Этика как наука

Дата добавления: 19 Февраля 2012 в 15:04
Автор: d*******@mail.ru
Тип работы: реферат
Скачать полностью (9.93 Кб)
Работа содержит 1 файл
Скачать  Открыть 

Этика.doc

  —  49.00 Кб

Этика - философская дисциплина, изучающая явления морали и нравственности.

Э - регистрирует, фиксирует, описывает и объясняет не столько  сами явления, сколько то или иное отношение к ним, их оценку.

Этика науки – раздел профессиональной этики, разрабатывающий нравственные принципы научной деятельности.

  • Внутренняя этика науки - авторство и плагиат;критический разбор того, что сделано со стороны и самому;публикация отрицательных результатов исследования; экспертиза и рецензирование; преподавание;консультирование; популяризация
  • Внешняя этика науки - взаимоотношения между наукой и обществом, проблема социальной ответственности.

Высокая роль и растущее значение науки в жизни  современного общества, с одной стороны, а с другой - опасные  негативные социальные следствия бездумности, а порой и откровенно преступного использования достижений науки повышают в наши дни требования к нравственным качествам ученых, к этической, если ставить вопрос шире, стороне научной деятельности. Наметим хотя бы пунктирно некоторые из этих этических требований.

  1. ученый должен соблюдать общечеловеческие нормы нравственности, и спрос с него в этом отношении должен быть выше, чем в среднем, и в силу важности его функций, и в силу высокой ответственности за социальные результаты его деятельности.
  2. требование бескорыстного поиска истины без каких бы то ни было уступок коньюнктуре, внешнему давлению и т.д.
  3. нацеленность на поиск нового знания и его до конца честного, досконального обоснования, не допуская подлога, погони за дешевой сенсацией, а тем более плагиата.
  4. обеспечение свободы научного поиска.
  5. высокая социальная ответственность и за результаты своих исследований, и в еще большей степени за их практическое использование. О необходимости повышения ответственности ученых и работников инженерной мысли за свои решения свидетельствует тяжелый груз Чернобыля.

Глобальные проблемы современности, - экологическая в  особенности, да и не только она, - говорят  о том, что от людей науки, да и  от всех людей вообще требуется ныне по-новому, с повышенной требовательностью подходить к оценке и нашей познавательной, и нашей практической деятельности.

Наука как область  человеческой деятельности погружена  в ценностное измерение: для ученого  высшей ценностью является истина и  все, что к ней ведет, различного рода эмпирические и теоретические методы. В сообществе ученых высоко ценятся также честность, порядочность, мужество в отстаивании своих взглядов, критическое отношение к догмам и всяким авторитетам, суевериям.

В то же время в  самой науке, в ее методологическом арсенале, нет никаких нравственных норм, регламентирующих научные исследования в плане социальных последствий, позволяющих соизмерять научные достижения с состоянием общества. Многие ученые осознают свою ответственность за возможное использование их научных открытий, понимают недопустимость вооружения злодеев средствами массового уничтожения, манипулирования сознанием людей, бесконтрольного вмешательства в их дела. К сожалению, имеется немало печальных примеров подобного: ядерное, биологическое, химическое оружие, эксперименты с генами животных и людей, тотальный компьютерный контроль в обществе и др.

В последние годы все  большее число ученых склоняется к мнению о том, что неправильно  считать науку лишь средством  добывания истины. Настойчиво подчеркивали эту мысль Н. Бор и В. Гейзенберг. Ученые берут на себя ответственность, если не полностью, то, по крайней мере, в существенной степени, за свои творения. Они становятся этиками, потому что ответственность – это этическая категория. Прежде чем создать что-либо, могущее угрожать человеку, следует продумать все возможные варианты. А, приняв решение, не следует уходить от ответственности. Современный ученый должен понять, что истина – это добро и красота.

В этике науки представлены нравственные основы научной деятельности. Основными этическими нормами науки являются, как мы выяснили, бескорыстный поиск и утверждение истины, обогащение науки новыми результатами, полезными для человечества, свобода научного творчества, социальная ответственность ученого и др. Соблюдение этики науки должно привести к утверждению нравственного идеала гуманизма.

Обоснование этого  идеала содержится в концепции так  называемого эволюционного гуманизма, одним из основателей которого является Дж. Хаксли – английский философ  и зоолог. Суть его теории состоит в следующем:

  • Человек сам несет ответственность за свое будущее и за будущее планеты, не возлагая ее ни на Бога, ни на судьбу.
  • Человек является одним видом существующей на Земле жизни. Поэтому человечество нельзя превращать в совокупность враждующих «псевдовидов» (наций, религий и государств и их блоков).
  • Смыслом существования науки является воплощение человеческих надежд, а не материальное благополучие.

Задача науки повышать «качество» жизни, а не увеличивать  количество материальных ценностей  для отдельных социальных групп. Для реализации этих идей и принципов необходимо новое мышление, которое и призвана формировать наука.

Новое понимание природы  стимулировало поиск и новых  идеалов человеческого отношения  к природе, которые претендуют на то, чтобы стать духовным основанием для решения современных глобальных проблем. Активно разрабатываются идеи так называемой «углубленной экологии», которая порывает с антропоцентризмом и рассматривает человека не как властелина природы и центр мироздания, а как существо, включенное в многообразие жизни. Человек – неотъемлемая часть живого, соотносящаяся с другими его частями не на основе конкуренции и господства, а на основе сотрудничества и взаимности (Э.Ласло, Ф.Капра, Б.Калликотт, О.Леопольд и др.).

С этих позиций предлагаются различные варианты новой этики, которая должна, наряду с нормами  общественного поведения, регулирующими  отношения между людьми, включать «этику в экологическом смысле» (биосферную этику), ограничивающую свободу действия человека в его борьбе за существование. Новая этика, по замыслу ее сторонников (О. Леопольд, Р. Атфилд, Л.Уайт, Э. Ласло, Б. Калликотт и др.), должна регулировать взаимоотношения человека с Землей, с животными и растениями, формируя убеждение в индивидуальной ответственности за здоровье Земли.

Эти этические концепции  во многом перекликаются с известными идеями А. Швейцера о благоговении перед  жизнью. Но в принципе они идут дальше. Как пишет Б. Каликотт, «лично я не особенно восторгаюсь моральной теорией Швейцера — главным образом по той причине, что она ограничивает круг морально значимых объектов индивидуальными сущностями, не беря во внимание объекты коллективной природы: популяции, виды, биоценозы и всю глобальную экосистему в целом».

Основные  понятия темы:

Наука – сфера человеческой деятельности, главной функцией которой  является выработка и теоретическая  систематизация объективных знаний о мире.

Научная культура –  мировоззренческие и методологические принципы, идеалы и установки, разделяемые научным сообществом. Объяснение – это подведение факта под некоторый закон, теорию.

Понимание – это  способ интерпретации или истолкования какого-либо факта, т.е. выявление его  смысла или придание ему определенного смысла.

Ценность – то, что имеет особую значимость для  человека и общества.

Идеал – представление  о должном, совершенном.

Сциентизм – мировоззренческая  позиция, основанная на представлении  о науке как высшей культурной ценности, цели и смысле человеческого существования.

Антисциентизм – мировоззренческая  позиция, отрицающая приоритет науки  в развитии общества, и согласно которой идеалом человеческого  существования являются гуманитарные ценности.

Позитивизм – философское  направление, согласно которому все подлинное знание может быть получено лишь как результат специальных, прежде всего естественных наук, и философия, как особая наука, не имеет права на существование. 
 

В классической философской  традиции этика – учение о морали – система норм, правил, императивов, регламентирующих поведение людей в стремлении к единству. Существует множество профессиональных этических дисциплин (этика врача, юриста и т.д.). В науке (?) мораль не прижилась. В отдельных случаях возникают такие ситуации, когда общие этические нормы неприемлемы. Роберт Мертон заявил, что нормы науки строятся вокруг четырех научных ценностей:

1) Универсализм –  убежденность в том, что изучаемые  наукой явления во всех условиях  протекают одинаково и истинность  научного утверждения не зависит от пола, характера, титулов, авторитета.

2) Общность. Научное  знание должно свободно становиться  общим достоянием. Тот, кто его  получил, не вправе монопольно  им владеть.

3) Бескорыстность. Стимулом  деятельности ученого является  истинность (а не деньги, слава, признание).

4) Организованный  скептицизм (всеобщий критицизм). Ученый  несет ответственность за публикуемые  положения и т.д.

 
Этос науки: система норм, ценностей, характерных для данного научного исследования; самоценность; поле свободы  для научного творчества; новизна научного знания.

 
Этика науки как социального института  вызвана следующими причинами (этика  – задача: свести все к общественным интересам). В XX в. наука доходит до такой ситуации, когда ее результаты, их применение начинают угрожать обществу. Основные причины:

1) Возникновение угроз  существования человечества.

2) Появление риска  негативных последствий науки  для биосоциальной природы человека.

3) Современный инструментарий, информационная база науки –  вещь достаточно затратная.

Требование свободы научного творчества в ряде случаев вступает в противоречие с требованиями общественного контроля.

Этос науки затрагивает  и экономические проблемы.

Экологическая этика  – регулирует отношения людей  в области экологии. Главные положения  экологической этики – исключить возможность действий, которые подвергают угрозе существование будущих поколений. Натурфилософская идея коэволюции – гармоничное сочетание общества и природы.

Б. Калликотт (один из разработчиков экологической этики). Предлагает использовать различные нормы взаимоотношения с окружающей средой: религиозное поклонение природе; экологическая осведомленность (просвещение); признание права на благополучие других форм жизни.

Лякомб. Вещь правильна, когда она имеет тенденцию  сохранять целостность, стабильность и красоту биологического сообщества и неправильна, когда она имеет обратную тенденцию.

Самый нижний уровень  экологической концепции составляют антропоцентрические концепции  – признание важности интересов  человечества.

Второй этаж – фитоцентрические (?) концепции (признание права высших животных на сохранение жизни).

Третий этаж – биоцентрические  концепции – требуют уважать  всякую жизнь любого существа.

Четвертый этаж –  экоцентрическая концепция –  требует не нарушать целостность  экосистемы

Описание работы
Этика - философская дисциплина, изучающая явления морали и нравственности.
Содержание
содержание отсутствует