Этика Конфуция

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 16:28, доклад

Описание работы

Учение Конфуция уже при его жизни получило большую известность. Этика у Конфуция не самоцель, а средство правильного решения социально-политических проблем.
В центре учения стоит понятие цзюнь-цзы - "благородный муж", идеализированный облик правителя. Конфуций считал, что в его время идеального правителя не было. Идеальные правители правили в древности. По Конфуцию идеальный правитель это "тот, кто способен проявлять в Поднебесной пять (качеств), является человеколюбивым".
Гуманность. У Конфуция трактуется как совокупность всех видов правильного отношения человека к другому человеку и обществу. Гуманность предполагает сдержанность, скромность, доброту, беспристрастие, но главное -- любовь к людям.

Работа содержит 1 файл

Этика Конфуция.docx

— 20.47 Кб (Скачать)

ОСНОВЫ  ЭТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ КИТАЯ ( КОНФУЦИЯ) 

     Учение  Конфуция уже при его жизни  получило большую известность. Этика  у Конфуция не самоцель, а средство правильного решения социально-политических проблем.

       В центре учения стоит понятие цзюнь-цзы - "благородный муж", идеализированный облик правителя. Конфуций считал, что в его время идеального правителя не было. Идеальные правители правили в древности. По Конфуцию идеальный правитель это "тот, кто способен проявлять в Поднебесной пять (качеств), является человеколюбивым".

  1. Гуманность. У Конфуция трактуется как совокупность всех видов правильного отношения человека к другому человеку и обществу. Гуманность предполагает сдержанность, скромность, доброту, беспристрастие, но главное -- любовь к людям. Гуманный человек должен быть лишен эгоистических помыслов и все силы отдавать на благо других.
  2. Столь же обязательным качеством является следование долгу. Долг - это моральное обязательство, которое человек в силу своих добродетелей сам накладывает на себя. Долг должен быть продиктован внутренней убежденностью в том, что следует поступать так, а не иначе. В социальном этическом смысле долг - это нормы отношений между пятью парами социальных ролей: отца и сына, старшего и младшего братьев, мужа и жены, старшего и младшего, государя и подданного.
  3. Сыновняя почтительность, благочестие и почитание старшего брата. Эта заповедь заняла центральное место в учении - это основа гуманности. Конфуций полагал, что если все государство сверху донизу организовать как одну большую семью во главе с отцом-государем, то никаких противоречий между народом и правящим классом не будет. Конфуций считал, что семья –это порядок: "кто добродетелен в семье, тот хорош и для государства, кто не может управиться с семьей, тот не может управлять и государством". В его социальной этике личность является личностью не "для себя", а для общества.
  4. Ли - следующая категория конфуцианской этики и обязательное качество "благородного мужа". "Ли" сочетает 2 основных смысла: "этика" и "ритуал". Ли включали в себя правила поведения на все случаи жизни. Правила ли не позволяли никому, от рядового человека до императора, отступить ни на шаг от заданных норм. Центральной частью ли был тщательно разработанный ритуал послушания. Порядок т.о. выступает как этическая категория, включающая также правила внешнего поведения -этикет. Подлинное соблюдение порядка ведет к должному исполнению обязанностей.
  5. Еще одно качество  "знание" или "мудрость", "интеллект". Конфуций придавал этому качеству большое значение. Оно избавляет от сомнений, это высшая ступень и цель познания.

     Учение  о "совершенном муже" у Конфуция является очень важным, это основа идеальной социально-политической структуры общества. Государство - большая семья.

     В Китае, благодаря Конфуцию, сложилась  особая система этического управления. В условиях системы этического управления индивид мог существовать лишь опираясь на эту систему. Свобода и индивидуальность человека подавлялись и уничтожались. Формировалась двусторонняя личность, когда индивид выступал как "раб" по отношению к вышестоящему и как "господин" по отношению к нижестоящему.

     Два основных постулата конфуцианской этики

       1. не делай другим того, чего не хочешь себе.

     2. справедливость то, что охраняет достоинство человека, не позволяет унижать человека и сохраняет его самоуважение. Понятие справедливости отражено в следующем: На зло следует отвечать по справедливости. А за добро плати добром. Из этого высказывания видно, что этика Конфуция не включала идею всепрощения, а была этикой для человека и общества, для мудрого управления и социальной гармонии.

     Разрабатывая  проблемы и категории этики, Конфуций не только проповедовал, но и стремился  на деле претворить свое учение.

     Конфуцианский трактат "Ли цзи" стал для последующих поколений своего рода энциклопедией, сводом нормативных правил, но они не сводятся к рекомендациям - это прежде всего жесткие и обязательные регламенты. Именно так воспринимали текст все те, кто рассчитывал иметь успех в обществе, сделать карьеру, иметь репутацию достойного благонамеренного человека. Текст "Ли цзи" написан простым языком и легок для понимания по сравнению с другими древнекитайскими трактатами. Трактат является книгой о правилах - ли, поэтому главный упор в нем сделан на нормы поведения и отношений между людьми.

     Этика и ритуал прямо провозглашались в тех главах, где речь шла о нормах поведения. Трактат дает детальные наставления о том, как следует человеку вести себя в различных ситуациях. Правила взаимоотношений  должны соблюдать все, именно этим человек отличается от животных. В основе правил лежат умеренность, уважение к другим, особенно старшим, достоинство и чувство пристойности, добропорядочности и приличия.

     Усвоив  правила, богатые и знатные должны обуздывать свою гордыню, в беседе со старшим каждый обязан быть почтительным. В присутствии старших младший  должен скромно молчать; если к нему обратятся - он сразу же встает, подходит и слушает, выражая всем своим видом должное почтение. По правилам поведения нельзя ни сидеть, ни стоять в развязной позе, быть небрежно одетым, непричесанным - все это считалось неуважением к людям. И, разумеется, следует прилично есть: неторопливо, без шума и жадности, не глотая больших кусков и т.д.

     В трактате также детально расписан церемониал приема гостя. Между мужчинами и  женщинами контактов, включая поклоны, вообще быть не должно ( если речь не идет об отношениях в семье). Более того, мужчины всегда должны ходить по правой стороне улицы, тогда как женщины - по левой. Особо оговорены случаи, когда на пиру присутствует правитель. Итак, ли - порядок вещей, основа стабильного общества, залог социальной гармонии, фундамент процветающего государства - на нем держится и общество и государство.

     В трактате подробно сказано о сущности управления государством. Там подчеркивается, что мудрый правитель обязан хорошо знать свою администрацию, должен неустанно самосовершенствоваться, почитать достойных, уважать сановников, по-отечески относиться к народу, с добротой - к князьям, терпимо к иноземцам и т.д. Иными словами, ли правителя сводится к тому, чтобы ясно понимать, что есть добро и добродетель и неустанно действовать в этом направлении, чтобы реализовать свою мудрость в действиях.

     Конфуций  и сформулированная им доктрина оказали  огромное влияние на Китай. Без преувеличения  можно сказать, что все последующее  развитие этой страны на протяжении почти  двух с половиной тысячелетий шло под знаменем идей Конфуция. Конфуций создал своего рода "искусство жить", использовав для этой цели этику и ритуал.

     Учениками Конфуция были Мэн-цзы и Сюнь – цзы.

     Источником  и руководящщим началом этических основ Мэн-цзы счилал душу человека. Его этика включала четыре элемента. 1 жэнь - это общий нравственный закон, базирующийся на гуманности и любви к людям. 2 чувство долга и справедливости. 3 ли требует исполнения норм и форм поведения. И 4-познание, подразумевающее знание этических и ритуальных норм. Все эти элементы, по мнению Мэн-цзы, не даются человеку извне, а заложены в нем самом, ибо человек добр от рождения, однако эта доброта дана человеку лишь в зародыше и требует развития. Способными к развитию добрых начал оказываются лишь благородные люди.

     Сюнь-цзы стоял в столь резкой оппозиции к Мэн-цзы, что можно говорить о расходящихся направлениях конфуцианства: идеалистическом (Мэн-цзы) и материалистическом (Сюнь-цзы). Человек по своей природе зол, его добродетельность порождается практической деятельностью. Это положение Сюнь-цзы, противоположное учению о природно-добром человеке у Мэн-цзы, оказывается основанием для воспитания и управления. Этические правила в единстве с законами  есть начало управления". Однако исток их - не веление неба и не природа, а разумно организованное общество, нуждающееся в строгом регулировании и регламентировании человеческого поведения. " Как кривое дерево следует держать в тисках, как металл следует оттачивать, чтобы он стал острым, так человека необходимо заставить следовать пути добродетели."

Информация о работе Этика Конфуция