Специфика профессиональной этики и необходимость ее существования

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 11:27, реферат

Описание работы

Цель данной работы – определить специфику профессиональной этики
Задачи:
- рассмотреть сущность понятия «профессиональная этика»
- проанализировать принципы профессиональной этики
- выявить особенности профессиональной этики

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологическое рассмотрение профессиональной этики 4
Сущность понятия «профессиональная этика» 4
Принципы профессиональной этики 10
Особенности профессиональной этики 12
Глава 2. Медицинская этика как пример профессиональной этики 16
Заключение 20
Список литературы 21

Работа содержит 1 файл

Реферат Этика.docx

— 48.11 Кб (Скачать)

Четвертый принцип – принцип  максимума прогресса: служебное  поведение и действия сотрудника признаются этичными, если они способствуют развитию организации (или ее подразделений) с моральной точки зрения.

Пятый принцип – принцип  минимума прогресса, в соответствии с которым действия работника или организации в целом этичны, если они хотя бы не нарушают этических норм.

Шестой принцип: этичным  является терпимое отношение работников организации к моральным устоям , традициям и пр., имеющим место  в других организациях, регионах, странах.

Седьмой принцип: работник должен не только сам поступать этично, но способствовать такому же поведению своих коллег.

Восьмой принцип: настоятельно рекомендует стремиться к бесконфликтности. Хотя конфликт в деловой сфере имеет не только дисфункциональные, но и функциональные последствия, тем не менее конфликт – благоприятная почва для этических нарушений.

Девятый принцип – при  воздействии (на коллектив, отдельного работника, на потребителя и пр.) учитывать силу возможного противодействия. Дело в том, что признавая ценность и необходимость этических норм в теории, многие работники, сталкиваясь с ними в практической повседневной работе, по той или иной причине начинают им противодействовать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Особенности профессиональной этики

 

Среди особенностей профессиональной этики в первую очередь необходимо отметить понятие долга. Долг - это обязанность, которая вытекает из установленных правил взаимоотношений. Долг может быть гражданский - его предусматривает конституция страны (например, воинский долг), долг может быть супружеский - его предусматривает кодекс отношений между мужем и женой, долг может быть служебным. Служебный долг - это обязанность перед фирмой, организацией, трудовым коллективом, в котором работает человек. Выполнение долга не должно зависеть от личных симпатий, собственных интересов, идеологических установок. Попытка найти оправдание невыполнению служебного долга есть не только нарушение профессиональной этики, но действие, которое может граничить с преступлением. Это очевидно на примерах служебного долга медика, пожарного, работника правоохранительных органов, военнослужащего. Однако и работник так называемых рядовых профессий обязан до конца и в полном объеме выполнять свой служебный долг не только в экстремальной ситуации, но и в повседневной жизни, что в большинстве случаев и позволяет избежать таких ситуаций.

Понятие корпоративности включает в себя особые отношения работников одной организации, отдела, бригады или специалистов одной профессии. Эти отношения доходят до определенной формы товарищества и даже братства. В этом смысле и определяется корпоративная этика - кодекс поведения работников данной фирмы или представителей отдельной специальности. В целом корпоративность является положительной, но, доведенная до крайнего выражения, может иметь негативные стороны. К ним возможно отнести высокомерие, нежелание признавать других, круговую поруку, замкнутость и некритичность к своим действиям.

Среди профессий, этика которых  имеет особое значение, необходимо выделить ученых и педагогов. К ним  со всей полнотой можно отнести заповедь врачей "Non nocere" - "Не вредить!"

Преподаватель обязан в своей деятельности думать о личности своего ученика, не унижать ее, а возвышать, не навязывать свои убеждения, а развивать жажду познания и умения анализировать. Преподавать - это значит учить и стимулировать стремление к знаниям, а не беспрерывно проверять и отторгать от учения.

Любая профессия и специальность, которая позволяет знать сведения, включая факты, события и обстоятельства частной жизни, в том числе  особенности здоровья и самочувствия, налагают дополнительные этические обязательства на человека, владеющего этими профессиями или специальностями и в результате обладающего личными тайнами другого человека, разглашение которых может принести ему вред.

Особое значение приобрела профессиональная этика научного работника. К сожалению, этот аспект человеческой деятельности по сей день не получил должного обсуждения и степени ответственности. Сверхкорпоративность ученых, их особая убежденность в собственной непогрешимости и особой роли в развитии цивилизации в подавляющем числе случаев спокойно соседствует с подыгрыванием политическим силам, безоглядным служением власть имущим и сокрытием всей истины от сообщества. Самые выдающиеся ученые, увенчанные наградами, славой и прочими атрибутами признанных гениев, дали возможность испытать ядерное и другое оружие на живых людях. Речь идет не только о варварских бомбардировках США в Японии, но и об учениях с применением ядерных, химических, биологических средств поражения с непосредственным участием в них людей в США, СССР и других странах.

Другая сторона безнравственности  заключается в имитации собственных достижений, подгонки результатов эксперимента под желаемую гипотезу. Как катящийся снежный ком, обрастая все новыми "весомыми" добавками, сбивает все на своем пути такая лженаука. Ради степеней и званий, удовлетворения собственных комплексов лжеученые способны на подлог, плагиат, подлость по отношению к оппоненту. Под видом борьбы научных школ они не допускают в круг избранных, не дают возможность получить признание и доказать правоту тем, кто развивает и доказывает не угодную им точку зрения.

Непростые проблемы приходиться решать юристу-адвокату. Его профессиональный долг - вести защиту любого преступника. Адвокат, если личность преступника или совершенное им преступление вызывает полное неприятие, может отказаться от ведения дела, но если он принял дело, то обязан вести его со всем профессиональным умением. Нельзя забывать, что суд - это состязание обвинения и защиты и решение принимает другой юрист - судья, поэтому действия адвоката не могут быть аморальны только исходя из факта защиты обвиняемого. В тоже время недопустимо как и в любом ином случае, применение недостоверных сведений и нечестных методов доказательства своей правоты.

Определенная сложность имеется  и у менеджера, который, выполняя свой служебный долг и защищая  интересы фирмы, вынужден прибегать  к различным приемам и действиям, не всегда сочетаемыми с абсолютной моралью. Такая ситуация может возникнуть и на переговорах, и при проведении маркетинга, и во взаимоотношениях с коллегами.

Грань между допустимым и недопустимым, между служебным долгом и требованиями нравственности очень зыбкая и характерна для каждого конкретного случая.

И только высокие личные качества человека, атмосфера честности и  справедливости всего общества могут  гарантировать соблюдение этических  норм.

Поскольку профессиональя этика формируется  на основе характерных обязанностей и задач профессии, на тех ситуациях, в которых могут оказаться люди в процессе выполнения этих задач, то главная необходимость профессиональной этике заключается в содействии успешному решению конкретных задач профессии. Кроме того, профессиональная этика выступает в качестве посредника, сочетающего интересы общества и профессиональных групп населения. Интересы общества выступают в профессиональной этике в форме долженствования, требования, обязанности выполнения общественных задач, достижения общественных идеалов. Профессиональная этика участвует в согласовании интересов общества и личности в рамках данной социальной группы.

Различные виды профессиональной этики  имеют свои традиции, более или  менее давние, что свидетельствует  о преемственности основных этических норм, выработанных представителями той или иной профессии на протяжении десятилетий. Профессиональная этика, таким образом, осуществляет связь и наследование прогрессивных моральных ценностей в нравственных отношениях трудовой сферы общества

 

 

Глава 2. Медицинская этика как пример профессиональной этики

 

Врачебная тайна

Предохранить частную  жизнь человека от вмешательства других людей призвана врачебная тайна (или правило конфиденциальности). По роду своей деятельности врач знает o пациенте гораздо больше, чем другие люди. Однако, та информация, которую пациент передает врачу или сам врач получает в результате обследования, не может быть передана третьим лицам без разрешения этого пациента (диагноз заболевания, ванные o состоянии здоровья, прогноз и т. д.) Рассмотрим обратную ситуацию:

Медицинская сестра беседовала в коридоре ДОУ с воспитателем. Во время разговора она поведала о том, "какие нынче пошли  диагнозы' -раньше, мол, дети из нормальных семей вшей в учреждение не прино­сили. Когда воспитатель поинтересовалась, кто этот ребенок, ей была названа  фамилия. Разговор слышали дети, и  уже на следующий день мальчика дразнили все его одногруппники, отказывались общаться с ним, хотя он уже был  здоров. Родители ребенка потребовали уволить сотрудниц и компенсировать моральный вред.

В данной ситуации возникает  вопрос, была ли информация распространена именно таким образом. Имела ли место беседа двух лиц, шла ли речь о врачебной тайне, действительно ли разговор услышали дети. Необходимо исследовать все детали происшествия. В частности, понять, чем подтверждается факт беседы указанных лиц, по какой причине она стала доступна окружающим и т. п.

Для прояснения обстоятельств  потребуются показания свидетелей. Хорошо, если инцидент наблюдали взрослые. Однако в описанном случае вероятно, что единственными свидетелями будут воспитанники детского сада. Использовать свидетельские показания детей крайне сложно - они, в силу возрастных особенностей, забывают или путают детали и последовательность событий, додумывают их в со­ответствии со своим восприятием и фантазиями, легко поддаются влиянию и т. п. По­этому опровергнуть показания детей в суде достаточно просто.

Если дети были единственными  очевидцами, следует закрепить их показания наиболее приемлемым для суда способом, т. е. в письменной форме. Опрос нужно проводить как можно быстрее, учитывая, что психофизиологические особенности ребенка дошкольного возраста не позволяют ему точно фиксировать в памяти прои­зошедшее событие в течение длительного времени. Также следует создать Комиссию по служебному расследованию (служебной проверке) из незаинтересованных работников ДОУ. Комиссия должна стремиться к выяснению всех имеющих отношение к делу нюансов. Главное, чтобы были устранены противоречия между показаниями опрашиваемых, например, с помощью дополнительных вопросов, повторного опроса и т. д. Если один ребенок говорит, что воспитатель беседовала с медсестрой, и он слышал, как они разговаривали о болезни одногруппника, а другой - что о болезни рассказывала мама одногруппника воспитателю, надо попытаться выяснить, что же произошло на самом деле.

 

Трансплантация  органов

В октябре 1973 г. Окленде (США) произошло весьма примечательное заседание суда штата Калифорния. Подсудимому было предъявлено обвинение в убийстве. Адвокат потребовал заменить формулировку "убийство" на "вооруженное нападение”. Что же позволило ему выступить с подобным требованием? За месяц до суда преступник выстрелом в голосу убил человека по

фамилии Мур. Врачи установили факт смерти от огнестрельного ранения в мозг. Еще живое сердце убитого было извлечено и доставлено вертолетом в другой город, где его пересадили пациенту. Адвокат потребовал замены формулировки (ибо за этим — другая статья Уголовного кодекса. в значит, иное наказание!) сославшись на то, что Мура после ранения нельзя было считать мертвым, если его сердце продолжает бился в груди другого человека. "Кто же совершил убийство, - обратился он к суду, - тот. кто стрелял, или хирург?” Вопрос адвоката смутил многих.

 

Аборт

Согласно официальной  статистике, в нашей стране делается 7 млн. абортов в год. Сколько их делается неофициально - не знает никто. В конце ХХ в. на каждую тысячу новорожденных приходилось более 2 тыс. абортов. Как защитить жизнь человека, пока он во чреве матери? В ФРГ, например, это делается так. В Уголовном кодексе в параграфе 218 записано, что освобождение врача от наказания за сделанный аборт может быть осуществлено в следующих случаях: медицинское показание (угроза жизни либо здоровью беременной) предусматривает аборт, невзирая на сроки беременности; генетическое показание (опасность рождения физически либо умственно неполноценного ребенка) предусматривает аборт до 22 недель беременности; этическое показание (беременность, возникшая в результате изнасилования) предусматривает аборт в первые 12 недель; социальные показания (рождение ребенка может повлечь чрезвычайную ситуацию для матери: воспрепятствовать окончанию школь, привести к депрессии. резко ухудшить материальное положение) предусматривают аборт до 12 недель.

В нашей стране существовал  запрет на аборты, снятый в 50-е годы. Затем были введены окраничения: аборт делается в первые 12 недель; аборт делается, если существует угроза здоровью или жизни матери, при любом сроке беременности. А новое российское законодательство предусматривает еще одно показание -- социальное, и срок прерывания - до 22 недель.

 

Эвтаназия

В 1958 г. доктор Джек Геврокян  опубликовал  в  печати  ряд  статей,  в

которых призывал безболезненно  лишать жизни  преступников,  приговоренных  к смертной казни,  а  их  тела  использовать  для  научных  опытов,  отдельные органы   -   для   пересадочных   операций.   Позднее, став свидетелем бесмысленно-жестоких самоубийств, Геврокян пришел к мысли, что отчаявшимся, безнадежно больным людям, решившим покончить с  жизнью,  необходима  в  этом помощь.

От  словесных  и  газетных  выступлений  Геврокян  перешел  к  делу   и  запатентовал свое изобретение, названное впоследствии журналистами  "машиной смерти". С помощью этого приспособления в виде капельницы можно быстро  и безболезненно умерщвлять людей. В аппарате было предусмотрено и  специальное устройство для прерывания процедуры в  случае,  если  доброволец  неожиданно изменит свое решение.

Информация о работе Специфика профессиональной этики и необходимость ее существования