Этикет - важная часть общечеловеческой культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 21:11, реферат

Описание работы

Цель данной работы – дать характеристику этикета как важной части общечеловеческой культуры.
В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:
- показать историю этикета;
- описать культуру поведения делового человека;
- охарактеризовать особенности делового этикета.

Содержание

Введение ……………………………………………………..3
1. Происхождение этикета………………………………..5-8
2. Культура поведения делового человека…………..…9-11
3. Этикет делового человека………………………………12
Заключение …………………………………………….13-14
Список используемой литературы…………………….….15

Работа содержит 1 файл

этикет.docx

— 29.88 Кб (Скачать)

 

Введение ……………………………………………………..3

1. Происхождение этикета………………………………..5-8

2. Культура поведения  делового человека…………..…9-11

3. Этикет делового человека………………………………12

Заключение …………………………………………….13-14

Список используемой литературы…………………….….15

 

 

 

 

 

 

Введение

Этикет является одним из ярко выраженных феноменов культуры, который затрагивает  всю гамму чувств и эмоций человека, обогащает само человеческое общение. Роль этикета в обществе всегда была очень велика, что подтверждается его длительной исторической и социальной эволюцией, функциями в обществе, многоплановой структурой, многообразными видами и формами.

В отличие от ритуала, обрядовые  церемонии которого носят  демонстративный характер, этикет основан на практической общественной целесообразности. Важнейшей особенностью этикета является и то, что он всегда подчинен сложившейся системе культурных ценностей. Принять этикетные нормы – значит, признать себя членом данной социальной группы или общества в целом и подчиниться сложившимся  здесь культурным ценностям.

Несмотря на то, что нормы этикета  связаны с существенным  ограничением эгоизма отдельного индивида, большинством они  воспринимаются как должное. В этом также проявляется своеобразие этикета, способного оказывать существенное влияние на сознание людей, на их нравственные ориентиры.

Важнейшей социальной функцией этикета является предупреждение конфликтных  ситуаций в межличностном общении, где  ему отводится роль сильного превентивного средства. Здесь этикет  способен снять психологическую напряженность.

Нормы этикета помогают людям найти  общий язык, достойно  вести себя в сложных ситуациях. Отказ от использования этикета ухудшает отношения между людьми, ведет к человеческим драмам.

Цель данной работы – дать характеристику этикета как важной части общечеловеческой культуры.

 

В соответствии с поставленной целью  решаются следующие задачи:

- показать историю этикета;

- описать культуру  поведения делового человека;

- охарактеризовать особенности делового этикета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Происхождение этикета

Понятие «этикет» возникло в конце XVII века. Его ввели в  обиход при дворе французского короля Людовика XIV. На королевских приемах  гостям вручали карточки (этикетки) с правилами поведения. Etiquette в  переводе означает ярлык, этикетка и  церемониал, то есть порядок проведения определенной церемонии.

Первые правила поведения, ставшие основой поведенческой  культуры, возникли вместе с человеческим обществом. Их главная задача состояла в том, чтобы создать наиболее благоприятные условия для выживания. С развитием общественной организации  усложнялась поведенческая регламентация. Появлялись инструкции по поведению, вырабатывался  церемониал важнейших общественных событий, формировался поведенческий  порядок, отражавший жизнь той или  иной социальной группы: дворян, купцов, ремесленников, даже странствующих  студентов. Неукоснительно соблюдался строгий порядок поведения при  монархических дворах и в дипломатических  кругах.

В XVII в., во времена короля Людовика XIV, стремившегося к укреплению своей власти всевозможными способами, сформировался придворный этикет как обязательный порядок поведения при дворе французского короля. Впрочем, такой же порядок существовал и при других монархических дворах Европы: Испании, Италии, Англии. Англию и Францию называют обыкновенно: "классическими странами этикета". Однако родиной этикета назвать их никак нельзя, так как в XV столетии в обеих странах господствуют грубость нравов, невежество, поклонение грубой силе и т.п.

Этикет – это установленный в обществе порядок поведения, включающий в себя совокупность правил, регулирующих внешнее выражение взаимоотношений людей, проявляемое в обхождении, обращениях и приветствиях, поведении в общественных местах, манерах и внешнем облике человека.

Одним из важнейших условий  и требований этикета являлось неведомое  до того времени стремление нравиться  окружающим, быть человеком приятных манер и речей.

Одна лишь Италия того времени  составляет исключение. Облагораживание  нравов итальянского общества начинается уже в XIV веке. Человек переходил  от феодальных нравов к духу нового времени и этот переход начался  в Италии раньше чем в других странах. В то время как вся остальная Европа утопала в междоусобицах, а феодальные порядки держались еще в полной силе,  Италия была страной новой культуры. Эта страна и заслуживает по справедливости быть названной родиной этикета.

В русский язык понятие  “этикет” стало входить в начале XVIIIв. Правда, еще в эпоху Ивана  Грозного появился написанный Сильвестором “Домострой”, своеобразный кодекс правил, которыми должны руководствоваться  граждане в своём поведении и  отношении к светской власти, церкви и т.д. Но весь этикет сводился к повиновению  домашнему деспоту, воля которого определяла конкретные правила поведения каждого  домочадца. Неограниченная власть главы  семьи была отражением такой же неограниченной власти по восходящей линии - боярина, воеводы, царя.

Со времени Петра I в связи с социально – экономическими изменениями в жизни государства начал складываться дворянский этикет, своеобразно сочетавший в себе древнерусские обычаи и традиции с европейскими правилами поведения. Рождались новые общественные отношения, а значит, и новый церемониал. Принималось множество указов, определявших, что надевать, какие делать прически, как следует поступать в различных ситуациях и т.д. В 1717 г. появился сборник поведенческих советов («Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению собранное от разных авторов»), сразу приобретший популярность среди молодых дворян .

Весьма скромную роль этикет в допетровской России отводил женщине. До Петра I женщина показывалась между мужчинами редко, и то на несколько минут. В бурную эпоху Петра I жизненный уклад русских людей резко изменился. Во второй половине XVIII в. в России старый патриархальный поведенческий порядок был вытеснен новым, выработанным дворянством. Основу его составили образованность и воспитанность, изящество манер и правила приличия. Но провинциальное дворянство не спешило менять старый уклад жизни, постепенно уступая новым требованиям поведения и общения.

Тем не менее, в жизнь активно  входили такие значительные явления  общественной жизни, как театр, ставший  законодателем придворной моды, Петровские ассамблеи, позже переродившиеся в  балы с европейскими танцами, принесли в русское общество реверанс и  поцелуй руки дамы. Мужчины почувствовали  себя кавалерами и стали ухаживать  за дамами, а дамы – кокетничать  и увлекаться красотой своих нарядов.

После событий 1917 г. коренным образом  изменились условия жизни в России, возникли новые правила поведения  и нормы. Были уничтожены светский этикет столичного дворянства и патриархальные традиции русской провинции. Неграмотная  народная масса не понимала сущности и значения этикета, считая его ненужной роскошью старого мира. Только выход  Советской России на международную  арену сохранил в среде дипломатических, а затем и высших государственных  и партийных работников этикетную  основу поведения. Но для большинства  населения страны вместо продуманной  поведенческой системы, вырабатывавшейся в течение двух веков, формировался новый, советский порядок поведения, в основе которого лежали классовые  пролетарские интересы, своеобразно  сочетавшиеся с выборочными правилами  прежнего этикета. Долгие годы существовало убеждение, что этикет – это порядок поведения, принятый при дворе монарха и среди дипломатов. В социалистическом обществе соблюдалась культура поведения, что в целом, по сути, правильно, поскольку она включает в себя характер и порядок поведения, в том числе этикет – выработанное человечеством достижение в области поведения.

Таким образом, сложившиеся нормы  нравственности являются результатом  длительного по времени процесса становления взаимоотношений между  людьми. Без соблюдения этих норм невозможны политические, экономические, культурные отношения, ибо нельзя существовать, не уважая друг друга, не налагая на себя определенных ограничений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Культура поведения делового человека

Современный деловой этикет регламентирует поведение людей  на службе, в общественных местах и  на улице, на различного рода официальных  мероприятиях – приемах, церемониях, переговорах.

Деловой этикет занимает особое место в искусстве поведения. Если, нарушая те или иные нормы  поведения, в быту и в обществе вы рискуете главным образом своей  репутацией воспитанного человека, то в бизнесе такие ошибки могут  стоить больших денег и карьеры. Великий мастер и учитель в  сфере деловых отношений Дейл Карнеги утверждал, что успех  человека в финансовых делах на пятнадцать процентов зависит от его профессиональных знаний и на восемьдесят пять - от его умения общаться с людьми. В  самом деле, любой бизнес - это  скоординированные действия множества  людей, и эффективность этих действий прямо зависит от их способности  налаживать отношения друг с другом.

Мало просто быть вежливым и воспитанным человеком. Нужны  конкретные знания тонкостей этой области  человеческих взаимоотношений.

«Культурное поведение - это  поведение человека в соответствии с теми нормами, которые выработало и которых придерживается данное общество. Это определенные манеры, принятые способы общения, обращения  к окружающим, которые как бы подсказывают, как правильно и красиво вести  себя в обществе, быть вежливым и  предупредительным со старшими, с  женщинами, понимать, что прилично делать в данной обстановке».

Хорошие манеры.  Одним из основных принципов современной жизни является поддержание нормальных отношений между людьми и стремление избежать конфликтов. Взаимопонимания и сотрудничества можно добиться лишь в том случае, если каждый будет вежлив, сдержан и деликатен. Но не всегда происходит так, как хотелось бы. Нередко каждому из нас приходится сталкиваться с грубостью, резкостью, неуважением к личности другого человека. Причинами зарождающегося конфликта чаще является то, что оппоненты недооценивают или не учитывают культуру и манеры поведения друг друга.

 Манера — способ  держать себя, внешняя форма поведения,  обращения с другими людьми, употребляемые  в речи выражения, тон, интонация,  характерные для человека походка,  жестикуляция и даже мимика.

В обществе хорошими манерами принято считать скромность и  сдержанность, умение контролировать свои поступки, внимательно и тактично общаться с другими людьми. Дурными  манерами принято считать бестактность, сквернословие, привычку громко разговаривать, грубость, открытое проявление недоброжелательности к окружающим. Манеры относятся к культуре поведения человека и регулируются этикетом. Этикет подразумевает благожелательное и уважительное отношение ко всем людям, безотносительно к их должности и общественному положению. Он включает в себя общепринятые формы обращения и приветствия, формы обращения к старшим по положению, учтивое обращение с женщинами, почтительное отношение к старшим по возрасту, правила ведения разговора, поведение за столом.

Обязательным условием общения  являемся деликатность. Деликатность не должна превращаться в, льстивость, приводить к ничем не оправданному восхвалению увиденного или услышанного.

Тактичность и чуткость. Эти два качества включают в себя такое понятие, как чувство меры, которую следует соблюдать в  разговоре, в личных и служебных  отношениях, т. е. умение чувствовать  границу, за которой в результате наших слов и поступков у человека возникает незаслуженная обида, огорчение, а иногда и боль. Тактичный  человек всегда учитывает возрастную разницу с собеседником, половую  принадлежность, общественное положение, место разговора, наличие или отсутствие посторонних.

В общении с людьми, различными по национальности, возрасту, взглядам, убеждениям, интересам, социальному  положению, поможет соблюдение такого важного нравственного качества, лежащего в основе этикетного поведения, как вежливость. Многие авторы утверждают, что вежливость помогает снять недовольство, снизить уровень обиды, установить контакт между участниками сложного общения.

Естественность, непринужденность, чувство меры, вежливость, тактичность, а главное, благожелательность по отношению  к людям, - вот качества, которые  безотказно помогут в любых жизненных  ситуациях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Этикет делового человека

Деловой этикет - это установленный  порядок поведения в сфере  бизнеса и деловых контактов. Этикет, если понимать его как установленный  порядок поведения, помогает избегать промахов или сгладить их доступными, общепринятыми способами.

Поэтому основную функцию  или смысл этикета делового человека, можно определить как формирование таких правил поведения в обществе, которые способствуют взаимопониманию  людей в процессе общения.

Информация о работе Этикет - важная часть общечеловеческой культуры