Конфликтное поведение личности в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 22:32, курсовая работа

Описание работы

Основой любой организации являются люди (коллектив), и без них функционирование организации невозможно. Конфликты являются вечным спутником нашей жизни. Совокупность объектных условий, в которых оказываются люди в процессе совместной деятельности, предопределяет и ограничивает способы их взаимодействия. В этой связи в коллективах часто возникают производственные ситуации, в ходе которых между людьми обнаруживаются противоречия по широкому кругу вопросов. Сами по себе эти разногласия и противоречия могут выступать в качестве положительного фактора движения творческой мысли. Однако, становясь острыми, они могут препятствовать успешной совместной работе и вести к конфликтам.
Актуальность моего курсового проекта заключается в том, что конфликт в организации – это осознанное противоречие между общающимися членами этого коллектива,

Содержание

Содержание
Введение………………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты появления конфликта в организации и стратегии поведения личности в конфликтной ситуации.
1.1 Понятие конфликта и типы конфликтных личностей………………………….6
1.2 Причины конфликта в организации и их последствия ……………………….11
1.3. Кодекс поведения и основные ошибочные типы поведения в конфликте…..19
Вывод…………………………………………………………………………………..26
ГЛАВА 2. Особенности и причины конфликтного поведения личности в организации на примере ООО «КурьерСервис Казань».
2.1. Характеристика организации ООО «КурьерСервис Казань»………………...27
2.2. Эмпирическое исследование и описание используемых данных……………29
2.3.Выводы и рекомендации……….………………………………………………...34
Заключение……………………………………………………………………………36
Список литературы…………………………………………………………………...37
Приложения…………………………………………………………………………...38

Работа содержит 1 файл

переделка.doc

— 292.00 Кб (Скачать)


­Министерство образования РФ

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО КНИТУ А. Н. Туполева (КАИ)

Институт бизнеса и инновационных технологий

Кафедра инженерной психологии и педагогики

 

 

 

 

 

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

По дисциплине: «Конфликтология»

Тема: «Конфликтное поведение личности в организации».

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовой проект защищен                                                                  Выполнила:

с оценкой ______________              Гумерова Л. А.

Студентка гр. 8405

Проверила:

Хуснутдинова М. Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Казань,2011

Содержание

Введение………………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты  появления конфликта в организации и стратегии поведения личности в конфликтной ситуации.

1.1             Понятие конфликта и типы конфликтных личностей………………………….6

1.2             Причины конфликта в организации и их последствия ……………………….11

1.3.  Кодекс поведения и основные ошибочные типы поведения в конфликте…..19

Вывод…………………………………………………………………………………..26

ГЛАВА  2. Особенности и причины конфликтного поведения личности в организации на примере  ООО «КурьерСервис Казань».

2.1.  Характеристика организации ООО «КурьерСервис Казань»………………...27

2.2.  Эмпирическое исследование и описание используемых данных……………29

2.3.Выводы и рекомендации……….………………………………………………...34

Заключение……………………………………………………………………………36

Список литературы…………………………………………………………………...37

Приложения…………………………………………………………………………...38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Основой любой организации являются люди (коллектив), и без них функционирование организации невозможно. Конфликты являются вечным спутником нашей жизни. Совокупность объектных условий, в которых оказываются люди в процессе совместной деятельности, предопределяет и ограничивает способы их взаимодействия. В этой связи в коллективах часто возникают производственные ситуации, в ходе которых между людьми обнаруживаются противоречия по широкому кругу вопросов. Сами по себе эти разногласия и противоречия могут выступать в качестве положительного фактора движения творческой мысли. Однако, становясь острыми, они могут препятствовать успешной совместной работе и вести к конфликтам.

Актуальность моего курсового проекта заключается в том, что конфликт в организации – это осознанное противоречие между общающимися членами этого коллектива, который сопровождается попытками его решить на фоне эмоциональных отношений в рамках организации или в межорганизационном пространстве. В психологии пока не сложилось общепринятого понимания сущности конфликта. Одни авторы трактуют его как столкновение, противодействие, противоречие. Другие понимают конфликт как вид общения, ситуационную несовместимость, ситуацию ненайденного выхода, тип конкурентного взаимодействия. Конфликты происходят и в больших компаниях, и в маленьких фирмах, которые могут привести к закрытию организации[14,с 53].

Каждый человек обладает личностными качествами, своими привычками и предубеждениями, которые с неизбежностью влияют на характер контактов с другими людьми. Поэтому общение в форме столкновений является результатом индивидуальных различий между людьми и возникают тогда, когда поступки участников одной ситуации имеют антагонистическую направленность.

В настоящее время исследование конфликтов относится к наиболее динамично развивающейся области психологии. Конфликт представляет собой явление, которое играет особую роль в психической жизни людей, их развитии, самореализации, отношениях с другими людьми, наконец, в жизни общества в целом.

Целью данной работы было исследовать понятия конфликта в организации, изучить основные их типы личности, причины возникновения, стратегии поведения человека в конфликтной ситуации.

Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи:

1.Изучить типы личности в конфликтных ситуациях.

2.Найти  основные пути разрешения конфликтных ситуаций.

3.Провести исследовательскую часть работы по выявлению психологических причин конфликтности людей в условиях организации;

4.Изучить влияние типа личности, как  взаимоотношение людей в конфликтной  ситуации.

5.Получить и представить результаты практической части;

Объект – это конфликт, как одно из состояний отношений людей по типу их личного поведения.

Предмет – процессы возникновения конфликта во взаимосвязи с типом личности, протекания и разрешения конфликтов.

Гипотеза работы: тип личности, как поведения участников в конфликтных ситуациях и разрешение конфликта зависимые от выбранной тактики и стратегии поведения в конфликте.

Структура курсового проекта состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы и приложений.

Первая глава посвящена изучению типов личности, рассмотрены взгляды некоторых авторов. Сделана попытка теоретического анализа рассматриваемого феномена. Проводится исследование понятийной схемы конфликта: сущность, классификация, структура, функции, информация в конфликте, его динамика.

Во второй главе приводятся данные об исследовании, проведенному по организации ООО «КурьерСервис Казань». Целью практической части было исследование психологических причин конфликтности персонала организации. Для этого были использованы две методики: диагностика стратегий поведения в конфликте К. Томаса и тест «Тактика поведения в конфликте».

Полученные результаты были подвергнуты статистическому анализу, что позволяет говорить об их достоверности. В результате проведенного исследования выдвинутая гипотеза подтвердилась.

Теоретическое и методологическое значение курсового проекта.

Теоретическое значение моей курсовой работы состоит в изучении конфликтного поведения личности в организации. С помощью примеров перечислены типы конфликтных личностей, их взаимодействие в организации, методы избегания конфликта.

В методологической части были использованы психологические тесты, - для полного раскрытия всей проблемы данной курсовой работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты  появления конфликта в организации и стратегии поведения личности в конфликтной ситуации.

1.1.           Понятие конфликта и типы конфликтных личностей.

Понятие «конфликт» характеризуется исключительной широтой содержания и употребляется в разнообразных значениях. Самым общим образом конфликт можно определить как «предельное обострение противоречий». Психологи также подчеркивают, что такое трудно разрешимое противоречие связано с острыми эмоциональными переживаниями.

В специальной литературе конфликты рассматриваются на социальном, социально-психологическом или психологическом уровнях, которые диалектически связаны друг с другом. На основе анализа большого числа отечественных и зарубежных работ Н. В. Гришина - предлагает определять социально-психологический конфликт как возникающее и протекающее в сфере общения столкновение, вызванное противоречивыми целями, способами поведения, установками людей, в условиях их стремления к достижению каких-либо целей.

Определяющим в происхождении конфликтов выступает соответствующее сочетание объективных и субъективных факторов. Факторы, объективно обуславливающие возникновение конфликтов, интерпретируются как некоторый набор объективных параметров, вызывающих объективное конфликтное состояние системы межличностного взаимодействия. При этом подчеркивается также существенная зависимость конфликта от внешнего контекста, в котором данный конфликт возникает и развивается.

Определяющую роль в восприятии человеком конфликтности ситуации играет субъективная значимость противоречия, лежащего в основе конфликта, или тот «личностный смысл», который это противоречие имеет для данного индивида. Этот личностный смысл определяется всем индивидуальным жизненным опытом человека, точнее - такими характеристиками его личности, как ценностные ориентации и мотивация.

Момент осознания ситуации как конфликтной связан также с превышением индивидуального порога толерантности. Этот универсальный психологический механизм возникновения конфликтов не исключает возможности последующей многовариантности в развитии конфликтной ситуации.

М. В. Шугуров (1994), конфликт с позиции личности, трактует как социальную активность, в пределах которой личность становится социальным субъектом. Радикальный социальный конфликт есть творчество со стороны личности новых норм, институтов, отношений, социальных ценностей. Конфликт - это не просто фон, форма социальной инновации, это еще и способ социальных изменений, закрепляющих глубокие изменения в личности; по сути - это пространство самоосуществления личности, область существования ее социальных и духовных качеств.

Нужно отметить, что, несмотря на различные результаты конфликтов, любой из них для участников конфликтного взаимодействия сопряжен с внутренним напряжением, дискомфортом, что в свою очередь блокирует личностный рост.

Решающее влияние на выбор поведения в конфликте оказывает, считает Сулимова Т. С., сама личность - ее потребности, установки, привычки, образ мышления, модели поведения, ее прошлый опыт проблем и поведения в конфликте. Необходимо отметить, что мораль является значительным фактором, который позволяет предупредить развитие конфликта, переход его в экстремальные эмоциональные формы, а также снизить вероятность развития межличностного конфликта.

В психологии рассматриваются разносторонние подходы к исследованию сущности конфликта, представлены различные типологии и классификации конфликтных личностей.

Наиболее часто, по мнению психологов, встречаются следующие разновидности конфликтных личностей [3,с 206]:

1. Конфликтная личность демонстративного типа. Стремится постоянно быть в центре внимания. Любит хорошо выглядеть в глазах других. Ее отношение к людям определяется тем, как к ней относятся другие. Человек подобного типа легко себя чувствует в поверхностных конфликтах, возникающих по мелким причинам. Но хорошо приспосабливается и к конфликтным ситуациям другого рода. Преобладает эмоциональное поведение, рациональное начало выражено слабо. Планирование своей деятельности осуществляет от случая к случаю и слабо воплощает его в жизнь. Кропотливой, систематической работы избегает. Не уходит от конфликтов, в ситуации спора чувствует себя неплохо. Часто сам оказывается источником спора, но сам таковым себя не считает.

2. Конфликтная личность неуправляемого типа. Это человек импульсивный, недостаточно себя контролирующий. Его поведение трудно предсказуемо. Часто ведет себя вызывающе, агрессивно. В запале не обращает внимания на общепринятые нормы поведения в коллективе. Обладает завышенной самооценкой. Постоянно требует подтверждения своей собственной значимости. Во многих своих неудачах склонен обвинять других. Не может грамотно спланировать свою деятельность или последовательно претворить свои планы в жизнь. Недостаточно развита способность соотносить свои поступки с общими целями группы и с конкретными обстоятельствами. Из прошлого опыта, даже горького, извлекает мало уроков, полезных для будущего.

3 Целенаправленный конфликтный тип личности. Рассматривает конфликт как средство достижения собственных целей. Часто выступает активной стороной в развязывании конфликта. Склонен к манипуляциям, психологическим играм во взаимоотношениях. Рационально действует в конфликтной ситуации, способен просчитывать возможные варианты ее развития, трезво оценивает сильные и слабые стороны в позициях сторон. Владеет хорошо отработанной техникой общения в горячем споре. Представляет собой наиболее опасный тип конфликтной личности.

Немецкий философ и психолог Эдуард Шпрангер (1882 – 1963) выделил шесть основных идеальных типов людей, соответствующих различиям в их ценностных ориентациях.

1. Теоретический человек — имеет теоретическую установку. В свое практическое поведение он повсюду вносит систему и логику. В наиболее чистом виде эта форма жизни воплощается в профессиональных ученых. Люди этого типа являются очень сложными натурами. Их нельзя назвать конфликтными личностями, но если опровергается теория, которая им близка, они могут конфликтовать.

Внутриличностный конфликт часто возникает на почве того, что для теоретического человека процесс его деятельности является самоцелью. Он знает лишь одну страсть — страсть к проблеме, к поиску истины. Его переживания оторваны от реальной жизни. Он может отчаяться от невозможности объяснить какое-либо явление и ликовать от чисто теоретического открытия, хотя оно не связано ни с какой материальной выгодой и более того может убить его в будущем.

2. Экономический человек. Основным мотивом, определяющим характер его бытия, является полезность. Смысл его действий не в самой деятельности, а в ее полезном эффекте. В конфликты вступает чаще для защиты своих интересов.

Конфликты возникают на почве того, что экономический человек живет как бы вне реального времени и пространства. Во всех своих жизненных связях на первое место он ставит выгоду, полезность. Для него все становится средством поддержания и наилучшего устройства реальной жизни, борьбы за существование. Из всего он стремится извлечь максимальную выгоду, пользу.

Информация о работе Конфликтное поведение личности в организации