Сфера межличностных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 20:31, реферат

Описание работы

Социальное развитие человека влечет за собой развитие правового сознания как совокупности представлений о его правах и обязанностях в различных сферах его жизни. Очевидно, что эталоном формирования правового сознания служат другие люди. Однако поскольку значение семьи в период взросления уступает значению межличностных контактов со сверстниками, усвоение прав и обязанностей человеком происходит через призму ценностей эталонной группы, опасений и представлений о нормах.

Работа содержит 1 файл

Сфера межличностных отношений.docx

— 18.61 Кб (Скачать)
 

1.1. Сфера межличностных  отношений 

Межличностные отношения  понимаются как субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и  способах взаимных влияний, оказываемых  людьми друг на друга.

 Правовой аспект  межличностных отношений

 Социальное развитие  человека влечет за собой развитие  правового сознания как совокупности  представлений о его правах  и обязанностях в различных  сферах его жизни. Очевидно, что  эталоном формирования правового  сознания служат другие люди. Однако поскольку значение семьи  в период взросления уступает  значению межличностных контактов  со сверстниками, усвоение прав  и обязанностей человеком происходит  через призму ценностей эталонной  группы, опасений и представлений  о нормах. Таким образом, возникает  необходимость формирования адекватных  представлений о правах и обязанностях  в среде межличностных контактов.

 Правовой аспект  межличностных отношений подразумевает  знание человеком прав и обязанностей, а также умение их применять  и использовать с пользой для  собственного развития и успешного  взаимодействия с окружающим  социумом.

 Экономический  аспект межличностных отношений

 Одним из способов  самовыражения человека является  работа, сотрудничество. Появление  денег в качестве предмета  взаимодействия людей определяет  уровни и формы их общения,  занимая очень часто центральную  роль.

 Для многих  людей важно быть успешным, и  атрибутом успешности является  «много денег», экономическая независимость.  В связи с актуальной экономической  ситуацией обостряется разделение  «богатые» – «бедные», что оказывает  влияние на общение людей: между  ними появляются отношения, описываемые  в терминах «кредит», «долг», «оплата», «проценты» и т.д. В связи  с этим нарастает напряженность  в межличностных отношениях, обусловленная  развитием зависти, недоверия,  неуверенности в себе, низкой  самооценкой.

 Такая ситуация  начинает обостряться в тех  случаях, когда необходимо согласование  средств и мотивов межличностного  общения ради достижения общей  цели.

 Задача руководителя  – развить способность у работника  кооперироваться с другими людьми  ради общей цели на основе  договора, а также к активной  собственной позиции человека  в общении с другими людьми.

 Этический аспект  межличностных отношений

 Одним из аспектов  межличностных отношений является  этический аспект. Он представлен  в опыте человека образом жизни,  системой ценностей, ориентирами,  нормами поведения, а также  феноменами уважения себя и  других людей, честности, совести  и доверия.

 Система ценностей  человека формируется в том  числе и под воздействием референтной  группы. В процессе взаимодействия  с группой значимых для него  людей, происходит переоценка  «сфотографированных» когда –  то ценностей.

 Итак, сформированная  система ценностей влияет на  отношения человека с равными  и с вышестоящими людьми, на  его самоотношение.

 Человека постоянно  оказывается в ситуации, где его  отношения с другими обусловлены  его статусом. Статусное положение  человека ценится больше, чем  он сам, больше, чем его личность, индивидуальность, оно решает многое  в процессе взаимодействия с  другими людьми.

 Задача руководителя  состоит в создании ситуации  общения с целью выявления  и формирования системы ценностей  и ориентиров в поведении работников.

 Эмоциональный  аспект межличностных отношений

 Эмоциональный  аспект межличностных отношений  состоит из комплекса переживаний,  сопровождающих построение контактов.

 Каждый человек  имеет потребность в установлении  близких отношений, Однако если  человек находится в условиях  социальной депривации (испытывает  недостаток общения) он чаще  всего входит в негативное  эмоциональное состояние, усугубляя  его такими состояниями (именно  состояниями, а не чувствами), как обида, злость, недоверие,  вина, жажда мщения и т.д. Такие  противоположные тенденции создают  на пути человека множество  препятствий и проблем, таких,  например, как невротический страх  близости, в основе которого лежит  страх быть отверженным, обиженным,  брошенным.

 Кроме того, здесь  существует и другая трудность:  нередко включенность человека  в конкретную социальную группу  сопровождают межличностные контакты  характеризуемые прежде всего  эмоциональной пустотой, опосредованностью  роли (солдат срочной службы, заключенный,  член неформальной подростковой  группировки) его статусом, а также  носят однополый характер, чем  и были ограничены.

 В связи с  этим может возникать множество  межличностных конфликтов, обусловленных  как субъективными предпосылками  (установка на непонимание у  заключенного и непринятие заключенного  со стороны его оппонента), так  и объективными предпосылками  (разницей социальных статусов), а также конфликты, связанные  с комплексом подростка по  поводу его прошлого.

 Задача психолога  состоит в коррекции у заключенного  установок на общение, обучении  подростка навыкам взаимодействия  в проблемных для него ситуациях.  Очевидным здесь является тот  факт, что проблемными для подростка  будут именно ситуации установления  более или менее близких отношений  и контактов, а также способы  прерывания отношений с людьми, которые представляют для него  угрозу.

 Итак, задача психолога  – развитие у заключенного  социального интеллекта (коммуникативной  компетентности и психологической  проницательности).

 Гендерный аспект  межличностных отношений

 Гендерный аспект  межличностных отношений в основном  предполагает анализ отношений  между представителями разного  пола. Все многообразие содержательных  характеристик межполовых отношений  можно свести к двум альтернативным  моделям: партнерской и доминантно-зависимой  модели отношений.

 Первая модель  – партнерские отношения –  характеризуется следующим: это  отношения двух равноправных  субъектов, каждый их которых  обладает собственной ценностью.  Несмотря на наличие индивидуализированных  целей, каждый принимает во  внимание цели и интересы другого.  Главным в таких отношениях  является согласование позиций  и устремлений между партнерами. Субъекты имеют свои цели, но  готовы к взаимным уступкам, общение  строится на равных, партнера  выслушивают, не прерывая, не оценивают  преждевременно и поспешно его  суждения и поступки, не навязывают  советов. Общение отличается уважительностью  и корректностью, умением поставить  себя на место своего партнера, вникнуть в его проблемы и  ситуацию. При этом такая готовность  исходит со стороны не только  одного партнера, а каждого из  них.

 Противоположная  модель – доминантно-зависимая  модель отношений – не предполагает  равноправия позиций. В этом  случае один субъект отношений  побуждает другого подчиниться  себе и принять цели, не согласующиеся  с собственными устремлениями  и целями. В этой системе отношений  мужчины чаще занимают доминирующую  позицию, а женщины – зависимую.  Доминантная позиция включает  такие проявления в поведении,  как: уверенность в себе, независимость,  властность, демонстрация собственной  значимости, умение настоять на  своем. Такой человек стремится  к соперничеству, ему присуще  презрение к слабости и выражена  потребность в силе ради нее  самой. В общении он редко  поддерживает собеседника, как  правило, использует инструментальный  стиль вербальной коммуникации, часто игнорирует точку зрения  собеседника, стремится найти  понимание только своих проблем,  принижает значимость партнера (например: “Ты говоришь глупости!”), невнимательно  слушая, спешит дать ему советы, оценить его действия, побуждает  к немедленному и необдуманному  действию.

 Женщины в большей  мере ориентированы на партнерскую  систему взаимодействия, а мужчины  на – систему доминирования.  Это объясняется тем, что существующие  в обществе нормативные представления  о мужественности ориентируют  на проявление таких особенностей  поведения, как активность, напористость, целеустремленность, сила, выраженный  волевой потенциал, уверенность  в себе, умение добиться своих  целей, настоять на своем, для  чего допускается проявление  агрессивности и директивности.  Представления же о женственности  поощряют проявлять в отношениях  с другими людьми уступчивость, мягкость, деликатность, скромность, застенчивость,  отзывчивость, умение понять и  простить другого, жертвенность  и заботливость.

 Таким образом,  видим, что традиционные гендерные  представления побуждают мужчин  и женщин, как субъектов межполового  взаимодействия, формировать такую  модель поведения, при которой  отношения характеризуются несимметричностью,  проявляющуюся в том, что один  субъект властвует над другим  и стремится уподобить чувства  или действия другого своим  планам, замыслам и желаниям. Традиционные  представления о мужественности-женственности  побуждают мужчин проявлять доминантную  позицию в межличностных отношениях, а женщин – зависимую, и  такое соотношение позиций обусловлено  всем предшествующим опытом полоролевой  социализации.

 При реализации  партнерской модели отношений,  основными способами при разрешении  межличностных противоречий выступают  сотрудничество и компромисс. Главным  при этом является диалогическая позиция партнеров. “Понятие диалога употребляется как собирательное для обозначения тактик, используемых с целью поиска оптимальной альтернативы решения проблемы или выработки интегративного решения, объединяющего противостоящие позиции, или компромисса, их примиряющего. Такая переговорная тактика поведения в конфликтной ситуации ведет к тому, что взаимодействие из противоречивого становится согласованным, основанном на общем интересе (“Мы вместе должны решить эту проблему”).

Информация о работе Сфера межличностных отношений