Структура и функции морали

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 13:06, доклад

Описание работы

В обществе существует много правил, обычаев, норм, принципов, которыми люди руководствуются по отношению друг к другу и обществу в целом.
Часть этих правил должна соблюдаться в обязательном порядке. Они зафиксированы в специальных законах, издаваемые государственной властью. Государство может в принудительном порядке заставить их выполнять. Это правовые нормы, законы и другие нормативные акты, но все они не могут охватить всего круга человеческих взаимоотношений. Есть ещё много сторон человеческого общения, которые не могут регламентироваться силой закона, принудительно. Все правила ,обычаи , принципы , которыми люди руководствуются в своих взаимоотношениях друг с другом и по отношению к обществу и которые поддерживаются общественным мнением называются моралью или нравственностью, что равнозначно.

Содержание

Введение
1. История морали
2. Структуры морали
3. Функции морали
Заключение

Работа содержит 1 файл

структура и функции морали.docx

— 25.67 Кб (Скачать)

Руководствуясь «совестью», человек в самых глубоких тайниках своей души судит о добре и  зле. Когда внутренний голос (самоконтроль) говорит человеку, что он поступил честно, правильно, т.е. не совершил ничего плохого, выступил на стороне добра, «совесть» человека чиста, спокойна и наоборот. Никто не знает точно, откуда у человека «совесть», почему она обладает такой силой, всё видит и знает, почему умеет подсказать нам, какой сделать выбор, почему умеет дать внутреннюю оценку нашему выбору, нашему поступку, почему именно перед «совестью» нам надо держать ответ.

 

3. Функции морали

 

Философы утверждают, что  у морали три основных функции: оценивающая, регулирующая, воспитывающая.

Оценивающая: все поступки, всю общественную жизнь (экономику, политику, культуру) мораль оценивает с точки зрения гуманизма, хорошо это или плохо, добро это или зло. Если человек хочет оценить с моральной точки зрения (поступки людей, поведение), то он пользуется терминами добра и зла, либо близкими по значению понятиями: честь - бесчестие, порядочность - низость, подлость и т.д.; при этом выражает свою моральную оценку.

Оценка влияет на практическую деятельность, иначе она была бы не нужна. Когда явление оценивается  как добро, то к нему надо стремиться, если как зло - то искоренять и избегать. Следовательно, оценивая окружающий мир, мы что-то в нём изменяем и, прежде всего себя, свою позицию, поведение, мировоззрение. Мораль помогает нам  в поиске истинных ценностей.

Регулирующая: мораль регулирует поведение и сознание человека в той или иной степени во всех без исключения сферах общественной жизни - в труде, быту, политике, в семейных, личных, внутригрупповых, межклассовых и международных отношениях. В отличие от особых требований, предъявляемых в каждой из этих областей, принципы морали имеют социально-общественное значение и распространяются на всех людей, фиксируя в себе то общее и основное, что составляет культуру межчеловеческих отношений и откладывается в многовековом опыте развития общества. Они поддерживают и санкционируют определённые общественные устои, строй жизни и формы общения.

Мораль регулирует движение нашей жизни через мнение окружающих людей, общественное мнение, через внутреннее убеждение личности, через совесть. Человек очень чуток к мнению окружающих, ему не безразлично, что  о нём думают, следовательно, общественное мнение может оказывать влияние  на человека, регулировать его поведение, причём такое регулирование основано не на силе приказа, закона, а на моральном  авторитете, моральном воздействии. Но бывают случаи, когда общество находится  под властью предрассудков, невежества, тупости, корысти. Поэтому человек, живя в обществе, должен прислушиваться к своему мнению, а самое главное  уметь правильно его оценивать, не быть рабом общественных отношений.

Воспитательная: мораль занимает особое положение в воспитательном процессе, помимо воспитания со стороны других людей (родителей, учителей, общественного мнения), а также самовоспитания. Дело в том, что мораль присутствует везде, она входит во все части человеческой деятельности, а значит и в воспитание - умственное, физическое, эстетическое - и является для воспитания самым высоким ориентиром, выдвигая перед ним моральные идеалы.

Из особого положения  морали в воспитательном процессе вытекает и её особая задача в обществе: придавать  воспитанию правильную ориентацию, способствовать гармоничному сочетанию личных и  общественных интересов, т.е. способность  человека заботиться о других так  же, как и о себе.

Мораль учит нас видеть ценность в каждом человеке и призывает  к гуманному отношению людей  друг другу. Мы своим поведением никогда  не должны угнетать интересы и права  других людей. Иначе говоря, воспитательная задача морали в том, чтобы воспитывать  человека, умеющего действовать справедливо  и гуманно.

Заключение

 

В 21 веке вокруг нас всё  меньше становится друзей, ведь они  для многих являются средством поднятия ещё на одну ступень выше, многие (большинство) шагают по головам других и процветают. Но эти люди не понимают, что, отступив от принципов морали, они становятся игроками в игре без  моральных правил, где принято  предавать, обманывать. Мгновенная выгода от какого-нибудь аморального поступка может обернуться неудачей в перспективе. Хотя было бы не совсем верно полагать, что в жизни злой поступок будет  обязательно наказан. Люди, ценящие  общечеловеческие ценности в такой  игре участие не принимают. Ни один человек не рождается ни подлецом, ни героем. Он как скульптор высекает себя из глыбы мрамора, зачастую почти  незаметными делами творит себя, а  подвиги или преступления являются результатом этой работы. Но большинство  людей имеют надёжную духовную опору - мораль, которой пользуются в соответствии с её требованиями, принципами и  нормами. Ведь как учит древняя мудрость, жить по законам морали практичнее, чем нарушать их, ибо в противном  случае потеряешь гораздо больше, чем приобретёшь.


Информация о работе Структура и функции морали