Этикет социального работника

Дата добавления: 28 Ноября 2012 в 18:29
Автор: Пользователь скрыл имя
Тип работы: курсовая работа
Скачать полностью (56.94 Кб)
Работа содержит 1 файл
Скачать  Открыть 

Содержание.docx

  —  59.19 Кб

Содержание

Введение

Глава I Сущность профессиональной этики

§1 Природа профессиональной этики

§2 История профессиональной этики

Глава II Особенности этики  социального работника

§1 Роль этики в деятельности социального работника

§2 Этические принципы и  стандарты социального работника

Глава III Этикет социального  работника

§1 Принципы этикета социальной работы

§2 Типология ситуаций в  профессиональной деятельности социального  работника

Заключение

Литература

 
 

Введение

Тема данного исследования имеет особую актуальность. Неотъемлемой сферой деятельности любого цивилизованного  общества становится создание и совершенствование  разветвленной и эффективной  системы социальной защиты. Сегодня  в обществе усиливается стремление принести критерий этической оценки в самые разнообразные отрасли  профессиональной деятельности. Ряд  исследователей (Бакштановский В. И., Согомонов Ю. И., Карноухов Н. Н. и  др.) с различных позиций (философских, социологических) рассматривают проблемы профессиональной этики как в  России, так и за рубежом.

Среди вопросов, требующих  безотлагательного решения, важнейшим  является вопрос совершенствования  профессиональной этики социального  работника. В Российской Федерации  социальная работа еще так молода и далеко не полностью раскрыла свой гуманистический потенциал. Вместе с тем, профессиональная социальная работа в России восходит своими истоками к доброжелательности, состраданию, милосердию древних славян, к христианской благотворительности, к традициям  помощи бедным светских филантропов. Основываясь  на нравственных законах помощи человеку, составляющих сущность русского народа, она призвана развить и продолжить все лучшее, что свойственно россиянам  в заботе о благе человека.

Цель этой работы состоит  в исследовании особенностей (специфики) этики социального работника.

 
 

Глава I Сущность профессиональной этики

 

§1 Природа профессиональной этики

 

Профессиональная этика  – это совокупность устойчивых норм и правил, которыми должен руководствоваться  работник в своей деятельности.

В мире общественных отношений  люди, которые делают нечто, чего не умеют другие, сразу же оказываются  перед лицом определенных обязанностей по отношению к тем, кто пользуется их услугами. Это – распространенный аргумент в объяснении необходимости  профессиональной этики.[1]При намеренном уклонении от дискуссии о (не)целесообразности различения собственно профессиональной и трудовой, деловой и прочих внепрофессиональных видов прикладных этик в таком способе аргументации содержится вполне определенная логика: именно так возникают нравственная ответственность специалистов, их моральный долг.

При осознанном включении  в дискуссию аргументация становления  собственно профессиональных этик дополняется  апелляцией к социальной ответственности  профессии, профессиональному призванию  и служению, саморегулированию профессии, к необходимости оправдания и  ограничения власти профессионалов над людьми и т. п. Соответственно, для чисто этического дискурса алгоритм рассуждения о природе профессиональной этике предполагает ряд последовательных шагов. Первый из них -характеристика миссии (а не только функции) профессиональной этики. Особое внимание при этом уделяется роли этики ответственности(в отличие от этики убеждения) и идеи международной договоренности в профессиональной этике как одного из видов прикладной этики. Далее - система взглядов профессиональной этики: через подход к выбору профессии как к процессу морального выбора и через обсуждение дилеммы «служение в профессии или жизнь за счет профессии?». Следующий шаг алгоритма связан с обращением к феномену саморегулирования профессии и предполагает исследование природы и духа профессионально-этических кодексов и роли этических комитетов профессиональных сообществ[2]. К целому ряду (типу) профессий предъявляются особые требования.

Едва ли не первый образ, возникающий  в нашем сознании в связи с  выражением профессиональная этика (мораль)» - клятва Гиппократа. И можно ли считать  случайным, что написанная одним  из первых систематизаторов профессионально-нравственных норм клятва на верность профессии  врача появилась в среде людей, призванных самоотверженно служить  человеку.

Один из существенных мотивов  побуждения к активности миссии профессиональной этики определяется тем, что профессиональные этики нацелены на выявление границ, пределов власти над людьми, которая  возникает в процессе реализации специализированной деятельности. Профессиональная этика призвана, с одной стороны, оправдать власть профессионала  в сфере его деятельности –  без этого он не сможет выполнять  свои задачи. С другой, - ограничивать полноту власти, которой располагает  воспитатель над воспитанником, ученый – над человечеством, политик  – над гражданами, врач – над  больным, журналист – над получателем  информации, менеджер – над подчиненным, предприниматель над наемным  работником, клиентом, потребителем предоставляемых  им товаров и услуг. Тем самым  профессиональная этика вносит существенные изменения в конфигурацию властных отношений современного общества и  предназначена для уменьшения зависимости  одного лица от другого, возникающей  ввиду различий их общественных функций  и профессиональных статусов, для  преодоления влияния церковных  моделей в отношениях между людьми[3].

В наши дни все сильнее  проявляется ориентация на профессиональный успех, безотносительный к применяемым  для его достижения средствам, угрожающим становиться безразличие к последствиям собственной деятельности, тем более, если они носят кумулятивный характер, наблюдается рост известного отчуждения «мира профессионализма» от гуманистических  задач профессии[4].

В свою очередь, миссия профессиональной этики предполагает и самокритику  профессии, ее постоянное соотнесение  с ценностями общества[5]. Поэтому и общество, в свою очередь, держит профессиональную этику под пристальным критическим вниманием. Время от времени общество должно спрашивать себя, хорошо ли работают те подразумеваемые соглашения, которые оно заключило с профессиональными группами. Если это не так, если баланс нарушен не в пользу лучших общественных интересов в данной области, ученые считают, что вместе с тем, необходимо сегодня смело говорить о феномене профессиональной этики – одной из фундаментальных теоретических основ любой профессиональной деятельности, представляющей собой науку о профессиональной морали как совокупности идеалов и ценностей, идей о должном, этических принципов и норм поведения, отражающих сущность профессии и обеспечивающих взаимоотношения между людьми, складывающиеся в процессе труда и вытекающие из содержания их профессиональной деятельности. Профессиональная этика вместе с тем – это нравственное самосознание профессиональной группы, ее психология и идеология[6].

Таким образом, целью профессиональной этики является нахождение пределов власти над людьми, которая возникает  в ходе осуществления специализированной деятельности. Профессиональная этика  вносит значительные изменения в  форму властных отношений современного общества и специализирована для  снижения подчиненности одного лица от другого, возникающей ввиду различий их общественных функций и профессиональных статусов. Так же, роль профессиональной этики предполагает и самокритику  профессии, ее непрерывное сопоставление  с ценностями общества.

 

§2 История профессиональной этики

 

Мир профессий начал складываться - технико-организационно и психологически – на исходе Средневековья, хотя своими корнями он уходит к древней античности. Напомним об основных композиционных линиях общего усовершенствования процесса, обусловивших широкую профессионализацию социума.

В ту эпоху в Европе произошли  впечатляющие по интенсивности и  широте протекания процессы роста общественного  разделения труда как основы уже  профессионального разделения (это  было проанализировано и выразительно описано в трудах классиков политэкономии  и социологии). Вместе с тем происходило  отслоение частной жизни от публичной, ставшей центром профессионализации разного свойства. Почти одновременно от сельского образа жизни отпочковался образ жизни урбанистический. Последний  опять-таки сосредоточивал профессиональную деятельность различных профилей. Примерно тогда же форсировались процессы истории зарождения политики и, несколько  позднее, нациогенеза. Оба они востребовали для своего функционирования расширения числа образованных и специально подготовленных кадров. Человека эпохи  расцвета наук и искусств, универсального человека стал теснить человек эпохи  Просвещения, уже порядком профессионализированный. Это вызвало к жизни массовую школу, ремесленные учебные заведения, необходимые для обеспечения роста производительных сил, транспортной инфраструктуры, управления и военного дела[7].

Из элементов социальной системы одна за другой выстраиваются  сравнительно самостоятельные функциональные подсистемы и много охватывающие функциональные сферы деятельности. Они обладают собственными факторами  развития. Из хозяйственной, домашней деятельности образуется экономика  и финансовая сфера. Из деятельности управленческой складывается сфера  политических отношений и организаций. Выделяется сфера правовых отношений  и институтов, образовательно-воспитательных учреждений, медицины и науки и  т.п. вплоть до спорта, информационно-развлекательной  сферы – последние ближе к  нашему времени. При этом близкие  и отдаленные последствия ускоренной профессионализации социума оказались  амбивалентными: без нее вряд ли были бы возможны грандиозные перевороты в сфере производства, культуры, технического и научного прогресса  и даже всего образа жизни человека. Но эти же последствия обусловили рост отчуждающих феноменов, образование  «частичного человека» и «профессионального кретинизма» - в терминологии XIX века, вдохновленного утопическими идеалами всесторонне развитой личности, которые  в значительной мере утратили привлекательность  в XX веке. Профессионализация внесла весомую  лепту в сложнейшие процессы прежде заботливого общества, без понимания  которой не возможно приступить к  дискурсу о происхождении и природе  профессиональной этики (морали) –  в данном тексте понятия «этика»  и «мораль» используются как равнозначные, а если они и различаются, то это  особо оговаривается[8].

В практиках взаимодействия профессионалов друг с другом и с  потребителями продуктов их труда, в опыте регулирования их деятельности и появились зачатки профессиональной этики – они дополняли обычные  административно-правовые регулятивы (нормы, санкции). Об этом свидетельствуют  университетские библиотечные каталоги начала-середины XVI столетия. В них  указывались, прежде всего, труды по медицинской этики, опирающиеся  на письменные и устные свидетельства  времен античности, которые по-разному  оценивали этический фактор во врачевании. Складываются этика банковского  дела и торговли, адвокатская этика  и этика отношений в области  науки о образования и т. д.

Вначале речь идет преимущественно  о повышенных требованиях к поведению  профессионалов в отдельных сферах деятельности, а не о каких-то новых  моральных требованиях. В основном в тех сферах, которые непосредственно  связаны с удовлетворением жизненно важных потребностей людей с помощью  высококвалифицированного труда. В  такого рода видах деятельности административно-организационных  и даже правовых регулятивных инструментов оказывается недостаточно, так как  деятельность профессионалов не умещается  в систему технологически строго упорядоченных действий. Труду в  этих сферах не свойственны жесткая  запланированность и предоставление содержательной стороны явления  в виде формальной системы, позволяющие  сравнительно просто применять названные  регулятивные механизмы[9].

В то же время профессиональный труд опосредован разносторонними  комплексами гуманистических мотивов, поскольку от эффективности этого  труда зависят состояние здоровья, духовный мир и положение человека в обществе, защита его прав и  основных жизненных ценностей. Максимально  индивидуализированный, подобный труд исчисляется, как правило, через  воздействие на последующую жизнедеятельность  людей. Тогда-то и возникает необходимость  в новых побуждениях, ограничениях и запрещениях, в новой мотивации, ценностях и идеалах. Все это  вызывает новую - более высокую и  многогранную – моральную ответственность. В ряде случаев это потребовало  выработать (а затем и зафиксировать) особые кодексы, декларации о намерениях, всевозможные «клятвы». Они были призваны, с одной стороны, обеспечить следование профессионалов определенным стандартам поведения, в которых находили выражение  интересы «пользователей» профессиональной деятельности. С другой – поддерживать моральный престиж и репутацию  профессиональных сообществ в «большом»  обществе, внушить к ним доверие  и тем самым обеспечить материальные и духовно-нравственные предпосылки  для собственного развития членов этих сообществ. Наряду с требованиями, обращенными  вовне, профессиональные сообщества стремились выработать и закрепить моральные  нормы, регулирующие взаимоотношение  их членов. Весьма характерны в этом смысле уставы, определяющие жизнедеятельность  цехов в городах Западной Европы[10].

Этические традиции русского народа уходят корнями в воззрения  древних славян, труды православных богословов и светских философов, причем в своей сущностной основе подходы  и тех, и других не противоречат друг другу. Традиции христианской этики, развиваемые  в течение столетий и распространяемые православными просветителями, находили отклики в самых различных  слоях населения и впоследствии оказали огромное влияние на этические  и философские труды светских ученых, на творчество литераторов[11].

Светские авторы, при всем различии подходов, главным образом  поддерживают и продолжают развивать  ту же мысль: добро необходимо делать в первую очередь для собственной  души, для ее совершенствования.

В постиндустриальном обществе, в ходе интеграционных процессов, охватывающих постепенно все мировое сообщество, утверждается понимание человека как  сложной, целостной личности, тем  или иным способом, в большей или  меньшей степени занятой в  социальной, экономической, культурной, политической, военной, религиозной  и иных сферах деятельности. Человек  и его благо, оказание ему помощи в самореализации привлекают все  большее внимание общественной мысли. Личность становится центром философских  изысканий многих мыслителей - социологов, политологов, психологов, философов, а  его благо, счастье и жизнь, условия, наиболее благоприятные для его  существования и всестороннего  развития, - наиболее значимым предметом  изучения и исследования.

Страницы:12345следующая →
Описание работы
Среди вопросов, требующих безотлагательного решения, важнейшим является вопрос совершенствования профессиональной этики социального работника. В Российской Федерации социальная работа еще так молода и далеко не полностью раскрыла свой гуманистический потенциал. Вместе с тем, профессиональная социальная работа в России восходит своими истоками к доброжелательности, состраданию, милосердию древних славян, к христианской благотворительности, к традициям помощи бедным светских филантропов.
Содержание
Введение
Глава I Сущность профессиональной этики
§1 Природа профессиональной этики
§2 История профессиональной этики
Глава II Особенности этики социального работника
§1 Роль этики в деятельности социального работника
§2 Этические принципы и стандарты социального работника
Глава III Этикет социального работника
§1 Принципы этикета социальной работы
§2 Типология ситуаций в профессиональной деятельности социального работника
Заключение
Литература