Нравственность в 21 веке

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 23:46, доклад

Описание работы

Нравственность с момента ее возникновения и закрепления в сознании людей составляет основу всякого общества. Люди, оценивая поведение других, руководствуются принципами нравственности, соотносят поступки с моральными ценностями, которые имеют социальное значение. О нравственности человека можно судить по его поступкам, так как они отражают внутренние мотивы и помыслы человека, формируют отношение окружающих к тому, кто их осуществляет.

Работа содержит 1 файл

нравственность.docx

— 38.81 Кб (Скачать)

Нравственность  с момента ее возникновения и  закрепления в сознании людей  составляет основу всякого общества. Люди, оценивая поведение других, руководствуются  принципами нравственности, соотносят  поступки с моральными ценностями, которые имеют социальное значение. О нравственности человека можно  судить по его поступкам, так как  они отражают внутренние мотивы и  помыслы человека, формируют отношение  окружающих к тому, кто их осуществляет.

В настоящее  время часто говорится о падении  духовности, нравственности в современном  обществе. На первое место поставлены материальные ценности, а нравственные уходят на второй план. В первобытном  обществе существовало понятие «табу», выражающее категорический запрет каких-либо действий или побуждений, и этот запрет был связан с переживанием чувства страха перед чем-то жутким, смертельно опасным. Чаще всего это  был страх смерти, к которой  приговаривала родовая община за нарушение табу. Неужели и современному обществу необходимо смертельно бояться  чего-то, чтобы быть нравственным?

Поведение молодежи нередко можно назвать возмутительным. Девушки все меньше соответствуют  образцу скромности, женственности  и кротости, а юноши утрачивают качества, присущие настоящему мужчине. Выживает тот, кто хитер, нагл, может  без угрызений совести переступить  через интересы других, кто обладает большими финансовыми возможностями  и способностями заполучить их.

В последние  годы широкое распространение получила подростковая агрессивность.

Толпа разъяренных  подростков способна совершить не меньшее  зло, чем взрослые. Хотя, казалось бы, откуда в них эта ненависть  в то время, когда на них еще  не возложены серьезные взрослые обязанности, а жизнь, казалось бы, в  таком возрасте должна быть беззаботна и легка?

Отношение к  учебе все больше зависит от финансовых возможностей. Учителя и преподаватели  не пользуются должным уважением  и авторитетом, а ученики и  студенты все чаще поступают по отношению  к ним безнравственно, даже не учитывая того, что они — взрослые люди и хотя бы за это их нужно уважать  и относиться к ним должным  образом.

Мы так часто  слышим об убийствах в республике и городе, что уже привыкли к  ним и совершенно этим фактам не удивляемся. Убийство человека для  некоторых людей стало чем-то обыденным, естественным делом, а не тяжким грехом и преступлением.

Все эти примеры  свидетельствуют о том, что нравственность в нашем обществе теряет свое значение. Времена, когда во главе общества стояли такие понятия, как доброта, честность, верность, храбрость, уважение к окружающим, милосердие, а мерилом человеческого достоинства являлись чувство стыда, поступки, соотносимые с совестью, уходят все глубже в прошлое, а эти понятия становятся лишь воспоминанием о том времени, когда ценились искусство, красота, благородство.

Что же нужно  людям сейчас? Легкие деньги, развлечения, беззаботная жизнь, а дети увлечены телефонами, компьютерами, интернетом, музыкой различных стилей и различными молодежными объединениями —  эмо, хиппи, панки, чья деятельность и внутригрупповые идеи нередко ведут к деградации личности.

Меркантильность людей достигла больших масштабов, даже мечты стали материальными  — крутой телефон, компьютер, машина, своя фирма. Если ты не так одет, от тебя отворачиваются, теряешь деньги —  теряешь друзей и так далее.

А «золотое правило  нравственности», , — поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе — и вовсе забыто. Если бы люди следовали ему, общество больше приблизилось бы к моральным идеалам.

Кто же в этом во всем виноват? Общество и каждый человек в отдельности.

И для того чтобы  наше общество было более нравственным, духовно богатым, необходимо в первую очередь каждому человеку начать с себя, повышать религиозный, нравственный и культурный уровень, руководствоваться  в своих действиях моралью, Божественными  заповедями и голосом совести  и приобщать к этому своих  близких и окружающих. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

НРАВСТВЕННОСТЬ  В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ  
Юревич А. В. - член.-корр. РАН, зам. директора Института психологии РАН

Несмотря на докризисные экономические успехи, внутриполитическую стабилизацию и  другие позитивные тенденции последних  лет, общее состояние современного российского общества выглядит очень  тревожным. Так, количество убийств  на 100 тыс. жителей в нашей стране сейчас почти в 4 раза больше, чем  в США (где ситуация в данном отношении  тоже очень неблагополучна), и примерно в 10 превышает их распространенность в большинстве европейских стран . По количеству самоубийств Россия в 3 раза опережает США, занимая второе место в Европе и СНГ не только среди населения в целом, но и среди молодёжи в возрасте до 17 лет (в данном случае – после Казахстана). По индексу коррупции за шесть лет (с 2002 по 2008 гг.) наша стана перебралась с 71-го на 147-е место в мире, а общий объем коррупционного оборота в России оценивается экспертами в 250-300 млрд. долларов в год. Численность жертв несчастных случаев, таких как случайные отравления алкоголем и ДТП, свидетельствуют если не о массовом нежелании жить (психоаналитическая интерпретация подобных ситуаций), то, по крайней мере, о безразличном отношении многих наших сограждан к своей и к чужой жизни

 

 
Несмотря на докризисные экономические  успехи, внутриполитическую стабилизацию и другие позитивные тенденции последних  лет, общее состояние современного российского общества выглядит очень  тревожным.

Так, количество убийств на 100 тыс. жителей в нашей  стране сейчас почти в 4 раза больше, чем в США (где ситуация в данном отношении тоже очень неблагополучна), и примерно в 10 превышает их распространенность в большинстве европейских стран . По количеству самоубийств Россия в 3 раза опережает США, занимая второе место в Европе и СНГ не только среди населения в целом, но и среди молодёжи в возрасте до 17 лет (в данном случае – после Казахстана). По индексу коррупции за шесть лет (с 2002 по 2008 гг.) наша стана перебралась с 71-го на 147-е место в мире, а общий объем коррупционного оборота в России оценивается экспертами в 250-300 млрд. долларов в год. Численность жертв несчастных случаев, таких как случайные отравления алкоголем и ДТП, свидетельствуют если не о массовом нежелании жить (психоаналитическая интерпретация подобных ситуаций), то, по крайней мере, о безразличном отношении многих наших сограждан к своей и к чужой жизни. В совокупности приведённые, а также другие подобные данные выстраиваются в целостную картину (табл. 1), которая свидетельствует о болезненном состоянии нашего общества, и удивительно, что в общественном сознании они воспринимаются с меньшей остротой, чем, скажем, количество медалей, выигранных на Олимпиаде (что само по себе служит показателем состояния общества, равно как и одаривание дорогими автомобилями и без того небедных спортсменов-победителей).

Таблица 1. Некоторые показатели состояния современного российского общества, 2006 г.

Наименование  показателя Значение  показателя Место России по данному  показателю
Смертность  от убийств на 100000 жителей  20,2 1-е место  в Европе и СНГ 
Смертность  от самоубийств на 100000 жителей 30,1 2-е место  в Европе и СНГ после Литвы
Смертность  от случайных отравлений алкоголем  на 100000 жителей  23,1 1-е место  в Европе и СНГ 
Смертность  от дорожно-транспортных происшествий на 100000 жителей  17,5 3-е место  в Европе и СНГ после Литвы  и Латвии 
Ожидаемая продолжительность жизни при  рождении (число лет) 66,6 Последнее место  среди стран с развитой и переходной экономикой
Естественный  прирост населения на 1000 жителей  - 4,8 Одно из последних  мест в Европе (перед Болгарией  и Украиной)
Число детей, оставшихся без попечительства родителей на 100000 жителей  89 2-е место  в Восточной Европе и СНГ  после Литвы 
Количество  разводов на 1000 жителей  4,5 1-е место  в Европе 
Число абортов на 1000 женщин (в возрасте 15-49 лет) 40,6 1-е место  в Восточной Европе и СНГ 
Доля  детей, родившихся у женщин, не состоявших в браке (%) 29,2 9-е место  в Восточной Европе и СНГ 
Индекс  Джини (индекс концентрации доходов) 0,4 1-е место  среди стран с развитой и  переходной экономикой 
Индекс  коррупции (от 0 до 10 баллов, чем выше балл, тем ниже уровень коррумпированности) 2,3 143 позиция в  мире (наряду с Гамбией, Индонезией  и Того) из 180 возможных

Источники: Доклад о развитии человека 2007/2008. Опубликовано для Программы развития ООН (ПРООН) / Пер. с англ. М.: Весь мир, 2007; Российский статистический ежегодник 2007. М.: Росстат, 2007; Transparency International . http :// www . transparency . org /

Приведенные в  таблице 1 показатели дополняются другими  данными, демонстрирующими, какое общество мы построили под красивыми лозунгами  свободы и демократии:

  • ежегодно 2 тыс. детей становятся жертвами убийств и получают тяжкие телесные повреждения;
  • каждый год от жестокости родителей страдают 2 млн. детей, а 50 тыс. – убегают из дома;
  • ежегодно 5 тыс. женщин гибнут от побоев, нанесённых мужьями;
  • насилие над жёнами, престарелыми родителями и детьми фиксируется в каждой четвёртой семье;
  • 12% подростков употребляют наркотики;
  • более 20% детской порнографии, распространяемой по всему миру, снимается в России;
  • около 1.5 млн. российских детей школьного возраста вообще не посещают школу;
  • детское и подростковое "социальное дно" охватывает не менее 4 млн. человек;
  • темпы роста детской преступности в 15 раз опережают темпы увеличения общей преступности;
  • в современной России насчитывается около 40 тыс. несовершеннолетних заключённых, что примерно в 3 раза больше, чем было в СССР в начале 1930-х годов .

Количественные  данные, в свою очередь, могут быть дополнены хорошо известными бытовыми примерами, выражающими состояние  современного российского общества. По-прежнему широко распространена практика криминальных "крыш", рейдерства, "чёрного риэлтерства", финансовых "пирамид", других видов мошенничества и т. п. Организованная преступность фактически легализована, а т. н. «авторитетные бизнесмены» - по существу, легализовавшиеся бандиты - устраивают публичные презентации своих литературных произведений, в которых наемными литераторами красочно живописуются их криминальные похождения. По данным опроса, проведенного Общественной палатой, более половины наших сограждан не чувствуют себя сколь-либо защищенными от криминала. Коррупция воистину тотальна, причем продаются как сами чиновники – от мала до велика, так и административные должности. В школах торгуют наркотиками. Публичная речь, в том числе на телевидении и радио, изобилует матом и блатным жаргоном . Бомжи стали непременным атрибутом вокзалов и других публичных мест. Интернет переполнен фильмами, где в деталях показано, как ученики избивают своих учителей. Пожилых людей сотнями убивают ради того, чтобы завладеть их квартирами. Пьяные матери выкидывают в окна своих младенцев. Существует (в XXI веке!) и такое явление, как работорговля, причём в прямом, а отнюдь не в метафорическом смысле слова. Развязно-агрессивные юнцы демонстративно не уступают места в транспорте пожилым людям, а порой и способны убить за сделанное им замечание. Широко распространены секты, практикующие помимо всего прочего и человеческое жертвоприношение. А типовой реакций значительной части нашей молодежи на гибнущего рядом человека стал … хохот.

Все это –  не сцены из фильма ужасов, а наша жизнь, наше общество, причем поражают не только сами подобные явления, но и  толерантность к ним, их восприятие как привычных и не преодолимых, как нормы нашей жизни, а не как из ряда вон выходящих. Как пишет О. Т. Богомолов, «Ежедневно сталкиваясь с вопиющими фактами беззакония и произвола, люди утрачивают остроту реакции на них, постепенно проникаются безразличием к происходящему» . А К. Н. Брутенц отмечает, что « Россияне почти без всякого протеста и нравственного неприятия (курсив мой – А. Ю.) выживают в условиях тотальной коррупции, всеохватывающего взяточничества, сопровождающего едва ли не каждый их шаг, разгула криминалитета» . Так формируется терпимость к злу и смирение перед ним, способствующие его утверждению во все более бесчеловечных формах.

При всем разнообразии описанных явлений, а также процессов, характеризуемых приведенными выше статистическими данными, их можно  подвести под общий знаменатель, которым служит моральная деградация современного российского общества. Отмечается, что «Нарушения общественной морали, норм социальной справедливости, представлений о гражданской чести и ответственности встречаются у нас на каждом шагу» . И закономерно, что согласно результатам социологических опросов, падение нравов воспринимается нашими согражданами как одна из главных проблем современной России, они констатируют «порчу нравов» в качестве одной из худших тенденций.

Моральная деградация нашего общества констатируются представителями самых различных  наук, и ее можно считать подлинно «междисциплинарным» фактом. Психологи  демонстрируют, что «Россия на долгие годы оказалась «естественной лабораторией», где нравственность и правовое сознание граждан проходили суровые испытания» . Социологи показывают, что «В конце XX – начале XXI века российское общество, ввергнутое государством сначала в «перестройку», а затем в «радикальные реформы», постоянно испытывало моральные девиации и дефицит не столько социальных, экономических и политических, сколько нравственных ориентиров, ценностей и образцов поведения» . Они же акцентируют «моральную аберрацию» мышления наших политиков – его дистанцирование от моральных ценностей и ориентиров, которые в нем вытеснены категориями экономического характера, такими как экономический рост, размер ВВП, показатели инфляции и др. Экономисты отмечают, что «Среди составляющих той непомерной социальной цены, которую пришлось заплатить за радикальные экономические реформы в России, - пренебрежение нравственно-психологическим миром человека» , подчеркивая «интенсивное искоренение морально-этической составляющей из социального бытия» . Искусствоведы констатируют, что «У нас сформировалась тотально аморальная система» . А философы связывают происходящее в современной России с тем очевидным фактом, что свобода приводит к высвобождению не только лучшего, но и худшего в человеке, и, соответственно, должна предполагать ограничения на высвобождение худшего. "Что сделает из политической свободы человек, который не созрел для неё и переживает её как разнуздание ? – задавался вопросом И. А. Ильин и отвечал, – он сам становится опаснейшим врагом чужой и общей свободы" . Что и произошло в нашей стране в начале 1990-х. «Анархический порядок 90-х массово породил индивида, понимающего свободу как волю», - заключает В. Г. Федотова .

Информация о работе Нравственность в 21 веке