Корпоративная этика

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 21:39, доклад

Описание работы

Корпоративная этика выступает как форма общественного сознания, присущая как предпринимателям, так и наемным работникам, которых объединяют общие цели их профессиональной деятельности.

Работа содержит 1 файл

Корпоративная этика.docx

— 29.06 Кб (Скачать)

Корпоративная этика - это совокупность этических принципов и норм делового общения, которыми руководствуются в своей деятельности Компания, ее должностные лица и работники.

В отличие от универсальной корпоративная  этика обусловлена особенностями  деятельности и целями данной организации, а также сложившимися стереотипами поведения в данной организации. Корпоративная этика является ключевым элементом, объединяющим людей - участников производственного процесса на предприятии - в единый социальный организм (человеческое сообщество)

Под воздействием корпоративной этики  деятельность работников организуется не столько на основе приказов или  компромиссов, сколько за счет внутренней согласованности ориентиров и стремлений сотрудников. Организация, построенная на единстве мировоззрения и ценностных установок ее членов становится наиболее гармоничной и динамичной формой производственного сообщества.

 

Корпоративная этика выступает  как форма общественного сознания, присущая как предпринимателям, так  и наемным работникам, которых  объединяют общие цели их профессиональной деятельности. В этом понимании она  существенно отличается от интерпретации  социальных отношений. Не случайно в  конце XIX века она была выдвинута  католической церковью как способ решения  так называемого «рабочего вопроса» и возвращения корпоративной  системе европейского средневековья, напоминавшей дружную, крепкую семью. Она является результатом осознания профессиональных интересов как со стороны предпринимателей, менеджеров, так и со стороны наемных работников. В начале XXI века идеология корпоративизма стала вновь актуальной в связи с ужесточением конкуренции и необходимостью объединения усилий всех членов корпорации независимо от их статуса в борьбе за выживание и развитие.

 

В основу современной корпоративной  этики, по мнению большинства ученых, должны быть положены три важнейшие положения:

 

- создание материальных ценностей  во всем многообразии форм  рассматривается как изначально  важный процесс;

 

- прибыль и другие доходы  производства рассматриваются как  результат достижения различных  общественно значимых целей;

 

- приоритет в разрешении проблем,  возникающих в деловом мире, должен  отдаваться интересам межличностных  отношений, а не производству  продукции.

 

Современное управление персоналом требует  от руководителя новых качеств. Он одновременно должен быть дальновидным стратегом, авторитетным лидером, социальным партнером, смелым новатором, духовным наставником Мартиросян А.В. Какие таланты нужны руководителю? // Человек и труд. 1999. №3.. Поведение руководителя и стиль управления в значительной степени определяют мотивацию и достижения его подчиненных. На основе деятельности руководителя подчиненные делают выводы о том, какие достижения вознаграждаются, а какие - нет, и что следует из каждого способа деятельности. Очевидно, что именно ценностные представления самого руководителя в основном определяют этические нормы и организационную культуру предприятия.

 

Выполнение сотрудниками организации  норм и правил этики деловых отношений  становится ее «визитной карточкой» и определяет во многих случаях тот  факт, захочет ли внешний партнер  или клиент иметь дело с данной организацией в дальнейшем, и насколько  успешно будут строиться их взаимоотношения.

 

Использование норм и правил этики  корпоративных отношений воспринимается окружающими благожелательно в  любом случае, даже если человек  не обладает достаточно отработанными навыками применения правил этики. Эффект восприятия усиливается многократно, если этичное поведение становится естественным и ненарочитым.В зарубежной управленческой практике выработан ряд специальных мероприятий и методов, направленных на формирование здоровой этической основы трудовых отношений

- корпоративные кодексы, представляющие  собой свод принципов и правил  делового поведения, являются  центральным элементом корпоративной  этики. Сегодня их имеют почти  все крупные корпорации и около  половины мелких фирм;

 

- «карты этики» - набор этических  правил и рекомендаций, конкретизирующих  этический кодекс корпорации  для каждого сотрудника компании. Они содержат также имя и  телефон консультанта компании  по этическим вопросам. Данный  метод активно применяется в  японских компаниях;

 

- комитеты (или отдельные специалисты)  по этике призваны вырабатывать  этическую политику организации,  а также решать конкретные  этические проблемы, возникающие  в ходе повседневной практики;

 

- обучение сотрудников и руководителей  этичному поведению проводится, как правило, на базе семинаров  и краткосрочных курсов. Этическая  проблематика также активно интегрируется  в систему высшего образования.  Так, крупный бизнесмен и бывший  посол США в Нидерландах Дж. Шэд дал 20 млн. долларов Гарвардскому  университету на создание программы  по этике бизнеса. Ее цель  он видел в том, чтобы выпускники, прослушавшие курс, обладали такими  моральными убеждениями, которые  обращали бы их профессиональные  знания на благо общества, а  не в ущерб ему. Для этого,  считал Шэд, надо: во-первых, отсеивать  кандидатов с искаженными моральными  устоями уже на стадии приема  в университет; во-вторых, сделать  этическую проблематику неотъемлемой  частью каждой дисциплины, не  ограничиваясь одним курсом по  этике 

- этическая экспертиза представляет  собой всесторонний анализ конкретного  аспекта деятельности организации  или отдельного проекта. Результатом  такой экспертизы становится  система предложений, направленных  на улучшение морального климата  в организации, ее имиджа в  глазах общественности, внесение  коррективов в деятельность организации.  Когда по тем или иным причинам  проблемы организации не могут  быть решены собственными силами, приглашаются независимые консультанты  по этике со стороны.

Выполнение сотрудниками организации  норм и правил этики деловых отношений  становится ее «визитной карточкой» и определяет во многих случаях тот  факт, захочет ли внешний партнер  или клиент иметь дело с данной организацией в дальнейшем, и насколько  успешно будут строиться их взаимоотношения.

 

Использование норм и правил этики  корпоративных отношений воспринимается окружающими благожелательно в  любом случае, даже если человек  не обладает достаточно отработанными навыками применения правил этики. Эффект восприятия усиливается многократно, если этичное поведение становится естественным и ненарочитым. Это происходит тогда, когда правила этики являются не только внутренней психологической потребностью человека, но и отработаны в процессе систематического тренинга.

 

Этика включает в себя систему нравственных требований и норм поведения, т.е. этика  деловых отношений основывается на общих правилах поведения, выработанных людьми в процессе совместной жизнедеятельности. Естественно, что многие нормы взаимоотношений  в деловой обстановке справедливы  для повседневной жизни, и, наоборот, практически все правила межличностных  взаимоотношений находят свое отражение  в служебной этике.

 

Отношение окружающих к конкретному  человеку в процессе профессиональной деятельности является продолжением отношений, складывающихся в общественной жизни  в целом. Желательные проявления отношения других к себе в повседневной жизни мы естественным образом переносим и в сферу деловых отношений. Соответственно, окружающие люди ждут от нас знания правил поведения и умения воплощать их на практике.

 

Взаимосвязь этики в широком  смысле и деловой этики можно  проследить исходя из логической последовательности отдельных проблем восприятия людьми друг друга. Благоприятная основа для  знакомства, для дальнейших взаимоотношений  во многом закладывается в первые моменты встречи. Существенную роль при этом играет внешний облик  человека, его соответствие ситуации. Немаловажная роль в данном случае отводится такой детали, как этика  приветствия, рукопожатия и представления  человека человеку.

 

Практически все направления корпоративной  этики имеют правила, соответствующие  нормам поведения в широком смысле. Кроме того, все без исключения направления деловой этики базируются на основополагающих нормах этики. К  ним можно отнести уважение чувства  собственного достоинства и личного  статуса другого человека, понимание  интересов и мотивов поведения  окружающих, социальную ответственность  за их психологическую защищенность и т.п.

 

Принципы этики корпоративных  отношений — обобщенное выражение  нравственных требований, выработанных в моральном сознании общества, которые  указывают на нормы поведения  участников деловых отношений.

В основу современной корпоративной  этики, по мнению большинства ученых, должны быть положены три важнейшие положения:

 

создание материальных ценностей  во всем многообразии форм рассматривается  как изначально важный процесс;

прибыль и другие доходы производства рассматриваются как результат  достижения различных общественно  значимых целей;

приоритет в разрешении проблем, возникающих  в деловом мире, должен отдаваться интересам межличностных отношений, а не производству продукции.

 

В работе американского социолога  Л. Хосмера сформулированы современные этические принципы делового поведения, опирающиеся на аксиомы мировой философской мысли, прошедшие многовековую проверку теорией и практикой.

Таких принципов и соответственно аксиом десять:

 

Никогда не делай того, что не в  твоих долгосрочных интересах или  интересах твоей компании (принцип  основан на учении древнегреческих  философов (в частности Демокрита) о личных интересах, сочетающихся с интересами других людей, и различии между интересами долгосрочными и краткосрочными).

Никогда не делай того, о чем  нельзя было бы сказать, что это действительно  честное, открытое и истинное, о котором  можно было бы с гордостью объявить на всю страну в прессе и по телевидению (принцип основан на взглядах Аристотеля и Платона о личных добродетелях — честности, открытости, умеренности  и т.п.).

Никогда не делай того, что не способствует формированию чувства локтя, так  как все мы работаем на одну общую  цель (принцип основан на заповедях  всемирных религий (св. Августин), призывающих  к добру и состраданию).

Никогда не делай того, что нарушает закон, ибо в законе представлены основные моральные нормы общества (принцип основан на учении Т. Гоббса и Дж. Локка о роли государства  как арбитра в конкуренции  между людьми за благо).

Никогда не делай того, что не ведет  к благу, а не вреду для общества, в котором ты живешь (принцип основан  на этике утилитаризма (практической пользе нравственного поведения), разработанной  И. Бентамом и Дж.С. Миллом).

Никогда не делай того, чего ты не желал  бы рекомендовать делать другим, оказавшимся  в похожей ситуации (принцип основан  на категорическом императиве И. Канта, в котором декларируется знаменитое правило об универсальной, всеобщей норме).

Никогда не делай того, что ущемляет установленные права других (принцип  основан на взглядах Ж.-Ж. Руссо и  Т. Джефферсона на права личности).

Всегда поступай так, чтобы максимизировать  прибыль в рамках закона, требований рынка и с полным учетом затрат. Ибо максимальная прибыль при  соблюдении этих условий свидетельствует  о наибольшей эффективности производства (принцип основан на экономической  теории А. Смита и учении В. Парето об оптимальной сделке).

Никогда не делай того, что могло  бы повредить слабейшим в обществе (принцип основан на правиле распределительной  справедливости К. Родса).

Никогда не делай того, что препятствовало бы праву другого человека на саморазвитие и самореализацию (принцип основан  на теории А. Нозика о расширении степени свободы личности, необходимой для развития общества).

 

Указанные принципы в той или  иной степени присутствуют и признаются справедливыми в различных деловых  культурах. Идеальной, хотя и весьма отдаленной целью мирового делового сообщества становится тип отношений, основанный на торжестве морально-этических  принципов.

 

Одним из важнейших шагов в этом направлении можно считать принятую в 1994 г. в швейцарском городе Ко (Caux) Декларацию Ко — «Принципы бизнеса». В этой Декларации предпринята попытка объединить основы восточной и западной деловых культур. Ее инициаторами были руководители крупнейших национальных и транснациональных корпораций США, Западной Европы и Японии.

 

В преамбуле «Принципов бизнеса», в частности, говорится: «Законы  и движущие силы рынка являются необходимым, но не достаточным руководством к  действию. Фундаментальными принципами являются: ответственность за проводимую политику и действия в сфере бизнеса, уважение человеческого достоинства  и интересов тех, кто участвует  в бизнесе. Разделяемые всеми  ценности, включая обязательство  о содействии всеобщему процветанию, так же важны для мирового сообщества, как и для общин меньшего масштаба».

В качестве главных принципов международного бизнеса выделены следующие:

 

ответственность бизнеса: от блага  акционеров к благу его ключевых партнеров;

экономическое и социальное влияние  бизнеса на развитие прогрессивных  процессов в мировом сообществе;

этика бизнеса: от буквы закона к  духу доверия;

уважение правовых норм;

поддержка многосторонних торговых отношений;

забота об окружающей среде;

Информация о работе Корпоративная этика