Нравственная культура государственного служащего

Автор: O***********@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 18:02, доклад

Описание работы

«Нравственная культура» выступает синтетическим, обобщающим выразителем цивилизованности человека. В самом общем смысловом понимании «нравственная культура» - это объективно обусловленная, исторически сложившаяся и практически действующая система ценностной ориентации человека по отношению к природе, обществу и самому себе.

Работа содержит 1 файл

Нравственная культура.docx

— 17.57 Кб (Скачать)

     «Нравственная культура» выступает синтетическим, обобщающим выразителем цивилизованности человека. В самом общем смысловом  понимании «нравственная культура» - это объективно обусловленная, исторически  сложившаяся и практически действующая  система ценностной ориентации человека по отношению к природе, обществу и самому себе.

     Понятием  «нравственная культура» выражается сложный, многообразный симбиоз  меры усвоения нормативной этики  и степени проявления моральных  норм в системе общественно-политических, социально-экономических, организационно-управленческих и других отношений.

     Вопрос  о нравственной культуре госслужащего также нельзя назвать новым. Тем  не менее он и в настоящее время требует продолжения более углубленного изучения. Причин тому несколько: а) нравственная культура занимает прочное место среди приоритетных составляющих профессиональных качеств работника управления и ее формирование - один из ключевых вопросов кадровой работы в сфере государственной и муниципальной службы; б) в практике кадровой работы принцип оценки работников с позиций их нравственного совершенства не всегда соблюдается, в том числе и из-за не совсем ясного представления о сущности и значении этого требования; в) субъекты кадровой работы относятся к данному требованию как к «азбучной истине», как к вполне понятному вопросу из разряда второстепенных - есть смысл показать, что это не так.

     За  более чем 10-летний период постсоветских  преобразований общества и экономики  вскрылось столько случаев нравственной деградации, бездуховности, показухи, стремления к наживе среди руководящих кадров и специалистов госслужбы, что приходится задумываться о нравственном несовершенстве не от­дельных личностей (о чем долго твердили в обществе), и отнюдь не какой-то малой части кадрового корпуса, а об исторической линии массового нравствен­ного несовершенства, распространении «моральной эрозии» на все ветви власти.

     Все вновь и вновь воспроизводятся  чиновники с деформированной  психологией и гипертрофированными  нравственными установками. Кому не знакомы такие их проявления: властная категоричность суждений и безаппеляционность заявлений, суждений и оценок; амбициозность и спесивость; упоение статусным положением и бюрократическое чванство; волюнтаризм и непоколебимая уверенность в непогрешимости своих действий; высокое самомнение и неприятие чужого мнения; распущенность воли и самоуправство, граничащее с самодурством и т. д. Определенная часть госслужащих переродилась в воинствующих мещан, т. е. людей, вставших на путь попрания моральных ценностей и идеалов. Сколько их, «слуг народа», жило по принципу двойной морали? Сколько было порождено формализма, бездушного отношения к простым людям? Как широко расцвело подобострастие, подхалимство, взяточничество? Теперь уже никакая статистика точно этого не установит. Тем более, что такая статистика не велась и не ведется.

     Итак, не будем в очередной раз убаюкивать себя парадной стороной деятельности тех или иных органов государственной  власти и управления, так как нрав­ственная культура определенной части субъектов этой деятельности пребывает не на должном уровне, и движение по пути реформирования госслужбы поставило нравственные начала в разряд категорических императивов. Задачи обновления системы государственной и муниципальной службы пришли в про­тиворечие с проявившейся в кадровом потенциале госслужбы нравственной ущербностью. Обновление целей общественного развития и моральные пере­рожденцы на госслужбе - противоречие не только ненормальное, но и чреватое опасностями в случае затяжек с его разрешением. Естественно, такое положение требует анализа, почему это происходит, - причем до настоящего времени. Наш анализ основывается на данных практических исследований и рассмотрении некоторых теоретико-методологических аспектов проблемы.

     Первый  аспект заключается в следующем: нравственная культура работника (руководителя, специалиста) - это диалектическое единство его сознания и поведения, видимое, субстанциональное качество действующей  морали. Это качественная характеристика морального развития, моральной зрелости работика управления, проявляющаяся как минимум в трех измерениях:

     а)      как культура нравственного сознания, выражающаяся в знании утвердившихся  в обществе моральных норм и требований этики, в понимании целей, задач  и средств общественно-полезной деятельности; такие знания, на каком  бы уровне - теоретическом или обыденном - они не находились, служат первичной  основой нравственных убеждений  и установок личности госслужащего;

     б)      как культура нравственных чувств, проявляемая в способности сочувствовать  и переживать, быть человеколюбом, коллективистом, патриотом, гуманистом и т. п.; культура нравственных чувств на ходит свое выражение в сложившихся моральных качествах личности, проявляющихся в потенциальном отношении к обществу, к самому себе и в отношениях

     между людьми;

     в)      как культура поведения, показывающая способность к выбору и практической реализации сформировавшихся нравственных чувств, нравственных убеждений и  установок; культура поведения –  это воплощение нравственных установок  в конкретные дела, в реальную линию  по­

     ведения, в определенные формы этикета.

     Легко прослеживается диалектическая связь  и логическая последовательность, существующие между этими характеристиками, выступающими в качестве структурных составляющих нравственной культуры. Например, если у работника имеются знания (первая характеристика), но приглушены чувства (вторая характеристика), тогда, вероятнее всего, третья характеристика выразится в следующем: самостоятельность в суждениях разовьется в пренебрежение к мне­нию других людей; право применения властных полномочий перерастет в беспардонность и нетерпимость; непринужденность в поведении может обернуться распущенностью и т. д.

     Отсюда  важный методологический вывод: качественная характеристика нравственной культуры должна рассматриваться в единстве всех ее структурных компонентов, а  именно:

     Нравственная  культура = Культура сознания + + Культура чувств + Культура поведения

     Формула читается просто: нравственная культура есть культура нравственного сознания плюс культура нравственных чувств плюс культура управленческого поведения.

     Другой  теоретико-методологический аспект состоит  в том, что мало выводить всяческое  проявление культуры человека из однозначно направленной линей­ной зависимости: материальные условия жизни - общественное сознание - целевая установка к  действию - совершаемое действие. Формула  правильная, приоритет действительно  за этим принципом. Но надо считаться  с проявлением активной роли работника  госслужбы как субъекта социально-экономических действий. Дело в том, что отношение госслужащего к окружающей действительности может быть не только адаптивным, т. е. подчиненным законам и нормам самой этой действительности, но и избирательно активным (селективным) - соглашаясь с чем-то, работник госслужбы, тем не менее, может не считаться с отдельными предписанными для него правилами и нормами поведения. Такое проявление избирательного отношения к объективной реальности объясняется категорией «личный интерес».

     Во-первых, отметим не столь уж широко распространенный тип госслужащих, отличающихся высочайшей преданностью общественным (государственным) и коллективным (корпоративным) интересам, моральным идеалам, кто самоотверженно относится к управленческому  труду и обладает развитыми эстети­ческими потребностями,способностями, взглядами, вкусами, кто нравственно чистоплотен.

     Во-вторых, выделим достаточно распространенный тип госслужащих, кто характеризуется  нормальной исполнительностью своих  служебных обязанностей, соблюдением  норм морали, чье поведение в быту и управленческом коллективе отличается стабильным проявлением «обычной порядочности», кого по праву можно считать настоящим  коллективистом и человеколюбом.

     В-третьих, не можем не указать на тип госслужащих, характеризующихся неустойчивостью  нравственного поведения и отношения  к общественному (государ­ственному) или служебному долгу, чья нравственная культура поддерживается не столько внутренними убеждениями и установками, сколько требованиями сложившихся «рамок приличия» (требованиями послушания), за которые они могут выходить.

     В-четвертых, укажем на тип госслужащих, которых  можно со всей определенностью отнести  к числу лиц с общим отрицательным  балансом в соотношении личных, коллективных и общественных (государственных) интересов (для которых личный интерес превыше  всего), кто может жить, трудиться  и действовать по принципу двойной (раздвоенной) морали, у кого прослеживается узость нравственного сознания, кто  способен забывать о нормах морали и погружаться в пучину частного интереса и опустошающего душу потребительства.

     В-пятых, обратим внимание на сохраняющийся  тип госслужащего с односторонне выраженной частнособственнической психологией  и чуждыми для органов государственной  власти и управления проявлениями нравов, как то: нездоровый карьеризм, стяжательство, желание обогатиться за чужой  счет, употребить власть или служебное  положение во благо себе и т. д.

     Все сказанное очень важно. Но еще  важнее находить эффективное лекарство  для лечения болезни нравственного  несовершенства кадров государственно-муниципального управления

Информация о работе Нравственная культура государственного служащего