Счастье и одиночество

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 09:55, реферат

Описание работы

Выбранная тема является актуальной для всех без исключения людей, так как счастье является высшей этической ценностью, а одиночество вызывает страх. Поэтому следует понимать, к чему стремится человек, то есть его желаемый результат и результат, прямо противоположный желаемому.

Работа содержит 1 файл

Этика.doc

— 98.50 Кб (Скачать)

Введение 

        Пожалуй, нет такого возраста, в котором человек не нуждался бы в счастье и не боялся бы одиночества. Счастье и одиночество – две наиболее важные, социально-значимые темы. Каждый человек в процессе жизнедеятельности самостоятельно определяет свои личностные ценности, свои идеалы, а также формирует свое понимание понятия «Счастье» и понятия «Одиночество». Раскрыть смысл этих понятий – цель моей работы.

       Выбранная тема является актуальной для всех без исключения людей, так как счастье является высшей этической ценностью, а одиночество вызывает страх. Поэтому следует понимать, к чему стремится человек, то есть его желаемый результат и результат, прямо противоположный желаемому.

    Задачи:

1. Разобрать сущность понятий «Счастье» и «Одиночество».

2. Рассмотреть  «Счастье» как этическую категорию.

3. Выделить  психологические аспекты одиночества.

    Данная работа состоит из 4 параграфов, заключения и списка используемых  источников. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

§ 1 Сущность понятий

   1.1.«Счастье» 
       Согласно толковому словарю, счастье, в первом значении этого слова, - чувство и состояние полного, высшего удовлетворения; во втором, - успех, удача. Объединив оба значения, на вопрос: "Что такое счастье?" (в общепринятом смысле) можно сказать:

        Счастье - это такое состояние человека, когда он способен испытывать (принимать и излучать) чувство полного высшего удовлетворения, возникающее в результате успеха или удачи.

        Счастье, следовательно, непосредственно не связано ни с богатством, ни с высоким общественным положением, ни с возрастом человека. Богатый и бедный, глава государства и бомж, молодой и старый могут быть как безмерно счастливы, так и безмерно несчастны. При этом, как показывает жизнь, среди богатых и известных процент по-настоящему счастливых людей, способных испытывать чувство высшего удовлетворения, гораздо меньше, чем среди людей всех других категорий, включая даже бомжей. Богатые и известные, как правило, ненасытны в своем стремлении к богатству и власти. Поэтому им этого всегда не хватает, и они постоянно воюют между собой и со всем миром за передел собственности и власти. А разве можно испытывать чувство полного, высшего удовлетворения, постоянно находясь в состоянии войны? По-настоящему счастливой может быть только мирная жизнь. Поэтому на вопрос: "Что такое счастье?" можно ответить и по-другому:

        Счастье - это такое состояние души, когда человек находится в полном согласии с самим собой и со всем окружающим Миром. Такое состояние души и чувство полного высшего удовлетворения может быть только у незакомплексованного, гармонично развитого, человека, успешно реализующего себя как личность, т.е. выполняющего свое основное предназначение. 
 
 
 
 

     1.2. «Одиночество»

        Одиночество — социально-психологическое явление, эмоциональное состояние человека, связанное с отсутствием близких, положительных эмоциональных связей с людьми и/или со страхом их потери в результате вынужденной или имеющей психологические причины социальной изоляции. В рамках этого понятия различают два различных феномена — позитивное (уединенность) и негативное (изоляция) одиночество, однако чаще всего понятие Одиночества имеет негативные коннотации.

       Проблема определения Одиночества связана с многообразием трактовок этого понятия у разных исследователей: чувство одиночества и социальная изоляция; болезненное переживание вынужденной изоляции и добровольное уединение, связанное с экзистенциальным поиском. Чувство одиночества исполняет регулятивную функцию и включено в механизм обратной связи, помогающей индивиду регулировать оптимальный уровень межличностных контактов. Однако физическая изоляция человека не всегда приводит к одиночеству.

        Одиночество — распространённое явление в крупных городах, где общение с различными людьми происходит кратковременно и поверхностно, а времени на установление длительных и доверительных отношений не хватает. Одиночество может испытывать молодой человек или девушка, которые не могут найти себе подходящего партнёра, или пожилой человек, утративший знакомых и близких и не умеющий найти общий язык с молодым поколением. Одиночество нередко переживают люди с инертной нервной системой, с трудом завязывающие новые контакты, медленно привыкающие к новым знакомым. В крайнем случае, одиночество может привести к депрессии.

       Напоминает одиночество, но в то же время не носит такого глубокого характера, нехватка обратной связи, обусловленная либо ситуацией, либо темпераментом (психологическим типом) данного человека. В свою очередь, одиночество может быть обусловлено глубокими патологическими изменениями в психике индивида (например, аутизм).

        Существует ряд психологических факторов, которые способствуют одиночеству. Например, это может быть низкая самооценка, которая приводит к избеганию контактов с другими людьми из-за страха подвергнуться критике, что, в свою очередь, создаёт порочный круг — в результате отсутствия контактов самооценка ещё больше падает. Слабые навыки общения также способствуют возникновению одиночества. Люди с плохо развитыми навыками межличностного общения, низкой социализацией из-за страха потерпеть неудачу в отношениях или попасть в психологическую зависимость также нередко стремятся к одиночеству, особенно если у них уже есть неудачный опыт общения с другими людьми.

        Одиночество разделяется на два типа: явное и неявное одиночество. Примером явного служит история Робинзона Крузо, прожившего в одиночестве 28 лет. Это явление возникает при дефиците общения с людьми, человек хочет общаться, но не может. Гораздо чаще встречается одиночество в неявной форме. Человек постоянно находится в окружении людей, общается с ними, но в то же время чувствует себя отчужденным. Все эти люди ему не нужны, точнее, он не испытывает к ним особой любви и привязанности, они для него легко заменимы. Проблема неявного одиночества очень распространена среди подростков, и если вовремя не решается, то переходит и во взрослую стадию. Она возникает из-за чувства человека, что его никто не понимает, нет души, способной оценить его по достоинству. Такие люди считают, что если им не найти себе родственную душу среди всех этих людей, тогда зачем они вообще нужны. Тем самым они сознательно обрекают себя на одиночество. Выявить неявное одиночество достаточно сложно, так как этот человек на людях ведет себя самым обычным образом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

§ 2 Счастье как этическая  категория

       Счастье является одной из глобальных, бесспорных для любого человека нравственных ценностей. В истории философии (как и в житейской практике) можно найти множество толкований счастья.

       Еще в древнегреческой этике возникло учение о стремлении человека к счастью – эвдемонизм. Древнегреческий философ Демокрит понимал счастье как особое благостное состояние души, заключающееся в уравновешенности, гармонии, размеренности, невозмутимости, бесстрастии. В более поздней этике киников встречается подобное понимание: быть счастливым – значит не знать страстей, быть безразличным ко всем ценностям, «жить по природе», сохранять независимость и спокойствие. Для Эпикура счастье – в наслаждении (т.е. особом состоянии души, благородном спокойствии, безмятежности, невозмутимости духа).

       В христианском вероучении понятие счастья обретает сугубо духовный смысл, связанный с Божественным откровением и не имеющий отношения к радостям земного бытия.

       В эпоху Возрождения законным нравственным принципом поведения вновь провозглашается стремление к земному счастью. Но особенно большое значение принцип эвдемонизма приобретает в этике французских материалистов XVIII века. Счастье человека они объявляют конечной целью всякого общества и всякой полезной деятельности людей. Стремление к счастью трактовалось ими как данное человеку от природы, а достижение счастья – как осуществление подлинного назначения человека.

       Таким образом, чаще всего встречается модель, в рамках которой счастье соотносится с неким благом, с его обладанием или созиданием.

       Существует и другое мнение: чтобы человек был счастлив, он должен не иметь, а быть (Э. Фромм) – быть нравственной, самодостаточной личностью, отличающейся определенными моральными качествами. Поэтому счастливый человек никогда не будет совершать заведомо злых поступков, иначе он утратит ощущение счастья. Еще Аристотель говорил, что добро – это путь к счастью и одновременно его составной элемент.

       Русское слово «счастье» можно понять как «соучастие», т. е. причастность данного индивида к высшей мироуправляющей силе, как божественное участие в его судьбе. Счастье – это благоприятное течение человеческой жизни и глубокое субъективное удовлетворение этим течением.

       Поскольку счастье характеризует качество и отношение к жизни в целом, то его можно определить как сложную гамму чувств, в которой положительные переживания каким-то образом преобладают над отрицательными. Отдельными элементами этой сложной гаммы будут удовольствия. Удовольствие, или наслаждение, - это элементарное психическое переживание, в котором осуществляется непосредственная положительная оценка какого-либо действия, явления или ситуации. Но совершать действия исключительно ради удовольствия способны и животные. В человеческой же психике над переживаниями удовольствия надстраиваются более сложные системы. Ближайшей из них является чувство радости. Радость можно определить как душевное состояние промежуточное между удовольствием и счастьем. Существует несколько отличий радости от удовольствия:

       Во-первых, они различаются по длительности переживания. Радость обычно более продолжительна, чем удовольствие, так как она является положительной оценкой не только актуального воздействия, которое происходит в настоящем, но также сохранением прошлых и предвосхищением будущих положительных воздействий.

       Во-вторых, радость отличается от удовольствия степенью вовлеченности сознания или, шире, души. Поле человеческого сознания обладает известной широтой, и то, что находится в его центре, может быть по качеству противоположным находящемуся на периферии и блокировать эту противоположность. Например, можно сохранять радостное состояние души, испытывая одновременно какое-то незначительное неудовольствие, например, легкую боль от царапины.

       В-третьих, радость возвышается над удовольствием степенью активности субъекта. Удовольствие является чисто пассивным переживанием, даже если оно возникает как результат активной деятельности человека. Состояние радости не может исключить определенной активности субъекта, потому что оно не является мгновенным точечным переживанием, а затрагивает прошлое и будущее, распространяется на многие участки сознания.

        Итак, радость, в отличие от удовольствия, предполагает образование в сознании человека более сложной и совершенной оценочной системы, а именно, отнесения к ценностям. Жизненными ценностями называются те внутренние и внешние стороны человеческой активности, наличие которых дает чувство радости. К основным жизненным ценностям традиционно относят: здоровье, имущественный достаток (богатство), свободу, социальный престиж (уважение окружающих). Эти жизненные ценности принято называть привативными. Под этим имеется в виду, что их значимость осознается скорее через их отсутствие, чем присутствие. Чтобы картина была более полной, к этому перечню следует добавить непривативные ценности: любовь, творчество, благоговение.

       Счастье – это состояние, возникающее в процессе обретения непривативных ценностей и сохранения привативных жизненных ценностей.

       Рассуждение о счастье – это попытка нарисовать идеал наилучшего состояния человека. Счастье – это интегральный результат нравственной жизни. Оно базируется на признании приоритета как общественных, так и личных интересов. Поэтому счастье становится доступным тому, кто занят полезной деятельностью, ведет добродетельную жизнь.

       Необходимо отметить, что счастье не статично, а динамично, оно не столько в достигнутых рубежах, сколько в самом движении к цели, в борьбе с трудностями, встречающимися на пути (К. Маркс утверждал, что «счастье – это борьба»). Отсутствие проблем вызывает скуку, пресыщенность. Однако для достижения счастья немаловажно умение человека довольствоваться тем, чего он достиг на текущий момент. Поэтому справедливы и слова К. Пруткова: «Хочешь быть счастливым – будь им».

Информация о работе Счастье и одиночество