Моральные ценности

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 19:53, контрольная работа

Описание работы

Моральные ценности — один из основных способов нормативной регуляции действий человека. Моральные ценности охватывают нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между добром и злом, совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестием, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием и жестокостью и т. д.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1. Моральные ценности добра. 2
2. Моральные ценности зла. 4
3. Моральные ценности долга. 6
4. Моральные ценности совести. 9
5. моральные ценности чести и достоинства. 10
заключение 15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 17

Работа содержит 1 файл

Моральные ценности реферат.docx

— 37.32 Кб (Скачать)

Оглавление

 

ВВЕДЕНИЕ 2

1. Моральные ценности добра. 2

2. Моральные ценности зла. 4

3. Моральные ценности долга. 6

4. Моральные ценности совести. 9

5. моральные ценности чести и достоинства. 10

заключение 15

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Моральные ценности — один из основных способов нормативной регуляции  действий человека. Моральные ценности охватывают нравственные взгляды и  чувства, жизненные ориентации и  принципы, цели и мотивы поступков  и отношений, проводя границу  между добром и злом, совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестием, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием  и жестокостью и т. д.

Моральные ценности направлены на единообразие регуляции отношений  и снижение конфликтности в обществе.

Так называемая "общественная мораль" - мораль, принятая определенным обществом, как правило, эндемична  для культуры или исторического  периода, иногда даже для социальной или религиозной группы, хотя разные моральные системы могут быть в определенной степени схожи.

Моральные ценности ориентируют  человека в его поведении. Это  оказывается возможным не в силу того, что человеку выгодно или  приятно принимать их во внимание в своих решениях и действиях. Эти ценности функционируют таким  образом, что оказывают воздействие  на волю человека. Моральные ценности не просто провозглашаются, они всегда провозглашаются еще и в такой  форме, которая указывает на необходимость  их практического воплощения в действиях. Следование моральным ценностям  воспринимается человеком как долг. Неисполнение долга воспринимается как вина и переживается в укорах и муках совести.

Совесть представляет собой  способность человека, критически оценивая свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать свое несоответствие должному — неисполненность долга.

В данной контрольной работе я раскрою лишь несколько видов  моральных ценностей.

  1. Моральные ценности добра.

 

В повседневной жизни мы нередко используем слово «добро»  и несмотря на лексическое единство («доброе вино» «одобрение» и.т.д.) необходимо понимать смысловые различия в употреблении этого слова. Важным при этом различать добро в  относительном и абсолютном смысле. «Доброе» в одном случае - это  хорошее, т.е. приятное и полезное, а  значит, ценное ради чего–то другого, ценное для данного индивида, в  сложившихся обстоятельствах и  т.д., а в другом – есть выражение  добра т.е. ценного самого по себе и не служащего средством ради иной цели. Доброе во втором абсолютном значении – моральное, этическое  понятие. Оно выражает положительное  значение явлений или событий  в их отношении к высшей ценности – к идеалу.1

Добро есть то, что оценивается  положительно, рассматривается как  важное и значительное для жизни  человека и общества. Добро есть то, что позволяет человеку и обществу жить, развиваться, благоденствовать, достигать гармонии и совершенства.

В безрелигиозном сознании добро (благо) рассматривается только как результат нашей оценки, т.е. некоей субъективной позиции. В религии  же добро выступает характеристикой  самого мира. Оно задано Богом, более  того, Бог сам есть Благо, высшее из всех возможных благ, он – источник и средоточие человеческого ценностного  мира. Облик добра предпослан человеку. Люди должны не измысливать свои представления  о добре, а искать и открывать  их как объективно существующие. На этом пути они неминуемо придут к  Богу как к высшему Благу.

Понятие добра соотносится  с двумя понятиями – доброты  и добродетели. Добрым мы называем человека, который несёт людям добро, понятое  как любовь, помощь, благоволение. Добродетелями  мы называем нравственно – похвальные человеческие качества, а они в разных культурах и в разные эпохи существенно отличаются.

Так, например, главными добродетелями  греческого мудреца были бесстрастие, строгость и безжалостность, мужество и неукоснительное выполнение долга. Гордость тоже относится к тем  же добродетелям. В противоположность  этому ведущими христианскими добродетелями  выступает смирение и неизбирательная  сочувствующая любовь, которая обращена даже к врагам. А гордость – гордыня  – напротив, причисляется к порокам.

В рамках одной и той  же моральной системы разные добродетели  выражают разные формы добра. Так  добродетелями одновременно является смирение и мужество, доброта и  строгость, щедрость и бережливость, справедливость и великодушие. Каждое общество и каждая культура вырабатывает ряд приёмов, которые позволяют  сформировать в членах сообщества эти  высокоценимые моральные качества, которые необходимы для выживания  и развития общества. Во всех культурах  носителями наилучших добродетелей выступают народные герои и святые

Добро всегда должно быть бескорыстно. В противном случае это не добро, оно должно быть щедрым, и не требовать  вознаграждения, а лишь на него надеяться. Настоящее добро возможно делать только при условии большого душевного  богатства. Чтобы безвозмездно и  щедро отдавать другим благоволение, заботу, внимание, любовь, надо всё это  иметь в изобилии в душе и не бояться, что, истощившись, сам останешься без него. Истинное добро творится без расчётов, из самой потребности  изливать любовь, дарить её миру и людям.

 

  1. Моральные ценности зла.

 

Зло – это то, что разрушает  жизнь и благополучие человека. Зло  – всегда уничтожение, подавление, унижение. Зло деструктивно, оно  ведёт к распаду, к отчуждению людей друг от друга и от животворящих истоков бытия, к гибели. Зло есть противоположность добра.

Зло существует в мире в  трёх видах. Первое – физическое или  природное, зло. Это все естественные стихийные силы, которые разрушают  наше благополучие. Исторически природное  зло не зависит от человеческой воли и сознания, биологические и геологические  процессы происходят помимо человеческих желаний и действий. Впрочем, издревле существовали учения, утверждавшие, что  именно негативные человеческие пороки создают особые вибрации на тонких уровнях мироздания, которые провоцируют  и вызывают природные катаклизмы.

2Таким образом, духовный мир людей оказывался существенно связанным с якобы чисто природным злом. Подобный взгляд находил выражение и в религии, которая всегда говорила, что физические несчастья, нежданно свалившиеся на людей – это результат Божьего гнева, ибо люди натворили столько безобразий, что последовало наказание. В последствии оказалось, что многие явления природного зла прямо связанны с масштабной деятельностью человека.

Вторым видом объективного зла является зло в общественных процессах. Совершается оно с  участием человеческого сознания, но всё таки во многом помимо его воли. Так социальное отчуждение, которое  находит выражение в классовой  ненависти, насилии, тяжёлых чувствах зависти, презрения, рождается из объективного процесса разделения труда, который  неизбежно приводит к частной  собственности и эксплуатации, после  чего происходит объективное противостояние интересов – борьба за земли, источники сырья которые оборачиваются агрессией, войнами, в которые оказываются втянуты множество людей помимо их собственной воли. Социальные катаклизмы начинаются так же стихийно и неконтролируемо, как бури, и тяжелейшее колесо истории безжалостно проезжает по тысячам и миллионам человеческих судеб, ломая и калеча их. Результатирующая, возникающая из взаимодействия и столкновения многих воль, обнаруживает себя в исторических событиях как слепая и могучая сила, которую не укротить индивидуальным усилием, не отвести от себя. Можно быть образцово–нравственным, хорошим порядочным человеком, но волею судеб оказаться в эпицентре социального зла, каковым являются война, революция, рабство и т. д.

Третий вид зла –  зло субъективное по происхождению, собственно нравственное зло. Нравственным или моральным злом называется зло, которое совершается при непосредственном участии человеческого внутреннего  мира – его сознания и воли. Это  зло, происходящее и творимое по решению  самого человека, по его выбору разделяется  на две разновидности – враждебность и распущенность.

К враждебности относится  стремление к разрушению, агрессия, насилие, гнев, ненависть, желание гибели, подавление других. Враждебность активна, энергична, она стремиться уничтожить чужое бытие и благополучие. Враждебно  настроенный человек сознательно  стремится нанести другим вред, ущерб, страдание, унижение.

Однако общество часто  одобряет и направляет враждебность, награждает и прославляет за неё.

Распущенность – другая разновидность морального зла –  объединяет такие человеческие пороки: малодушие, трусость, лень, холопство, неумение совладать со своими влечениями, желаниями и страстями. Вся история  развития морали и моральной философии  – это упорная и настойчивая  борьба с распущенностью.

Даже знаменитый философ  Фридрих Ницше говорит о том, что жестокость, агрессивность, безжалостность – нормальное проявление воли к  власти, которая свойственна не только человеку, но и всей природе.

  1. Моральные ценности долга.

 

В повседневном общении мы нередко говорим: долг учителя, долг руководителя, долг офицера и, наконец, долг Человека. Что под этим обычно подразумевается? Пожалуй, совокупность обязанностей, которые общество предъявляет  к личности.

Но моральное поведение  осуществляется не автоматически. Поэтому  долг необходимо включает в себя осознание  своей ответственности перед  другими людьми, перед обществом, перед самим собой. Иначе говоря, в долге осмысляется, переживается отношение человеческой личности к  другим (ближним и дальним), к обществу, Тиру через призму высших моральных  ценностей. Добродетель, писал В.Соловьев, есть "должное отношение ко всему". А должное отношение выражается, прежде всего, в том, что индивид  выполняет свои обязанности наиболее оптимальным для данной ситуации образом, а не чисто формально, "для  галочки". Впрочем, не только у индивида имеются обязанности перед обществом, но и у самого общества существуют обязанности перед отдельным  человеком, особенно перед сиротами, больными, престарелыми, которые сами не могут защитить себя, удовлетворить  свои насущные потребности.3

Сознание долга играет очень важную роль в общественной жизни. При утрате или ослаблении чувства долго деградируют многие общественные отношения. Впрочем, оскудевает и духовная жизнь личности. Не случайно во все времена большим уважением  пользовался Человек Долга, человек, умеющий обуздывать эгоистические  устремления.

У индивида существуют не только нравственные потребности, нё только стремление делать добро, но и целый ряд других (физиологические, эстетические, религиозные, политические и др.), которые также  стимулируют те или иные действия. Хорошо, когда между нравственными  и другими потребностями нет  серьезных противоречий. Но здесь  возникает вопрос: В какой мере подобные поступки являются моральными? В какой мере в них проявляется  доброта человека?. Например, продавец внимательно обслужил клиента. О  чем это говорит? О его высокой  моральности? Или о том, что ему  это просто выгодно? Кант подобные действия называл не моральными, а легальными, т.е. в них не проявляется уважение к моральному закону, действие осуществляется не ради уважения к добру, но такие  действия в то же время и не противоречат нормам нравственности. Словом, стремясь сохранить "чистоту" морального мотива, немецкий философ выводил огромное число действий из-под моральной  оценки. Ведь даже любовь матери к ребенку  и любовь ребенка к матери "отягощена" склонностью, даже надеждой на отдаленную или близкую выгоду.

Подобный формализм не учитывал того обстоятельства, что  добрые поступки, добро существуют не в чистом виде, а реализуются  в самых различных видах деятельности (хозяйственной, политической и др.), где не могут не присутствовать и  другие мотивы (произвести возможно больше продукта, заработать больше денег  и т.д.).

Необходимо подчеркнуть, что нравственные потребности и  облагораживают все другие влечения человека.

Чем же обусловлена обязательность требований долга? Ответ на этот вопрос зависит от мировоззренческих установок  личности. Для верующего эта обязательность определяется волей самого Бога, а  для неверующего на первый план выходит  зависимость личности от общества, вне которого существовать он просто не может (не выживать, а осуществлять полноту бытия). Но на каких бы позициях мы не стояли, мы все же не можем признать, что в сознании долга аккумулировались те требования, которые общественные институты от себя или от имени Бога предъявляли к индивиду. По мере развития культуры эти требования превращались в те требования, которые индивид предъявляет к самому себе. Аналогичный процесс идет в ходе становления человеческой личности. У младенца нет, конечно, представлений о своих обязанностях. Но по мере взросления те требования, которые ему предъявляют взрослые (требования первоначально самые простейшие), становятся требованиями, которые он предъявляет к самому себе. Таким образом у индивида и происходит становление сознания долга (соответствующие чувства, представления).

 

  1. Моральные ценности совести.

 

Совесть иногда называют другой стороной долга. Совесть - самооценивающее  чувство, переживание, один из древнейших интимно-личностных регуляторов поведения  людей.

Совесть - категория этики, характеризующая способность человека осуществлять нравственный самоконтроль, внутреннюю самооценку с позиций  соответствия своего поведения требованиям  нравственности, самостоятельно формулировать  для себя нравственные задачи и требовать  от себя их выполнения.

Совесть - субъективное осознание  личностью своего долга и ответственности  перед обществом, другими людьми, выступающее как долг и ответственность  перед самим собой.4

Чувство совести ограждает  человека от дурного, порочного, стимулирует  благородство, ответственность - люди нередко апеллируют к собственной  совести и к совести других, дают оценку себе и другим, используя  понятия "чистая совесть", "нечистая совесть", "уснувшая совесть", "совестливый  человек", "бессовестный", "угрызения  совести" т. п.

Информация о работе Моральные ценности