Категории этики

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 13:21, реферат

Описание работы

В историческом развитии ценностного сознания, в истории моральной философии и моралистки, несмотря на сохранение лексического единства (“старое доброе вино”, “добрый конь”, добрая работа”, “доброе деяние”, “одобрение”), происходит понимание смысловых различий в употреблении слова “добро”.

Работа содержит 1 файл

реферат по этике.docx

— 59.29 Кб (Скачать)

Введение

В историческом развитии ценностного  сознания, в истории моральной  философии и моралистки, несмотря на сохранение лексического единства (“старое доброе вино”, “добрый конь”, добрая работа”, “доброе деяние”, “одобрение”), происходит понимание смысловых различий в употреблении слова “добро”. Самым важным при этом было различение добра в относительном абсолютном смысле. “Доброе” в одном случае - это хорошее, приятное и полезное, а значит, ценное роли чего-то другого, ценное для данного индивида, в сложившихся обстоятельствах, а в другом - есть выражение добра, т.е. ценного самого по себе и не служащего средством ради иной цели. Добро в этом втором абсолютном значении - моральное, этическое понятие. Оно выражает положительное значение явлении или событий в их отношении к высшей ценности - к идеалу.

 Зло есть противоположность  добра. 

Исторический процесс  формирования этих понятий был процессом  становления и развития самой  морали. Что здесь происходит? Во-первых, добро и зло осознаются как  особого рода ценности, которые не касаются природных или стихийных  событие явлений. То, что совершается  само по себе, т.е. стихийно, может иметь  благие или злые последствия для  человека. Но такие стихийно  совершающиеся  события и явления сами по себе не имеют отношения к тому, о  чем мыслят в категориях добра  и зла, они лежат по ту сторону  добра и зла. Добро и зло  характеризуют намеренные действия, совершенные свободно, т.е. поступки.1

Во-вторых, добро и зло  обозначают не просто свобода поступки, но действия, сознательно соотнесенные с определенным стандартом - в конечном счете с идеалом.

В стихии прорывается изначальный  хаос. Природа слепа в своих  стихийных проявлениях. Человек  же обладает силой в какой-то мере обуздывать стихию. По крайней мере, стихию своего характера: не поддаваться  гневу, не предаваться искушениям (искушению  сладострастия, корысти, власти или  славы), не распускаться

воздерживаться от распущенности  и т.д. Во всех этих случаях о здание следует понимать в почти буквальном смысле этого слова надевания  узды. Человек может обуздывать себя.

Итак, содержание добра и  зла обусловлено идеалом нравственного  совершенства: добро - это то, что  приближает к идеалу, зло - то, что  отдаляет от него. Зная, что в истории  существовали различные мнения относительно того, к чему должен стремится  человек, чтобы достичь совершенства, легко  представить концептуальное разнообразие в трактовках добра и зла. В  зависимости нормативного содержания, вкладываемого в представление  идеале, добро и зло трактовались как счастье и несчастье, наслаждение  и страдание, польза и вред, соответствующее  обстоятельствам и противоречащее им и т.д.

Наблюдение и поверхностное  осмысление действительного разнообразия в содержательном истолковании добра  и зла могут привести к выводу об относительности понятий о  добре и зле, т.е релятивизму  в моральных суждениях и решениях: одним нравятся  удовольствие, другим - благочестие. Доведенная до крайности, такая позиция чревата моральным  волюнтаризмом: сегодня я исполняю долг, а на праздник потешу себя удовольствиями, ну, а если понравится, так и в  последующие будни можно будет  продолжить наслаждаться. Чреватый волюнтаризмом, релятивизм фактически знаменует положенность себя вне морали, потусторонность  индивида добру и злу, а в конечном счете - аморальность, Поскольку всякое (обнаруживаемое ли по лености души или по вялости духа) безразличие  в отношении добра и зла  знаменует развращенность от добра  и по меньшей мере потенциальную  открытость злу. Это и есть необузданность, открытость стихии внутреннего хаоса. В кантовских рассуждениях о том, что потакание склонности означает потворствование злу, отражена именно эта особенность нравственной жизни.2

Наконец, в-третьих, добро  и зло как моральные понятия  связаны с душевным и духовным опытом самого человека и существуют через этот опыт. Как бы ни определялись философами источники добра и зла - творятся они человеком по мерке его внутреннего мира. Соответственно утверждение добра и борьба со злом достигаются главным образом в духовных усилиях человека. Внешние действия, пусть и полезные для окружающих, но не одухотворенные стремлением человека к добродеянию, остаются лишь формальным обрядом. Более того, любые ценности - наслаждение, польза, слава, красота и т.д. - могут быть как добром, так и злом в зависимости от того, как индивид переживает свой конкретный опыт “освоения” этих ценностей в отношении к идеалу, к высшему благу.

 

Цели  профессиональной этики юриста как  ее категория и их соотношение  с целями юридической деятельности

Для того чтобы всесторонне рассмотреть  принципы и цели юридической этики  необходимо, прежде всего, ответить на ряд общих вопросов, касающихся данных категорий. А именно:

что такое цели и принципы профессиональной этики и как они соотносятся  с аналогичными категориями универсальной  этики;

какое значение имеют данные категории  для профессиональной этики юриста;

как соотносятся между собой  цели и принципы юридической этики?

Профессиональная, в том числе юридическая, этика  является частью общей или универсальной  этики. Этика, как ее определяют современные  словари, - это "учение об основных принципах  нравственности и о нормах человеческой деятельности с точки зрения понятий  о добре и зле»3,а также "совокупность принципов и норм поведения, принятых в определенной общественной среде или профессиональной группе"4 В отечественной этической теории категории этики в соответствии со структурой морали и нравственности образуют следующие группы:

категории нравственного  сознания (идеи, нормы, принципы, ценности и т.д.);

категории нравственной практики (поступок, воздаяние и  т.д.);

категории нравственного отношения (конфликт, авторитет, репутация и т.д.).5

Таким образом, интересующие нас категории этики  входят в группу категорий нравственного  сознания.

Поскольку профессиональная деятельность людей  регулируется как правовыми, так  и этическими нормами, с определенной долей условности применительно  к каждой профессии можно говорить о существовании ее профессиональной этики. Юридическая этика здесь "вид  профессиональной этики, представляющий собой совокупность правил поведения  работников юридической профессии, обеспечивающих нравственный характер их трудовой деятельности и внеслужебного  поведения"6. А также это научная дисциплина, изучающая специфику реализации требований морали в данной области.

Структура профессиональной этики включает общие  моральные нормы и принципы, которые, однако, претерпевают в ней определенные изменения, связанные со спецификой данного вида деятельности. Такая  трансформация связана в первую очередь с целями профессиональной деятельности.

Общими  целями и задачами юридической деятельности (как деятельности правоохранительной) являются: обеспечение личной безопасности граждан; предупреждение и пресечение преступлений, их раскрытие; охрана общественного  порядка; оказание помощи гражданам, должностным  лицам, частным и государственным  предприятиям, организациям и общественным объединениям в осуществлении их законных прав и интересов.

Исходя  из целей профессиональной деятельности, следует формулировать цели профессиональной этики. Если под целями профессиональной деятельности следует понимать то, на что эта деятельность направлена, то и под целями профессиональной этики следует понимать то, чему служит эта этика.

Например, кандидат философских наук Е.А. Красникова, характеризуя адвокатскую этику, указывает, что она: а) помогает адвокатам обеспечивать доверительные отношения с клиентами  через сохранение адвокатской тайны;

б) защищает самого адвоката от искушений и соблазнов, вызванных именно близкими отношениями  с клиентами и высокой степенью свободы, независимости и определенной закрытостью этой профессии;

в) помогает регулировать отношения адвоката с  судом, органами государственной власти, государственными и иными организациями, средствами массовой информации, коллегами  по профессии, адвокатским сообществом;

г) поддерживает авторитет адвокатской профессии  за счет демонстрации обществу строгости, скрупулезности, "высоты" и "прозрачности" ее этических норм, принципов и  правил, а также системы контроля за их соблюдением7.

С помощью  приведенного примера попробуем  сформулировать общие цели юридической этики.

Во-первых, предназначением юридической этики  является обеспечение высоких нравственных начал делового по сути общения юриста с его клиентом, а также с  представителями собственной и  других юридических профессий.

Во-вторых, юридическая этика обеспечивает внутренний контроль нравственного  облика юриста, то есть позволяет ему  оценить свою деятельность не с позиции "законно - незаконно", а с точки  зрения моральных категорий "справедливо - несправедливо". Идеальное соотношение  этих двух позиций самооценки выражается в понимании неразрывной взаимосвязи  юридической категории "законность" и моральной категории - "справедливость". Как писал об этом российский юрист  М.С. Строгович всякое решение, принимаемое  органами государства, "должно

быть  законно и справедливо; более  того, законным может быть только справедливое решение, несправедливость не может  быть законной"8

В-третьих, с помощью этических принципов, общих для представителей юридической  профессии, облеченных властью (должностных  лиц государственных органов), и  для "самозанятых" юристов (адвокатов) или работающих в юридических  службах организаций и предприятий, обеспечивается следование единым нравственным ценностям. То есть наличие или отсутствие какого-либо объема публичной власти у представителя юридической профессии не освобождает его от обязанности подчиняться общим принципам и правилам юридической этики. Здесь скорее имеет место обратное: представители власти должны подчиняться еще большему количеству строгих этических правил. В этой сфере действует так называемая деонтологическая этика (этика долга).

В-четвертых, юридическая этика обеспечивает высокий авторитет юридической  профессии. Нравственный облик юриста, должен быть связан в представлении  обывателя не с образом ловкого "толмача" малопонятных простому человеку текстов правовых актов, а  являть собой образ правозащитника, чья деятельность, направленная на укрепление правопорядка и законности, служит укреплению авторитета права  как такового. Достижение данной цели предполагает знание и понимание  принципов и правил юридической  этики не только самими юристами, но и всем обществом, которое является пользователем юридических услуг. Только в таком случае может осуществляться общественный контроль за соблюдением  представителями юридических профессий  требований профессиональной этики.

Принципы профессиональной этики  юриста и их соотношение с универсальными этическими принципами

Принципы профессиональной этики юриста базируются на принципах-категориях универсальной этики и во многом обусловлены целями юридической деятельности и юридической этики. Рассмотрим для начала взаимосвязь категорий универсальной этики и принципов юридической этики.

К категориям универсальной этики относятся "добро  и зло", "благо", "справедливость", "долг", "совесть", "ответственность", "достоинство", "честь", "смысл  жизни", "счастье"9. Не составит большого труда выделить из них те, которые являются одновременно главными этическими принципами. Также не сложно выделить категории, которые имеют не только моральное, но и юридическое значение. Понятия "справедливость", "долг", "ответственность", "достоинство", "честь" используются законодателем не просто как термины эквивалентные неким юридическим конструкциям, а как реальные социальные ценности, перенесение которых в право необходимо для того, чтобы обеспечить их, кроме моральной, еще и юридической защитой. Чтобы понять это, достаточно хотя бы открыть Конституцию Российской Федерации 1993 г.:

"Достоинство личности охраняется государством" гласит ч.1 ст.21;

"Защита  Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации" провозглашает ч.1 ст.59.

Но закон  использует эти же категории как  юридические критерии оценки профессионализма и законности деятельности юристов, то есть соответствия их высокому общественному  и правовому статусу профессии. Так, Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-Ф3 "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" к обязанности адвоката относит  обязанность "честно, разумно и  добросовестно отстаивать права  и законные интересы доверителя всеми  не запрещенными законодательством  Российской Федерации средствами" (пп.1 п.1 ст.7) 10.

Справедливость категория морально-политическая и правовая. В этике справедливость означает такое положение вещей, которое рассматривается как должное, отвечающее представлениям о сущности человека, его неотъемлемых правах, исходящее из признания равенства между всеми людьми и необходимости соответствия между деянием и воздаянием за добро и зло, практической ролью разных людей и их социальным положением, правами и обязанностями, заслугами и их признанием11.

Справедливость  главный принцип профессиональной деятельности юристов. Само слово "юстиция" по латыни означает справедливость (justitia). Юрист, таким образом, "представитель справедливости".

Информация о работе Категории этики