Комическое как утверждение радости жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 01:25, реферат

Описание работы

Во многих источниках приводятся следующие четыре, как основные, эстетические категории: прекрасное, возвышенное, трагическое и комическое.
Прекрасное. Прекрасное определяется главным образом через гармоничность. "В течение всех веков красота, как правило, отождествлялась с гармонией. Для характеристики прекрасного употреблялись и такие понятия, как симметрия, пропорциональность, целесообразность, золотое сечение и т.д.

Содержание

I. ВВЕДЕНИЕ 3
II. Место комического в системе эстетических категорий 5
III. Эстетическое богатство комического 8
IV. Явления комизма в жизни 10
V. Вывод. 12
VI. Список использованной литературы 13

Работа содержит 1 файл

Комическое.doc

— 74.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Украины

Запорожский национальный университет 
 
 
 
 
 
 
 
 

Индивидуальная  работа

  по эстетике на  тему:

  «Комическое как утверждение радости жизни» 
 
 
 
 
 
 

Выполнила:

                                          студентка I курса

                                                       ф-т социологии и

                                                       управления  

                              гр. 3117-1

                               Дегтярь А.  

Проверила:

Мегрелишвили  М. О.  
 
 
 
 
 
 
 

Запорожье,

2008

 

Содержание 

    I. ВВЕДЕНИЕ

   Во многих источниках приводятся следующие четыре, как основные, эстетические категории: прекрасное, возвышенное, трагическое и комическое.  
   Прекрасное. Прекрасное определяется главным образом через гармоничность. "В течение всех веков красота, как правило, отождествлялась с гармонией. Для характеристики прекрасного употреблялись и такие понятия, как симметрия, пропорциональность, целесообразность, золотое сечение и т.д. Эти и другие аналогичные понятия или означают то же самое, что и понятие "гармония", или же имеют в виду конкретные случаи гармонии. Наиболее часто под гармонией понималось единство разнообразного."  
   Возвышенное. "Если прекрасное - это положительная общечеловеческая ценность явлений, которыми общество уже полно и свободно владеет, то возвышенное - эстетическое свойство предметов, имеющих положительное значение для общества и таящих в себе огромные, еще не освоенные потенциальные силы. В истории эстетики сложились две точки зрения на взаимоотношение прекрасного и возвышенного:

  • возвышенное есть превосходная степень прекрасного, особого рода прекрасное, отличающееся величиной или мощью;
  • возвышенное противоположно прекрасному, и при его восприятии возникает эстетически негативная реакция.  
       Трагическое. Категория трагического имеет своей объективной основой страдание и гибель человека. Трагическая эмоция - сочетание глубокой печали и высокого восторга. Трагедия - это философское искусство, ставящее и решающее высшие метафизические проблемы жизни и смерти, осознающее смысл бытия, анализирующие глобальные проблемы его устойчивости, вечности, бесконечности, несмотря на постоянную изменчивость.  
       Комическое. В категории комического в эстетике представлен многообразный опыт общественного сознания, осваивающего и познающего мир, и в особенности мир социальный, преимущественно с его отрицательной стороны. Смешное есть конкретный случай комического, его явление. Комическое всегда объективная общественная ценность явления. Не все смешное комично, хотя комическое всегда смешно.

 

    II. Место комического в системе эстетических категорий

 

    Существуют  различные трактовки его места  в системе эстетических категорий. Иногда его понимают как категорию полярную трагическому или возвышенному, например, немецкий писатель и теоретик искусства Жан-Поль определил комическое как «оборотную сторону возвышенного». Но многие авторы считают его категорией эстетики имеющей такое же значение, как и все остальные. Сфера комического чрезвычайно многообразна, в нем выделяются различные стороны и оттенки от мягкого юмора до устрашающего гротеска. Комическое во всех своих модификациях обладает огромным воздействием, элементы комического входили как составные части в произведения художественного творчества от самых примитивных до наиболее развитых. Элементы комического включает даже поэмы Гомера.

    Теоретическое осмысление категории комического  начинается с Платона и Аристотеля. В диалогах Платона содержатся рассуждения об эмоциональном воздействии комедии, о смехе, шутках и иронии. В «Филебе» Платон определяет комическое как душевное состояние являющееся смесью печали и удовольствия. В диалоге Платона «Пир» Сократ проводит идею связи трагического и комического. В «Поэтике» Аристотеля раздел который должен был быть посвящен комедии либо не был написан, либо не сохранился. Остались только отдельные замечания позволяющие реконструировать представления Аристотеля о комическом и его формах. Аристотель говорит о комедии как «насмешливых песнях, которые изображают действия людей негодных». Аристотель первым отчетливо связал комическое с категорией смешного, когда написал, что Гомер первым показал основную форму комедии придав драматическую форму не насмешке, но смешному». Некоторые последователи Аристотеля предлагали рассматривать комическое по аналогии с трагическим, причем источником катарсиса здесь будет не страх и сострадание, а смех. В Средние века комическое было изгнано из официального искусства.

    Возрождение снова обратило к комедии как  жанру, ее развитие порождало интерес  к теории комического. В XVII веке теория комедии постепенно выделяется из теории драмы, она становится предметом  исследования философии, которая рассматривала  ее на основе господствовавшей в то время теории аффектов. Декарт предлагал рассматривать смех как физиологический аффект, Гоббс видел в смехе один из видов страсти. Он считал, что в основе смеха как страсти лежит представление о собственном превосходстве, смех, по его мнению, выражает радость. Условиями возникновения этого аффекта являются ясность ощущения собственного превосходства и неожиданность. Спиноза считал смех следствием аффекта удовольствия, возникающего из усмотрения в неприятной нам вещи чего-то достойного пренебрежения. Спиноза очень высоко ставил значение смеха для духовной жизни человека, по его словам веселость не может быть чрезмерна.

    В эпоху Просвещения Лессинг обосновал  широкое эстетическое значение смеха, не сводимое к высмеиванию нравственных или социальных недостатков. Истинную пользу комедии он видел в развитии общечеловеческой способности подмечать смешное. Очень интересное психологическое истолкование феномена смешного дает И. Кант, как «аффекта от внезапного превращения напряженного ожидания в ничто». Шеллинг определял комическое как форму эстетизации безобразного и превращения его в предмет искусства: «Изящное искусство может обратиться к сфере низкого, лишь постольку поскольку и в ней достигает идеала и его совершенно переворачивает. Это переворачивание и есть сущность комического». У Ницше природа смеха обуславливается атавизмом страха. Человек на протяжении многих веков был животным подвластным страху, и до сих пор если какая-то неожиданность разрешается без опасности для нашей жизни, это само по себе становится источником положительных эмоций. Этот переход от мгновенного страха к краткому веселью называется комическим. В ХХ веке новую трактовку комического дал Фрейд. По его мнению комическое, которое проявляется в смехе и остроумии является обнаружением подсознательного.

 

III. Эстетическое богатство комического

 

    Представлена классификация видов смеха, зависит от его меры и оттенков. 
   Юмор - сатира. В данном контексте это полюса смеха. Между ними находится множество оттенков смеха. В основе и юмора, и сатиры лежит комедийное отношение к действительности. Сатира - это крайняя и высшая форма критики, отрицания. Она заостряет, а порой и утрирует и даже деформирует облик осмеиваемого явления. Юмор же, напротив, всегда видит в своем объекте какие-то стороны, соответствующие идеалу. Он призывает не к уничтожению явления, а к его совершенствованию. Объект юмора хотя и заслуживает критики, но все же сохраняет свою привлекательность. Таким образом граница между юмором и сатирой - это граница между несостоятельностью отдельной черты явления и всего явления в целом. 
   Ирония - сарказм. Ирония, как вторичная форма эстетического отношения, существует как на сатирической, так и на юмористической основе. Ирония - это такая форма эмоциональной критики, в которой за положительной оценкой скрыта острая насмешка. Чем глубже скрыт истинный смысл иронии, тем она более язвительна. Ирония - это комический парадокс. Сатирическая ирония, мнимо утверждая предмет, отрицает его сущность. Юмористическая ирония, мнимо утверждая все в предмете, вышучивает и подвергает критике отдельные его стороны. Она - своеобразное "ласковое ругательство". По мнению Ф. Шлегеля, ирония регистрирует неразрешимые жизненные противоречия и помогает возвыситься над ними. Также в исследованиях иронии подчеркивается ее диалектичность. 
   Сарказм - сатирическая по направленности, особо едкая и язвительная ирония, достигшая трагедийного накала. Это ирония, изобличающая явления, особо опасные по своим общественным последствиям.  
   Комический намек, шутка, насмешка. Комический намек - частный случай и особая форма иронии. Это переходная форма от иронии как скрытой насмешке к открытой насмешке. Шутка - юмористическая безобидная насмешка. Открытая насмешка - это прямая обидная издевка, протекающая в форме сатирически заостренной, эмоционально насыщенной критики.  
   Мера смеха. Мера смеха определяется не тем, что лежит на поверхности, не оттенками предмета, а его качественной определенностью, сущностью в ее индивидуальном проявлении. Многообразие видов и оттенков смеха определяется также тем, что внутри каждого из них свои тона, переходы, оттенки. Ошибка в мере смеха - "это ошибка в таком генеральном вопросе, как вопрос об эстетическом отношении искусства к действительности. Ошибка в мере смеха - ошибка в концепции мира" .
 
 

IV. Явления комизма в жизни

                     «…комизм  кроется везде... живя посреди него, мы его не видим; но... если художник перенесет его в искусство, на сцену, то мы же сами над собой будем валяться со смеху, и будем дивиться, что прежде не замечали  его…»

                                                    Н. В.  Гоголь 

    Явления комического многообразны и изменчивы, их трудно подвести под одно определение, как того требует наша привычка к наукоподобному теоретизированию.

    Комическое  может быть противопоставлено очень  многому, и вероятно, этим объясняется огромное число теорий и толкований, с ним связанных. Данное явление многолико и изменчиво. Но чему оно противостоит всегда — так это серьезному. Там, где есть серьезное, — нет комического, и наоборот. Но то, что в данный момент принимается всерьез, завтра может вызвать смех.

     Существуют и культурные особенности  у разных народов в том, над чем они смеются и что принимают всерьез. Однако хотя эта область серьезного и подвижна в историческом плане, относительна в культурном, тем не менее, всегда существует ряд психологических и социальных установок, тормозящих (или запрещающих) возникновение смеха в определенных ситуациях. Стать объектом комического может все — даже боги смеются, правда, не все и не над самими собою. Но в культуре всегда есть такие символы, «высшие ценности», над которыми не положено смеяться и которые не вызывают веселости, хотя способны вызывать другие реакции, воодушевление например. Таковы высшие ценности морали, религии, некоторых социальных установлений — они, как правило, не предполагают никаких обоснований, Самодостаточны и потому не подвергаются сомнению. В ходе истории одни ценности сменяют другие, и  новые боги вытесняют прежних. Нисхождение высших ценностей часто происходит через их комическое обыгрывание. Однако сама сфера высших ценностей при этом, не исчезнет, и свято место пусто не бывает: пока осмеиваются старые боги, новые идут им на смену. Как таковые, ценности, пока они не развенчаны, не есть область комического. Но они поистине как звезды на небе: все, что происходит на земле, их не касается; а на земле как раз все и происходит, и это все, может быть представлено как бесконечное разнообразие комического.

    Выставление напоказ и комическое обыгрывание  мелочей повседневной жизни, ее пустоты и никчемности в результате приводят к ощущению трагичности такой жизни. Получается картина, напоминающая образ, нарисованный Шопенгауэром: жизнь в целом трагична, в ее повседневной детализации — комична.

    «Только человек, окруженный в нашем современном  мире различными проблемами, знает цену смеха. Смех — это самое чистейшее проявление свободы. Бывает, что нам не прощают чувство юмора. Люди, лишенные этого чувства, интуитивно ожесточаются не против смеха, а против свободы, которую он выражает. И они правы — такое нельзя простить! Такие люди подобны тяжелобольным, озлобленным против всего, не соответствующего их недугу» (И. Бешков).

 

V. Вывод.

     
  
     За время существования искусства комическое появилось, выделилось в отдельную категорию, захватило прочные позиции в искусстве и связало себя с множеством явлений действительности. Также произошла существенная дифференциация внутри категории, что является одним из признаков развития. 
       Таким образом комическое – это категория эстетики, выражающая в форме осмеяния исторически обусловленное (полное или частичное) несоответствие данного социального явления, деятельности и поведения людей, их нравов и обычаев объективному ходу вещей и эстетическому идеалу прогрессивных общественных сил. Комическое по своему происхождению, сущности и эстетической функции носит социальный характер. Его истоки коренятся в объективных противоречиях общественной жизни. Комизм может проявляться по-разному: в несоответствии нового и старого, содержания и формы, цели и средств, действия и обстоятельств, реальной сущности человека и его мнения о себе.

 

VI. Список  использованной литературы

  1. Любимова  Т.Б., «Комическое, его виды и жанры».- М., 1990
  2. Громов Е.С., «Основные эстетические категории».- М., 1989
  3. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - 4-е изд.-М.: Политиздат, 1981. - 445 с.
  4. Борев Ю.Б. - Комическое. - М.: Искусство, 1985
  5. Борев Ю.Б. - Эстетика. - 4-е изд., доп., - М.: Политиздат, 1991.
 

     
 

Информация о работе Комическое как утверждение радости жизни