Культура речи в деловом общении

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 21:40, реферат

Описание работы

Второй эпизод. Директор школы беседует с молодой учительницей, которая подала заявление с просьбой при-нять ее на работу. Директор задает своей собеседнице на первый взгляд совершенно безобидный вопрос: «Каким транспортом вы доехали до школы?» Она отвечает: «Трол-лейбусом». «Каким еще транспортом можно доехать до школы?» - спрашивает директор. «Трамваем», -- после-довал ответ. Директор удовлетворенно кивнул головой и сказал: «Все в порядке». Показательно, что для директо-ра школы речевая культура -- это своеобразная характе-ристика профессиональной пригодности.

Содержание

Введение……………………………………………..……….1
1. Что такое культура речи …………………….…….…2
2. Культура речи менеджера……………………..…….10
Заключение ………………………………………………....18
Список использованной литературы……

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 37.03 Кб (Скачать)

Интонация является эмоциональным оформлением речи, по-вышает ее действенность. Известный русский педагог А.С. Мака-ренко сумел путем тренировки разработать до 20 оттенков произ-носимых команд и добился того, что никто не смел не выполнить отдаваемую им команду. Огромную роль в речевом искусстве играют также паузы. Кстати, чем дольше актер умеет «держать паузу», тем выше его квалификация. 

Четкость дикции заключается в умении ясно произносить  все гласные и согласные, не жевать и не глотать их, особенно на концах слов. Особенное внимание при этом следует уделять име-нам собственным и числительным. Важен и тембр звучания -- он должен быть приятным, не резким и не глухим. 

Соблюдение этих требований: 

1) обеспечивает полноту  усвоения информации; 

2) демонстрирует  культуру оратора и вызывает  уважение к нему; 

3) демонстрирует  уважение к аудитории. 

Громадное значение имеют тон и интонация разговора. В из-вестной степени тон говорит о воспитанности или невоспитанно-сти собеседника, ибо одно и то же слово или фраза могут оказать совершенно различное действие, в зависимости от того, как они произносятся. Заносчивый и самонадеянный тон, свидетельст-вующий о переоценке собственной персоны и пренебрежении к окружающим, не допустим в деятельности сотрудника правоохра-нительных органов. Даже указания, носящие категорический, приказной характер, должны высказываться деловито, спокойно, ровным тоном. Особенно это имеет значение при обострении разговора, когда на сцену начинают выступать неконтролируемые эмоции. В этих случаях полезно вспоминать, что эмоции -- это не аргумент, а также древнекитайскую поговорку: «Когда человек в гневе кричит, он -- смешон, когда человек в гневе молчит, он страшен». 

Правильный тон  разговора -- залог его успеха. Тон -- это мо-гучее средство эмоционального и волевого воздействия на собе-седника: он может оскорбить, уязвить, побудить собеседника замкнуться, но он же может создать атмосферу доверия, взаим-ной симпатии, вызвать у собеседника чувство уважения, желание открыться, понять и принять ваши доводы. 

Речь менеджера  должна свидетельствовать о его  ува-жительном отношении к окружающим. Особенное внимание следует уделять правильным формам обращения, поскольку ошибка, даже невольная, в приветствии или обращении расценивается как проявление неуважения. Форма обращения на «ты» может иметь место только при близких, дружеских или доверительных отно-шениях: она выражает взаимное уважение и недопустима ни в каких иных случаях (например, при обращении начальника к подчиненному), ибо тогда она носит пренебрежительный характер и унижает человеческое достоинство. Анонимное обращение используется только в том случае, если человек неизвестен - перед фамилией всегда следует употреблять слово «гражданин» но предпочтительнее обращаться по имени и отчеству. Третье лицо, присутствующее при разговоре, неприлично называть ме-стоимением типа «он», «она» или «этот», но всегда только по имени или по фамилии. Воспитанный человек никогда не позволит себе говорить неуважительно, насмешливо или скверно об отсутствующих. 

Обязательное условие  высокой речевой культуры - умение держать себя в руках, не раздражаться, не допускать грубых или обидных  выражений. Сотрудник правоохранительных органов должен уметь выражать любую  мысль вежливо, не обижая и не оскорбляя  собеседника. Одним единственным словом мы можем причинить себе и другим громадное зло, и это зло очень  часто неисправимо. Мы обязаны всегда помнить, что грубость в разговоре  унижает и принижает, прежде всего, того, кто ее допускает и тем  самым подрывает к нему уважение. Более того: грубость сви-детельствует о слабости аргументов, ибо «сила не нуждается в ругательствах» (Ф.Достоевский). 

Для менеджера является обязательным умение тер-пеливо и внимательно слушать собеседника, вникнуть в его мысли и чувства, понять их, даже в том случае, если содержание разговора не представляет прямого интереса. Он должен также уметь промолчать, если ответные доводы могут разжечь страсти и побудить собеседника к грубости. Кроме того, он всегда должен помнить, что молчание -- это очень выразительный речевой при-ем, это самый действенный ответ на грубость, на доводы, про-диктованные недостойными мотивами: корыстолюбием, подло-стью, завистью, трусостью и т.п. 

В случае беседы с  группой людей руководитель ведет  разговор со всеми присутствующими, не отдавая никому предпочтения. Дово-ды излагаются спокойно, выражения должны быть сдержанными. И если даже в спокойной и аргументированной беседе не удается полностью убедить собеседников, следует прекратить спор и перевести разговор на другую тему, посоветовав им поразмыслить над вашими доводами, с тем чтобы продолжить дискуссию в следующий раз. Это правило, разумеется, не относится к тем случаям, когда речь идет о правовых нормах, но и тогда необходимо соблюдать выдержку и такт. Нужно всегда помнить основное правило каждого речевого общения: уметь разумно спрашивать и вни-мательно слушать, спокойно отвечать и переставать говорить, когда все необходимое сказано. 

Менеджер должен постоянно совершенствовать свою речь: читать классическую художественную литературу, содержащую лучшие образцы речевой  культуры; внимательно вслушиваться и перенимать речевые приемы наиболее интеллигентных дикторов радио и  телевидения, артистов, лекторов; расширять  свой словар-ный запас, совершенствовать свою дикцию, образность, четкость, яркость и выразительность своей речи. Только при этих условиях он сможет в совершенстве владеть культурой речи -- одним из важнейших профессиональных качеств.  

Заключение 
 

Культура человека наиболее ярко и непосредственно  прояв-ляется в его речи. В определенном смысле культура речи челове-ка, манера выражать свои мысли и чувства являются его визит-ной карточкой. Первое представление о человеке и его первона-чальная характеристика, как правило, формируются на основании впечатления, которое возникает от речевой манеры собеседника. 

Сегодня важно не только уметь постро-ить свое устное высказывание, убеди-тельно отстаивая собственную позицию (естественно, с соблюдением правил культуры речевого общения), но и уметь понимать чужую речь и адекватно реа-гировать на нее. Причем если при контактном общении слушающий в ка-кой-то степени может регулировать темп новой информации, переспрашивая собе-седника, прося его говорить медленнее, прокомментировать какое-либо не очень понятное высказывание, то при дистанционном восприятии речи (радио, телевидение) такой возможности нет. Слушающий вынужден воспринимать речь в том темпе, языковом оформлении и объеме, которые не учитывают его индивидуальных возможностей. 

Менеджер должен постоянно совершенствовать свою речь: читать классическую художественную литературу, содержащую лучшие образцы речевой  культуры; внимательно вслушиваться и перенимать речевые приемы наиболее интеллигентных дикторов радио и  телевидения, артистов, лекторов; расширять  свой словар-ный запас, совершенствовать свою дикцию, образность, четкость, яркость и выразительность своей речи. Только при этих условиях он сможет в совершенстве владеть культурой речи -- одним из важнейших профессиональных качеств.  

Список использованной литературы 
 

1. Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления: Учебник для вузов.- 3-е изд., изм. и доп. - М.:, 2007  

2. Этика сотрудников  правоохранительных органов: учебник.- М.; 2005 

3. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика и культура  речи. Изд. 3-е., дополненное и переработанное. Ростов на Дону: 2003.

Информация о работе Культура речи в деловом общении