Этика деловых отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 20:20, реферат

Описание работы

Этика деловых отношений занимается анализом взаимоотношений деловых партнёров с позиции толкования нравственных оценок причин успехов или неудач в какой-либо деятельности, в частности, в коммерческой и управленческой. А соблюдение культуры в отношениях между подчиненными и руководителями является залогом продуктивной и качественное работы всей фирмы.

Работа содержит 1 файл

etika.docx

— 23.14 Кб (Скачать)

Введение

         Подавляющее большинство членов общества почти  всю свою сознательную жизнь связаны  с теми или иными организациями, являясь их работниками либо вступая  с ними в контакт.

         Основными составляющими любой организации  являются люди, входящие в данную организацию, задачи, для решения которых данная организация существует, и управление, которое формирует, мобилизует и  приводит в движение потенциал организации  для решения стоящих перед  ней задач. 

         По-этому, большое внимание уделяется изучению этики и культуры деловых отношений, бизнеса и управления с целью  повышения уровня культуры этих отношений.

         Этика раскрывает нравственное значение действий, мотивов, характеров. Этика, оставаясь  серьёзной философской наукой, становится одновременно жизненной позицией как  общества в целом, так и отдельных  его членов.

         Есть  комплекс причин, вызвавших появление  интереса к деловой этике. Главная  среди них - суммарный вред неэтичного, нечестного делового поведения, ощущаемый  не только потребителями, но и производителями, деловыми партнёрами, сотрудниками, обществом  в целом, превышение этого общественного  вреда над индивидуальной или  групповой выгодой.

         Этика деловых отношений занимается анализом взаимоотношений деловых партнёров  с позиции толкования нравственных оценок причин успехов или неудач в какой-либо деятельности, в частности, в коммерческой и управленческой. А соблюдение культуры в отношениях между подчиненными и руководителями является залогом продуктивной и качественное работы всей фирмы.

Глава 1. Этика управления

1.1. Понятие этики

         Чтобы сделать выбор в пользу правильного  поведения, важно иметь начальное  представление об этике. Этические  нормы, существующие в том или  ином обществе, на разных этапах исторического  развития регулировали деловое общение.

         В переводе с греческого языка этика  означает обычай, нрав. Этика имеет  дело с принципами, которые определяют правильное или неправильное поведение. Впервые термин «этика» упомянул Аристотель, живший в античную эпоху  и поднимавший вопрос о том, что  люди должны делать, чтобы совершать  правильные, нравственные поступки. Сегодня  этику понимают как учение о морали и нравственности. Основу предмета этики составляет учение о природе  морали как особого социального  явления, о роли морали в жизни  общества, так как мораль выступает  одним из факторов, регулирующих и  нормирующих личную и общественную деятельность людей. Знание этого необходимо руководителю при осуществлении  управления производством, для придания действиям людей целевого нравственного  характера.

         Важнейшими  категориями этики являются:

  • «добро»;
  • «зло»;
  • «справедливость»;
  • «долг»;
  • «совесть»;
  • «ответственность»;
  • и др.

         В нашей стране этические правила  закреплены в законодательстве. Фактически все правовые нормы являются отражением этических взглядов, носителем которых  в момент принятия законов был  законодатель. Однако воплотить на практике этические принципы совсем не просто. В рыночной экономике, которая предоставляет свободу действия её участникам, перед деловыми людьми в процессе их деятельности, общения часто возникают моральные дилеммы. Они возникают из противоречий самой жизни: с одной стороны, человек стремится вести себя нравственно, должным образом, ориентируясь на нравственный идеал, а с другой - ему необходимо удовлетворить свои потребности, что часто связано с нарушением нравственных норм. Таким образом, идеальные нормы вступают в конфликт с фактическими нормами поведения людей, возвышенный идеал может не совпадать с практическим расчётом.

 

1.3. Этика в управлении организацией

         Управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимых для того, чтобы сформировать и достичь целей организации.

         Считается, что эффективность работы в организации  определяется степенью и уровнем  развития вертикального развития труда. По сути, речь идёт об организации труда  руководителей по координации деятельности структурных подразделений и  исполнителей. Управленческий труд выделился  в особую категорию общественного  труда. Вследствие этого работа по управлению отделяется от неуправленческой работы, поскольку управление как вид  деятельности присуще любому совместному  труду.

         Управленческий  труд - это вид общественного труда, основной задачей которого является обеспечение целенаправленной, скоординированной  деятельности, как отдельных участков совместного трудового процесса, так и трудовых коллективов в  целом.

         Управленческая  этика - это адаптированные к практическим нуждам руководителя сведения об основных этических понятиях. Закономерностях  формирования коллективистских отношений; о нравственных ценностях, одухотворяющее воздействующих на людей; о моральных требованиях к стилю работы и облику руководителя.

         Знания  по управленческой этике, наряду с управленческой психологией составляют основу человековедческого образования руководителей. Такое образование - неотъемлемый элемент их научно-профессиональной компетенции.

         Этика бизнеса сосредоточена на широком  спектре вариантов поведения  управляющих и управляемых. Более  того, в фокусе её внимания - и цели, и средства, используемые для их достижения и теми и другими. Действия руководителей или рядовых работников, нарушающие закон, также следует расценивать как неэтичные. Однако действия, не нарушающие закона, могут рассматриваться, а могут и не рассматриваться неэтичными в зависимости от личной систем ценностей. Варианты поведения, считающиеся неэтичными - это дача взятки, вымогательство, подарки. А так же выплата соучастнику части незаконно полученных денег; конфликт на почве столкновения интересов; нарушение законов в целом; мошенничество; раскрытие секретов компании; использование информации, полученной в доверительной беседе от членов «своей» группы; незаконные выплаты политическим организациям; противоправное поведение ради интересов фирмы. К неэтичным действиям людей с явным нарушением закона относятся фальсификация документов, отправляемым службам государственного регулирования, присвоение средств, сексуальные домогательства в рабочей среде. Действия с нарушением закона, которые относятся к загрязнению окружающей среды, безопасности продукции и безопасности труда, тоже следует считать неэтичными.

         Очевидно, что действуя в собственных интересах, многонациональные корпорации должны рассматривать себя в качестве посредников в обменах, обуславливающих экономическое и социальное развитие. Желая или не желая этого, такие корпорации часто решающим образом и длительно воздействуют на другие страны. Поэтому следует тщательно оценивать влияние на местные культуру, институты, религию. Для этого необходимо периодически устраивать «ревизии воздействия на этику». Проблемы, создаваемые поведением многонациональных корпораций в отсутствии такого анализа, становятся объектом регулирования со стороны правительства страны-хозяина или более крупных регулирующих органов (например, ОЭСР или ООН), наделенных региональными или всемирными полномочиями.

         Поэтому в интересах каждой компании установить единые этические принципы по операциям во всех регионах мира, причём на возможно более высоком уровне, и неукоснительно и сознательно следовать им.

 

Глава 2. Культура управления

         Культура  управления - комплексная, обобщающая характеристика управленческого труда, отражающая его качественные черты и особенности. Она включает совокупность знаний, их структуру и глубину, мировоззрение, морально-этические нормы работы, отношения к труду, навыки в организации работы, умение владеть собой и понимать особенности работающих рядом людей. Культура управления проявляется также в эстетике работы, стремлении оформить и выполнить ее красиво.

         Управленческая  деятельность - это, прежде всего, осмысленная  деятельность, цель которой поднять  эффективность организации производства. 
Отсюда и высокая требовательность к руководящему составу любого ранга, будь это директор, сельский бригадир, губернатор или министр, руководитель фирмы или дирижер симфонического оркестра. В их руках находится успех дела, благополучие людей, от их профессиональной подготовки, творческой инициативы, от умения строить взаимоотношения с людьми в решающей степени зависит успех любого дела или провалы в работе.

         Новые условия хозяйствования, повышение  образовательного уровня и зрелости менеджеров дали мощный толчок развитию управленческой культуры. 
Управленческие службы не только коренным образом изменили отношение к управленческой культуре, но и заняли активную позицию в формировании, изменении и использовании ее как фактора повышения конкурентоспособности, эффективности производства и управления организацией.

         Сам термин "культура" (от лат. cultura) буквально означает воспитание, образование и развитие. В широком смысле, термин 
"управленческая культура" употребляется для характеристики организационно- технических условий и традиций управления, профессионального и нравственного развития руководителя. В узком значении культура управленческого труда может трактоваться как служебная этика руководителя.

         Осмысливая  изложенное, управленческую культуру можно представить как совокупность типичных для менеджера ценностей, норм, точек зрения и идей, которые  сознательно формируют образец  его поведения.

         Специфика культуры управленческого труда  состоит в том, что в её основе лежат определенные нормы, которые  должны строго соблюдаться менеджером: а) юридические нормы управленческого  труда, которые отражены в государственно-правовых нормативных актах. Культура менеджера в этом смысле состоит в знании и выполнении юридических норм; б) моральные нормы - нормы, которые регулируют поведение руководителя в такой важной области, как нравственность и мораль; в) организационные нормы - устанавливают структуру организации, состав и порядок деятельности функциональных подразделений и их руководителей; правила внутреннего распорядка и другие нормы организационного плана, принятые и используемые в любой организации; г) экономические нормы 
- регулируют экономическую деятельность организации.

         Имеются и другие виды норм (технические, эстетические и т.п.), которые определенным образом  формируют управленческую культуру. В конечном итоге образуется совокупность элементов, аттестующая деятельность менеджера в рамках культуры управленческого  труда.

         Культуру  управленческого труда принято подразделять на:

  • Личную культуру руководителя, включающую в себя: уровень квалификации, этическое воспитание, личную гигиену и внешний вид, форму обращения к подчиненным;
  • Рациональное распределение рабочего времени.
  • Культуру содержания рабочего места.
  • Культуру проведения массовых мероприятий.
  • Культуру приема посетителей. Она предполагает соблюдение правил и требований при приёме работников, как по личным, так и по служебным вопросам.
  • Культуру в работе с письмами. Сюда входит обязательная регистрация писем, определение сроков их рассмотрения, персональная ответственность руководителя за своевременное и правильное реагирование на них, обязательный ответ на каждое письмо. Так, например, в авиакомпании
  • Культуру речи. Около 80 % рабочего времени руководителя связано с контактами с людьми. Поэтому умение говорить (общаться) является важной составной частью культуры труда руководителя.
  • Организационную культуру (работа с кадрами).

         

 

Заключение

         Управление сложный процесс, требеющий от руководителя отточенности навыков общения с людьми и способности находить компромиссы в любои ситуации. Знание этических норм и соблюдение культуры поведения на предприятии являются важнеишими составляющими имиджа успешного руководители, и залогом слаженной работы организации. 

Информация о работе Этика деловых отношений