих странах, он приобретал национальный колорит  этих стран и изменялся под  влиянием прежней религии и убеждений  обращаемых. Возникшие в результате этого религиозные школы буддизма были так многочисленны и общая  масса философских работ на различных языках настолько велика, что для полного ознакомления с буддийской философией не хватило бы жизни даже такого человека, который сочетал бы в себе эрудицию лингвиста и глубину мышления философа. Будда всегда стремился просвещать людей по самым важным для них вопросам: о страдании, его происхождении и прекращении, а также о пути, ведущем к прекращению страдания. «Это,- говорит Будда,- приносит пользу, способствует святости жизни, приводит к отвращению от всего земного, к уничтожению страстей, к прекращению страдания, к успокоению, познанию высшей мудрости, к нирване». 

Глава 2. ЧЕТЫРИ БЛАГОРОДНЫХ ИСТИНЫ

     Этическая доктрина буддизма базируется на «четырех благородных истинах»:

    - жизнь есть зло и страдание;

    - причиной страданий являются наши желания и жажда жизни;

    - чтобы избавиться от страданий, надо избавиться от желаний;

   - к избавлению от желаний ведет «восьмеричный путь спасения», который уже на первой ступени предполагает: воздержание ото лжи, от причинения зла живому, от воровства, от чувственных удовольствий эгоистических мотивов и концентрации на собственной личности. Буддизм не предполагает жесткого аскетизма, предпочитая «срединный путь».

      Восемь  ступеней верной срединной дороги Будды - могут быть осмыслены как универсальная схема действий нравственно совершенствующейся личности. Исходным пунктом является определенное понимание смысла жизни: Затем это понимание становится внутренне значимым мотивом. Далее, мотив переходит в определенное решение. Это решение реализуется в поступках. Поступки образуют единую цепь, определяя сознательно заданную линию поведения. Далее, осуществляется критический анализ осуществленных поступков под углом зрения того, насколько они соответствуют собственным решениям и свободны от дурных мыслей. Наконец, нравственное поведение включается в контекст исходного смысла жизни. Последнее звено — выход за границы самой морали как свидетельство осуществленности смысла жизни.

      Нравственное  совершенствование по-буддийски  можно истолковать как движение от индивидуально-личностной определенности к абсолютно-безличному началу. Усилия Будды направлены на отказ от человеческой самости, от всего, что выделяет человека как индивида, обособляет его от других людей и более широко — от всех живых существ.

      В учении Будды есть понятие metta, переводимое на русский язык как любовь, отсутствие ненависти. Это такое состояние, которого достигает человек, преодолевший в себе вражду и чувственную привязанность к миру и которое реализуется в одинаково благосклонном отношении ко всем живым существам.

      С этой позиции абсолютной нравственной чистоты, совпадающей с вечностью, отношение к миру может быть только отрицательным. Поэтому все требования этики Будды являются запретительными, а в совокупности они представляют собой некую систематику нравственного  отрешения от мира. Моральный кодекс сторонника Будды состоит из пяти запретов: буддист-мирянин не должен убивать; воровать; жить нецеломудренно; лгать; употреблять опьяняющие напитки. Монах плюс к сказанному должен еще  воздерживаться от пения, танцев, музыки, украшений, роскоши; золота и серебра; принятия пищи в неурочное время. Учение Будды нацелено на прекращение человеческих раздоров через внутреннее самосовершенствование личности. В его основе лежат нравственные цели. При этом нравственность интересует Будду прежде всего в ее практически действенном выражении, как путь спасения.

Глава 3. ФИЛОСОВСКИЙ СМЫСЛ ЭТИЧЕСКОГО УЧЕНИЯ БУДДЫ

     В этом части я коротко выделил некоторые наиболее важные положения философии буддизма о человеке и мире, лежащие в основе буддийской этики. Часть этих положений с достаточной ясностью изложена самим Буддой. Остановимся на следующих четырех: а) теории зависимого происхождения, б) теории кармы, в) теории изменяемости и г) теории не существования души.

     3.1. Теория зависимого происхождения (обусловленного существования) вещей существует спонтанный и всеобщий закон причинности, который обусловливает все явления духовного и материального мира. Этот закон (дхарма или дхамма) действует стихийно, без помощи сознательного руководителя. Согласно этому закону, возникновение одного частного явления (причина) сопровождается другим частным явлением (следствие). «Имеется причина - возникает и следствие». Существование всего обусловлено, то есть имеет свою причину. Ничто не происходит случайно, без причины. Эта теория носит название теории зависимого происхождения (на санскрите она называется prati-tyasamutrada, а на языке пали - paticcasamut-pada). Эта теория, как пояснил сам Будда, позволяет избежать крайностей двух учений: с одной стороны, этернализма, то есть учения о том, что существует некая вечная реальность, не зависящая ни от каких условий и, с другой стороны, нигилизма, то есть такой теории, которая признает возможность ликвидации всего существующего.

     Таким образом, Будда придерживается промежуточной  теории, согласно которой все воспринимаемое существует в зависимости от чего-то еще, которое, в свою очередь, не может  погибнуть бесследно, безрезультатно. Будда придавал этой теории столь  большое значение, что называл  ее Дхаммой.

     3.2. Теория кармы. Вера в учение о карме, как это можно увидеть, является только одним из аспектов теории зависимого происхождения вещей. Это учение, как и теория кармы, рассматривает данное бытие индивида как следствие его прошлого, а его будущее явится следствием его нынешнего существования. Это было достаточно хорошо растолковано в связи с объяснением происхождения страданий в свете теории зависимого происхождения. Под законом кармы Будда понимает особое проявление более общего закона причинности.

     3.3. Учение о всеобщем изменении и непостоянстве. Из доктрины зависимости происхождения всего сущего вытекает также теория преходящей

- природы  вещей. Все вещи, неустанно учил  Будда, подвержены изменению и  разложению. Так как все сущее  порождается определенными условиями,  оно ликвидируется с исчезновением  этих условий. Все, что имеет  начало, имеет и конец. Будда говорит поэтому: «Знайте, что все существующее возникает из причин и условий и что оно во всех отношениях непостоянно». «Что кажется вечным - исчезнет; высокое снизится; где есть встреча будет и разлука; все, что рождено, умрет».

     О том, что все живое и мир  вещей преходящи, говорили многие поэты  и философы. Будда же логически  обобщил эти взгляды в доктрине непостоянства. Его последователи развили ее дальше в теорию моментальности, согласно которой все существующее не только обусловлено и поэтому непостоянно, но к тому же вещи неодинаковы даже в течение короткого периода времени, существуют как таковые в продолжение только одного неделимого момента времени. В дальнейшем ученые подкрепляли эту теорию моментальности всех вещей рядом тщательно разработанных аргументов.

Информация о работе Важнейшие моральные и этические учения: Будда