Этика взаимоотношений с клиентами в социальной работе

Дата добавления: 24 Ноября 2011 в 19:06
Автор: z*******@mail.ru
Тип работы: аттестационная работа
Скачать полностью (30.75 Кб)
Работа содержит 1 файл
Скачать  Открыть 

готовая.docx

  —  34.01 Кб

Содержание.

  1. Этика взаимоотношений с клиентами- инвалидами………………...3
  2. Этика взаимоотношений с клиентом –пожилым человеком……….5
  3. Вопросы………………………………………………………………..7
  4. Тестовые вопросы……………………………………………………..9
  5. Список использованной литературы………………………………..11
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Этика взаимоотношений  с клиентами-инвалидами.

Дети- инвалиды – это дети с особой, очень  ранимой душой, их желания, стремления, мечты, восприятие мира могут отличаться от здоровых детей, их очень легко  ранить, обидеть, поэтому к ним  нужен особый подход. Проблема инвалидности это всегда проблема и детей и  родителей. Для родителей неполноценность их ребенка – большое и тяжелое испытание в жизни. Родителей подстерегают частые стрессы. Возникают конфликты и проблемы во взаимоотношениях супругов.

Этика взаимоотношений  с клиентами-инвалидами, особенно с  инвалидами-детьми, требует от социального  работника особой тактичности,1 внимательности. Очень важно наладить отношения с родителями, ведь им тоже необходима психологическая помощь и поддержка. Социальные работники должны способствовать тому, чтобы родители давали выход накопившимся чувствам горя и озлобления, но только в том случае, если родители склонны выражать свои чувства.

Социальный работник должен быть всегда честным и откровенным. С одной стороны, очень важно  умение внимательно выслушивать  своего собеседника, с другой стороны, бывает необходимо повторить объяснение несколько раз, ибо горе и обеспокоенность  мешают родителям полностью усвоить  информацию сразу. Важно  интерпретировать ситуацию в терминах реальной надежды, выявить позитивные качества больного ребенка. Родители должны быть осведомлены  о реальных альтернативах и участвовать  в поиске имеющихся возможностей ухода за ребенком. Его воспитания и обучения. Будущее следует рассматривать  с точки зрения максимального  использования потенциала ребенка и не пытаться “нормализовать”  ребенка. Стремление к “нормальности” может привести к разочарованию и огорчению, а в результате породить чувства неудачи и неадекватности. Целесообразно помочь членам семьи осознать как обычные, так и особые потребности ребенка и соответственно реагировать на них.

Семьи с больными детьми часто испытывают чувство  беспомощности и одиночества. В  изматывающей безнадежной ситуации всегда желательно помочь родителям  научиться решать сиюминутные проблемы: если родитель научится справляться с ситуацией и жить  сегодняшним днем, у них появится надежда и ощущение компетенции2.

Молодые и пожилые  становятся инвалидами в результате самых разнообразных заболеваний  и несчастных случаев. Превращение  человека в зрелом возрасте в инвалида, помимо эмоционального переживания, влечет за собой  множество проблем физического, социального и внешнего характера. Чуткое отношение практического  социального работника к гамме  стрессовых переживаний инвалида –  решающее качество, позволяющее ему  быть полезным. Кроме того социальные работники должны побороть в себе негативные чувства (страх.брезгливость, жалость, дискомфорт) по отношению к взрослым с физическими недостатками.

Физическая или  психическая неполноценность  может  приводить кразного рода  психологическим  проблемам. Депрессия – характерный  спутник большинства заболеваний  и несчастных случаев, приведших  к инвалидности. Немалое значение для семей инвалида приобретают  проявления агрессивности. Считается  недопустимым сердиться на больных  людей. Больные и немощные люди сами могут опасаться проявлять раздражение  и гнев, потому что они понимают, что могут стать обузой для  своих родственников.

Эти и многие другие проблемы определяют характер взаимоотношений между социальными  работниками и инвалидом. Социальный работник должен помочь инвалиду адаптироваться к окружающей среде. Необходимо сделать  среду его обитания максимально  для него доступной, т. е. приспособить среду к возможностям инвалида, чтобы  он чувствовал себя на равных со здоровыми  людьми на и работе, и дома, и в  общественных местах.

Очень важно  проводить консультирование семьи  инвалида. Для повышения эффективности  даваемых  членам семьи рекомендаций целесообразно привлечь внимание к  общим проблемам, с которыми они  сталкиваются. Определение больного в стационар, когда домашний уход становится слишком обременительным, является  чрезвычайно болезненным шагом для всех участников ситуации. Чуткость социального работника по отношению к нуждам и настроению больного и его семьи в момент принятия подобного решения может определить успех, либо неудачу адаптации к помещению больного в стационар. Смягчение чувства вины  у членов семьи – основная задача на данной стадии. 

В любом случае при работе синвалидами социальный работник должен не только оказывать материальную, бытовую помощь, но и учитывать психологические аспекты общения с инвалидом, членами его семьи. В ходе этой работы социальному работнику нужно руководствоваться принципом гуманизма3. Это подразумевает огромную веру человека в его силы способности.

Этика взаимоотношений  с клиентом-пожилым  человеком.

Хронические психические  заболевания, делающие человека беспомощным, в основном распространены в глубокой старости. Когда нуждающийся в помощи пожилой человек состоит в браке, основным субъектом его поддержки является супруг. Поскольку мужчины имеют меньшую продолжительность жизни и традиционно женятся на женщинах моложе себя, наиболее частыми бывают случаи, когда престарелый мужчина находится на попечении жены. Жены, ухаживающие за беспомощными мужьями,нередко испытывают упадок духа, чувство изолированности, одиночества, страдают от экономических проблем и перегрузок, связанных с чрезмерной усталостью и ответственностью. Поэтому пожилые люди, опекающие своих супругов, нуждаются в пристальном внимании к собственным нуждам, в периодическом отдыхе от забот,  конкретной помощи и эмоциональной поддержке.

Люди преклонного  возраста живущие одиноко или отдельно от своих близких, попадают в очень сложное положение, когда их настигают беспомощность и затянувшаяся болезнь. Им необходимо особое внимание со стороны социальных служб.

Переход человека в группу пожилых, существенно изменяет его взаимоотношения с обществом и собственное мироощущение. Во взаимоотношениях с пожилым клиентом социальный работник выступает активной стороной, устанавливающей и развивающей контакты.

Психосоциальный подход  является неотъемлемой частью практической социальной работы с пожилыми людьми. Цель этого подхода –  поддерживать равновесие между внутренней психической жизнью человека и межсистемными  отношениями, влияющими на его жизнедеятельность. Оптимистически рассматриваются возможности  человека, высоко оценивается потенциал  личности и ее способности к росту  и развитию при наличии соответствующих  условий, ресурсов и помощи. Необходимо учитывать как сильные стороны, так и ограниченные возможности  каждой личности в каждой ситуации, стремиться к их совершенствованию, находя пути здорового роста. Необходимо полное понимание людей в контакте существующей действительности и использование этих знаний для того, чтобы помочь им развивать и усиливать свой потенциал.

Каждая встреча  – беседа с пожилым человеком  индивидуальна, вместе с тем, можно  дать и некоторые общие рекомендации:

- Идя на встречу  с клиентом, социальный работник  обязан настроиться на желание  установить контакт с еще не  знакомым ему человеком. Желательно  не иметь «лишней» информации, (ибо это может затруднить объективность оценки), но знать фамилию, имя, отчество, возраст клиента, наличие родственников.

- Хорошо, если  встреча происходит в отдельном  помещение (кабинете), в котором  мебель расположена так, чтобы  клиент мог свободно разместиться, желательно спиной к двери  – этим самым ограничивается  поле его зрения. Идеальный вариант  посадки социального работника  и клиента -  друг против  друга или чуть наискосок чтобы  видеть лицо собеседника.

- Необходимо  проявить доброжелательность и  заинтересованность с первых  минут встречи. Контакт становиться  оптимальным, если социальный  работник при общение использует « зеркало отношений» - улыбку, заинтересованное выражение лица, спокойные жесты и т.д.

- В начале  беседы уместно использовать  поддерживающие реплики.

- Обращаться  к клиенту по имени и отчеству, тем самым поддерживая его  достоинство и подчеркивая свое  уважение

Аккуратность, подтянутость, точность, доброжелательность и обязательность.- вот черты, привлекающие к социальному работнику пожилых людей, вызывающие к нему доверие.

Милосердие –  это слова отражает способность  сочувствовать человеку, его страданиям, соболезновать переживаниям, понимать боль. Напыщенность, равно как подчеркиваемая снисходительность, здесь явно неуместны.

Наблюдательность, способность быстро принимать решения, выдержка, умение владеть собой –  качества, необходимые в общение  с пожилыми людьми. 
 

Вопросы.

Одной из проблем  этики социальной работы является допустимость обмана «во спасение».

В практической деятельности социального работника  возникает множество ситуаций, когда  обман или умолчание принимается  социальным работником как единственно  правильное решение. Умолчание например относительно судьбы старого человека  может быть допустимым только в том случае, когда сам человек предпочитает правды не знать. Обманом «во спасение» можно воспользоваться в отношении ребенка, если правда может навредить его психическому здоровью. Честность социального работника может трактоваться и как справедливое поведение, свободное от всякой предвзятости. Социальный работник, решая проблемы со своими клиентами, не допускает несправедливости.

Соблюдение разумных интересов клиента.

С нравственной точки зрения, справедливость содержит требования распределения благ и  тягот по заслугам, воздаяния каждому  в зависимости от личности клиента  со стороны общества, представителем которого выступает социальный работник. Но социальный работник  должен выступать  в роли контролера со стороны государства, он обязан аргументировано обосновывать  клиентам этические аспекты их потребностей, если в этом возникает необходимость. Социальный работник не может своими действиями содействовать расколу общества, сталкивая между собой позиции людей, находящихся на равных ступенях обездоленности и нуждаемости.

Патернализм и  самоопределение.

Патерналистские действия включают вмешательство в  желания клиентов или их свободу  для их собственного блага с целью  ограничить саморазрушительные действия клиента. Патернализм считает возможным обязывать клиента принимать услуги против желания или принудительно, утаивать информацию или предоставлять дезинформацию. Например, социальный работник в стационарном специализированном учреждении может ограничить свободу передвижений пожилого человека: не выпускать его за пределы учреждения, так как в связи с частым нарушением памяти у людей преклонного возраста, клиент может заблудиться или потеряться.  С одной стороны клиент имеет право на  определенные формы саморазрушительного и рискованного поведения, с другой, социальный работник несет ответственность за защиту клиентов, за них самих, когда они терпят неудачу.

Законы, постановления  и благополучие клиента.

Законодательство  не может предусмотреть все разнообразие социальной жизни, поэтому иногда благополучие клиента вступает с ним в противоречие. Например существуют заболевания, которые делают человека инвалидом, но поскольку количество больных этим заболеванием составляет 5-7 человек (то есть это очень редкая болезнь) больные не могут установить инвалидность, не могут получить бесплатное лечение и т. д., поскольку данная болезнь не включена (из-за своей редкости) в список заболеваний приводящих к инвалидности.

Всегда  ли действия социального работника  строятся на основе уважения к клиенту  и его социальному окружению?

В ходе работы социальному работнику нужно  руководствоваться принципом гуманизма. Социальные работники должны бороться с негативными чувствами, к тому же чувство уважения приходит постепенно, или не  приходит совсем при наблюдении за поступками клиента. Но, даже если социальный работник не испытывает уважения к клиенту, он должен строить свои действия в соответствии со своим профессиональным долгом, с соблюдением этического кодекса социальной работы. 

Страницы:12следующая →
Описание работы
Дети- инвалиды – это дети с особой, очень ранимой душой, их желания, стремления, мечты, восприятие мира могут отличаться от здоровых детей, их очень легко ранить, обидеть, поэтому к ним нужен особый подход. Проблема инвалидности это всегда проблема и детей и родителей. Для родителей неполноценность их ребенка – большое и тяжелое испытание в жизни. Родителей подстерегают частые стрессы. Возникают конфликты и проблемы во взаимоотношениях супругов.
Содержание
Этика взаимоотношений с клиентами- инвалидами………………...3
Этика взаимоотношений с клиентом –пожилым человеком……….5
Вопросы………………………………………………………………..7
Тестовые вопросы……………………………………………………..9
Список использованной литературы………………………………..11