Шпаргалка по дисциплине «Профессиональная этика и этикет»

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 05:07, шпаргалка

Описание работы

Вопросы к экзамену по дисциплине «Профессиональная этика и этикет».

Работа содержит 1 файл

вопросы по проф.этике.doc

— 416.00 Кб (Скачать)

      Одним из безусловных требований к рыцарю было мужество.

      Все эти правила, обязательные в сражении, диктовались уважением к противнику, гордостью и, наконец, гуманностью. Главным для рыцаря была не сама победа, а поведение в бою, причем независимо от того, был ли этот бой настоящим сражением или рыцарским турниром, приобретшим особую популярность и пышность в XII-XIV в.в., когда на них собирались рыцари со всех концов Европы.

      Назначение  этикета ограничивалось узким кругом людей, принадлежавших к высшему  сословию общества, и за пределы этого сословия не выходило.

      Этикет  задавал стандарты и каноны не только поведения, но и всего образа жизни дворянства, приводя его  к «общему знаменателю»: надо было «вести себя как все», и «жить как все», и чтобы «все было как у всех».

      Этикет  пронизывал все сферы жизни высшего  сословия, буквально до мелочей регламентируя  жизнь двора.

      Этикет  носил характер закона и имел очень  сильное воздействие на высшее общество. Нарушение норм этикета рассматривалось  как преступление. Этикет представлял собой очень сложную, детализированную и разветвленную систему норм и ценностей, зачастую многозначную и запутанную, усвоить которую без специального обучения было невозможно.

      Всякому человеческую проявлению придавалось  свое самостоятельное значение и  требовало профессионально отточенного отношения. Поэтому та профессионализация, которая характерна для этикета в этот период, отнюдь не удивительна.  

  1.   История этикета. Древний Египет, Древняя Греция.

      Древних греков можно со всей уверенностью назвать поборниками и строгими блюстителями правил приличия и этикета. Внешняя суетливость и высокомерие считались дурным тоном. Людей чванливых и чрезмерно гордых, важно вышагивающих по улицам города не любили. Однако и слишком торопливая походка казалась древним грекам свидетельством суетливого, непостоянного нрава и неумения планировать текущие дела. В то же время грустный, удрученный вид и опущенный долу взор также удостаивались порицания со стороны окружающих. В Древней Греции не принято было ходить по городским улицам, громко разговаривая. Знаменитый математик и мыслитель Эллады Аристотель сформулировал определение воспитанного человека. Он говорил о том, что воспитанный гражданин Греции — это человек, все движения которого плавны, речь спокойна, нетороплива и приглушенна.

      Встретившиеся приветствовали друг друга принятым жестом. Кланяться или кивать головой  в знак приветствия считалось  в Древней Греции дурным тоном. Пожимать руки можно было только в случаях  принесения клятвы или в моменты  особенно торжественных прощаний. Друзья приветствовали друг друга также словом «хайре», что означает «возрадуйся», после чего могли следовать высказывания относительно погоды. Иногда общепринятое приветственное слово «хайре» заменяли другими: «желаю здравствовать», «трудись и преуспевай» или «работай успешно».

      Молчание  также считалось в Древней  Греции дурным тоном. Общительность, жизнелюбие, дружба — вот главные приоритеты жизненного кредо жителя Эллады. Однако нельзя сказать, что древние греки  были чрезмерно болтливы. Болтунов и пустозвонов так же, как и молчаливых и замкнутых людей, недолюбливали, и они часто становились предметом насмешек окружающих. Обеденное время настулало в Древней Греции приблизительно в три-четыре часа. Прежде чем сесть за стол, горожанин обязательно посещал баню. Там тело тщательно очищали от пыли и грязи, используя скребок-стригило. Чистое тело вытирали полотенцем и натирали благовонным маслом. Только после этого горожанин мог приняться за обед. 
Как и в любом другом государстве, застолья занимали особенное место в жизни жителей городов Древней Греции. Правила проведения церемонии и этикет трапез был различным и зависел от характера застолья: семейный ''ли это обед или встреча друзей. В обычные дни мужчины и женщины садились за один стол, установленный в мужской половине дома. Однако мужчины полулежали на кушетках, а женщины могли лишь сидеть на низких табуретах или стульях. 
Когда горожанин получал приглашение на застолье, он должен был решить, как правильно одеться. Но прежде ему предстояло тщательно вымыться и натереть тело ароматными маслами. Правила этикета требовали своевременного прибытия в дом, где устраивался пир. В назначенное время гости усаживались за стол, не поджидая опаздывающих. Количество столов и кушеток, предназначенных для гостей, могло быть сколь угодно большим. Их можно было расставлять в виде полукруга или подковы, максимально приближая гостей друг к другу так, чтобы они могли общаться. Места для наиболее почетных гостей располагались с правой стороны от хозяина. Менее почетным гостям доставались места, удаленные от хозяев дома. При входе в дом приглашенные обязательно должны были разуться, оставив обувь у порога.

      Рисунки свидетельствуют о том, что некоторые  жители Древнего Египта носили длинные  платья на тонких бретелях, а другие облачались в широкие туники и подвязывались гофрированным поясом. Часто пользовались париками. Женщины носили в основном нательные рубашки из тонкой материи, а поверх них надевали платья из гофрированной полупрозрачной ткани. Наряды и мужчин и женщин завершали, как уже было сказано выше, разнообразные украшения.

      Также не менее важную роль в жизни древних египтян играла трапеза. Одним из наиболее часто встречаемых сюжетов рисунков в египетских гробницах являются изображения сцен застолий и пиров. Их устраивали наиболее зажиточные египтяне. Это были пышные приемы, на которых присутствовали многочисленные друзья и родственники хозяина. Последний должен был тщательно подготовиться к встрече гостей: купить в лавке необходимые продукты, убрать в доме, пригласить музыкантов, певцов и танцоров. Правила вежливости обязывали хозяина встречать каждого особенно знатного или желанного гостя у ворот, а затем провожать через сад к столу. Иногда гостей встречал специально приставленный привратник, а хозяева поджидали их в зале приемов. Если гость прибывал со своим семейством в колеснице, то слуги должны были показать вознице место, куда можно было поставить повозку.

      Приглашенные  на праздничную трапезу прибывали  в дом хозяина в сопровождений  своих рабов, женщин и мужчин. В  зале приема хозяйского дома их также ожидали многочисленные рабы и слуги. В знак уважения и благодарности за визит от имени хозяина слуги должны были преподнести каждому из гостей по цветку лотоса, после чего предложить напитки (как правило, это было вино или пиво) и сладкие блюда.

      Приглашенные  на пир гости также должны были быть одетыми соответствующим образом. Правила приличия, бытовавшие в Древнем  Египте, обязывали надевать платья и туники, сшитые из гофрированного льна. А голову нужно было покрывать  длинными черными париками, закрывающими часть шеи, уши и лоб.

      При входе в дом приглашенные к праздничному застолью египтяне приветствовали хозяина и прибывших ранее, расточаясь в жарких комплиментах и льстивых словесах. В ответ хозяин также произносил приветственную речь. После завершения церемонии приветствия и обмена любезностями гости и хозяева переходили из зала приема в комнату, где и происходило собственно пиршество. Тот зал щедро украшали. Главное место отводили для кресел, из которых золотые с отделкой из бирюзы, сердолика или лазурита и высокими, с резным орнаментом спинками предназначались для особо знатных гостей. Для гостей менее знатных устанавливали низкие табуреты с искривленными и перекрещивающимися ножками и раскладывали на полу циновки и подушки. В Древнем Египте существовала традиция рассаживать гостей, мужчин и женщин, по разным сторонам стола: обычно женщины должны были садиться по одну его сторону, а мужчины - по другую. Однако мужчина, прибывший в дом хозяина со своей супругой, мог изъявить желание сесть за стол рядом с женой.

      После того как гости рассядутся по отведенным им местам, прислуживающие им рабыни должны были надеть на .каждого красивую разноцветную гирлянду и подать ароматное масло  или жир, кусочки которого клали  на голову поверх парика. И только тогда к обеденному столу подавали кушанья. Кушанья в Древнем Египте было принято есть руками. Только лишь для разрезания больших кусков мяса использовали нож. После завершения трапезы гости могли омыть руки в чаше, передаваемой по кругу. 

  1.   История и традиции гостеприимства, застольного этикета, правила дарения
 

      В прошедшем большой интерес представляют те формы гостеприимства, которые обеспечивали приют и защиту путешественникам и чужестранцам в малокультурных местностях. Им пришлось сыграть в истории огромную культурную роль, неразлучную с ними и там, где они и теперь ещё встречаются. Она состоит: 1) в установлении и поддержании международного общения на начальной ступени культуры и 2) в том нравственном влиянии, которое, создаваясь на почве дружественных отношений между племенами, знавшими на первых порах лишь враждебное чувство друг к другу, становилось постепенно фактором воспитания альтруистических чувств. Историков культуры и этнографов, встречающихся с этими последними формами гостеприимства, поражает обыкновенно тот контраст, в котором они стоят к остальным обычаям народа, их практикующего.

      «Право состоит у них в силе, уважение к которой доходит до того, что они не стыдятся даже открытого разбойничества; тем не менее они добры к гостям и снисходительны к мольбам»  — эти слова, сказанные Помпонием Мелой о германцах, совпадают с отзывами всех путешественников и этнографов о гостеприимных народах. Древний грек и северный германец, свирепый и кровожадный индеец, грубый по воззрениям африканский дикарь или русский инородец, мстительный и вероломный кавказский горец, не задумывающиеся убить путешественника из-за угла, встречают его, как гостя - если ему удалось добраться до них в этом качестве и попросить приюта - не только не враждебно, но и в высшей степени радушно: гостя обсушат и обогреют, для него приготовят из последних, взятых в долг или даже украденных запасов насколько возможно роскошный стол, дадут на ночь удобное помещение, уступят хозяйскую постель, иногда вместе с женой, или пошлют в постель дочери, а при отъезде одарят подарками, проводят до границ владений общины и часто сочтут оскорблением для себя всякое предложение платы. Таковы черты гостеприимства, характеризующие его у всех названных и многих других народов. Значение контраста не следует, однако, преувеличивать: если велико варварство гостеприимных народов, то и велика потребность в той форме защиты, которую дает гостеприимство. Этой потребности оно и обязано по преимуществу своим развитием, а отнюдь не простому мягкосердечию или чувству гуманности. На первых порах развития таких чувств не существовало и по отношению к гостю: по воззрению древнего грека, римлянина или германца, повторяющемуся и у некоторых современных народов низшей ступени развития, всякий иностранец или даже только член другой, хотя бы и соседней, общины был чужаком, лишённым всяких прав, или просто врагом, по отношению к которому все позволено. При таком взгляде на иностранцев тем сильнее должна была быть потребность в обеспечении себя от его последствий на тот случай, если бы самому пришлось попасть в чужую общину. На первых порах судьба беглеца или невольного путешественника была печальна: его убивали, грабили или продавали в рабство. И тогда уже, однако, возможны были случаи покровительства, оказанного путнику случайным другом. Факты такой дружбы во множестве засвидетельствованы историей для самых ранних ступеней развития. Таковы договоры побратимства, вызванные к жизни взаимной помощью членов различных общин в борьбе против общего врага - человека или зверя, взаимным уважением к силе и храбрости. Они обязывали к взаимной защите во всех случаях жизни, и в частности тогда, когда одному из друзей приходилось попадать в общину другого. Последний в таком случае должен был заявить своим соотечественникам, что обида гостю - его собственная обида, за которую он отомстит, и таким образом гарантировать неприкосновенность гостя. Таково и было, по-видимому, происхождение гостеприимства.

      Известны  многочисленные примеры гостеприимства, оказывавшегося в средние века странствующим музыкантам, певцам, пилигримам и т. д. В позднейшее время, наконец, эта форма гостеприимства поддерживается просто отсутствием гостиниц или вообще возможности найти приют вне частного дома; здесь необходимость пустить путника на ночлег вызывается опасением возможности его гибели в случае отказа и возвышается, таким образом, на степень нравственного завета.

      С давних времён летописцы, философы, писатели и поэты давали многочисленные рекомендации относительно поведения человека за столом. В Древнем Египте в III тысячелетии до н. э. одной из популярных рукописей был сборник добрых советов «Поучения Кочемни». В сборнике в виде рекомендаций отца сыновьям объяснялась необходимость практически обучать молодых людей правилам приличия и образцового поведения в обществе. Уже тогда у египтян считалось необходимым пользоваться столовыми приборами, также умение есть красиво, бесшумно. Такое поведение расценивалось как большое достоинство и необходимый компонент культуры. 
В памятнике древнескандинавской литературы «Эдда» также повествуется подробно о правилах поведения за столом. Например, для произнесения тостов был детально разработан деловой этикет, и нарушение этих правил вело к штрафу. У скандинавов мы заимствовали также правило предоставлять почётные места за столом женщинам и наиболее уважаемым гостям.
 

  1.   Основные составляющие этикета (рукопожатия, поклоны, поцелуи): происхождение, история.

      Рукопожатие уходит своими корнями в глубокое прошлое. Когда первобытные люди встречались в мирной обстановке, они демонстрировали ладони друг другу, чтобы показать, что не прячут никакого оружия. Во времена Римской империи привычка прятать кинжал в рукаве стала столь распространенной, что римляне разработали пожатие запястья на уровне пояса, ставшее обычным приветствием.

      В наши дни пожатие запястья трансформировалось в рукопожатие. Такой жест стал использоваться еще в XIX веке при заключении коммерческих сделок между людьми равного статуса. Широкое распространение он получил лишь в последнее столетие. Вплоть до недавнего времени пожимали друг другу руки только мужчины. В большинстве европейских стран и в Америке рукопожатие - это приветствие и прощание в любой служебной обстановке. Все шире стало использоваться рукопожатие на вечеринках и социальных мероприятиях. Сегодня вполне допустимо пожимать руку и женщинам.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине «Профессиональная этика и этикет»