Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 20:19, контрольная работа
Свадьба издавна является началом новой семейной жизни двух людей. Современные семьи возникают обычно по обоюдному согласию и по взаимной любви. Право выбора супруга (супруги) сегодня принадлежит молодым людям. Но так было не всегда... В еще не столь давние времена о свадьбе договаривались родители жениха и невесты. Они сами выбирали подходящую пару для своего сына или дочери. Зачастую чувства детей не имели практически никакого значения. Выбор основывался на соответствии положения семей. Сейчас такие браки называют "брак по расчету". Очень часто родительский расчет бывал правильным, и возникала крепкая семья, которая жила долго и счастливо.
Введение 3
Свадебные обряды 5
Заключение 13
Список литературы
ОГОУ ВПО СМОЛЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВ.
ФАКУЛЬТЕТ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По курсу
«Этикет и культура быта».
На тему: «Свадебные обряды».
Преподаватель:
Бутеев Д. В. (доцент)
Контрольная работа принята:
« »_____ 2011 г.
Методист факультета______
Отметка о зачёте:
_________________
« »_____ 2011 г.
Преподаватель________
Введение
Свадебные
обряды
Заключение
Список
литературы
Свадьба издавна является началом новой семейной жизни двух людей. Современные семьи возникают обычно по обоюдному согласию и по взаимной любви. Право выбора супруга (супруги) сегодня принадлежит молодым людям. Но так было не всегда... В еще не столь давние времена о свадьбе договаривались родители жениха и невесты. Они сами выбирали подходящую пару для своего сына или дочери. Зачастую чувства детей не имели практически никакого значения. Выбор основывался на соответствии положения семей. Сейчас такие браки называют "брак по расчету". Очень часто родительский расчет бывал правильным, и возникала крепкая семья, которая жила долго и счастливо.
Свадьба как обязательный семейно - бытовой обряд зародилась в глубокой древности. Находясь в прямой зависимости от общественного уклада, она исторически развивалась и в русском крестьянском быту постепенно превратилась в многосоставное "действо" – своеобразную театрализованную игру, длившуюся несколько дней. Свадебный обряд во все времена занимал в жизни народа важное место. Без него брак не получал признания. Даже привнесенное христианством церковное венчание не ослабило в свадебном обряде ведущей роли народной традиции. Еще в прошлом веке в крестьянской среде бытовало такое воззрение: если был соблюден православный церковный обряд, но не было традиционного свадебного обряда, общественное мнение отказывалось принимать брак[1, c. 75].
Ритуал церковного венчания разделял "сценарий" свадебной игры на две части. Вторая, после венца, – это собственно свадебный пир – "красный стол" или "княжий стол". Основная же драматургия свадебной игры развивалась в первой части; здесь были сосредоточены главные решающие моменты обряда: просватанье, девичник, сговор, прощание невесты с "красной красотой", традиционная баня, благословение, а затем встреча и проводы свадебного поезда. Народ верил, что с помощью этих действий обеспечит счастье и благополучие будущей семьи, и в этом, собственно говоря, заключался смысл обряда.
Кольцо, которым обмениваются при венчании, первоначально появилось на
Востоке, где его заимствовали древние греки, потом оно перешло к римлянам, а затем распространилось по всему миру. Кольцо, надеваемое невесте после помолвки, служило знаком ее будущих намерений и тесно связано с бытовавшим
некогда обычаем купли женщины. С этого момента кольцо как бы давало знак
другим мужчинам, что эта женщина уж «не продается»[1, c. 75].
Современные свадьбы в сравнении со старинными
свадьбами, на мой взгляд, менее
интересны, хотя пережитки остались, как
например, выкуп невесты или последние
лет десять стало модно венчаться и это
тоже, как бы, возврат к традиции. Мы всего
лишь отдаем дань моде и традициям, а скажем,
сто лет назад это было нормой жизни
и все нижеперечисленные обычаи строго
соблюдались. Итак, обратимся теперь к
старине глубокой и посмотрим, как играли
свадьбу на Руси.
Русские люди женились вообще очень рано; бывали случаи, что жених имел только 12 или 13 лет. Нужно заметить, этим родители спешили удалить юношу или девушку от соблазнов холостой жизни, так как вообще непозволенные любовные связи считали тогда непростительным и незамолимым грехом и ставили на ровне с тяжкими преступлениями.
Редко случалось, чтобы
В старину брак на Руси совершался
так: родители, предприняв намерения
женить своего сына, советовались
со своими ближайшими
Разговор сваты начинали издалека, хотя подлинная цель визита была очевидна. Сначала говорили об урожае, о хозяйстве. Затем сват переходил к делу: "Я пришел к вам не кумиться, не брататься, а пришел к вам посвататься". Были и другие варианты начала разговора о деле: "У вас товар – у нас купец". Или: "У вас есть береза, у нас дуб, давайте вместе гнуть".
Обрядовое (магическое) действие является способом мышления наших предков, способом древнего воздействия на природу и человека. Однако обряды
еще и могущественное средство национального воспитания и сплочения народа в
одно духовное целое (обряд един и общеобязателен и, следовательно, объединяет всех живущих членов народа друг с другом). Обряд совершали так
же, как его совершали деды и прадеды, следовательно, он объединял народ не только географически, но и исторически, образуя духовную связь, уходящую в
глубь времен [1, c. 75].
Объединение людей в рамках своей культуры, передача, сохранение с его помощью этнического поведения, воспитание национальных и культурных особенностей данного человеческого коллектива – эти свойства позволили обрядам прожить века и века, стать важнейшим элементом народной жизни. Через них открывается духовная жизнь нации в ее историческом бытии.
Особенно это касается обрядовых действий, массовых, всенародных, часто повторяющихся, сопровождающих основные этапы жизни человека. Среди подобных обрядов свадьбе принадлежит, бесспорно, самое важное место.
Обряд является совокупностью условных, традиционных действий, лишённых непосредственной практической целесообразности, но служащих символом
определенных социальных отношений, формой их наглядного выражения и
закрепления.
В свадебном русском обряде
можно выделить три этапа: пред
венечный, включавший сватовство и подготовку
к венчанию, собственно свадебный
и послевенечный. Пред
венчальный этап состоял из сватовства,
рукобитья, смотрин, «великой недели»
– шитья приданого, обрядовой бани, девичника
и прощания с «красной красотой»;
свадебный – венчание и собственно свадебный обряд;
после венчальный – «раскрывание «молодой в доме мужа», свадебный «княжий» стол, на следующий день бужение молодых, «хлебины» [1, c. 76].
«Выбирай не невесту, а сваху» – гласит народная пословица, а это означает, что к процессу сватовства относились прежде очень серьезно. Право же, искусная, ловкая сваха порой лучше жениха и невесты знала, что именно подойдет каждому. Делились свахи на две категории: свахи по страсти к свадьбам и устраиванию чужих судеб и профессиональные свахи.
В обязанности свах входило не только совершить само сватовство, но и провести предварительную разведку, разузнать какое приданое дается за невестой, в чем оно состоит: в платьях ли, деньгах, вотчинах и т. п.
Традицией было хвалить жениха, его семью и хозяйство, а потом спрашивать согласия хозяев на брак. Родители девушки, даже если они рады сватам, не должны были сразу соглашаться, говоря о ее молодости и нежелании покидать родной дом. Таковы были этикетные нормы.
Если родители невесты вовсе не собирались отдавать дочь свою за предлагаемого жениха, то имели туже, как и ныне, отговорку на молодость дочери. При согласии заявляли его тотчас, но все-таки не спешили, по-видимому, ссылаясь на то, что они будут советоваться с родственниками и назначали день решительного ответа [1, c. 76].
При удачном сватовстве стороне жениха вручалась роспись приданого,
включающая доскональные сведения о том, какая за невестой обещана
недвижимость, а также серебро, золото, ювелирные украшения, мебель, одежда,
постельное белье. Ежели сватовство оказывалось успешным, после обсуждения росписи приданого обычно через неделю назначались смотрины.
Смотрины проходили в доме невесты, но, случалось, и на гуляньях, в театре. Когда происходили они в доме невесты, жених с родителями и свахой ехали не прямым путем, а заезжали дальше и делали круг – по обычаю, «запутывали дело». В купеческой и зажиточной мещанской среде смотрины могли тянуться не одну неделю, причиной чему были споры о размере приданого. На смотринах сохранился старинный обычай, по которому жених и его родители выходили на крыльцо обменяться мнениями. У дворян в день смотрин устраивался званый обед, и никакого торга из-за приданого в этот день не велось. Опись приданого включалась отцом невесты в брачный контракт, на который можно было либо согласиться, либо нет. Обычным ритуалом для всех сословий был совместный молебен двух семей и круговой обход стола.