Этика эпохи просвещение

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 18:59, реферат

Описание работы

Просвещение - необходимая ступень в культурном развитии любой страны, расстающейся с феодальным образом жизни. Просвещение в основах своих демократично, это культура для народа. Главную свою задачу оно видит в воспитании и образовании, в приобщении к знаниям всех и каждого.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 30.51 Кб (Скачать)

Ведущая роль в истории  Шотландского Просвещения принадлежала Дэйвиду Юму (1711-1776) - философу, историку, экономисту и публицисту, дипломату. Понимая озабоченность своих  современников этическими проблемами, он задался целью обновить науку  о нравственности. В поисках мотивов, которые заставили бы людей следовать  требованиям "общественного блага", он обратился к альтруистическому  чувству общечеловеческой "симпатии", которое противопоставлял индивидуализму. Влияние Юма на шотландскую культуру с особой силой проявилось в деятельности философского общества, созданного в  Эдинбурге. На заседаниях философского общества главное внимание уделялось  роли права, политических институтов в  развитии многообразных общественных связей. 

Новый этап поисков  шотландскими просветителями альтернативных форм гражданского поведения связан с Адамом Смитом (1723-1790). Этот выдающийся теоретик товарно-денежных отношений  стал их горячим защитником и пропагандистом во многом по морально-этическим соображениям. В своей теории Смит отводил большое  место рынку, считая, что именно рынок  освободил человека от отупляющей системы  зависимости при феодализме. Смит отводил рынку ту же функцию, которую  его современники отводили государству, функцию социализации людей. А место  гражданина в его системе занял "экономический человек", моральная  свобода которого была обусловлена  его ролью в экономической  жизни. В то же время Смит предчувствовал и негативные последствия товарно-денежных отношений. 

Оно представлено именами  Вольтера, Жан-Жака Руссо, Дени Дидро, Шарля  Луи Монтескье, Поля Анри Гольбаха и  др. Во Франции уделом просветителей  было своего рода "отщепенчество", порождающее в их среде политический радикализм и мессианские настроения, оппозицию существующему строю. Порой их протест принимал форму  атеизма, иногда он проявлялся в идеализации  прошлого, например, республиканского строя античных государств. Французское  Просвещение не представляло собой  вполне однородного идейного течения: между его представителями были немалые различия. 

Ш.Л. Монтескье (1689-1755) в своих философско-политических сочинениях "Персидские письма" и "О духе законов" выступил с  острой и глубокой критикой деспотизма, абсолютистского произвола, он противопоставлял им идеалы свободы в политической сфере. Недаром Монтескье считали  отцом буржуазного либерализма. 

Блестящий, насмешливый, искрящийся талантом и остроумием Вольтер (1694-1778) писал во всех жанрах - трагедии, стихи, исторические сочинения, философские  романы, сатирические поэмы, политические трактаты и статьи. Он выступал смелым и непримиримым противником церкви и клерикализма, подвергал осмеянию мораль и догмы феодального общества, беззаконие и пороки абсолютистского  режима. Из-за своей острой сатиры социального  и политического зла был вынужден часто скрываться от своих врагов и все же дважды попадал в тюрьму. Его роль в Просвещении была огромной, она определялась не столько его  политическими взглядами, сколько тем духом сомнения, скептицизма, вольнодумия, которые внушало молодому поколению вольтерианство, подталкивая его прямо или косвенно на путь политической борьбы. Один из известнейших афоризмов Вольтера: "Все доводы мужчин не стоят мнения одной женщины". 

Среди многочисленных его произведений "Философские  письма", философская повесть "Кандид, или Оптимизм", "Философский  словарь", отразивший религиозный  скептицизм и общественно-политические воззрения эпохи Просвещения. 

Философами-материалистами были также Цени Дидро (1713-1784) - главный  редактор и вдохновитель знаменитой 35-томной "Энциклопедии" (1751- 1780); Поль Гольбах (1723-1789) - автор "Системы природы", главного произведения французского материализма и атеизма; сторонник радикального материализма и механицизма, рассматривающий  человека как самозаводящуюся машину - Жюльен Ламетри (1709-1751), автор "Человека-машины" и "Человека-растения"; Клод Адриан Гельвеции (1715-1771) - основной его труд "Об уме" был сожжен по распоряжению парламента как представляющий опасность  для государства и религии. 

Целый этап просветительского  движения Франции связан с именем Ж.Ж. Руссо (1712-1778). Учение Руссо сводилось  к требованию вывести общество из состояния всеобщей испорченности  нравов. Выход виделся ему не только в правильном воспитании, материальном и политическом равенстве, но и в  прямой зависимости морали и политики, морали и общественного строя. В  противоположность философам, считавшим  себялюбие и эгоизм совместимыми с общественным благом, он требовал подчинения личности благу общества. 

Руссо писал: Всякий человек добродетелен, когда его  частная воля во всем соответствует  общей воле. 

Руссо - автор выдающегося  сочинения "Об общественном договоре..." (1762), в котором особое значение придается  правам человека и их соотношению  с правами государства. В романе "Эмиль, или О воспитании" (1762) Руссо особо подчеркнул новую  теорию воспитания, выразил свои эстетические и педагогические взгляды. 

Руссо был одним  из тех, кто духовно подготавливал  Французскую революцию. Он оказал огромное влияние и на современную духовную историю Европы с точки зрения государственного права, воспитания и  критики культуры. Характерной особенностью исторического развития немецкой нации  в этот период была экономическая  и политическая раздробленность  страны. Передовые умы Германии, задумываясь над судьбами своей  страны, видели, что путь к ее благоденствию  лежит через устранение феодальных порядков и объединение страны. Идея национального единства доминировала в творчестве просветителей, но в XVIII в. она никогда не перерастала  в национализм и шовинизм. Философия  Немецкого Просвещения формировалась  под влиянием Христиана Вольфа (1679-1754), систематизатора и популяризатора учения Г. Лейбница (1646- 1716). Вольф впервые в Германии создал систему, охватившую основные области философского знания. Культ разума сочетался у него с пиэтетом перед христианской верой. Он и его последователи много сделали для распространения научных знаний. Вольфианцы были убеждены, что распространение "популярной философии", образования незамедлительно приведет к решению всех острых вопросов современности. 

Немецкие философы в отличие от французских просветителей  осторожно обращались с верой  в бога. Церковь стремилась не выпускать  из своих уз духовную жизнь страны. В этом она находила поддержку  государства. Борьба за Просвещение  за редкими исключениями проходила  под лозунгами веротерпимости, создания "улучшенной" религии. 

Один из парадоксов Немецкого Просвещения заключался в том, что оно нередко получало импульсы "сверху". Например, в  Пруссии инициатором публичного обсуждения новых идей выступил король Фридрих Великий (1740-1786). 

В дискуссии, проводившейся  на страницах периодической печати, принял участие профессор логики и метафизики Кенигсбергского университета, основатель критицизма Иммануил Кант (1724-1804), который именно в тот период сформулировал свою концепцию Просвещения  как освобождение индивида, но лишь в моральном и интеллектуальном смысле этого слова, а отнюдь не в  политическом. Наиболее характерен для  этого периода его трактат "Наблюдения над чувством прекрасного и возвышенного" (1764), который выдержал восемь прижизненных изданий. Человеческие чувства рассматриваются  в нем через призму двух категории - Прекрасного и Возвышенного. Прекрасное и Возвышенное служат для Канта  стержнем, на который он нанизывает свои наблюдения о человеческом в  человеке. Предметом теоретической  философии, по Канту, должно быть не изучение самих по себе вещей - природы, мира, человека, а исследование деятельности, установление законов человеческого  разума и его границ. Кант подвел итог исканиям эпохи Просвещения. Особенно значителен его вклад в разработку теории правового государства. 

Правление отеческое, при котором подданные, как несовершеннолетние, не в состоянии различить, что  для них действительно полезно  или вредно... 

Кант обосновал  правовые формы и методы борьбы за изменение государственного и общественного  строя, которые предполагают путь постепенных  реформ, и исключают грубое насилие. 

Современник раннего  Канта - Готхольд Эфраим Лессинг (1729-1781) - поэт, драматург, литературный критик, философ. В 1730 г. он написал тезисы "Воспитание человеческого рода", главная идея которых - единство человеческого рода, его всеохватной целостности. Хотя Лессинг берет в качестве примера единства европейскую историю, тем не менее, он исходит из идеи всеобщей судьбы людей. Лессинг считал, что и человечество возникает только тогда, когда эта общность осознается. К этой мысли Лессинга мы только теперь начинаем привыкать. 

Лессинг высоко оценивал роль христианства в человеческой истории, возвеличивая в нем моральную  сторону. Но высокая оценка христианской святости, по его мнению, не означала, что духовная эволюция человеческого  рода завершается именно этой религией. По мнению Лессинга, человечество не остановится  на этой стадии. Придет новая ступень  зрелости - "эпоха нового, вечного  Евангелия". И именно в эту пору нравственность окажется универсальным, безусловным принципом поведения. 

Эта мысль Лессинга о постепенном наращивании морали, о терпеливом продвижении к высшим ступеням духа в наши дни в очередной  раз раскрывает свой глубочайший  смысл. Радикальные программы переделки  мира, оторванные от духовных традиций, принесли человечеству немалый ущерб. На этом фоне очень современно звучит суждение немецкого мыслителя: Шествуй  же своим неприметным шагом, вечное провидение. 

Глубокими гуманистическими раздумьями пронизано творчество другого  немецкого просветителя Иоганна  Готфрида Гердера (1744-1803). В работе "Еще  одна философия истории для воспитания человечества" он высказывает глубокие мысли о гуманизме, при этом он исходит из того, что вся история  народов - это школа соревнования в скорейшем достижении гуманности, что божество помогает нам только через наше усердие, наш разум, наши собственные силы... После того как  оно сотворило землю и все  создания, лишенные разума, оно создало  человека и сказало ему "Будь моим подобием, Богом на землей Владей и  господствуй! Произведи все благородное  и прекрасное, что ты можешь создать  из своей природы, я не мог помочь тебе чудесами, потому что я вложило  твою человеческую судьбу в твои человеческие руки, но тебе будут помогать все  священные, вечные законы природы. 

Таким образом, Немецкое Просвещение рассматривало движение человека к совершенству как неизбежный закон человеческого развития. 

Русское Просвещение  унаследовало проблематику Европейского Просвещения, но осмысливало и развивало  ее вполне самобытно, в контексте  с исторической ситуацией, сложившейся  в российском обществе того времени. 

Просветители создали  особую нравственную философию, с помощью  которой они определяли основные принципы этики, поведения людей  в обществе. Главные положения  нравственной философии изложены в  работе "Право естественное" А.П. Куницына (1783-1840). Нравственность в этом сочинении рассматривается как естественное состояние человеческой природы. Восхищение человеком, как совершеннейшим созданием природы, свойственно всей просветительской мысли. Но особенно ярко звучит оно в поэме "Человек" И.П. Панина (1773-1805). Это своеобразный гимн его величию, его деяниям, свершая которые человек преодолевает в себе раба. Вместе с тем, русские просветители задумывались над тем, почему свободомыслие как глубинная потребность человека с таким трудом реализуется в реальных условиях. Свобода или свободолюбие рассматриваются русскими просветителями как абсолютная ценность. Без свободы человек существовать не может, все его поступки продиктованы стремлением обрести свободу. 

Огромное место  в трудах русских просветителей  отводилось переустройству общества. Целью свободного общества, по мнению просветителей, является благополучие граждан. А.Ф. Бестужев (1761-1810) писал. 

Государство только тогда счастливо, когда оно любимо своими соотечественниками. Живя в  обществе, основанном на свободе и  счастье, человек должен быть его  достойным гражданином. Поэтому  интерес просветителей к проблеме воспитания личности был огромен. Этой теме посвящен трактат А.Ф. Бестужева  О воспитании". Философско-антропологическая  мысль русских просветителей  отличалась значительным разнообразием, глубиной и самобытностью. Она охватывала широкий спектр политических, мировоззренческих  и нравственных проблем, включая  и такую острую проблему российской действительности, как положение  крестьян. 

Начало развитию просветительства в России положил  М.В. Ломоносов (1711-1765). Его стараниями в 1755 г. был открыт Московский университет. Он немало способствовал общепросветительской деятельности, полагая, что улучшить жизнь общества можно посредством  совершенствования нравов. Важной стороной взглядов и деятельности Ломоносова как просветителя была его борьба за освобождение науки от засилья  религии. Ломоносов большие надежды  возлагал на деятельность "просвещенных" монархов, к которым в России он относил Петра I. 

В 60-80-е годы XVIII в. приходит новое поколение русских  просветителей. Среди них почетное место занимают А.Я. Поленов (1738-1816), автор записки "О крепостном состоянии  крестьян в России", проникнутой  сочувствием к крестьянам, печальным  своим примером показывающим, "сколь  пагубно конечное угнетение для  людей". Я.П.Козельский (ок. 1728 - ок. 1794) в своих "Философских предложениях" предупреждал, что накопившиеся обиды  могут превысить терпение крестьян, и их выступление против обидчиков  будет подобно напору реки, прорвавшей плотину. Он развивал идеи справедливого  общественного устройства, выступал против крепостничества. 

Д.С. Аничков (1733-1788), профессор Московского университета, защитил диссертацию по проблемам  происхождения религии, носившую по существу антицерковный характер. Диссертация  была осуждена за атеизм, все ее экземпляры сожжены на Лобном месте в Москве. 

С.Е. Десницкий (ок. 1740-1789) - профессор права Московского  университета, предложивший в 1768 г. программу  преобразований государственного строя  России в конституционную монархию. 

Идеи просветительства нашли широкое распространение  в русской литературе - в произведениях  Д.И. Фонвизина (1744/45-1792), написавшего  широко известные комедии "Недоросль" и "Бригадир", обличавшие нравы  помещиков, в одах Г.Р. Державина (1743-1816). 

Информация о работе Этика эпохи просвещение