Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 11:43, реферат
Люди постоянно общаются друг с другом. Человек — «существо социальное». Это означает, что он живет среди людей и осуществляет свою жизнедеятельность (достигает целей, удовлетворяет потребности, трудится) не иначе как через взаимодействие, общение с другими людьми — общение контактное, опосредственное или воображаемое.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..…... 2
Феноменология понятия «общение»……………………………........
3
Функции и структура общения…………….…………………………
5
Категории общения и их характеристика…………………………….
6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 11
Библиографический список………………
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… |
2 |
|
3 |
|
5 |
|
6 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… |
11 |
Библиографический список…………………………………………………. | 13 |
Люди постоянно общаются друг с другом. Человек — «существо социальное». Это означает, что он живет среди людей и осуществляет свою жизнедеятельность (достигает целей, удовлетворяет потребности, трудится) не иначе как через взаимодействие, общение с другими людьми — общение контактное, опосредственное или воображаемое.
Работа, отдых, семья, дружеское общение, воспитание детей, взаимоотношения с противоположным полом — все это создает огромную информационную среду. Общение является важнейшей категорией психологической науки. Проблематика общения занимает значительное место в общей психологии и в психологии личности. Педагогическая психология, при определенном желании, вообще вся может быть рассмотрена через призму общения, ибо практически все стороны процессов воспитания и обучения опосредованы общением. Общение является по существу центральным понятием в социальной психологии, потому что именно общение порождает такие феномены, как восприятие и понимание людьми друг друга; лидерство и руководство; сплоченность и конфликтность и др. На обыденном уровне, на уровне здравого смысла, очевидно, каждый ясно представляет себе, что стоит за словом «общение» [10, с.31].
Большинство психологов утверждают, что у человека существует особая потребность в общении. Но природу этой потребности они либо не определяют, либо формулируют тавтологически, как «стремление к общению», «желание быть вместе». При этом остается невыясненным, почему люди стремятся друг к другу и зачем им нужно быть вместе [23].
В общении происходит обмен информацией и ее интерпретация, взаимовосприятие, взаимопонимание, взаимооценка, сопереживание, формирование симпатий или антипатий, характера взаимоотношений, убеждений, взглядов, психологическое воздействие, разрешение противоречий, осуществление совместной деятельности [16, с.13]. Таким образом, каждый из нас в своей жизни, взаимодействуя с другими людьми, приобретает практические навыки и умения в сфере общения.
Общение — это не просто действие, а именно взаимодействие: оно осуществляется между участниками, из которых каждый является носителем активности и предполагает ее в своих партнерах.
Рассмотрим
в этой работе понятие «общение», его
структуру и функции и определим основные
категории общения.
1. Феноменология понятия «общение»
Прежде, чем проанализировать вопрос категорий общения и их характеристики, необходимо ответить на вопрос — что такое общение?
В отечественной психологии сложилась устойчивая традиция связывать понятие «общение» с категорией «деятельность». При этом общение рассматривается лишь как форма, вид деятельности. Констатируется, что любые формы общения есть специфические формы совместной деятельности людей. В современной литературе отражен постулат о том, что «любые формы общения есть специфические формы совместной деятельности людей: люди не просто «общаются» в процессе выполнения ими различных общественных функций, но они всегда общаются в некоторой деятельности, даже в процессе «недеяния» [12, с.7].
Одно из определений межличностного общения гласит, что общение — это процесс взаимодействия по крайней мере двух лиц, направленный на взаимное познание, на установление и развитие взаимоотношений, оказание взаимовлияния на состояния, взгляды и поведение, а также на регуляцию их совместной деятельности [7, с.4].
Само общение, на уровне дефиниции, определяется как процесс, который порождается потребностями в совместной деятельности. Наиболее распространенные определения общения, отражающие эту позицию, констатируют, что общение — это многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности или, в несколько иной редакции, определяют общение как осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности. Общение порождается потребностями в совместной деятельности и включает: восприятие и понимание людьми друг друга, обмен информацией, выработку единых структур взаимодействия [19, с.16].
Человек нуждается в общении для того, чтобы поделиться своим горем, человек нуждается в общении для того, чтобы другие разделили с ним его счастье и радость, человек нуждается в общении для того, чтобы чувствовать себя человеком [9, с.15].
Таким
образом, общение представляет для
человека самостоятельную ценность
и потому не обязательно должно рассматриваться
как средство достижения целей совместной
деятельности. Фрустрация потребности
в общении, блокирование или ограничение
возможности ее реализации является самостоятельным
стрессогенным фактором. Это, кстати, хорошо
прослеживается на примере психического
состояния и переживаний узника, помещенного
на длительный срок в одиночную камеру
[20, с.42].
Анализ
понятия общения и раскрытие
его понимания позволяют
Общение как деятельность представляет собой систему элементарных актов. Каждый акт определяется: а) субъектом — инициатором общения, б) субъектом, которому адресована инициатива, в) нормами, по которым организуется общение, г) целями, которые преследуют участники общения, д) ситуацией, в которой совершается взаимодействие [9, с.31].
В
структуре общения традиционно принято
выделять три компонента: когнитивный
(познавательный), аффективный (эмоциональный),
поведенческий (Н.Н. Обозов, Я.Л. Коломинский)
или гностический, аффективный, праксический
(А.А. Бодалев). Б.Ф. Ломов также выделяет
три аналогичных компонента, называя их
несколько иначе. Речь идет об информативно-коммуникативном,
регуляционно-коммуникативном и аффективно-коммуникативном
компонентах. Для описания процесса общения
используется также четырехэлементная
модель (А.А. Реан), в которой структуру
общения образуют когнитивно-информационный,
регуляционно-поведенческий, аффективно-эмпатийный,
социально-перцептивный компоненты. Когнитивно-информационный
компонент связан с процессом передачи
и приема информации, осуществляемым прямым
образом вербальными и знаковыми средствами.
Регуляционно- поведенческий компонент
характеризует общение с позиций особенностей
поведения субъектов, с позиций взаимной
регуляции поведения и действий партнеров.
Аффективно-эмпатийный компонент описывает
общение как процесс обмена на эмоциональном
уровне, а также как регуляцию эмоциональных
состояний партнеров. Социально-перцептивный
компонент связан с процессами восприятия,
понимания и познания субъектами друг
друга в процессе общения. Выделяют следующие
виды общения: социально-ориентированное
общение; 2) групповое предметно ориентированное
общение; 3) личностно ориентированное
общение [20, с.72].
Категория общение относится к одной из коммуникативных категорий. Коммуникативные категории, по определению З.Д. Поповой и И.А. Стернина, — «самые общие коммуникативные (концепты) понятия, упорядочивающие знания человека об общении и нормах его осуществления». Они содержат информацию о том, «как тот или иной носитель языка понимает категоризуемое явление, что он включает в состав данного явления, какие нормы и правила связывает с данным понятием, как он «вписывает» данную категорию в состав других коммуникативных и некоммуникативных мыслительных категорий» [14, с.31-32].
Значение
категории общения определяется
тем, что оно позволяет вскрыть
общественную сущность человека и его
личности, а также понять развитие
психики ребенка как процесс,
происходящий путем присвоения детьми
общественно-исторического
Коммуникативные категории, как и любые мыслительные категории, тем или иным образом упорядочивают ментальные представления о нормах и правилах коммуникации. Это упорядочение осуществляется нежёстко, вероятностно, многие категории взаимно накладываются друг на друга и пересекаются друг с другом — явление, характерное для всех когнитивных категорий. Основное назначение коммуникативных категорий — не упорядочение сведений о нормах и правилах общения, а обеспечение, организация речевого общения индивида в обществе [15, с.42].
Содержание
коммуникативной категории
К коммуникативным категориям относятся категория общения, категории вежливости, грубости, коммуникабельности, коммуникативной неприкосновенности, коммуникативной ответственность, эмоциональность, коммуникативной оценочности, коммуникативного доверия, коммуникативного давления, спора, конфликта, коммуникативной серьезности, реквестивности, коммуникативной эффективности, молчания, коммуникативной оптимизма/пессимизма, сохранения лица, категория тематики общения, грамотности, категория коммуникативного идеала и др. [10, с.112].
Можно назвать следующие некоторые признаки категории общения:
Значение категории общения определяется тем, что оно позволяет вскрыть общественную сущность человека, детерминацию внутреннего мира человека и его личности, а также понять развитие психики как процесс, происходящий путем присвоения общественно-исторического опыта человечества в контексте общения с другими людьми, живыми носителями этого опыта.
Можно выделить три основных категории средств общения (тех операций, с помощью которых каждый участник строит свои действия общения и вносит свой вклад во взаимодействие с другим человеком) [10, с.12-13]. Это экспрессивно-мимические, к которым относятся улыбка, взгляд, мимика, выразительные движения рук и тела, выразительные вокализации; предметно-действенные: локомоторные и предметные движения, а также позы, используемые для целей общения; речевые средства: высказывания, вопросы, ответы, реплики.
Первые
выражают, вторые изображают, а третьи
— обозначают то
содержание, которое человек стремится
передать собеседнику и получить от него.
Экспрессивно-мимические средства общения. Более всего изучены взгляды, мимика, жесты и экспрессивные вокализации (М. И. Лисина // Развитие общения…, 1974, 1974а; В. В. Ветрова, 1975; С. В. Корницкая, 1975; С. Ю. Мещерякова // Экспериментальные исследования…, 1975, 1975; Г. Х. Мазитова, 1977; Л. М. Царегородцева, 1979). Их своеобразие в том, что они служат проявлением эмоциональных состояний, и в этом их первая функция. Но они одновременно используются как активные жесты, адресованные окружающим людям. В этой своей второй функции экспрессии соединяют индивидуальное переживание с принятой в данном обществе системой эталонов и становятся знаком, понятным другим людям. Третья функция выразительных средств состоит в том, что они служат индикатором отношения одного человека к другому, обнаруживая их расположение или неприязнь друг к другу.
Непреходящее значение экспрессивных средств общения состоит в том, что они выражают содержание отношений, не передаваемое больше никакими иными средствами с такой полнотой и в таком качестве. Прежде всего, они ярче, точнее и полнее всех операций передают внимание и интерес одного человека к другому. Взгляд в сочетании с мимикой, придающей взгляду каждый раз новую окраску, – лучшее проявление сосредоточенности слушающего или смотрящего человека на другом [10, с.28].