Этикет как феномен культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 19:55, контрольная работа

Описание работы

В отличие от ритуала, обрядовые церемонии которого носят демонстративный характер, этикет основан на практической общественной целесообразности. Важнейшей особенностью этикета является и то, что он всегда подчинен сложившейся системе культурных ценностей. Принять этикетные нормы – значит признать себя членом данной социальной группы или общества в целом и подчиниться сложившимся здесь культурным ценностям.

Содержание

1. Этикет как феномен культуры…………………………………………………….3;
2. Понятие и структура этикета………………………………………………………4;
3. Роль общегражданского этикета и его содержание……........................................4;
3.1 Этикет приветсвий………………………………………………………………..5;
3.2 Этикет обращения…………………………………………………………………5;
3.3 Этикет знакомства…………………………………………………………………6;
3.4 Правила визитов и приема гостей………………………………………………..7;
3.5 Этикет подарка…………………………………………………………………… 9;
3.6 Этикет приема и поведения гостей……………………………………………..10;
3.7 Брачный и свадебный этикет……………………………………………………12;
3.8 Этикет в присутственных местах……………………………………………….13;
3.9 Этикет одежды……………………………………………………………………15;
3.10 Деловой этикет………………………………………………………………….16;
4.Особенности дипломатического этикета…………………………………………18;
5.Особенности воинского этикета…………………………………………………..18;
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

кр- этикет.docx

— 54.16 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

 высшего профессионального  образования

«Российский государственный торгово-экономический  университет»

челябинский институт (филиал)

 

Контрольная работа

по дисциплине «Этика и этикет»

Вариант № 6

     Выполнил:  студент 2 курса

     Направления  080200.62 «Менеджмент»

     По профилю  «Экономика и управление 

     организацией»

     заочной ускоренной  формы  обучения 

     Группа 13 ЭС  Шифр ЭузС-11т-14                         __________________________  О.П Иголкина

     Проверил:  преподаватель 

     доцент                                     __________________________  Д.А. Бражников

 

 

 

 

 

 

Челябинск 2013

 

 

Содержание:

 

1. Этикет как феномен культуры…………………………………………………….3;

2. Понятие и структура этикета………………………………………………………4;

3. Роль общегражданского этикета и его содержание……........................................4;

3.1 Этикет приветсвий………………………………………………………………..5;

3.2 Этикет обращения…………………………………………………………………5;

3.3 Этикет знакомства…………………………………………………………………6;

3.4 Правила визитов и  приема гостей………………………………………………..7;

3.5 Этикет подарка…………………………………………………………………… 9;

3.6 Этикет приема и поведения  гостей……………………………………………..10;

3.7 Брачный и свадебный  этикет……………………………………………………12;

3.8 Этикет в присутственных  местах……………………………………………….13;

3.9 Этикет одежды……………………………………………………………………15;

3.10 Деловой этикет………………………………………………………………….16;

4.Особенности дипломатического  этикета…………………………………………18;

5.Особенности воинского этикета…………………………………………………..18;

Список литературы.

 

 

 

 

 

1. ЭТИКЕТ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ 

 

Этикет является одним  из ярко выраженных феноменов культуры, который затрагивает всю гамму  чувств и эмоций человека, обогащает  само человеческое общение. Роль этикета  в обществе всегда была очень велика, что подтверждается его длительной исторической и социальной эволюцией, функциями в обществе, многоплановой  структурой, многообразными видами и  формами.

В отличие от ритуала, обрядовые  церемонии которого носят  демонстративный характер, этикет основан на практической общественной целесообразности. Важнейшей особенностью этикета является и то, что он всегда подчинен сложившейся системе культурных ценностей. Принять этикетные нормы – значит признать себя членом данной социальной группы или общества в целом и подчиниться сложившимся  здесь культурным ценностям.

Социальная значимость этикета  проявляется в том, что он отражает равенство и неравенство индивидов  и групп (как внешнее,  так и внутреннее), сложившуюся в обществе социальную иерархию, демократизм или консерватизм социальных отношений.    Этикет позволяет людям ориентироваться в повторяющихся социокультурных ситуациях (приветствия, знакомства, поведение в общественных местах и т.д.). Этикет отражает и общий культурный уровень людей (образованность,  воспитанность, конформизм).

Не смотря на то, что нормы  этикета связаны с существенным  ограничением эгоизма отдельного индивида, большинством они  воспринимаются как должное. В этом также проявляется своеобразие этикета, способного оказывать существенное влияние на сознание людей, на их нравственные ориентиры.

Важнейшей социальной функцией этикета является предупреждение конфликтных  ситуаций в межличностном общении, где  ему отводится роль сильного превентивного средства. Здесь этикет  способен снять психологическую напряженность. В конфликтных  ситуациях (семейные, межличностные конфликты) нормы этикета выполняют функцию «синтона» («психологического поглаживания»). Тактичность, как знак уважения к конфликтующей  стороне, создает условия для цивилизованного разрешения  конфликта.

Нормы этикета помогают людям  найти общий язык, достойно  вести себя в сложных ситуациях. Отказ от использования этикета ухудшает отношения между людьми, ведет к человеческим драмам.

Этикет, являясь величайшим достоянием человеческой культуры, не только регулирует социальные отношения, но и обогащает  жизнь людей, поскольку обладает ярким «игровым эффектом». 

 

 

 

2. Понятие и  структура этикета 

 

Само понятие «этикет» французского происхождения и связано  с правлением Людовика Х1У (1638-1715), который ввел порядок  поведения приглашенных гостей, изложенный на специальных карточках (по франц. etiquette - этикетка). Отсюда и слово этикет.

Если первоначально этикет в буквальном смысле слова означал  порядок поведения и правила учтивости, необходимые при дворцовых церемониях, то позже он стал означать порядок поведения и соблюдение норм и правил учтивости, принятых в обществе. Синонимами этикета являются «хорошие манеры», «хороший тон».

Современный этикет включает следующие виды: а) общегражданский  этикет; б) военный этикет; в) дипломатический  этикет.

Самыми строгими по обязательности соблюдения принятых  норм и правил являются военный и дипломатический этикет, но самым разнообразным по формам и функциям является общегражданский этикет, который может принимать такие формы как:  присутственный этикет (гости, приемы, рестораны, театры и др.);  брачный этикет; семейный этикет; спортивный этикет; этикет путешествий; корпоративный  этикет; деловой этикет.  

 

 

3. Роль общегражданского  этикета и его содержание 

 

Общегражданский этикет не только важная часть национальной культуры, но и важнейшее приобретение мировой  культуры, поскольку он наследует  обычаи и традиции большинства народов.

Из Древнего Рима пришел обычай гостеприимства, скандинавы  ввели правило предоставлять почетные места за столом женщинам  и наиболее уважаемым гостям. Из Древнего Египта пришел обычай  красиво и бесшумно есть. Ряд известных этикетных норм являются исключительным национальным достоянием тех или иных народов. В Японии известным правилом является ритуальное извинение перед гостями за скудное угощение, хотя стол полон всяческих блюд. В Латинской Америке разговоры о жаре являются дурным тоном. В Англии все беседы начинаются с обсуждений погоды.

Особый разговор о России, где воспитание хороших манер  было всегда делом государственной  важности. Первое печатное пособие  по этикету появилось в 1717 г. при  Петре I и называлось «Показания к житейскому обхождению». По указанию Петра I была также  издана книга Эразма Роттердамского «О правилах хорошего тона» тиражом 100 экземпляров на голландском и русском языках.

Несомненно, ценным для русской  культуры является издание в 1881 г. книги  «Хороший тон» - сборника правил и советов  на все случаи общественной и семейной жизни. Знакомство с этой книгой свидетельствует о том, что в России правилам хорошего тона уделялось очень большое внимание. Ценность этой книги в том, что в ней имеются подробные советы для всех возрастных групп (детей, юношей и девушек, взрослых); для семейных отношений; отношений с прислугой; поведения на улице, в церкви, за городом, во время путешествий; правил светской жизни; обмена письмами, не говоря об обрядах помолвки, свадьбы и т.д. Насколько это было серьезно для общества, можно судить по манерам русских дворян.

Элементарную основу общегражданского этикета составляет  этикет приветствий, обращений и знакомств. 

 

3.1. Этикет приветствий. Этикет приветствий сводится к  двум основным формам: а) невербальные формы приветствий (поклон, рукопожатие, приветственный поцелуй, «воздушный поцелуй, приветственная поза, приветственное положение головы); б) вербальные формы (разнообразные словесные выражения: «здравствуйте», «до свидания», «добрый  вечер», «до  встречи» и т.д.).

Следует отметить, что этикет приветствий весьма многообразен. Если демократические манеры утвердились  в Европе, то на  Востоке сложились более консервативные нормы.

Знание этикета приветствий  позволяет довольно гибко использовать его таким образом, чтобы не только не вызывать обид и  поддерживать отношения на эффективном уровне, но и испытывать  при этом достаточно приятные эмоции. 

 

3.2. Этикет обращения. Включает несколько  уровней:

а) обращение «ты – вы», где принято различать обращение  между хорошо знакомыми и малознакомыми людьми; к неоднозначным формам относится обращение «ты – вы» к ребенку; если  в России не принято к малознакомому ребенку обращаться на  «вы», то во Франции обращение на «вы» к ребенку обязательно;

б) обращение по имени-отчеству; на этом уровне этикетные  нормы примерно те же, что и в случаях «ты – вы»; но здесь наиболее ярко может проявиться степень воспитания или традиции (примеры: супруги Горбачевы звали друг друга в официальных  случаях только по имени и отчеству; американские семьи, где  старших в семье могут звать только по имени и т.д.);

в) обращения–клички («лапуля», «кисуля», «бамбина»); данная форма обращения используется в дружеских, семейных, (камерных  условиях), но по этикетной норме такое обращение не рекомендуется в компании, где больше двух присутствующих.

г) слова-обращения к незнакомым  людям; здесь речь идет о таких обращениях как «мисс», «миссис», «сэр», «мистер», «сеньор», «сеньора», «пан», «пани», «леди и джентльмены» (в одинаковой мере как в официальной, так и неофициальной обстановке).

Особо следует учитывать  культурные традиции в России, где  речь идет об использовании таких  обращений как «господин и  госпожа», «сударь и сударыня», «товарищ и товарка», «уважаемые товарищи», «уважаемые господа», «дамы и господа», «дамы  и кавалеры», «милостивые государи и милостивые государыни». 

В современной России в  неофициальной обстановке (транспорт, магазин, улица) часто используются и такие обращения: «девушка», «женщина», «молодой человек», «мужчина», или безличные обращения («извините, …»;  «будьте любезны, …..» и т.д.).

В европейской культуре этикета  имеют место и особые обращения, в частности в Австрии и Германии (широкое использование  обращения  «господин  доктор»,  «фрау  профессор»  и  т.д.).    

 Можно сделать вывод,  что, несмотря на те или иные  особенности культурных национальных традиций, этикет обращений является важнейшим средством общения не только знакомых, но и незнакомых людей, что укрепляет социальной солидарности людей. 

 

3.3. Этикет знакомства. Знание и соблюдение норм и правил при знакомстве помогает (особенно молодым людям) вести себя достойно, избегать неловких ситуаций, преодолевать стеснительность. Если мысленно перебрать все ситуации, то возможностей познакомиться не так много: совместные занятия спортом, пребывание на отдыхе, а также совместная работа или учеба.

Во всех других случаях  правила хорошего тона требуют, чтобы  был посредник в лице общего хорошего знакомого, к которому  может обратиться молодой человек или девушка с просьбой, чтобы  они были представлены друг другу. Если обнаружится отсутствие  подобного интереса, то не следует настаивать, преследовать и т.п.

Следует заметить, что по правилам этикета заговаривать на  улице с незнакомкой так же бестактно, как скажем, едва заняв место в театре, докучать своим соседям. В ответ можно получить вполне закономерный холодный взгляд или вежливый отпор, а следовательно и неприятные эмоции. Тем не менее, современный этикет допускает скромные символические знаки внимания, которые могут облегчить знакомство на улице, в транспорте, в присутственных местах (поднять оброненный предмет, пропустить девушку  вперед, уступить более удобное место в театре и т.д.). Понятно, что данные этикетные нормы имеют отношение только к молодому человеку или мужчине, а ни в коем случае не для женщин.

Представление в  обществе. Подобный опыт накоплен, прежде всего, в современном европейском обществе, где установлены некоторые правила представлений (знакомств) в обществе.

Среди них можно отметить наиболее важные: а) мужчину  представляют женщине; б) мужчину младшего по возрасту более пожилому мужчине; в) вновь назначенного начальника отдела организации директору этой организации (при этом сначала называется имя того мужчины, которого представляют). Существуют и особые правила представления на официальных приемах.

Представление в  гостях. Упорядочить собирающееся общество обязаны, прежде всего, хозяева или родственники хозяев, которые представляют гостей друг другу, если они не знакомы. Как  правило, хозяйка знакомит между собой женщин, а хозяин мужчин и только после этого мужчин представляют женщинам. Естественно, многое зависит не только от культуры хозяев, но и от воспитания гостей (многим знакома ситуация «опоздавших гостей»).

Правила представления во многом зависят от состава гостей, от целей их приглашения, от возраста, от степени знакомства приглашенных, от места и времени, где произошла  встреча. 

 

3.4. Правила визитов  и приема гостей. Среди множества таких правил особо выделяют правила о времени визитов.

1. Несвоевременные визиты. Можно перечислить много житейских ситуаций, когда несвоевременный визит ставит в неловкое положение гостей и хозяев. Здесь может пригодиться самое элементарное правило: если вы собираетесь кого-либо навестить, то следует обязательно предварительно осведомиться, желателен ли ваш визит, и если «да», то в какое время. По распространенным этикетным нормам визиты по праздникам, субботам и воскресеньям наносятся только в тех случаях, если  вас пригласили и ждут.

Информация о работе Этикет как феномен культуры