Профессиональная этика

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 13:50, курс лекций

Описание работы

Диплом, дающий право преподавать, учить, воспитывать, формировать, переориентировать хрупкие души учеников обязывает соблюдать принципы этики и нормы морали, объективно вытекающие из сущности труда учителя.
Этика – философская наука, объектом изучения которой является мораль как форма общественного сознания; как одна из важнейших сторон жизнедеятельности человека; как специфическое явление общественной жизни.
Профессиональная этика – это наука о соблюдении моральных принципов и норм поведения при выполнении служебного долга.

Содержание

Анализ понятий: этика, профессиональная этика, педагогическая мораль.
Возникновение педагогической этики и её развитие как науки.
Задачи педагогической этики.
Принципы педагогической этики.

Работа содержит 1 файл

Профессиональная этика.doc

— 402.00 Кб (Скачать)

   Педагогически важно отслеживать сигналы, свидетельствующие о зарождении конфликта. В практической деятельности педагог должен смещать акценты с устранения инцидента на анализ конфликтной ситуации. Понятие педагогический конфликт существенно отличается от понятия конфликтная ситуация в педагогике. Главная характеристика такой ситуации заключается в создании почвы для реального конфликта. В процессе столкновения инакомыслящих сторон конфликтная ситуация является стартовым моментом. Ведь инцидент можно заглушить властным воздействием, тогда как конфликтная ситуация сохраняется, принимая затяжную форму и отрицательно влияя на жизнедеятельность коллектива.

   Проанализируем  конфликты ученик-ученик.

   Успешность  педагогического вмешательства  в конфликты учащихся зависит от позиции учителя, которая может быть выражена в виде:

  • позиции авторитарного вмешательства в конфликт;
  • позиции нейтралитета;
  • позиции избегания конфликта;
  • позиции целесообразного вмешательства в конфликт.

   Последняя позиция создает реальные шансы  контролировать и управлять конфликтами учащихся. Это под силу только учителю с высокой техникой общения, который стремится понять причины конфликта и использовать эффективные стратегии его разрешения. Учитель обязан корректно разрешать конфликты учеников. В зависимости от ситуации может быть понадобится административное вмешательство, а может конкретная ситуация потребует просто доброго совета учителя. Положительный эффект оказывает вовлечение конфликтующих сторон в совместную деятельность, участие в разрешении конфликта авторитетных учеников.

   Рассмотрим  следующий тип конфликтов: конфликты учитель-ученик.

   Процесс обучения и воспитания невозможен без  противоречий и конфронтации его  сторон. Различают следующие типы конфликтов учитель-ученик:

    деятельности, возникающие по поводу успеваемости ученика;

    поведения, возникающие по поводу нарушения учеником этических норм;

  • отношений аффекта. Данный тип конфликта возникает в результате неумелого разрешения учителем конкретных педагогических ситуаций. Эти конфликты приобретают личностный смысл, могут порождать длительную неприязнь ученика к учителю и надолго нарушить их взаимодействие. В психологии выделено пять типов отношений:
  • диктата, отношения характеризуются деловым общением, требованиями к соблюдению дисциплины, выполнению домашнего задания;
  • нейтралитета - отношения невмешательства и безразличия к делам ученика;
  • опеки - забота об ученике до навязчивости, лишения его всякой самостоятельности;
  • конфронтации - скрытая неприязнь к ученикам / пренебрежительно деловой тон в общении;
  • сотрудничества - соучастие во всех делах ученика / оптимизм и взаимное доверие в общении.

   Перечислим  основные требования конструктивного  разрешения конфликта:

   Учитель должен:

  • учесть разницу между жизненным опытом участников конфликта, которая определяет разную степень ответственности за его провоцирование;
  • помнить, что, обращаясь за помощью к директору лицея, он признает себя неспособным руководить детским коллективом;
  • взять на себя инициативу в разрешении конфликта и суметь поставить интересы ученика как формирующейся личности на первое место;
  • контролировать свои эмоции, дать возможность ученику «выпустить пар»;
  • не приписывать ученику свое понимание его позиции, перейти на «Я - высказывания»: «Я чувствую себя обманутым», а не «Ты меня обманываешь»;
  • не оскорблять ученика, не затрагивать его личности;
  • дать себе и ребенку право на ошибку, не забывая, что «не ошибается только тот, кто ничего не делает»;

   • постараться не разрушить отношений с учеником независимо от результатов разрешения противоречий, высказать сожаление по поводу недопонимания, выразить свое расположение к ученику.

   Механизм  урегулирования конфликтов выглядит следующим образом: 

   ► воспринимать ситуацию такой, какой  она есть на самом деле;

   ► не делать поспешных выводов;

   ► избегать взаимных обвинений при анализе мнения противоположной стороны; 

   ► научиться ставить себя на место другой стороны;   

   ► искать компромисс; 

   ► преодолевать конфликт путем вовлечения сторон в общую деятельность.

   Итак, поскольку в основе конфликтов часто  лежат противоречия, педагоги не должны «боятся» конфликтов, а, выявив их природу возникновения, разработать позитивные стратегии для успешного разрешения каждого из конфликтов.

   4.4. «Ярлыки», которые учителя «присваивают» своим ученикам определяют во многом то, как хорошо они смогут учиться. Существует концепция самоподтверждающихся пророчеств.

   Чтобы подтвердить, какой большой вклад  могут внести учителя в развитие положительной самооценки и веры в себя у ребенка, приведем результаты одного эксперимента. Этот опыт, проведенный в американской школе Р. Розенталем, стал классикой. Состоял он в следующем. Психолог протестировал школьников по различным шкалам интеллекта, а затем наугад выбрал из списка фамилию каждого пятого ученика независимо от результатов теста и объявил учителям, что именно эти несколько детей показали наиболее высокий уровень интеллекта, уровень способностей и что в будущем именно они покажут наиболее высокие результаты в учебе. А в конце года он повторил тестирование этих же детей и, как ни странно, выяснилось, что те, кого психолог высоко оценил как наиболее способных, действительно учились лучше других. Результаты этого эксперимента продемонстрировали зависимость развития интеллекта ученика от особенностей отношения к нему в процессе педагогического общения. Та установка, которую психолог дал учителям, передалась детям по двум направлениям:

  • первое - учитель верил, что ребенок, в самом деле способный и начинал различать в нем потенциал, который раньше оставался незаметным. Открыв такие способности, учитель неоднократно давал ученику позитивную вербальную оценку, а похвала стимулировала положительное отношение ребенка к себе, веру в свои силы;
  • второе - веря в потенциал ребенка, учитель и в учебном процессе рассчитывает на ребенка как на наиболее способного. Это отражается в его общении с учеником уже не только на вербальном уровне, но и невербальном, в организации такого взаимодействия, которое позволяет эффективно развивать эти способности.

   Итак, если учитель относится к ребенку  как к способному, ответственному, дисциплинированному человеку и дает ему это понять - он создает предпосылки для того, чтобы ученик и в самом деле таковым становился. В противном случае при отрицательном отношении к ребенку запускается тот же механизм самореализующегося предсказания, но в обратную сторону. Педагог заложит основу будущего комплекса неполноценности у ребенка. Ученик будет относиться к себе плохо, а значит и к окружающим его людям.

   Задания для самостоятельной  работы:

  1. Выявить общие и специфические черты понятия справедливости в педагогической этике, а также аспекты оценивания педагогической деятельности с помощью категории справедливости.
  2. Посетить лицей и сделать анализ об эффективности применяемых учителями стратегий разрешения конфликтов между учениками.
  3. Побеседовать с классным руководителем и выяснить, какие трудности в его взаимодействии с учениками он считает наиболее серьёзными, каковы причины их возникновения и как он пытается их решить. Разработать свою стратегию в разрешении трудностей, с которыми сталкиваются учителя и классные руководители лицея.
  4. Выяснить наличия-отсутствия феномена «присвоения ярлыков» ученикам в наблюдаемом лицее. Дать оценку данному явлению, основываясь на собранных «ярлыках», присвоенных детям.
 
 
 
 

Тема 5. Педагогическая совесть. Проблема истины, правды и лжи в педагогике. Долг учителя – отстаивание истины.

   5.1. Анализ понятий «совесть, «педагогическая  совесть». Специфические черты педагогической  совести. 

   5.2. Многообразие конкретных проявлений  педагогической совести. Типология совести.

   5.3. Критерии определения педагогической  совести. 

   5.4. Характерные особенности истины, правды и лжи в педагогике. Долг учителя – отстаивание  истины.

5.1. Совесть - категория этики, характеризующая способность личности осуществлять нравственный контроль, самостоятельно сформулировать для себя нравственные обязанности, выдвигать к себе требования их качественного выполнения и производить самооценку совершаемых поступков.

Совесть - одно из выражений нравственного самосознания личности. В категорию совести вложено осознание человеком своего морального долга, который по тем или иным мотивом не исполняется.

  Совесть выступает в качестве внутреннего регулятора поведения личности. Совесть основана на нравственном самосознании, самооценке, самоконтроле личности».

  Педагогическая  совесть, становясь личным достоянием учителя, побуждает его эффективно управлять педагогическим процессом, учениками и их родителями, основываясь на принципах сотрудничества и партнерства.

5.2. Педагогическая совесть многообразна в своем конкретном проявлении:

  • удерживает от антипедагогических действий;
  • лишает покоя, когда ученик плохо усваивает учебную программу или его поведение конфликтует с социальными нормами;
  • заставляет бескорыстно уделять внимание социально-неблагополучным ученикам;
  • стимулирует критичность мышления, саморазвитие;
  • обостряет педагогическую интуицию, в результате учитель разумом и сердцем начинает понимать нужды и тревоги своих питомцев.

  Различаем понятия коллективной и частной педагогической совести. Коллективная совесть - это совесть педагогического коллектива. Ее особенностью является то, что результат деятельности каждого учителя зависит от коллективных усилий всех педагогов учебного заведения, учащихся, а также семьи. Частная совесть - это совесть отдельно взятого учителя. Она выступает в качестве внутренней этической культуры.

  Совесть учителя обладает действенным характером и активно влияет на формирование представлений учащихся о значимости совести и чести в жизни личности. Коллективная и частная совесть находятся во взаимосвязи и взаимозависимости.

5.3. Основными критериями определения педагогической совести являются: честность; порядочность; ответственность.

  Педагог, обладающий педагогической честностью - это личность, которой присущи наилучшие моральные качества. Он проникнут искренностью, прямотой; это добросовестный, безупречный учитель.

  Порядочный  учитель - это личность, неспособная к низменным, аморальным, антисоциальным поступкам.

  Ответственный педагог - это личность, наделенная правами и обязанностями, которая осознает их границы, полноту и широту; добивается качественного выполнения своих функций. Ему присуще развитое чувство долга.

  Уровни  педагогической совести измерить сложно. Она, как правило, под контролем самого учителя. Итак, честность, порядочность, ответственность как свойства личности помогают учителю выявить и признать собственные просчеты в работе, провести их корректировку, либо и вовсе отказаться от неэффективных педагогических стратегий. Педагогическая совесть - это осознание учителем ответственности не только за свои поступки, но и за ментальность, поведение своих подопечных.  

  5.4. Толкование понятий истина, правда, ложь содержится в различных философских, филологических, педагогических источниках. Истина определяется, как адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его так, как он существует сам по себе, вне человека и независимо от него и его сознания. Далее уточняется, что истина - это объективное содержание чувственного эмпирического опыта, понятий, идей, суждений, теорий, учений и целостной картины мира в диалектике ее развития.

  Смысл понятия правда интерпретируется как нечто, что соответствует действительности, конкретная истина. Слово ложь идентифицируется как намеренное искажение истины, неправда.

  Раскрытие смысла любых терминов и понятий  осуществляется посредством слов. В  них может звучать и правда и ложь. Словами можно как информировать, так и дезинформировать отдельного человека и целые коллективы. Учитель воздействует на учащихся, прежде всего словесным способом. В его словах содержится его мораль, личностная система ценностей. Однако, не только правдивые, но и лживые слова находят отклик в сердцах учащихся, у которых нет иммунитета против неправды и лжи. Вот почему учитель обязан быть правдивым, то есть освещать явления жизни, занимая объективную, материалистическую позицию. Все же за ним остается право придерживаться идеалистической точки зрения, но при этом учитель обязан довести до сведения детей весь плюрализм точек зрения по теме, которую он им преподает. Педагог должен помнить, что его конкретная правда не является абсолютной правдой «в конечной инстанции».

Информация о работе Профессиональная этика