Нравственная профессиональная позиция журналиста

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 09:44, курсовая работа

Описание работы

Правила нравственного поведения, система норм, определяющих обязанности человека по отношению к обществу и другим людям, согласно словарям иностранных слов, называются моралью, которая считается одной из форм общественного сознания, а учение о морали, нравственности, как одной из форм общественного сознания, - этикой. Последняя представляет собой систему норм нравственного поведения людей, их общественный долг, их обязанности по отношению к народу, семье и друг другу. Профессиональная мораль – это модификация общественной нравственности. А наука, изучающая профессиональную специфику морали, называется профессиональной этикой.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Профессиональная этика и профессиональная мораль в журналистике…5
2. Особенности формирования журналистской этики в России……………..9
3. Профессионально-нравственные качества журналиста…………………..15
Заключение……………………………………………………………………....19
Список используемой литературы……………………………………………..20

Работа содержит 1 файл

курсовик ПЭ.doc

— 100.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

 

КАФЕДРА «Коммуникационный  менеджмент»

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «Профессиональная этика»

тема:

«Нравственная профессиональная позиция журналиста»

 

 

 

 

 

Автор: студент V курса гр. 07ЗИЖ 61………………………Сиренко А.А.

Специальность: связи  с общественностью, 030602              

 

Руководитель: кандидат исторических наук………………Розенберг А.В.

                                                                              

 

 

 

 

Пенза

2012

 

Содержание:

 

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Профессиональная этика и профессиональная мораль в журналистике…5

2. Особенности формирования журналистской этики в России……………..9

3. Профессионально-нравственные  качества журналиста…………………..15

Заключение……………………………………………………………………....19

Список используемой литературы……………………………………………..20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Правила нравственного  поведения, система норм, определяющих обязанности человека  по  отношению  к  обществу  и  другим  людям,  согласно   словарям иностранных слов,  называются  моралью,  которая  считается  одной  из  форм общественного сознания, а учение о  морали,  нравственности,  как  одной  из форм общественного сознания, - этикой. Последняя представляет собой  систему норм нравственного поведения людей, их общественный долг, их обязанности  по отношению к народу, семье  и  друг  другу.  Профессиональная  мораль  –  это модификация    общественной    нравственности.    А     наука,     изучающая профессиональную специфику морали, называется профессиональной этикой.

Профессия представляет журналисту право и обязанность  вершить от  имени общества публичный моральный суд над явлениями,  привлекающими  общественный интерес. Выбор темы и поиск адреса,  определение  темы  публикации и отбор фактов,  оценка поведения героя и отбор фактов, даже построение материала  – в  каждой  из  этих  «технологических»  операций  обязательно  появляется  и отношение журналиста к тем, о ком и для кого он  пишет.  То  есть  моральные отношения вплетены в содержание его работы, а сама она от  начала  до  конца предстает как нравственная по своему характеру  деятельность.  Следовательно журналистскую мораль можно рассматривать как форму  общественного  сознания, и как объективное состояние личности, и как реально общественное отношение.

Нравственная  регуляция поведения журналиста  осуществляется  на  уровне принципа и  нормы.  Их  различие  –  в  степени  конкретности.  Нравственный принцип имеет мировоззренческий характер, это – связь идеала  с  регулятором поведения. Нравственная норма – ориентир  на  практике.  Механизм  появления нравственных норм выглядит следующим образом: ситуация – оценка  –  действие – результат. Нормы могут быть обязательными (к  примеру,  запрет  плагиата), допустимыми   (требование    проверять    сведения    менее    категорично), дискуссионными (нет единого  мнения,  например,  о  допустимости  совмещения некоторых профессий или о пользовании диктофоном скрыто от собеседника).

Нормы профессиональной морали  обладают  различной  степенью  общности. Одни дают специалисту  минимальную  ориентацию  только  в  пределах  частной ситуации: «при правке не искажай смысл читательского  письма»,  «прежде  чем публиковать документ, получи согласие владельца».  Другие  требование  носят общий характер. Такие предписания,  выходящие  за  рамки  частной  ситуации, называют  принципами   профессиональной   морали.   Систему   требованию   к журналисту некоторые исследователи рассматривают  как  трехмерную  пирамиду. На верхнем этаже размещаются такие  категории,  как  профессиональный  долг, обязанность, ответственность, совесть, честь,  достоинство.  Второй  уровень составляют производно-этические  принципы,  в  которых  отражены  уже  более конкретные требование к поведению журналиста. К группе регуляторов  третьего уровня  относятся  запреты  или  побуждения,  регламентирующие  все  аспекты поведения журналиста в конкретных производственных ситуациях,  -  собственно профессионально-этические нормы.

Профессия журналиста интересна, но не стоит так же  забывать,  что она так же очень  ответственна:  журналист  обязан  придерживаться  определенных этических норм, которые я собираюсь раскрыть в своей  курсовой.  Выбор  мною именно этой темы для курсовой обусловлен прежде всего желанием  ознакомиться с  главными  заповедями  в  работе  журналиста,  так  как  это,  несомненно, пригодится мне в будущем, поможет понять основные принципы  функционирования данной профессии.

В написании  курсовой  я  использовала  литературу  таких  авторов,  как Лазутина Г.В., Ворошилов В.В., Прохоров Е.П., Челышев В.А.

 

 

 

 

1. Профессиональная этика и профессиональная мораль в журналистике.

 

Журналистская этика  – этика тех, кто пользуется информационными  средствами в своей профессиональной деятельности, которая затрагивает тот или иной круг общественности; в широком смысле к этой сфере принадлежат так же редакции и издательства вместе с техническими центрами, поддерживающих работу журналистов или редакций.

Профессиональная мораль представляет собой конкретизацию  общих норм нравственности применительно к особенностям того или иного вида деятельности. Поэтому любая профессиональная этика первым долгом изучает конкретные условия реализации общих нравственных требований в зависимости от своеобразия социальной роли представителя той или иной профессии.

Как известно профессиональная мораль регулирует поведение работника  в трудовом процессе. При том что  круг и содержание его обязанностей меняются вместе с разделением труда, научно – техническим процессом  и кардинальными социальными сдвигами, есть среди них и устойчивые, непреходящие элементы. Во – первых, это обязанности по отношению к самому трудовому процессу, во – вторых, к другим его участникам и в – третьих, касающиеся взаимодействия с обществом в целом. Нравственные отношения такого рода присутствуют в любой трудовой деятельности, какую бы профессиональную форму она не принимала и в каких бы социальных условиях ни протекала. Они образуют каркас того, что принято обозначать понятием «трудовая мораль». Переломясь сквозь профессиональную призму, требования трудовой морали приобретают новый статус. Профессиональное разделение труда ведет к их детализации. Таким образом, мораль трудовая конкретизируется в мораль профессиональную.

Профессий, для которых  нравственные отношения входят в саму плоть трудовой деятельности, немного. В профессиях такого рода моральный выбор становится для специалиста постоянным спутником, а главные технологические операции приобретают характер поступка. И одной из таких профессий является журналистика. Ее главным принципом поведения является: правдиво и оперативно информировать читателя о текущих событиях.

Журналистика и мораль тесно связаны. Приведу пример таких  связей:

1.    Журналистское сообщество в лице каждого своего представителя в силу естественных причин является носителем моральной установки на общественно полезное поведение; следовательно, оно непосредственно включено в моральные отношения общества в качестве их субъекта.

2.    В своих материалах журналисты рассказывают о нравах общества, о моральных коллизиях и тенденциях, значит, мораль и моральные отношения общества являются предметом отражения журналистики.

3.    Журналисты пропагандируют в прессе нравственные идеалы общества, популяризируют его моральные ценности и этические рекомендации, помогая нравственному просвещению общества; таким образом, журналистика выступает в качестве инструмента морали.

4.    При оценке описываемых явлений действительности журналисты - создатели текстов, исходят из нравственного опыта человечества, из тех критериев нравственности, которые выработало общество; следовательно, в журналистике мораль используется как профессиональный «измерительный» инструмент.

5.    Многогранно связанная с моралью, журналистика оказывается «задействованной» в контуре саморегуляции общественного организма. Вместе с тем она включена в контур управления.

Как видим между трудовой и профессиональной моралью есть существенные различия. Трудовая мораль нацелена на поддержание согласованности  интересов индивида и общества. Она  регламентирует отношения любого человека как субъекта любой деятельности к обществу, к участникам трудового процесса и к самому этому процессу через предписания моральной установки. Профессиональная же мораль ориентирована на согласование интересов профессиональной группы и общества. Она регламентирует поведение в процессе труда субъекта конкретной деятельности на основе нормативов, сложившихся в профессиональном сознании конкретной группы.

Итак, профессиональная мораль не берется за разрешение социальных противоречий. Это ей не под силу. Зато она может другое: находить компромиссы, согласовывать взаимные интересы журналиста и людей, с которыми он сталкивается. Отсюда же вытекает такое понятие как долг. Долг – основное понятие в профессиональной морали. Чувство долга регулирует ответственность журналиста перед обществом, а точнее - перед читателем, зрителем, людьми, ради удовлетворения потребностей которых в правдивой социальной информации и работает журналист.

Возможность влиять при  этом на судьбы людей пробуждает у  журналиста чувство социальной ответственности. Журналист ответственен не только перед обществом в целом, в лице его конституционных институтов. Самый главный его судья, конечно, читатель. Но герой, люди, предоставившие информацию, коллеги тоже вправе призвать журналиста к ответу.

В деятельности журналиста профессиональная мораль присутствует не только в качестве регулятора его  поведения. Она помогает ему сориентироваться на такие ценности, как правда и  справедливость, предлагает благородные  мотивы служения общественному благу, дает ключ к пониманию другого человека.

Поскольку в журналистике человеческие контакты включены в саму ткань деятельности, профессиональная мораль постоянно побуждает журналиста к самооценке и предлагает ее критерии. А в целом она представляет собой особый, оценочно императивный способ освоения целей и содержания профессиональной деятельности.

А основные профессионально  – нравственные ценности и нормы  поведения российского журналиста получили закрепление в кодексе  профессиональной этики, принятом на Конгрессе журналистов России 23 июня 1994 года в Москве. Именно общественное мнение профессиональной среды гарантирует обществу выполнение его требований. Оно – гарант действенности профессиональной морали.

С этикой и моралью  в журналистике все ясно. Теперь попробуем разобраться в отдельных ее проявлениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Особенности формирования журналистской этики в России.

 

Начала кодификации норм можно  считать, с одной стороны, свидетельством возникновения профессионально-этических  воззрений, а с другой – подтверждение того, что наконец-то завершилось продолжавшееся века формирование профессиональной журналистской морали, и она начала функционировать с достаточной степенью результативности. Но это относится к тем странам, где шло естественное развитие цивилизации, без деформации переплетенных контуров регулирования общества как кибернетической системы. Россия не входит в это число.

Ведущие идеологи Коммунистической партии, претендовавшие на признание марксистско-ленинского учения подлинно научным и потому единственно верным, дали впечатляющий анализ истоков несправедливого распределения благ в обществе.

На этой основе они выработали социальную утопию, весьма соблазнительную в  качестве практической программы переустройства общественной жизни. Полигоном испытания этой программы выпало стать нашей стране. С 1917 года ее развитие стало определяться превышением роли субъективного вектора в объективных процессах функционирования социума, заметной произвольностью вмешательства человека в естественноисторические механизмы. Это сказалось и на отношениях с природой и на организации жизни людей. На 1/6 части Земли возникло руководимое Коммунистической партией государство, ориентированное на осуществление задуманной идеологами программы общественного переустройства, предполагающей направленное формирование определенного типа личности («коммунистическое воспитание»). В этой программе было немало ценных с точки зрения развития общества идей, в том числе относительно моральных отношений, но намерение «осчастливить человечество во что было ни стало» изначально было чревато насилием и несло в себе угрозу деформации общественной морали – механизма, основанного на доброй воле индивидов. Именно поэтому для реализации властных функций государства потребовалась развернутая командно-административная система, снабженная мощным аппаратом принуждения, направленного, главным образом, на инакомыслящих.

Пресса в этих условиях превратилась в «подругного партии» - стала  составной частью административно-командной  системы, и это на десятилетия фактически вывело журналистский корпус России за рамки мировой профессиональной общности журналистов. Профессионально-нравственные отношения были настолько трансформированы партийной зависимостью журналиста, что потеряли самостоятельное значение. Содержание профессионального долга работников прессы в Уставе Союза журналистов СССР определялось исключительно задачами, которые ставила перед собой КПСС, практически без учета специфики журналистики. Ни о каких кодексах, декламирующих моральные принципы профессионального поведения советского журналиста, до конца 80-х годов речи не велось. Зачастую оставались неизвестными в среде сотрудников наших редакций и международные документы, имевшие отношение журналистской этике. Профессиональная этика как учебная дисциплина считалась несовместимой с принципом партийности журналистики, определившим ее функционирование, и в учебных планах отсутствовала.

Информация о работе Нравственная профессиональная позиция журналиста