Культура диалога и спора в профессиональной деятельности юриста. Этика проведения переговоров

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 15:08, реферат

Описание работы

В процессе деловых отношений люди обмениваются информацией - мыслями, идеями и эмоциями, в результате чего между ними устанавливается определенная форма взаимоотношений и взаимовлияния, направленная на достижение определенного делового целесообразного результата. Этика деловых отношений - это сумма выработанных наукой, практикой и мировым опытом нравственно-этический требований, принципов, норм и правил, соблюдение которых обеспечивает взаимопонимание и взаимное доверие субъектов делового общения, повышает эффективность контактов и конечных результатов их совместных действий.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
Принципы построения деловых отношений ……………………………...4
Этика деловых бесед, встреч, переговоров ..………………...……………6
Функциональная характеристика общения …………………..…………11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..…14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………15

Работа содержит 1 файл

Культура проф деят.doc

— 108.00 Кб (Скачать)

Беседу необходимо вести  спокойно, не повышая голоса и не показывая своего раздражения даже тогда, когда для этого есть основания. Горячность, торопливость — плохие помощники в беседе. Даже если приходится давать отповедь в ответ на выпад со стороны собеседника, полное самообладание и спокойная речь произведут на партнера большее впечатление, чем запальчивый тон и повышенный голос.

Весьма полезно во время беседы учитывать невербальное поведение говорящего человека (жесты, мимика и пр.). Необходимо контролировать выражение лица говорящего и то, как часто он смотрит на вас пристально, как он поддерживает с вами визуальный контакт.

Следите за тоном и  скоростью речи, обращайте внимание на то, как близко или далеко сидит  или стоит говорящий, способствуют ли невербальные сигналы усилению речи или противоречат высказываемому словами.

В деловом общении  особенно важно умение внимательно  слушать. Умение слушать собеседника в сложной ситуации — залог взаимопонимания, без которого деловые взаимоотношения могут и не сложиться. Поэтому разработаны основные этические правила эффективного слушания в таком общении.

К ним относятся:

− умение настроить себя на волну внутренней заинтересованности в теме деловой беседы, спора, совещания;

− выделение для себя главных мыслей говорящего (сообщающего  информацию) и стремление правильно  понять их;

− быстрое сопоставление полученной информации с собственной и немедленный мысленный возврат к основному содержанию сообщения, спора, беседы.

Во время беседы необходимо повернуться лицом к говорящему и постоянно поддерживать с ним  визуальный контакт. Убедитесь в том, что ваша поза и жесты говорят о том, что вы внимательно слушаете собеседника. Необходимо находиться на таком расстоянии от собеседника, которое обеспечивает удобное и безопасное общение с ним.

 Часто мы отвлекаемся от целенаправленного слушания, когда слишком большое внимание уделяем внешности собеседника, наблюдению за ним, не верим, что услышим что-то новое и, на наш взгляд, интересное. Подсознательно мы отвлекаемся и тогда, когда собеседник высказывает взгляды, противоречащие нашим, сообщает устаревшую и недостаточно глубокую информацию.

Слушание собеседника  состоит из восприятия, осмысления и понимания. Одно из этих звеньев  неминуемо ломается, когда сотрудник  невнимательно слушает собеседника.

Слушая, надо:

− забыть личные предубеждения  против собеседника;

− не спешить с ответами и заключениями;

− разграничивать факты  и мнения;

− следить за тем, чтобы  ваша речь была предельно ясной и  точной;

− быть беспристрастным  в оценке того, что вы услышали от собеседника;

− действительно слушать, а не делать вид, будто слушаете, не отвлекаться на посторонние мысли.

Постарайтесь логически  планировать весь процесс слушания запоминайте, прежде всего, главные  мысли, высказанные собеседником. За время беседы постарайтесь 2-3 раза мысленно обобщить услышанное и лучше это сделать во время пауз в разговоре. Помните, что ваше стремление по ходу слушания предугадать то, что будет сказано дальше, — признак активного мышления, являющийся хорошим методом запоминания главных положений беседы.

Рекомендации в отношении  этики диалога могут быть сведены к следующим:

  • готовясь к беседе, необходимо заранее написать план беседы и отработать наиболее важные формулировки.
  • необходимо опираться в своей беседе на особенности психологии диалогового отношения между людьми: неблагоприятные моменты чередовать с благоприятными, а начало и конец беседы должны быть положительными.
  • нужно постоянно помнить о движущих мотивах действий собеседника, его интересах, ожиданиях, позициях, чувстве собственного достоинства, самолюбии.
  • свои мысли и предложения следует излагать кратко, ясно и понятно.
  • никогда и ни в какой ситуации не оскорблять собеседника, стараться быть с ним вежливым, предупредительным, тактичным и деликатным.
  • никогда не относиться к другим людям пренебрежительно.
  • комплименты необходимо употреблять умеренно.
  • всегда, когда есть возможность, необходимо признавать правоту своего собеседника.
  • необходимо всегда стремиться избегать пустого разговора, отвлечений на посторонние темы и всего того, что нарушает логический ход беседы.

Рекомендации в отношении логики диалога имеют следующий вид:

  • вопросы должны всегда ставиться правильно (корректно).
  • на уточняющие вопросы должны быть предусмотрены альтернативные ответы: "Да" или "Нет".
  • вопросы должны формулироваться кратко и ясно.
  • если вопрос сложный, его целесообразно разбивать на простые и указывать при этом все возможные альтернативы.
  • стараться избегать риторических вопросов, ибо это вовсе и не вопросы, а сами суждения, имеющие определенный утвердительный, или отрицательный смысл.
  • уметь пользоваться с целью выявления скрытой информации вопросами улавливающего ("провокационного") типа.
  • стараться избегать тех вопросов, в которых используются неизвестные вашему собеседнику смыслы и значения.
  • нельзя формулировать вопросы на основе бессмысленной, недоопределенной и ложной информации, а также пользоваться тавтологическими приемами.

      И, наконец,  подчеркнем особую важность учета  юристом прагматического аспекта  диалога. Коротко говоря, суть  этого момента может быть выражена  в виде следующего афоризма: "Один дурак может столько вопросов назадавать, что и сто умных на них не ответят".

      В подобных  ситуациях совет для собеседников  может быть только таков: на "дурацкие" вопросы лучше вообще  не отвечать, ибо, коль скоро  "каков вопрос – таков и  ответ", ответ в этом случае также будет "дурацким".

Психологические закономерности и особенности общения юриста.

 

 

3. Функциональная характеристика общения

 

Первичной и основной функцией общения является организация  совместной деятельности, в процессе которой происходят взаимный обмен информацией, планирование и координация совместных действий, стимулирование и контроль поведения.

      Специфика  же юридической деятельности  определяет, какие из механизмов  и средств общения являются  ведущими, сказывается на их композиции, различии в содержании общения, но не меняет его логики как способа организации совместной деятельности.

      В работе  с людьми общение выполняет  также функцию познания.

      Вступая  в психологический контакт, юрист  познает факты, значимые для  его деятельности. Следует выделить из познавательной стороны общения то, что относится к «практическому человековедению». Познание и понимание людей, причин их поступков, свойств личности – важная предпосылка в овладении искусством работы с людьми. Вступая в общение, юрист познает не только других людей, но и самого себя.

      Значимой  функцией профессионального общения  является регулирование взаимоотношений,  межличностных отношений с гражданами, попавшими в круг интересов,  определяемых профессиональной  деятельностью юриста.

      Возможны  и другие основания классификации  функций общения. Так, по целевой  направленности контактов юриста  различают следующие функции:  побуждение партнера к необходимым  поступкам; воспрещение, запрет  нежелательных поступков партнера; разрушение, дестабилизация замыслов и нежелательных характеристик поведения партнера в той или иной ситуации.

      Примером  различной направленности контакта  являются варианты психологического  воздействия юриста (следователя,  оперативного работника) в ситуациях допроса. Юрист может побуждать допрашиваемого к добровольной даче показаний: функция воспрещения выражается в тактических приемах пресечения лжи, разрушающая функция проявляется и в тех или иных способах разрушения круговой поруки членов преступной группы. Следует отметить, что разрушающая функция общения выражается и тогда, когда она нежелательна.

      Деятельностная  характеристика общения. Анализ  места процессов контакта в  структуре деятельности юриста  предполагает различение частных  видов деятельности по критерию их целей, таких, как познавательная; конструктивная (деятельность по принятию решений); коммуникативная (деятельность общения); воспитательная; организаторская; удостоверительная.

     Самостоятельная деятельность общения включает в себя три фазы (стадии) развития любого эпизода установления и поддержания психологического контакта.

     1. Фаза ориентировки и планирования контакта включает в себя ориентировку в ситуации предстоящего общения. Понимание ситуации контакта сопровождается процессами планирования и программирования предстоящего общения.

     Любая стадия общения имеет сопряженный, взаимный характер. Юристу необходимо определять и учитывать цели и интересы партнера, происходящее в его сознании понимание ситуации контакта.

     2. Фаза исполнения общения. Установление психологического контакта начинается еще в момент первичной ориентировки в ситуации. Однако особенность и «вредность» общения с юристом заключается в том, что психологический контакт должен поддерживаться и развиваться постоянно. Главным содержанием исполнительской стадии общения является обмен информацией.

      Применение  специальных приемов развития  доверительных отношений является  главным резервом повышения продуктивности  общения.

      В целом  сочетание затруднений юристов в установлении и поддержании доверительных отношений объясняется рядом типичных недостатков подхода к людям. Среди них:

      1) несформированность  профессионального интереса к  общению с трудными партнерами.

      2) игнорирование  потребностей и интересов партнера, а также различий в отношении к миру;

      3) склонность  приписывать трудности установления  и поддержания контакта собеседнику  (в том числе и юристу);

      4) несформированность  учебного, «тренировочного» отношения  к общению с трудными партнерами.

      3. Фаза общения – контроль и коррекция взаимодействия, информационного обмена и взаимоотношений. Контроль ситуации общения осуществляется средствами понимания и рефлексии. Рефлексия – это управляемое осознание юристом того, как понимает ситуацию контакта его собеседник.

      Особенность  контрольной функции заключается  в том, что она продолжается  и после выхода из контакта. Порой, едва закончилась беседа, юрист уже оценивает ее результаты, причины поведения партнера, прогнозирует  возможное развитие отношений.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Анализ работ об этикете  деловых отношений позволяет  нам утверждать, что культура отношений  начинается там, где знание переходит  в навык, так как, привыкнув в  повседневной жизни относиться к  собеседникам как придется, в профессиональном общении  юрист может повторить привычные ошибки. Поэтому необходимо постоянно работать над повышением культуры отношений, стремиться знания увязать с коммуникационными навыками.

Этические требования к  деловым отношениям связаны с  проявлением уважения к собеседнику. Основу целостности выступления на деловых переговорах, встречах, совещаниях составляют предметно-структурное содержание и логическая структура. Точно обозначенные понятия, ясно выраженные мысли должны быть поданы логично, то есть отражать логику отношений и зависимостей между явлениями.

Профессиональная этика  юриста проявляется, прежде всего, в  его речи. Коммуникативные качества профессиональной речи: ясность (доступность, простота), точность, убедительность, логичность, эмоциональность и экспрессивность позволяют юристу сделать речь по настоящему доказательной. Эти качества речи находятся в тесной взаимосвязи и в диалектическом единстве.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Ароцкер Л.Е. Тактика и этика судебного допроса. М., 2005.
  2. Кобликов А.С. Юридическая этика. М., 2005.
  3. Комарова Н.А., Сидорова Н.А. Судебная этика. СПб., 2007.
  4. Наумкин Ю.В. Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов / Под ред. А.В. Опалева и Г.В. Дубова. М., 2007.
  5. Проблемы судебной этики / Под ред. М. С. Строговича. М., 2003. 
    Этика сотрудников правоохранительных органов / В.В. Власенков и др. М., 2005.
  6. Иванкина Н. Н. Профессиональная речь юриста. - М., 1997.
  7. Кузин Ф. Культура делового общения. - М., 1996.
  8. Фишер Р., Эртель Д. Подготовка к переговорам. – М.: Филинь, 1996.
  9. Аврамцев В.В. Психология профессионального общения юриста. Н. Новгород /2001.
  10. Профессиональная этика сотрудников правоохранительный органов. Под редакцией доктора философских наук, профессора А.В. Опалева и доктора философских наук, профессора Г.В. Дубова.

 

 




Информация о работе Культура диалога и спора в профессиональной деятельности юриста. Этика проведения переговоров