Моральные нормы

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 18:10, шпаргалка

Описание работы

Нормы морали – своеобразные первоначальные «клеточки» нравственности, из которых складывается нравственная система общества. Нравственность проявляется в виде определенных, постоянно воспроизводящихся в обществе правил поведения, или норм. Этика изучает, описывает, проясняет регулятивную природу, специфику, структуру и содержание моральных норм.

Работа содержит 1 файл

Конспект.doc

— 39.50 Кб (Скачать)

Конспект «Нормы морали».

 

Нормы морали – своеобразные первоначальные «клеточки» нравственности, из которых складывается нравственная система общества. Нравственность проявляется в виде определенных, постоянно воспроизводящихся в обществе правил поведения, или норм. Этика изучает, описывает, проясняет регулятивную природу, специфику, структуру и содержание моральных норм.

 

Структура нормы  морали:

 

  1. Диспозиция – предписание определенного поведения (деяния или недеяния), т.е. определенное предписание, выраженное в повелительном наклонении «не убий».
  2. Область определения диспозиции – круг лиц, к которым обращено предписание:

            ∙ единичные требования

            ∙ особенные нормы (этика врача)

            ∙ всеобщие нормы (обращены  к каждому)

  1. Гипотеза – указание на условия, при которых должно исполнять предписанное нормой действие. По виду гипотезы нормы делятся на:

      ∙ категорические  – действительные при любых  условиях («не убей», «не кради»)

      ∙ нормы,  сообразованные  с возможностями  людей и ситуацией

  1. Санкция – меры воздействия, которые общество может применить к нарушителю выраженного в норме веления.

 

Нормы морали различаются  также по своему источнику. Источниками могут выступать: обычай, традиция, этическая доктрина, авторитет, общественное мнение, человек.

 

Нормы делятся  в зависимости от источника возникновения:

 

  1. гетерономные – устанавливающие человеку внешние обязанности, имеющие внешний источник своего долженствования.
  2. автономные – самопредписания, самовеления, имеющие источником автономию воли.

 

Источник моральных норм – исторические, объективные, материальные условия, которые вызвали к жизни те или иные нормы морали. Этика рассматривает в качестве источника моральных норм нравственное сознание определенной исторической эпохи, в этом отношении источниками нравственных норм являются мифология, этические воззрения великих моралистов, общественное мнение.

 

Норма морали как прескрипция (предписание) отличается от дескрипции (описания, суждения о фактах).

 

Нормативные суждения НЕ являются ни истинными ни ложными, в отличии от суждений факта.

 

Основанием действительности одной  нормы может быть лишь действительность другой нормы. Норму, представляющую собой  основание действительности другой нормы называют «высшей» нормой по отношению к этой другой норме, которую называют «низшей».

 

Высшая нравственная норма или  принцип является системообразующим началом некой этической системы.

Нормы морали также делятся  на:

 

  1. Сравнимые – имеют в своем составе общий термин или прескрипцию. Они делятся на:

                 ∙ совместимые – выражают одно и тоже веление полностью или отчасти. Они делятся на:

    • Равнозначащие – выражают одно и тоже веление в разной форме. («Каждый человек имеет право на жизнь» и «Никто не обязан умирать», Ни один человек не имеет права оскорблять другого» и «Ни одному человеку не разрешено оскорблять другого»
    • Подчиненные – имеют общую прескрипцию, а область определения (субъект) одной нормы включает в себя область определения другой нормы. Одна норма будет подчиненной, а другая подчиняющей. Подчиненные нормы различаются своей областью определения, но одинаковы по значению и смыслу выраженного в них предписания. Подчиняющее носит характер общей нормы, подчиненное – конкретного требования.

 

                 ∙ несовместимые – выражают  противоположные или противоречащие веления, предписывают одному и тому же лицу или группе лиц противоположные действия в одно и тоже время в одном и том же месте или отношении. Они делятся на:

    • Противоположные – не могут быть одновременно правомерными, но могут быть одновременно неправомерными.
    • Противоречащие – не могут быть одновременно ни правомерными ни неправомерными.

 

  1. Несравнимые – не имеют в своем составе общего термина или прескрипции. («Все врачи должны исполнять клятву Гиппократа», «Все родители должны заботиться о своих детях»).

 

По Канту существует 2 оправданных нормативных порядка: один основан на принципе счастья, другой на принципе долга или добродетели.

 

Объект этического толкования – нормы морали. Предмет толкования – их содержание, смысл.

 

Способ этического толкования – относительно самостоятельная совокупность приемов анализа норм. Он бывают:

 

  1. Грамматическое – набор приемов, направленных на уяснение морфологической и синтаксической структуры нормативного высказывания, выражающего норму, выявление значения отдельных слов и терминов, употребляемых союзов, предлогов, знаков препинания, грамматического смысла всего нормативного суждения.

 

  1. Логико-деонтологическое – использование законов и правил деонтической логики для уяснения подлинного смысла нравственной нормы, который не совпадает с ее буквальным изложением.

 

 

  1. Систематическое – уяснение содержание и смысла моральной нормы исходя из ее места, которое она занимает в той или иной этической системе.

 

  1. Историко-социологическое – изучение социально-исторических условий возникновения той или иной нормы морали.

 

 

  1. Телеологическое – установление подлинных целей, которые ставились при формулировании или обосновании тех или иных нравственных норм.

 

В зависимости от сферы  действия норм морали различается толкование нормативное и казуистическое.

 

Нормативное – предназначено для распространения на неопределенный круг лиц и случаев, имеет абстрактный характер.

Казуистическое – вызывается определенным случаем, рассчитано на рассмотрение именно данного конкретного дела.

 

Специфика моральных норм:

 

  1. Нормы морали имеют объективное значение, но они всегда являются выражением чьего-то веления.
  2. В сфере морали источником нормы выступают личные мотивы и самовеление личности, без которого нет собственно морали, как сознательного действия.
  3. Любые социальные нормы представляют собой выражение определенного образа жизни известной социальной общности, но в тоже время всякая нравственная норма выражается в обязательной, общечеловеческой форме.
  4. С одной точки зрения нормы морали – метод и средства достижения общественного и личного блага, а с другой нормы морали не имеют ничего общего с социальной полезностью, с достижением желаемых результатов.

 

Выводы:

 

  1. Нормы морали, в отличии от регуляторов поведения, побуждают человека к совершенству.
  2. Нормы морали возникают как результат свободной, волевой деятельности человека.
  3. Нормы морали не утилитарны, не являются средством достижения результата.
  4. Нормы морали побуждают человека жить сообща, а также очерчивают ему сферу безусловно запретного поведения.
  5. Нормы морали носят автономный характер, в отличии от других норм.

Информация о работе Моральные нормы