Контрольная работа по "Этике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2011 в 16:20, контрольная работа

Описание работы

Общая характеристика принципов общественной морали.
Этические принципы и моральные проблемы в деятельности сотрудников милиции.
Мотивация поведения, психологические установки и направленность личности.
Вы - помощник юриста ( младший юрист) в коммерческой фирме. К вам обращается сотрудник с просьбой помочь решить щекотливую проблему. Он стал свидетелем, как его коллега унес с фирмы канцелярские принадлежности, являющиеся собственностью фирмы: пачку бумаги для ксерокса, пачку чистых дискет и рулон скотча.

Работа содержит 1 файл

Этика.docx

— 39.87 Кб (Скачать)

     Нравственный  идеал по-разному понимался в  разное время, в различных обществах  и учениях. Если Аристотель видел нравственный идеал в личности, которая высшей доблестью считает самодовлеющее, отрешенное от волнений и тревог практической деятельности созерцание истины, то Иммануил Кант (1724–1804) характеризовал нравственный идеал как руководство для наших поступков, "божественного человека внутри нас", с которым мы сравниваем себя и улучшаемся, никогда, однако, не будучи в состоянии стать на один уровень с ним. Нравственный идеал по-своему определяют различные религиозные учения, политические течения, философы.

     Нравственный  идеал, принятый человеком, указывает  конечную цель самовоспитания. Нравственный идеал, принятый общественным моральным  сознанием, определяет цель воспитания, влияет на содержание моральных принципов  и норм.

     Можно говорить и об общественном нравственном идеале как об образе совершенного общества, построенного на требованиях  высшей справедливости, гуманизма. 
 

  1. Этические принципы и моральные  проблемы в деятельности

    сотрудников милиции.

     Профессиональная  этика сотрудников милиции характеризуется  такими категориями как “профессиональный  долг”, “служебное достоинство”, “профессиональная  честь мундира”. Имеют вполне определенное профессиональное звучание в практике органов внутренних дел и такие этические категории как “ответственность”, “справедливость”, “гуманизм”, “коллективизм” и ряд других.

     Как правило, сотрудник определяет свою линию поведения, конкретные поступки, отношение к службе и людям, сверяя их с его пониманием “личного и  служебного достоинства”, “профессионального долга и чести”. Если его предполагаемые действия соответствуют представлениям работника о долге, чести, достоинстве, то он охотно выполняет свои обязанности, действует инициативно, не боится взять  на себя ответственность, т.к. морально он одобряет и поощряет свои действия. От сотрудника милиции профессиональная этика требует неподкупности, верности духу и букве закона, соблюдения равенства всех перед законом.

     Профессиональная  этика предписывает каждой профессиональной группе соответствующие моральные  качества. Однако это отнюдь не означает, что лица каждой профессиональной группы имеют уникальные, неповторимые нравственные качества. Моральных качеств и  чувств насчитывается всего несколько  десятков, включая как добродетели  — высоконравственные свойства человека, так и пороки — аморальные качества. Так, например, мужество, смелость, решительность  — весьма положительные качества любого работника, но если данные качества выступают как желательные для  пекаря, парикмахера, фотографа ателье, то по отношению к работнику органов  внутренних дел они являются профессионально  необходимыми. Благодушие воспитателя  детского сада или школьного учителя  — скорее добродетель, чем порок, но это же качество в условиях органов внутренних дел, как правило, порождает безответственность, попустительство, беспринципность, беспечность, что чревато серьезными негативными последствиями для служебной деятельности конкретного сотрудника и всего коллектива.

     Однако  если моральная норма подразумевает  конкретные поступки, действия и они, как правило, закреплены в правовых документах (присяге, уставах, приказах, инструкциях), то моральные принципы отражают моральные требования в предельно обобщенном виде (гуманизм, ответственность, справедливость, требовательность, коллективизм, патриотизм, принципиальность и т.д.). Своеобразие нравственных принципов заключается в форме их проявления в той или иной профессиональной деятельности.

     Так, гуманизм правоохранительных органов  — это не абстрактное человеколюбие, а защита интересов добропорядочных (“законопослушных”) граждан и непримиримость к правонарушениям и преступникам. От работника правоохранительных органов  профессиональная этика требует  гуманного отношения к правонарушителю, предоставления ему максимальных возможностей для защиты, использования силы закона не только для наказания, но и для  перевоспитания преступника.

     Справедливость  может обеспечиваться только в равенстве  всех перед законом, в верховенстве закона.

     Коллективизм  в деятельности органов внутренних дел проявляется в личной ответственности  каждого сотрудника за судьбу общего дела, за положение в коллективе, в товарищеской солидарности, и он не имеет ничего общего с круговой порукой и панибратством.

     Этика имеет непосредственное отношение  к деятельности следственных подразделений, поскольку:

  • этическими нормами и предписаниями, на треть расписаны уголовное и уголовно- процессуальное законодательство;
  • как следователи, так и правонарушители руководствуются в своих поступках морально – этическими нормами;

     Здесь же важно отметить особенность процессуальной деятельности следователя, накладывающую  заметный отпечаток на всю структуру  этических отношений с участниками  процесса, - это законодательная  регламентация методов и способов работы. Закон достаточно жестко регламентирует производство предварительного расследования. В то же время и правовая оценка поведения (поступка) в уголовно - процессуальной деятельности - это оценка с позиции  соответствия его закону: расследование  должно проходить в границах закона. Отсюда логично вытекает, что соответствие деятельности следователя требованиям закона однозначно соответствует нормам морали. Здесь можно вполне согласиться с утверждением, что в рамках жесткой правовой регламентации человеческой деятельности, когда закон сужает свободу выбора, поведение диктуется законом. Если же закон предусматривает свободу выбора в рамках предоставленной свободы, есть возможность выбрать более нравственный вариант поведения.

     Важное  место в этом процессе занимает система  категорий этики, так как, во-первых, они выступают в качестве общечеловеческих ценностей, их роль особенно актуальна  для сферы борьбы с преступностью, где происходит поляризация целей  мотивов, поступков, действий и идеалов. Во-вторых, категории этики (добро, зло, справедливость, совесть и т.д.) являются своеобразными нормами, образцами, эталонами поведения человека в  обществе, и в конечном итоге через  них устанавливается взаимодействие морали и права. В-третьих, они ориентируют  человека на утверждение общественного  блага.

     Милиция, как орган исполнительной власти, обязанный в пределах своей компетенции  обеспечивать прочный правопорядок, призвана обнаруживать правонарушения, квалифицировать их и собирать доказательства, определяющие, в конечном счете, виновность или невиновность лиц, совершивших  те или иные правонарушения. Именно милиция применительно к массе  выявленных правонарушений осуществляет правоприменительный процесс, который  завершается либо должностными лицами милиции, либо в суде, куда направляются материалы проверок или уголовные  дела. Поэтому в плане этики  сотрудник милиции должен четко  разделять категории добра и  зла с точки зрения действующего законодательства.1

     Однако  категории добра и зла, их нравственная оценка разными людьми часто бывает различной. Это объясняется тем, что категории этики объективны по содержанию и субъективны по форме. Объективность содержания означает, что в нем сконцентрировано то, что есть в реальной жизни и не зависит от сознания людей. И именно это содержание по - разному оценивается людьми. Эта оценка зависит от целого ряда факторов: интеллектуального развития личности, ее нравственной культуры, а также образа жизни.

     Специфика профессиональной деятельности сотрудников  правоохранительных органов обусловлена  тем, что они постоянно находятся  в пограничной зоне между добром и злом. Именно они становятся барьером, который встречает напор агрессивности  и злобы.

     Становясь на защиту добра и борясь со злом, сотрудник ОВД должен учитывать  моральные аспекты того или иного  конкретного явления и моральные  последствия своих действий. Он всегда должен помнить, что не бывает ни абсолютного  зла, ни абсолютного добра. Так, добро  по отношению к одним людям (например, попустительство правонарушителю) неизбежно оборачивается злом по отношению к другим людям (тем, кому он причинил ущерб) и к нему самому, ибо безнаказанность развращает.

 

  1. Мотивация поведения, психологические  установки и направленность личности.
 

     В отечественной психологии существуют различные подходы к исследованию личности. Однако, несмотря на различия в трактовках личности, во всех подходах в качестве ее ведущей характеристики выделяется направленность. Существуют разные определения этого понятия, например «динамическая тенденция» (С. Л. Рубинштейн), «смыслообразующий мотив» (А. Н. Леонтьев), «доминирующее отношение» (В. Н. Мясищев), «основная жизненная направленность» (Б. Г. Ананьев), «динамическая организация сущностных сил человека» (А. С. Прангишвнли).

     Чаще  всего в научной литературе под  направленностью понимают совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих  деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации.

     Следует отметить, что направленность личности всегда социально обусловлена и  формируется в процессе воспитания. Направленность — это установки, ставшие свойствами личности и проявляющиеся в таких формах, как влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение. Причем в основе всех форм направленности личности лежат мотивы деятельности.

     Кратко  охарактеризуем каждую из выделенных форм направленности в порядке их иерархии. Прежде всего, следует остановиться на влечении. Принято считать, что  влечение — это наиболее примитивная, по своей сути биологическая форма  направленности. С психологической  точки зрения — это психическое  состояние, выражающее недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность. Как правило, влечение является преходящим явлением, поскольку  представленная в нем потребность  либо угасает, либо осознается, превращаясь  в желание.

     Желание — это осознанная потребность  и влечение к чему-либо вполне определенному. Следует отметить, что желание, будучи достаточно осознанным, имеет побуждающую силу. Оно обостряет осознание цели будущего действия и построение его плана. Данная форма направленности характеризуется осознанием не только своей потребности, но и возможных путей ее удовлетворения.

     Следующая форма направленности — стремление. Стремление возникает тогда, когда  в структуру желания включается волевой компонент. Поэтому стремление часто рассматривается в качестве вполне определенного побуждения к  деятельности.

     Наиболее  ярко характеризуют направленность личности ее интересы. Интерес —  это специфическая форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание  целей деятельности и тем самым  способствующая ориентировке личности в окружающей действительности. Субъективно  интерес обнаруживается в эмоциональном  тоне, сопровождающем процесс познания или внимание к определенному  объекту. Одной из наиболее существенных характеристик интереса является то, что при его удовлетворении он не угасает, а, наоборот, вызывает новые  интересы, соответствующие более  высокому уровню познавательной деятельности.

     Интересы  являются важнейшей побудительной  силой к познанию окружающей действительности. Различают непосредственный интерес, вызываемый привлекательностью объекта, и опосредованный интерес к объекту  как средству достижения целей деятельности. Косвенной характеристикой осознанности потребностей, отражающихся в интересах, является устойчивость интересов, которая  выражается в длительности их сохранения и в их интенсивности. Также следует  подчеркнуть, что широта и содержание интересов могут служить одной  из наиболее ярких характеристик  личности.

     Интерес в динамике своего развития может  превратиться в склонность. Это происходит тогда, когда в интерес включается волевой компонент. Склонность характеризует  направленность индивида на определенную деятельность. Основой склонности является глубокая устойчивая потребность индивида в той или иной деятельности, т. с. интерес к определенному виду деятельности. В качестве основы склонности также может выступать стремление совершенствовать умения и навыки, связанные с данной потребностью. Принято считать, что возникшая склонность может рассматриваться в качестве предпосылки к развитию определенных способностей.

     Следующая форма проявления направленности личности — это идеал. Идеал — это  конкретизируемая в образе или представлении  предметная цель склонности индивида, т. е. то, к чему он стремится, на что  ориентируется. Идеалы человека могут выступать в качестве одной из наиболее значимых характеристик мировоззрения человека, т. е. его системы взглядов на объективный мир, на место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе. В мировоззрении отражаются не только идеалы, но и ценностные ориентации людей, их принципы познания и деятельности, их убеждения.

Информация о работе Контрольная работа по "Этике"