Сложность решения этических проблем в организациях

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 22:28, реферат

Описание работы

Большинство этических дилемм представляют собой конфликт между целым и его частью: организацией и индивидуумом, обществом и организацией. Например, должна ли компания проводить обязательное тестирование своих работников на употребление наркотиков и алкоголя, что может пойти на пользу ей, но ограничивает свободу действий индивидов? Правомерно ли экспортировать товары, не соответствующие национальным стандартам качества, в другие страны, с менее жесткими требованиями? Иногда этически сложные решения влекут за собой конфликт между двумя группами. К примеру, что важнее: загрязнение, вызываемое стоками предприятия, или рабочие места, которое оно создает, будучи крупнейшим работодателем?

Работа содержит 1 файл

Этика менеджмента.docx

— 19.40 Кб (Скачать)

Сложность решения  этических проблем в организациях: 
 
Большинство этических дилемм представляют собой конфликт между целым и его частью: организацией и индивидуумом, обществом и организацией. Например, должна ли компания проводить обязательное тестирование своих работников на употребление наркотиков и алкоголя, что может пойти на пользу ей, но ограничивает свободу действий индивидов? Правомерно ли экспортировать товары, не соответствующие национальным стандартам качества, в другие страны, с менее жесткими требованиями? Иногда этически сложные решения влекут за собой конфликт между двумя группами. К примеру, что важнее: загрязнение, вызываемое стоками предприятия, или рабочие места, которое оно создает, будучи крупнейшим работодателем? 
Сталкиваясь с проблемами этического выбора, менеджеры, как правило, основываются на нормативной точке зрения, т. е. определенных нормах и ценностях, в соответствии с которыми и принимаются решения. В нормативной этике выделяют несколько подходов к описанию систем ценностей и соответственно принятию этически сложных решений, которые могут быть применены в практике менеджмента: утилитаристский подход, индивидуалистический подход, морально-правовой подход и концепция справедливости.
 
 
 

Этика делового общения 
 
В каждой культуре в любую историческую эпоху существует специальная система правил, предписывающих человеку определенное поведение. Эта система правил включает «жесткие» законодательные правила, за нарушение которых накладываются предусмотренные законом санкции (вплоть до смертной казни), и «мягкие» этические правила, рекомендующие совершать или не совершать определенные поступки, поддерживаемые силой общественного мнения. 
«Золотое правило» нравственности, сформулированное еще в глубокой древности, гласит: «Не делай другим ничего такого, чего бы ты сам не хотел претерпеть со стороны других». «Золотое правило» является универсальным и в различных формулировках представлено во всех религиях: «Что ненавистно тебе самому, не делай никому» (Евангелие от Матфея); «Что вредно тебе, не делай другому» (Талмуд); «Чего не хочешь себе. Не делай другому» (конфуцианство). 
Этические нормы, в которых выражены представления о добре и зле, справедливости и несправедливости - правильности и неправильности поступков людей, выступают одним из главных регуляторов деловых отношений. Можно говорить о неизбежности столкновения с вопросами этики в ходе деловой практики. 
Для решения сложных неоднозначных задач и управления деловыми ситуациями нужно определить систему ценностей и осознать для себя лично, что означает понятия «честность», «порядочность», «справедливость». Осознание своей системы ценностей всегда поможет принять верное решение, а для этого нужно обратиться к изучению этики в целом и деловой этики в частности. Слово «этика» (греч. еtiка от еtnos — обычай, нрав) обычно понимается в двух значениях: 
(1) этика — это философская дисциплина, изучающая мораль и нравственность: их принципы, развитие, нормы, роль в обществе. Слово «этика» впервые было введено Аристотелем, изложившим в систематизированном виде основные понятия этики в своем труде «Никомахова этика»; 
(2) этика в широком смысле — система универсальных и специфических нравственных требований и норм поведения, реализуемых в процессе общественной жизни. 
Важнейшие категории этики — «добро», «зло», «справедливость», «долг», «совесть». 
Вся традиция этики замыкается на выяснении того, что является должным для человека, т.е. соответствует неким законам человеческого бытия. Иммануил Кант в предисловии к «Критике практического разума» предложил замечательный образ, сопоставив величие и незыблемость морального закона внутри нас и звездного неба над головой. Действительно, и то и другое свидетельствует об эфемерности человеческого бытия по сравнению с космическими и моральными законами и вместе с тем о способности человеческого разума постигать их и восхищаться ими. 
Глубинный смысл этики состоит в том, что при решении практических задач она заставляет считаться с чем-то, далеко выходящим за пределы этих задач. Казалось бы, с точки зрения достижения цели удобнее не считаться с моральными ориентирами. И не считаются, чему несть числа в нашей сегодняшней действительности. Хороший с точки зрения морали поступок, как подсказывает здравый смысл, очень часто противоречит сиюминутной выгоде. Как возлюбить ближнего как самого себя, если ближний — конкурент? Не проще ли конкурента убрать? Зачем придерживаться норм нравственности, если другие их постоянно нарушают? И все же исторический опыт подсказывает, что отказ от нравственных требований в конечном счете пагубно сказывается на всей жизни отдельного человека и общества в целом. 
Этика делового общения, представляющая собой частный случай этики в широком смысле слова, включает в себя конкретные этические принципы, регулирующие деловые отношения. Все без исключения направления деловой этики базируются на основополагающих нормах этики. 
В работе П.Н. Шихирева приведены современные этические принципы делового поведения, сформулированные американским социологом Л. Хосмером, в которых в обобщенном виде представлены аксиомы мировой этической мысли. 
Этические принципы делового поведения (по Л. Хосмеру) 

 
Уровень морального развития как отдельно взятой личности, так и организации  в целом в настоящее время  определяется ориентацией на сформировавшиеся в ХХ в. универсальные принципы справедливости: равенство человеческих прав и уважение достоинства человеческого существа как индивидуальной личности (Л. Кольберг); принцип благоговения перед жизнью (А. Швейцер). В известной книге А. Печчеи “Человеческие качества” намечены “шесть целей для человечества”, по которым можно сверять цели деятельности организации:  
“внешние пределы” — уяснение проблемы биофизических пределов существования человека на Земле, гармонизация взаимоотношений человека с природой; 
“внутренние пределы” — исследование физических и психологических возможностей человека; 
защита и сохранение культурных особенностей народов и наций; 
“мировое сообщество” — выявление путей постепенного преобразования системы эгоцентрических государств в систему скоординированных между собой географических и функциональных центров принятия решений; 
среда обитания, генеральный всемирный план человеческих поселений; 
производственная система. 
 
Корпоративные этические кодексы могут основываться и на других этических принципах, которые складывались на протяжении последних четырех cтолетий и которые в какой-то степени ограничивают максимальные этические требования:  
 
утилитаристский принцип — предоставляет наибольшее благо наибольшему числу людей;  
 
индивидуалистический принцип — направлен на достижение чьих-либо долгосрочных интересов.  
 
Введение абстрактных положений о ценностях, целях и философии организации в корпоративные этические кодексы не исключает отношения к ним со стороны руководства компаний просто как к красивым словам, в то время как этические стандарты требований, предъявляемых обществом к организациям, как правило, очень высоки. От корпораций требуется решение различных социальных проблем: повышение качества жизни наемных работников, защита окружающей среды, благотворительная деятельность, повышение качества жизни всех граждан общества.  
 
Существует точка зрения, что, в конечном счете, повышение степени социальной ответственности способствует осуществлению долгосрочных целей организаций и выгодно им.  
 
Аргументы “за” и “против” социальной ответственности организации  
 
“За”  
Социальная ответственность уравновешивает могущество корпорации и ответственность корпорации. 
Добровольная социальная ответственность позволяет избежать принудительного правительственного регулирования. 
Общественность одобряет организации, несущие ответственность перед обществом, что в результате способствует их успеху. 
Действуя соответствующим образом, организация помогает обществу решать его проблемы. 
Создаваемые организациями социальные проблемы, такие, как загрязнение окружающей среды, должны разрешаться за счет этих организаций. 
Организации стремятся накапливать ресурсы для решения больших проблем. 
Организации морально обязаны помогать обществу. 
 
“Против”  
Ценой такого поведения является снижение доходных статей корпорации и удорожание ее продукции для потребителя. 
Компания, которая несет большую долю социальной ответственности, может быть отодвинута в конкурентной борьбе другими компаниями. 
Расплата за социальную ответственность может принять форму снижения заработной платы, снижения дивидендов, повышения цен. 
Принятие социальной ответственности может ввести в заблуждение членов организации относительно ее главных целей. 
Принятие социальной ответственности может реально снизить мощь организации. 
Ответственность за социальные проблемы лежит на индивидах, а не на корпорациях. 
Руководители корпораций не научены решать общественные проблемы. 
 
Специфическое для морального сознания противоречие должного и сущего в деловой этике вытекает таким образом из объективного противоречия между морально-этическими целями организации и ее основными целями — достижением успеха и прибыли. Этические принципы не выдерживают столкновения с реальной действительностью.

Информация о работе Сложность решения этических проблем в организациях