Межличностное общение

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 12:30, реферат

Описание работы

Общение — реальность человеческих отноше­ний, предполагающая любые формы совмест­ной деятельности людей.
Одним из центральных вопросов проблемы общения — связь общения с деятельностью. В ряде концепций существует тенденция к противопоставлению общения и деятельности. Так, например , к такой постановке проблемы в конечном счете пришел Э. Дюркгейм, когда, полемизируя с Г. Тардом, он обращал особое внимание не на динамику общественных явлений, а на их статику.

Содержание

Введение…………………………………………………………..1
Межличностное общение………………………………………..2
Виды межличностного общения………………………………..5
Критерии выбора модели поведения в процессе общения.......7
Заключение………………………………………………………..9
Список литературы…………………

Работа содержит 1 файл

этика.docx

— 32.97 Кб (Скачать)

Содержание

Введение…………………………………………………………..1                                       

Межличностное общение………………………………………..2

Виды  межличностного общения………………………………..5

     Критерии  выбора модели поведения в процессе общения.......7

     Заключение………………………………………………………..9

     Список  литературы………………………………………………10 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

Общение — реальность человеческих отноше­ний, предполагающая любые формы совмест­ной деятельности людей.

Одним из центральных  вопросов проблемы общения — связь  общения с деятельностью. В ряде концепций существует тенденция  к противопоставлению общения и  деятельности. Так, например , к такой постановке проблемы в конечном счете пришел Э. Дюркгейм, когда, полемизируя с Г. Тардом, он обращал особое внимание не на динамику общественных явлений, а на их статику. Общество выглядело у него не как динамическая система действующих групп и индивидов, но как совокупность находящихся в статике форм общения. Фактор общения в детерминации поведения был подчеркнут, но при этом была недооценена роль преобразовательной деятельности: сам общественный процесс сводился к процессу духовного речевого общения. Это дало основание заметить, что при таком подходе индивид предстает скорее, «как общающееся, чем практически действующее общественное существо».

Объектом исследования является межличностное общение. Цель работы- изучить этику межличностного общения. Задачи данной работы заключаются в изучении межличностного общения в целом, рассмотреть его виды, а также ознакомиться с критериями выбора модели поведения в процессе общения 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Межличностное общение

      Межличностные отношения являются  составной  частью  взаимодействия  и рассматриваются в его контексте. Межличностные отношения  —  это  объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми.  В  их основе лежат разнообразные эмоциональные состояния  взаимодействующих  людей и  их  психологические  особенности.  В   отличие   от   деловых   отношений межличностные связи иногда называют экспрессивными, эмоциональными. Развитие межличностных отношений обусловливается полом,  возрастом, национальностью  и  многими  другими  факторами.  У  женщин   круг   общения значительно меньше, чем у мужчин. В  межличностном  общении  они  испытывают потребность в самораскрытии, передаче другим личностной информации  о  себе. Они чаще жалуются на одиночество (И.  С.  Кон).  Для женщин  более значимы особенности, проявляющиеся  в  межличностных отношениях,  а для мужчин  — деловые качества. В  разных  национальных  общностях  межперсональные  связи строятся с учетом положения человека в  обществе,  половозрастных  статусов, принадлежности к различным социальным слоям и др.

Процесс развития межличностных отношений  включает  в  себя  динамику, механизм регулирования межперсональных отношений и условия их развития.

Межличностные  отношения  развиваются  в  динамике:  они  зарождаются, закрепляются, достигают определенной зрелости, после чего  могут постепенно ослабляться, Динамика развития межличностных отношений проходит  несколько этапов:  знакомство,  приятельские,  товарищеские  и  дружеские   отношения.

Знакомства осуществляются в зависимости от  социокультурных  норм  общества.

Приятельские  отношения  формируют   готовность   к   дальнейшему   развитию межличностных  отношений.  На  этапе   товарищеских   отношений   происходит сближение  взглядов  и  оказание  поддержки  друг  другу  (недаром   говорят «поступить по-товарищески», «товарищ по оружию»). Дружеские отношения  имеют общее предметное содержание — общность интересов, целей  деятельности  и  т. д. Можно  выделить  утилитарную  (инструментально-деловую)  и  эмоционально- экспрессивную (эмоционально-исповедальную) дружбу (И. С. Кон). Механизмом развития межличностных отношений является эмпатия — отклик одной личности на переживания другой. Эмпатия имеет несколько уровней (Н.Н. Обозов). Первый уровень включает  когнитивную  эмпатию,  проявляющуюся в виде  понимания  психического  состояния  другого  человека  (без  изменения своего состояния). Второй уровень предполагает эмпатию  в форме не  только понимания состояния объекта, но и сопереживания  ему,  т.  е.  эмоциональную эмпатию. Третий уровень включает  когнитивные,  эмоциональные  и,  главное, поведенческие  компоненты.   Данный   уровень   предполагает   межличностную идентификацию, которая является  мысленной  (воспринимаемой  и  понимаемой), чувственной (сопереживаемой)  и  действенной.  Между этими тремя уровнями эмпатии  существуют   сложные   иерархически   организованные взаимосвязи.

Различные формы  эмпатии и ее интенсивности могут быть присущи как  субъекту, так  и  объекту  общения.   Высокий   уровень   эмпатийности   обусловливает эмоциональность, отзывчивость и др.

Условия развития межличностных  отношений  существенно  влияют  на  их динамику и формы проявления. В городских условиях, по сравнению  с  сельской местностью, межличностные контакты более многочисленны, быстро  заводятся  и так  же  быстро  прерываются.  Влияние   временного   фактора   различно   в зависимости  от   этнической   среды:   в   восточных   культурах   развитие межличностных отношений  как  бы  растянуто во  времени,  а в западных спрессовано, динамично. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Виды  межличностного общения

Выделяют три различных вида межличностного общения: императив, манипуляцию и диалог.

Императивное  общение - это авторитарная, директивная форма воздействия на партнера по общению с целью достижения контроля за его поведением, принуждение его к определенным действиям. Особенность императива в том, что конечная цель общения -п ринуждение партнера - не завуалирована. В качестве средств оказания влияния используются приказ, указания, предписания и требования.

Можно назвать  группу социальных видов деятельности, в которых использование императивного  вида общения вполне оправдано и  с целевой, и с этической точек  зрения. К ним относятся военные уставные отношения, отношения "начальник-подчиненный", в сложных и экстремальных условиях.

Вместе с тем  можно определить и те сферы межличностных  отношений, где применение императива неуместно и даже неэтично. Прежде всего речь идет об интимно-личностных отношениях, супружеских и детско-родительских. Известно, что с помощью команд, приказов и безусловных запретов можно добиться внешнего послушания и выполнения каких-либо требований. Однако они не становятся частью внутренних личностных убеждений человека, его интровертной мотивации.

Манипуляция - это распространенная форма межличностного общения, предполагающая воздействие на партнера с целью достижения своих скрытых намерений. Как и императив, манипулятивное общение предполагает воздействие на партнера с целью достижения своих целей.

Коренное же отличие состоит в том, что  партнер не информируется об истинных целях общения. Они либо скрываются от него, либо подменяются другими.

В отношении  манипуляции также можно сказать, что есть области человеческого  взаимодействия, где она вполне уместна, а где практически недопустима. Сферой "разрешенной манипуляции" несомненно является бизнес и деловые отношения вообще. Символом такого типа отношений давно стала концепция общения Д. Карнеги и его многочисленных последователей. Вместе с тем есть опасность переноса таких навыков овладения средствами манипулятивного воздействия на других людей в сфере деловой и в остальные области человеческих взаимоотношений, контроль за собой и своей жизнью.

Сравнение императивного  и манипулятивного видов общения позволяет выявить их глубокое внутреннее сходство. Объединив их вместе, их можно охарактеризовать как различные виды монологического общения. Человек, рассматривая другого как объект своего воздействия, по сути дела общается сам с собой, со своими целями и задачами, как бы игнорируя своего собеседника.

В качестве реальной альтернативы такому типу отношений  между людьми может быть рассмотрено  диалоговое общение, позволяющее перейти к установке на собеседника. Диалог строится на принципиально других началах, чем монологическое общение. Он возможен лишь в случае соблюдения следующих непреложных правил взаимодействия:

1.   Психологический  настрой на актуальное состояние  собеседника и собственное актуальное  психологическое состояние.

2.   Безоценочное восприятие партнера, априорное доверие к его намерениям.

3.   Восприятие  партнера как равного, имеющего  право на собственное мнение  и собственное решение.

4.   Персонификация  общения - разговор от своего  имени, без ссылки на мнения  и авторитеты, презентация своих  истинных чувств и желаний.

Анализ общения  показывает, насколько этот процесс  сложен и разнообразен в своих  проявлениях и функциях, что связано  с его ролью и значением как в жизни отдельного человека, так и общества в целом.

Столь же сложной  является внутренняя структура самого общения. В ней можно выделить три взаимосвязанных стороны: коммуникативную, перцептивную и интерактивную.

Коммуникативная сторона общения состоит в  обмене информацией между партнерами по общению, передаче и приеме знаний, идей, мнений и чувств. Интерактивная  сторона общения (от слова "интеракция" - взаимодействие) заключается в  обмене действиями между общающимися  сторонами, т.е. организация межличностного взаимодействия.   Наконец,   перцептивная    сторона    общения   есть процесс воспитания и познания людьми друг друга с  последующим установлением на этой основе определенных межличностных  отношений.

Критери выбора модели поведения в процессе общения

Первый критерий выбора модели поведения состоит  в соответствии этого поведения закону, установленному в обществе правопорядку.

Вторым критерием  выбора модели поведения является

нравственность. При всей склонности людей к субъективной трактовке морали существуют общепринятые подходы к объяснению её основных понятий, таких как честность, справедливость, овестливость. Их однозначная интерпретация и неуклонное соблюдение - гарант верности выбранной человеком модели поведения.

Третьим критерием  следует признать оценку конкретной ситуации, в которой

личность действует  или оказалась по стечению обстоятельств. Интуитивная или умозрительная оценка ситуации является важнейшим условием оптимизации модели поведения. Как показывает практика, нередко индивидуальность человека проявляется на фоне других, более ярких натур, так как он удачно проявил себя в конкретной ситуации (то есть выигрышно "смотрелся", "слушался", "запомнился").

Четвёртым критерием  является цель, которую ставит перед  собой человек. Чем значительнее собственная цель, тем больше она стимулирует его. Увлечённость целью не должна породить недооценку значения чёткого соблюдения этапов движения к ней. Полезно дробить цель на последовательно выстроенные задачи, чтобы их реализация представляла собой ступени приближения к ней. Таким образом выстраивается предметно ощутимая логика достижения цели.

Пятый критерий - самокритичная оценка собственных возможностей использования конкретной модели поведения. Любое копирование чьего-то стиля в общении опасно. Например, в деловом общении велика роль речевого экспромта. Чем дольше пауза между каверзным вопросом и остроумным ответом, даже если последний состоится, тем меньше "очков" набирает испытуемый. Такова аксиома публичного диалога. Или другой пример: люди с недостатками внешности обладают заниженным чувством самоуважения. Это тоже накладывает отпечаток на выбор ими модели поведения. Разумно тщательно взвешивать все свои характеристики, избирая личное поведенческое амплуа.

Шестым критерием  выбора модели поведения является выделение и конкретизация собственных возможностей. Принимая во внимание чрезвычайную важность этого, необходимо рассмотреть всё, что касается вашего умения использовать человековедческие технологии. Прежде всего те, которые имеют непосредственное отношение к общению. К таким технологиям относятся: индивидуальная работа с коллегами, подчинёнными; конструирование коллективов; стимулирование делового честолюбия; речевое воздействие и т.п

Седьмой критерий выбора модели поведения несколько своеобразен. Всегда актуально значение психологополовых характеристик личности, то есть тех личностных и деловых качеств, которые партнёры по общению ожидают от человека, заинтересованного в их расположении. Что имеется в виду? Чтобы не разрушить каких-то иллюзий или сложившихся стереотипов и не разочаровать собой партёров, рекомендуется проявлять те личносто-деловые качества, которые они ожидают в вас найти. так, мужчины ценят в женщине внешнюю привлекательность и сексуальность. Женщины, зная подобную запрограммированность мужской психологии, не могут с этим не считаться. как, в свою очередь, и мужчинам не следует забывать о том, что самыми привлекательными в них качествами женщины считают интеллектуальную незаурядность, мужественность и благородство. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Межличностное общение