Нормы и ценности научного сообщества, Этика и ответственность ученого

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 22:13, реферат

Описание работы

Наука возникает, существует и развивается в обществе, представляя собой один из важнейших социальных институтов. Социальный институт – это специфическая сфера упорядоченных отношений между людьми, а также устойчивой организации их деятельности. Эта упорядоченность и организованность достигается путем нормативно-ценностного регулирования межличностных взаимодействий.

Содержание

Введение
Понятие науки………………………………………………………………4
Этика и ответственность ученых…………………………………………..4
Нормы и ценности научного сообщества………………………………….5
Заключение
Список использованных материалов

Работа содержит 1 файл

Реферат по Мни.docx

— 31.35 Кб (Скачать)

     Министерство  образования Республики Беларусь

     Учреждение  образования

     «Могилевский  государственный университет продовольствия» 

     Кафедра бухгалтерского учета, анализа и  аудита 

Нормы и ценности научного сообщества,

Этика и ответственность  ученого 

Реферат

по дисциплине « Методология научных исследований» 

Специальность 1 – 25 01 08 09  Бухгалтерский учет, анализ и аудит

Специализация 1 – 25 01 08 09 Бухгалтерский учет, анализ и аудит 

в агропромышленном комплексе  

                                                     Выполнила

                                                     студентка группы БУАК-111

                                                            Е.С.Никитина

                                                     «___» _____________ 2011 г. 

     Могилев 2011

     Содержание

    Введение

  1. Понятие науки………………………………………………………………4
  2. Этика и ответственность ученых…………………………………………..4
  3. Нормы и ценности научного сообщества………………………………….5

    Заключение

    Список использованных материалов

 

                 Введение

     Наука возникает, существует и развивается  в обществе, представляя собой  один из важнейших социальных институтов. Социальный институт – это специфическая сфера упорядоченных отношений между людьми, а также устойчивой организации их деятельности. Эта упорядоченность и организованность достигается путем нормативно-ценностного регулирования межличностных взаимодействий. Внутреннее устройство социального института определяется системой норм и ценностей, в связи с чем людям, вступающим в контакт в рамках социального института, нет надобности всякий раз договариваться о том, на каких условиях они будут взаимодействовать между собой. При этом каждый ученый является членом нескольких научных сообществ, что может стать источником конфликтов; например, могут вступить в противоречие требование быть лояльным к ценностям и нормам интернационального сообщества ученых и одновременно к национальным ценностям и нормам. Система норм очерчивает круг допустимого, возможного, приемлемость поведения в рамках социального института. Система ценностей определяет, что является должным, т.е. во имя чего люди следуют принятым нормам и вообще действуют.  

          1. Понятие о науке

     Наука – социальное явление. Она создается сообществом ученых и представляет собой не только отношение ученого к познаваемой им действительности, но и определенную систему взаимосвязей между членами научного сообщества.

          1. Этика и ответственность ученых

     В науке существует свой специфический  образ жизни, регулируемый системой, как правило, неписаных, но передаваемых по традиции норм, своя система ценностей. В настоящее время растет внимание исследователей к социальным, человеческим, гуманистическим аспектам науки, складывается особая дисциплина – этика науки – совокупность моральных норм, нравственных и ценностных принципов, принятых учеными и определяющих их поведение в научном сообществе.

     По  отношению к государству и  обществу научное сообщество можно  считать автономным, если оно в  состоянии самостоятельно формулировать  и поддерживать собственные нормы  и ценности и может само определять направления, тематику и проблематику своей деятельности. Наличие автономного  научного сообщества – важнейший показатель того, что в данном обществе в основных чертах оформился институт науки. В соответствии с этим социальная роль ученого предполагает его стремление, как отстоять и упрочить автономию науки, так и создать то, что требуется обществу в данный момент.

     Повышенный  интерес общественности к нравственным аспектам научного творчества во многом связан с его переориентацией на постнеклассическиий тип рациональности, при котором движение знаний соотносится с господствующими ценностями, в том числе с моральными нормами. Последние приобретают явный методический статус, хотя многие вопросы остаются еще дискуссионными.

     Дискуссии ведутся по трем основным направлениям:

     Об этическом содержании научного знания;

     2 О нравственной ответственности ученного за социальные последствия использования научных открытий;

     3 Об этосе  науки, т. е. совокупности этических норм, обеспечивающих «здоровье» научного сообщества.

     Процесс научного познания регулируется познавательными  и методологическими нормами. Следование этим нормам или пренебрежение ими – моральный выбор ученого, предполагающий его ответственность перед своими коллегами и научным сообществом, т.е. профессиональную ответственность, которая предполагает в идеале стремление к истине, выражающееся в получении нового логически или экспериментально обоснованного знания.

     Социальная  ответственность ученых реализуется  во взаимоотношениях науки и общества, причем проблемы профессиональной и  социальной ответственности ученых тесно переплетены. Один из создателей квантовой механики, М. Борн, размышляя  об американской ядерной бомбардировке  японских городов Хиросима и Нагасаки, отмечал, что в современной науке  и ее этике произошли такие изменения, что невозможно сохранение старого идеала служения знанию ради него самого. Социальная ответственность ученых была исходным импульсом, который заставил в начале 1960-х гг. сначала их, а затем и широкую общественность осознать серьезность ситуации, угрожающей будущему человечества в результате бездумного применения научно-технических достижений, которое становилось причиной загрязнения окружающей среды и истощения природных ресурсов. 

          1. Нормы и  ценности научного сообщества

     Проблема  взаимоотношения науки и нравственности приобрела в наше время особую активность. Эта проблема привлекает к себе всеобщее внимание, оживленно  обсуждается на страницах книг и  журналов, на научных конференциях и в студенческих аудиториях, ей посвящаются пьесы и кинофильмы.

     Этос – комплекс норм и ценностей, воспроизводящихся от поколения к поколению и являющиеся обязательными для человека науки. Этос очерчивает круг допустимого возможного поведения в рамках науки как социального института. Научный этос связан с организацией отношений в научном сообществе, он конституирует, интегрирует и (важно) обеспечивает автономию научного сообщества. Общество не может и не должно вмешиваться в дела ученых, но ученые не могут и не должны вмешиваться в вопросы морали, богословия, политики и т. д. Сами участники научного сообщества делают вывод об адекватности их исследований и результатов по отношению к реальности, а не люди со стороны. Так научный этос развивался со времён первых научных сообществ (начало XVII века).

     Нормы научного этоса – не законы. Они не прескриптивны, а ограничительны: не полностью исключить ненормальное поведение, а умерить его. Для развития науки необходима доля иррационализма (например, догматизма). Фейерабенд: если бы учёный беспрекословно следовал правилам метода, то ни одна фундаментальная теория не выжила бы.

     Впервые научный этос описал Роберт Мертон в работе «Нормативная структура науки» (1942). Исходя из того, что истина есть главная ценность науки, он выделил следующие нормы:

  1. универсализм - убеждение в том, что изучаемое наукой явление происходит повсюду одинаково и истинность научных суждений должна оцениваться неза - висимо от пола, расы, возраста и т. д. Наряду с эти универсализм обусловливает интернациональность научных знаний. Нет и не может быть какой-то особой национальной науки, например немецкой или английской физики, т.е. своему духу наука глубоко интернациональна;
  2. коллективизм – научное знание свободно становится общим достоянием. Тот, кто впервые получил новый результат, сделал новое открытие, не имеет права распоряжаться ими единолично. Взамен автор получает от своих коллег признание и уважение, существенно влияющие на его социальный статус в мире науки;
  3. незаинтересованность – первичным стимулом действий учёного является бескорыстный поиск истины; свободный от личной выгоды.; признание, вознаграждение есть следствия, а не цель. Нарушение этого требования может привести к тому, что ученые будут трудиться ради собственного обогащения и произойдет деформация «научного этоса», и это чревато потерей наукой своей автономии и независимости. По мнению Мертона, человек науки, конечно же, достоин вознаграждения, но оценку его деятельности вправе давать только его коллеги.;
  4. организованный скептицизм - каждый учёный несёт ответственность за то, что сделано им и его коллегами, и то, чтобы его оценки стали достоянием общественности. С одно стороны уважение необходимо, но и скептическая оценка тоже должна иметь место. Т.е. предполагает возможность острой критики со стороны других ученых при обсуждении полученных результатов. В науке недопустимо преклонение перед каким-либо авторитетом. Ученый должен быть настроен скептически в отношении, как своих собственных результатов, так и достижений своих коллег. Для науки не может быть абсолютного, раз и навсегда установленного знания. Деятельность любого ученого должна быть открыта для критики. В то же время эта этическая норма направлена на то, чтобы ученый чувствовал ответственность за достигнутые им результаты, их обоснованность, достоверность и т.д. Но он должен уметь и отстаивать свои научные убеждения в дискуссиях и спорах с коллегами, если уверен в своей правоте, иметь мужество отказаться от этих убеждений, если будет доказана их ошибочность.

     В этосе имеется механизм контроля над соблюдением норм. В научном этосе главная позитивная санкция - признание коллег, а негативная - игнорирование. По Мертону: если исследователь соблюдает правила, то он настоящий ученый. Несмотря на то что предложенный Мертоном анализ ценностей и этических заповедей науки неоднократно подвергался критике за присущую ему абстрактность, идеализацию научной деятельности, тем не менее его концепция до сих пор считается одной из самых влиятельных в социологии науки и какой-то значимой альтернативы ей не выдвинуто. Поэтому его концепция научного этоса прочно вошла во все хрестоматии и учебные пособия по философии и социологии науки.

     В профессиональной этике ученого  можно выделить вопросы, связанные  как с собственно исследовательской  работой, так с научно-организационной  деятельностью.

     В последующих работах по социологии науки  Мертон предпринимает попытку более строго и точно описать те нормативные требования, которым ученый подвержен в конкретной исследовательской практике. Эти нормы, по его мнению, являются амбивалентными, т.е. содержат в себе определенные двойственные полярные требования. Например:

  1. ученый должен стремиться к тому, чтобы как можно скорее передавать свои результаты коллегам, но он должен тщательно проверять их достоверность и потому не торопиться с публикациями;
  2. ему надлежит быть восприимчивым к новым идеям, но вместе с тем не поддаваться давлению научной моды;
  3. ученый должен быть эрудитом и хорошо знать все факты, относящиеся к области его работы, но широкий кругозор не должен ограничивать самостоятельность его мышления;
  4. человек науки должен выступать в защиту новых идей, но вместе с тем не поддерживать опрометчивые и необоснованные предложения;
  5. памятуя об универсальности знания, ученый не вправе забывать и о том, что сделанное им открытие является национальным достоянием и делает честь именно его стране и др.

     В 1960 годы появилось много исследований социологов науки, в которых они  выражали несогласие с Мертоном. Например, Кон провёл социологическое исследование, которое показало, что нарушение  норм является, чуть ли не правилом. Воллинз попросил 32 учёных прислать первичные источники данных исследования, 21 ответили, что они затерялись, а в присланных обнаружились недостатки. Кон выделил виды научного мошенничества:

  1. подлог – прямая фальсификация результатов исследования,
  2. приукрашивание – искажение результатов в желаемом направлении,
  3. стряпня – отбор данных, подтверждающих гипотезу исследования,
  4. преподнесение результатов так, как будто все нормы соблюдены.

 

                                   Вывод

     Можно сделать вывод, что социальная ответственность  ученых не есть что-то внешнее по отношению  к научной деятельности. Напротив, ценностные и этические основания - неотъемлемая часть научной деятельности, которая ощутимо влияет на проблематику и направления исследований. При  этом развитие науки увеличивает  количество проблемных ситуаций, и  пока нравственный опыт, накопленный  учеными и всем человечеством, оказывается  недостаточным для их разрешения.

Информация о работе Нормы и ценности научного сообщества, Этика и ответственность ученого