Этика и философия самураев

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 18:31, реферат

Описание работы

Человеческая жизнь изменяется из тысячелетия в тысячелетие, из века в
век, изо дня в день. Меняется и форма управления обществом, и способы
производства необходимых ему вещей, и коммуникативные средства общения.
Единственной же неизменной вещью на протяжении существования человеческого
общества остается его психология: моральные нормы, этические принципы в
отношениях между людьми. Для рассмотрения данных отношений как нельзя лучше
подходит уникальнейшее сословие по сравнению со всеми другими,
существовавшими ранее. Это сословие самураев Японии.
Данная работа посвящена изучению специфики формирования и становления
идеологии самураев.
Целью данной работы является максимально полное и точное рассмотрение
идеологии самурайства, изучение её истоков, специфики и роли в истории и
культуре Японии.

Содержание

Введение 2
1. Бусидо - кодекс самураев. 5
1.1. Роль бусидо в жизни самурая. 5
1.2. Письменные источники кодекса самураев. 6
1.3. Основные требования бусидо. 7
1.4. Истоки кодекса самураев. 8
1.5.Основные принципы бусидо. 9
1.6. Второстепенные принципы самурайской этики. 11
1.7. Обратная сторона принципов бусидо 15
1.8. Роль личности в системе моральных приорий и её философские основы. 17
2. Харакири 19
3. Религиозные воззрения самураев 22
Заключение. 26
Список используемой литературы: 27

Работа содержит 1 файл

Этика и философия самураев.doc

— 145.50 Кб (Скачать)

чести. 
 

1.3. Основные  требования бусидо. 

      Бусидо даже нельзя назвать  учением в прямом смысле, это,  скорее,  одна

из форм выражения  феодальной идеологии, её основные  положения  и  принципы,

развивавшиеся из поколения в поколение в  течении длительного времени.

      При всём этом бусидо являлось  сословной моралью.  Оно  служило   только

самурайству, оправдывало  все его действия и отстаивало его  интересы.  Чётко

и довольно  вразумительно  требования  Бусидо  сформулированы  в  "Начальных

основах воинских искусств" Дайдодзи Юдзана:

"Истинная  храбрость заключается в том,  чтобы жить, когда правомерно  жить,  и

умереть, когда  правомерно умереть.

К смерти следует  идти с ясным сознанием того, что  надлежит делать самураю  и

что унижает  его достоинство.

Следует взвешивать каждое слово и неизменно задавать себе вопрос, правда  ли

то, что собираешься  сказать.

Необходимо быть умеренным в еде и избегать распущенности.

В делах повседневных помнить о смерти и хранить  это слово в сердце.

Уважать  правило  "ствола  и  ветвей".  Забыть  его  -  значит  никогда   не

постигнуть добродетели,  а  человек,  пренебрегающий  добродетелью  сыновней

почтительности, не есть самурай. Родители - ствол дерева, дети - его ветви.

Самурай должен быть не только примерным сыном, но и верноподданным.  Он  не

оставит господина  даже в том случае, если число  вассалов его  сократится  со

ста до десяти и  с десяти до одного.

Верность, справедливость и мужество суть три природные  добродетели самурая.

Если самурай,  лёжа  в  постели,  слышит  разговор  о  своём  господине  или

собирается сказать  что-либо сам, он должен встать и одеться. 
 

1.4. Истоки кодекса  самураев. 

      Самурайская  мораль  сформировалась  в  общих  чертах  одновременно  с

системой сёгуната, однако основы её существовали задолго до  этого  времени.

Нитобэ Инадзо выделял  в  качестве  основных  источников  бусидо  буддизм  и

синто, а также  учения  Конфуция  и  Мэн-цзы.  И  действительно,  буддизм  и

конфуцианство, пришедшие в Японию из Китая вместе  с  его  культурой,  имели

большой успех  у аристократии и быстро  распространились  среди  самурайства.

То, чего не  доставало  самураям  в  канонах  буддизма  и  конфуцианства,  в

изобилии давало воинам синто.

      Наиболее важными доктринами, которые  бусидо почерпнуло из синтоизма

Особенно  сильное  влияние   на   бусидо   оказал   буддизм   махаянистского

направления, проникший  в Японию в 522 г. Многие философские  истины  буддизма

наиболее  полно  отвечали  потребностям  и  интересам  самураев.  При   этом

популярнейшей  сектой  буддизма   была   "дзен",   монахи   которой   внесли

значительный  вклад в дело развития бусидо.

      Созвучие мировоззрения сословия  воинов,  с  положениями   дзен-буддизма

позволили  использовать  секту  "дзен"  в  качестве   религиозно-философской

основы этических  наставлений самурайства. Так, например,  бусидо  восприняло

из дзен  идею  строгого  самоконтроля.  Самоконтроль  и  самообладание  были

возведены в  ранг  добродетели  и  считались  ценными  качествами  характера

самурая.

      В  непосредственной  связи  с  бусидо  стояла  также  медитация  дзен,

вырабатывавшая  у самурая уверенность  и  хладнокровие  перед  лицом  смерти,

которые рассматривались  как нечто положительное и  великое, как  мужественное

вхождение в "му" - небытие.

      Из  конфуцианства   идеология   самураев   прежде   всего   восприняла

конфуцианские требования о "верности долгу", послушании своему господину,  а

также  требования,   касающиеся   морального   совершенствования   личности.

Конфуцианство  способствовало  возникновению  в  среде  самураев  и   в   их

идеологии  презрения  к  производительному  труду,  в  частности   к   труду

крестьян. То же самое легло в основу этико-политической  философии  Мэн-цзы,

другого  корифея   конфуцианства,   который   называл   принцип   управления

господствующего класса "всеобщим законом вселенной".

      Так под воздействием синто,  буддизма  и  конфуцианства   формировались

основные принципы самурайской этики, входившие в  качестве составной части  в

мораль феодального  общества, имеющую название "дакоту" (кит.: дао-дэ).

      В числе главных  принципов   самурайской  морали  выделялись:  верность

господину; вежливость; мужество;  правдивость;  простоту  и  воздержанность;

презрение к  личной выгоде и деньгам. 
 

1.5.Основные принципы  бусидо. 

      Основным в бусидо были верность  сюзерену, с которым буси  находился   в

отношениях  покровительства  и  служения,  и   честь   оружия,   являвшегося

привилегией  воина-профессионала,  а  не  идеи  лояльности  к  монарху   или

патриотического отношения ко всей Японии.

      Принцип верности выражался в  беззаветном служении сюзерену  и  опирался

на положения  о  верности,  почёрпнутые  из  синто,  буддийское  убеждение  в

бренности всего  земного, которое усиливало у  самурая  дух  самопожертвования

и  не  боязни  смерти,  и философию конфуцианства,  сделавшую   лояльность

(верность вассала  феодалу) первой добродетелью.

      В  моральном  кодексе   самураев  феодальной  эпохи   большое   значение

придавалось также  катакиути - кровной мести, узаконенной бусидо  в  качестве

вида нравственного  удовлетворения чувства справедливости. Верность  сюзерену

требовала непременного отмщения за оскорбление господина.

      Рядом с  верностью  стоял   принцип  долга,  превративший  естественную

настойчивость и упорство воинов в возвышенное начало морального  порядка.  В

соответствии  с догмами конфуцианства долг - это "смысл  и  закон  явлений  и

жизни",  "прямота  души  и  поступков",  или  "справедливость".  Из  понятия

справедливость  выводилось понятие "благородство", которое считалось "высшей

чуткостью справедливости". "Благородство, - сказал один знаменитый  буси,  -

это способность  души принять определённое решение… согласно с совестью,  без

колебания: "Умереть, если это нужно, убить - когда это  потребуется".  Другой

самурай заметил, что без понятия о благородстве  "ни  талант,  ни  наука  не

могут выработать характера самурая".

      В японском языке долг, чувство  (сознание)  долга  обозначается  словом

"гири" (букв.:  "справедливый  принцип"),  которое   произошло  от  "гиси"  -

"верный вассал, человек чести и долга, человек   благородства".  Выбор  между

долгом (гири) и  чувствами (ниндзё) всегда должен был  разрешаться  в  пользу

долга.

      Кроме верности и чувства долга  одним  из  ключевых  требований  Бусидо

была личная храбрость, несгибаемое мужество самурая,  пример  которого  даёт

нам  биография  Такэда  Сингэна.  Мужество  подобного   рода   было   плодом

физической закалки, психической уравновешенности и  спокойного  презрения  к

смерти.

      Бусидо признавало только разумную храбрость, осуждая  напрасный  риск;

неразумная, бесцельная смерть считалась "собачьей смертью".

      Принцип скромности  вырабатывался   вследствие  подчинённого  положения

рядовых  воинов,  невозможности  для  них  поднимать  голову   перед   своим

господином.  К  скромности   было   близко   также   понятие   "вежливость",

подразумевавшее терпение, отсутствие зависти и зла.  В  лучшей  своей  форме

вежливость  приближалась,  по  конфуцианским  понятиям,  к  любви.  Развитию

принципа вежливости  способствовали  постоянные  упражнения  в правильности

манер, которые  должны были привести все члены  организма  в  гармонию,  "при

которой поведение  будет показывать господство духа над  плотью". 
 

1.6. Второстепенные  принципы самурайской этики. 

      Наряду  с  указанными  выше  основными  принципами  самурайская   этика

включала в  себя ряд  второстепенных,  неразрывно  связанных  с  главными  и

определявших  поступки и поведение самураев.

      Умение владеть собой и управлять   своими  чувствами  было  доведено  у

самураев до большого совершенства.  Душевное  равновесие  являлось  идеалом

бусидо, поэтому  самурайская этика возвела этот принцип в ранг добродетели и

высоко его  ценила. Яркой иллюстрацией способности  к  самоконтролю  самураев

является обряд харакири.

      Отношение самурая  к  смерти,  многократно  воспетое  в   литературе  и

неоднократно  подтверждённое историческими примерами, отнюдь не являлось чем-

то  исключительным  для  народов  Дальнего  Востока.  Наоборот,  оно   было

естественным   для   всей   даосско-буддийской    системы    мировоззрения,

определявшей  жизнь человека как  звено  в  бесконечной  цепи  перерождений.

Самоценность  земной жизни для ревностного  буддиста любого толка была  очень

невелика.  Буддийский тезис о непостоянстве всего сущего (мудзё-кан)  лежит

в основе всей японской культуры. 

                    С чем же сравнить тело твоё, человек?

                   Призрачна жизнь, словно роса  на траве,

                           словно мерцанье зарниц.

      В этом стихотворении дзенского мастера Роана отражён  не  субъективный

взгляд на действительность, а универсальная истина,  не  требующих  никаких

подтверждений. Именно такое представление о  смерти было присуще и самураям,

которые видели своё предназначение  в  том,  чтобы  "уподобиться  опадающим

лепесткам сакуры", погибнуть в бою, "словно яшма, разбивающаяся об утёс".

      Самодисциплина, усугублявшаяся изощрёнными  регламентациями, заставляла

самурая всегда и во всём следовать закону чести, что,  согласно  убеждениям

Информация о работе Этика и философия самураев