Общественное моральное сознание

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 09:52, контрольная работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение общественного морального сознания и его структуры.
Прежде чем приступить к изложению представленной работы, следует определить сущность таких фундаментальных понятий как «этика», «мораль», «нравственность». Этику однозначно можно определить как философскую науку, объектом изучения которой является мораль. Несколько сложнее определить понятия «мораль» и «нравственность». Устойчивых определений этих понятий до сих пор не существует, несмотря на древнюю историю этики.

Содержание

Введение 3
1. Мораль: сущность, структура, функции 4
2. Общественное сознание: понятие, уровни, виды 7
3. Структура общественного морального сознания 8
Заключение 9
Использованная литература 10

Работа содержит 1 файл

контрольная работа.docx

— 35.42 Кб (Скачать)

Содержание

 

Содержание 2

Введение 3

1. Мораль: сущность, структура, функции 4

2.  Общественное сознание: понятие, уровни, виды 7

3. Структура общественного морального сознания 8

Заключение 9

Использованная литература 10

 

Введение

 

Целью работы является рассмотрение общественного морального сознания и его структуры.

Прежде чем приступить к изложению представленной работы, следует определить сущность таких  фундаментальных понятий как  «этика», «мораль», «нравственность». Этику однозначно можно определить как философскую науку, объектом изучения которой является мораль. Несколько сложнее определить понятия  «мораль» и «нравственность». Устойчивых определений этих понятий до сих  пор не существует, несмотря на древнюю  историю этики.

В современной этике наиболее распространены следующие толкования этих понятий:

  • «мораль» - сфера общественных предписаний; опирается на законы и обычаи, религиозные и государственные нормы, существующие в данном обществе или свойственные человеку как таковому, то есть является внешней силой воздействия на человека;
  • «нравственность» согласуется с разумом человека, его размышлениями, его совестью; есть формирующееся внутри данной личности представление о добре и зле, то есть сфера внутренних установок, прошедших через совесть человека.

Общественное сознание является сложным, структурным явлением, состоящим  из множества элементов, каждый из которых  имеет свою специфику.

Моральное сознание человека формируется вместе с общим и  другими узкими видами сознания в  процессе воспитания, социализации. На него влияют как семья, институты образования и социального развития, так и современные общественные изобретения, средства массовой информации, Интернет.

Под общественным сознанием следует понимать совокупность существующих в обществе идей, теорий, взглядов, чувств, настроений, привычек, традиций, отражающих общественное бытие людей, условия их жизни.

Общественное сознание является сложным, структурным явлением, состоящим  из множества элементов, каждый из которых  имеет свою специфику.

Наиболее полно специфика  и сущность морали раскрывается в  ее регулятивном функционировании. Поэтому  для этического анализа морального сознания общества важнее всего рассмотреть  его структуру.

 

1. Мораль: сущность, структура, функции

 

Мораль, или нравственность, - специфический тип регуляции отношений людей; совокупность принятых в том или ином социальном организме норм поведения, общения и взаимоотношений. Мораль пронизывает всю общественную и индивидуальную жизнь, подвергая все ее стороны осмыслению и оценке. Основанием морального подхода к явлениям общественной и личной жизни является самоценность личности, ее права на уважение и достойную жизнь.

Предварительно мораль можно  определить как систему норм и  ценностей, которые, в конечном счете, ориентируют человека на благо других людей. Эти нормы и ценности обращены к человеку, и они так устроены, что требуют не только добродетельных и справедливых действий, но также, чтобы эти действия были совершены намеренно и в результате свободного и осознанного выбора.

Можно охарактеризовать мораль как систему ценностей и норм, ориентирующих человека на духовно  возвышенное единение с самим  собой, с другим человеком (другими  людьми), и с высшим началом (как  бы оно ни понималось).

Мораль отражает целостную  систему взглядов на общественную жизнь, убеждения, связь общества и личности, зависимость обычаев традиций, норм и нравов.

Главное место в морали занимает согласование индивидуальных и общественных интересов.

Сущностные черты  морали:

- социальная природа и  характер функционирования,

- производство ценностей,  выявление меры человечности  процессов.

Мораль – совокупность требований, норм и принципов по отношению к поведению человека в его отношении к обществу, социальным интересам, субъектам, другим людям, к себе с позиции добра  и зла. Содержание моральных ценностей  и норм конкретизируется в понятиях добра, долга, справедливости, вины, альтруизма и эгоизма и т.д. Мораль предусматривает нормативный образец поведения.

Мораль имеет свойства императивности, нормативности и  оценочности.

Императивность – форма  выражения повелений (предписаний, требований) способов их реализации, которая  ориентирует личность на адаптацию  к устоявшимся общественным стандартам поведения.

Нормативность – необходимость  соблюдения определенных норм для достижения результата в отношениях между людьми. существуют нормы запреты (табу) и нормы образцы поведения.

Оценочность – способность к одобрению или осуждению.

 

Функции морали:

- социализация индивидов,

- регуляторная,

- мировоззренческая (ценностно-ориентированная)  – назначение человека, смысл  жизни,

- оценочная,

- познавательная,

- воспитательная.

 

 

 

 

 

Структура морали.

 

Моральное сознание – одна из форм общественного сознания, являющаяся, как и другие его формы, отражением общественного бытия людей. Моральное  сознание включает в себя ценности, нормы, идеалы. Здесь мораль проявляет себя как стремление к совершенству. 

Моральное сознание — духовная сторона морали: нормы и принципы поведения, целевые установки, эмоции, чувства, переживания, убеждения, волевые  акты и другие идеальные факторы. Оно является отражением жизненно-практического  и исторического опыта людей  в форме индивидуальных и коллективных представлений, выполняет функции механизма социальной преемственности, регулирования и организации жизнедеятельности, обеспечивает оценку результатов поведения личности.

Моральное сознание функционирует  на двух уровнях регуляции в отношениях между людьми: эмоционально-чувственном (обыденное сознание) и рационально-теоретическом (этика).

Эмоциональный уровень - психическая  реакция личности на событие, отношение, явление. Он включает в себя эмоции, чувства, настроение.

Эмоционально-чувственное  моральное сознание определяет отношения  человека:

а) к другим людям (чувства  симпатии или антипатии, доверия  или недоверия, ревности, ненависти  и т.д.);

б) к самому себе (скромность, достоинство, тщеславие, самолюбие, требовательность и т д.);

в) к обществу в целом (чувство  общественного долга, патриотизм, национальная гордость и др.)

Рациональный уровень - способность  личности к логическому анализу  и самоанализу - является результатом  целенаправленного формирования морального сознания в процессе обучения, воспитания и самовоспитания.

Нравственное самосознание. Это осознание человеком себя к личности и своего места в  общественной деятельности людей. 

Самосознание является важнейшим  компонентом структуры морали. Самосознание в основе своей несет нравственное начало, так как, во-первых, пронизано присутствием (значимостью) другого или других. А во-вторых, образ "Я" изначально содержит в себе "идеал - Я" или стремление к совершенству .

  Моральное поведение,  опирающееся на нравственное  сознание личности, реализующее  ее нравственные отношения, являются результатом становления личности и ее свободного выбора. 

При этом если моральное  сознание выступает субъективной формой этих отношений, то моральное поведение  является формой их объективации, их материализации. В этом смысле поведение человека является показателем его нравственной культуры.

Нравственная практика. Включает в себя реальные нравы, поступки, нравственные отношения. Поступки и действия отражает моральную сторону человеческой деятельности. Обладают положительной или отрицательной направленностью и предполагают моральную ответственность.

Оценка в системе нравственной регуляции выражает осуждение или  одобрение поступка человека, его  поведения, образа мысли или жизни  на основе требований морали. Основанием для оценок выступают моральные  принципы, нормы и идеалы, предписывающие человеку должное поведение. Сама же оценка характеризует соответствие сущего (того, что совершено) должному. Возможна оценка будущих действий, выступающая как способность предвидения последствий поступка; в это она может одновременно служить его мотивацией.

Моральные отношения — центральный элемент структуры морали, в котором фиксируются свойства любой человеческой деятельности с точки зрения ее моральной оценки. Наиболее значимыми в нравственном смысле являются такие виды отношений, как отношение человека к обществу в целом, к другим людям, к самому себе.

Независимо от различия использованной терминологии можно сказать, что  в сфере действия социальных институтов и исполнения публичных функций  мораль современного общества действительно  существенно отличается от тех представлений, которые, так или иначе, связывали  этику с нравственным идеалом  личности. В общественной морали адаптивность доминирует над совершенством, субъект  и объект морального требования могут  быть разделены, в ней имеют место  коллективные решения и коллективная ответственность, а общее благо  имеет приоритет над индивидуальным. Сказанное, тем не менее, не означает, что общественная мораль исключительно утилитарна. Современное общество уже пришло к пониманию того, что во многих случаях жертвовать личным интересом во имя большего общественного блага нельзя.

Для отражения сложной  структуры представлений современного общества о морали (и реальных нравов) необходимо, прежде всего, различить  этику долга и этику добродетелей.

Этика долга предполагает одинаковое отношение к разным людям безотносительно их достижений в практической жизни. Это этика строгих ограничений и универсальной любви. Одним из способов ее обоснования является как раз универсализм. Другой тип этики представляет этика добродетелей. В ней допускается различное нравственное отношение к разным людям, потому что их достоинство зависит в этом типе этики от конкретных черт характера людей и их практических достижений. Моральные качества соотносятся здесь с различными социальными способностями и выступают как очень дифференцированные.

Мораль является одним  из основных способов нормативной регуляции  действий человека в обществе. Цель нормативного порядка - уберечь человеческие отношения от вырождения в “войну всех против всех”.

 

2.  Общественное  сознание: понятие, уровни, виды

 

Общественное сознание возникло одновременно и в единстве с возникновением общественного бытия. Природе в  целом безразлично существование  человеческого разума, а общество не могло бы без него не только возникнуть и развиваться, но и просуществовать ни одного дня и часа. В силу того, что общество есть объективно-субъективная реальность, общественное бытие и общественное сознание как бы “нагружены” друг другом: без энергии сознания общественное бытие статично и даже мертво.  
Сознание реализуется в двух ипостасях: отражательной и активно-творческой способностях.

Сущность сознания в том  и состоит, что оно может отражать общественное бытие только при условии  одновременного активно-творческого  преобразования его. Функция опережающего отражения сознания наиболее четко  реализуется в отношении общественного  бытия, которое существенным образом  связано с устремленностью в  будущее. Это неоднократно подтверждалось в истории тем обстоятельством, что идеи, в частности социально-политические, могут опережать наличное состояние  общества и даже преобразовывать  его. Общество есть материально-идеальная  реальность. Совокупность обобщенных представлений, идей, теорий, чувств, нравов, традиций и т.п., то есть того, что  составляет содержание общественного  сознания и образует духовную реальность, выступает составной частью общественного  бытия, так как оно дано сознанию отдельного индивида.

Но подчеркивая единство общественного бытия и общественного  сознания, нельзя забывать и их различие, специфическую разъединенность. Сама возможность такого непосредственного  воздействия общественного сознания на общественное бытие заключается  в способности сознания правильно  отражать бытие.

Сознание как отражение и как активно-творческая деятельность представляет собой единство двух нераздельных сторон одного и того же процесса: в своем влиянии на бытие оно может как оценивать его, вскрывая его потаенный смысл, прогнозировать, так и через практическую деятельность людей преобразовывать его. А поэтому общественное сознание эпохи может не только отражать бытие, но активно способствовать его перестройке.

Тот факт, что общественное сознание включает в себя разные уровни (обыденно-житейское, теоретическое, общественную психологию, идеологию и т.д.), и  то, что каждым уровнем сознания общественное бытие отражается по-разному, как раз и составляет реальную сложность в понимании феномена общественного сознания.

Все изменения и самый  процесс развития общественного  сознания, в конечном счете определяются изменениями в общественном бытии. Было бы, однако, неверно думать, будто бы это сознание всегда отстает от общественного бытия. Политическое сознание, мораль, художественное сознание, религия и философия отражают материальную деятельность людей, классовую борьбу, различные события, постепенные и революционные изменения не пассивно, не зеркально, а создают определенные идеалы, нормы, установки, правила поведения, вырабатывают образ наиболее желательной, предпочтительной организации общественной жизни.

Информация о работе Общественное моральное сознание