Этика человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 19:14, реферат

Описание работы

Ха́нжество — показная (демонстративная) форма благочестия и набожности при тайной или явной неверности исповедуемым идеям. Разновидность морального формализма и лицемерия. Как пишет Ноам Хомский, ханжа (лицемер) — это тот, кто прикладывает к другим стандарты, которые отказывается применять к себе [1]. Общество негативно относится к проявлениям ханжества, так как такое поведение рассчитано главным образом на публику или для самооправдания.

Работа содержит 1 файл

этика.docx

— 28.75 Кб (Скачать)

Ха́нжество — показная (демонстративная) форма благочестия и набожности при тайной или явной неверности исповедуемым идеям. Разновидность морального формализма и лицемерия. Как пишет Ноам Хомский, ханжа (лицемер) — это тот, кто прикладывает к другим стандарты, которые отказывается применять к себе [1]. Общество негативно относится к проявлениям ханжества, так как такое поведение рассчитано главным образом на публику или для самооправдания.

Основные характеристики ханжества:

  • демонстративность поведения;
  • несоответствие демонстрируемых человеком добродетелей его истинной сущности;
  • крайности в отрицании аморальности (напр. формы аскетизма, наносящие вред здоровью человека).

Ханжество может быть сознательным (лицемерным) и бессознательным (неосознанным). Ханжество в форме сознательного лицемерия проявляется в своего рода «ношении маски» высокоморальной личности при явном осознанном несоответствии реального морального облика «маске» праведника. Ханжество в неосознанном виде может быть своего рода ложью самому себе, не вполне осознанным стремлением выделиться, завоевать доверие или уважение [2]. В речеповеденческой сфере ханжа использует все резервы лжи, демагогии, софистики; в частности, активно используются расплывчатые понятия ("справедливость", "честность", "благородство", "гуманизм", "помощь", "принципиальность" и под.). Размытость семантики этих слов позволяет делать широкие и неверифицируемые заявления о наличии/отсутствии тех или иных качеств как у себя, так и у окружающих. Еще одна особенность - обильное использование оценочных суждений, особенно эмоционально выраженных, которые призваны заблокировать у слушателей стремление подвергнуть рациональной проверке обоснованность этих оценок. Попытка такую проверку предпринять провоцирует реакцию гнева, возмущения, негодования и под., обычно вполне театральную. Все это делает дискуссии с ханжой заведомо бесперспективными, противостояние мыслимо не в сфере слов, а в области изобличающих ханжу фактов.

Меща́нство (польск. mieszczanin — горожа́нин) — в России до 1917 года — сословие, низший разряд городских обывателей. Мещане относились к податным сословиям, несли рекрутскую и податную повинность, могли подвергаться телесным наказаниям.

Мещанство берёт  начало от посадских (жителей городов и посадов) Московского государства, в основном — ремесленников, мелких домовладельцев и торговцев. Считается, что название происходит от польского и белорусского названия небольших городов — «местечко». Официально сословие мещан было оформлено в Жалованной грамоте городам Екатерины II, в 1785 году. Наименование «мещане» в ней было определено как: «городовые обыватели», «среднего рода люди», мелкие торговцы и ремесленники. Мещанское сословие по положению стояло ниже купеческого. Именно мещанам принадлежала бо́льшая часть городского недвижимого имущества. Будучи основными плательщиками налогов и податей, мещане, наряду с купцами, относились к категории «правильных городских обывателей».

Мещане города объединялись в «мещанское общество». Принадлежность к мещанству оформлялась записью  в городовой обывательской книге, то есть всякий мещанин был приписан к определённому городу. Покинуть на время населённый пункт своего проживания мещанин мог только по временному паспорту, а перейти в другой — с разрешения властей (которое, впрочем, обычно давалось). Звание мещанина было наследственным. Записаться в мещане мог любой городской житель, который имел в городе недвижимую собственность, занимался торговлей или ремеслом, платил подати и исполнял общественные службы. Исключить мещанина из сословия мог только суд или мещанское общество. Мещанин платил подушную подать, внутренние городские сборы, отбывал рекрутскую повинность. Мещане имели право корпоративного объединения и сословного мещанского самоуправления (которое реализовывалось через мещанские управы). Для них существовал отдельный, мещанский суд. В середине XIX века мещане были освобождены от телесных наказаний, с 1866 года — от подушной подати.

Мещане-ремесленники переходили в разряд цеховых: всякий, кто постоянно занимался каким-либо ремеслом, обязан был записываться в цех. Ремесленники по званию делились на мастеров и подмастерьев. Мастером мог сделаться только подмастерье, пробывший в этом звании не менее трех лет.

Между мещанством и купечеством всегда существовала тесная связь. Разбогатевшие и развившие своё предприятие мещане переходили в купечество, обедневшие купцы — в мещанство. В 1863 году была отменена низшая, третья гильдия купечества, и все купцы, приписанные к ней, были переведены в мещанство. Запись в мещане была возможна для государственных крестьян, а после отмены крепостного права — для всех крестьян, но при условии выхода из сельского общества (общины) и с согласия властей. Также в мещане нередко переходили отставные военнослужащие, получавшие при этом ряд льгот, в том числе освобождение от податей. После отмены крепостного права мещанское сословие было в значительной мере пополнено крестьянами, однако, как отмечали современники, эти «новые мещане» зачастую переходили в новое качество только для того, чтобы не платить подати. В действительности они не занимались торговлей и ремёслами, а, купив дом в городе, арендовали землю и продолжали жить земледелием. Некоторые из мещан получали образование и переходили в сословие разночинцев.

В 1811 году в России было 949,9 тыс. мещан (что составляло 35 % городского населения). Согласно данным переписи 1897 года в России было 13386,4 тыс. мещан, то есть мещане были вторым по своей численности сословием после крестьян в составе коренного населения страны. Хотя мещанство формально имело своё самоуправление (мещанское управление), но как податное, а позже «бывшее податное» сословие, мещанское самоуправление лишь в весьма слабой степени служило нуждам членов сословия и по сути являлось бесплатным (для государства) органом финансово-полицейского управления.

Мещанское сословие было отменено вместе с прочими сословиями и званиями c Октябрьской революцией 1917 года.

 

 

Мораль Коммунистическая

- высш. ступень историч. развития морали. М. к. - одна из сторон коммунистич. идеологии и образа жизни. Имеет свои истоки и начало в революц. морали пролетариата, получает дальнейшее развитие в М. строителей социалистич. и коммунистич. общества. М. к. включает в себя и развивает «основные общечеловеческие моральные нормы, которые выработаны народными массами на протяжении тысячелетий в борьбе с социальным гнетом и нравственными пороками» (Программа КПСС. М., 1976, с. 119). Отвергая репиг. санкцию и идеалистич. обоснование нравств. принципов, М. к. открыто основывается на практич. земных интересах и служит развитию, совершенствованию личности и общества. Если религ. проповедники видят в нравств. самосовершенствовании личности ключ к решению всех соц. проблем, то коммунистич. учение выдвигает в качестве гл. задачи революц. перестройку обществ, (прежде всего материальных) отношений. В процессе этой перестройки, к-рая предполагает наличие как объективных, так и субъективных предпосылок, в т. ч. революц. мораль, преобразуются одновременно и сама действительность и человек, его внутр. мир. С уничтожением противоположности интересов общества и личности исчезают и отражения этой противоположности в сфере морального сознания — противоречия между убеждениями и жизнью, трудом и наслаждением, долгом и склонностями, эгоизмом и самоотверженностью, добродетелью и счастьем и др. Личность обретает внутр. гармонию и цельность. Моральные нормы перестают быть нормами только должного, становясь нормами личной и обществ, жизни. Личность обретает подлинную свободу, предпосылками к-рой является уничтожение как материального, так и духовного, в часта, религ-, гнета. В этих условиях становится возможным осуществление в полной мере гуманизма человеч. отношений, справедливости, равенства, коллективизма. Свободное развитие каждого явится условием свободного развития всех. Самоосуществление личности, раскрытие заложенных в ней возможностей всестороннего развития будут совладать с миссией обществ. служения. М.. к. чужды религ. идеалыаскетизма, самоподавления, она утверждает самоценность человеч. личности и ее право на счастье.

 

ПРИНЦИПЫ ЭТИКИ  ПРАВ ЧЕЛОВЕКА.

понятием "права  и свободы человека" связано  качественное изменение европейской  нравственной культуры в эпоху Нового времени.  
концепции прав и свобод человека, рассмотренной в качестве особой этико-нормативной программы, состоит в следующем. Каждый человек вправе стремиться к счастью на том пути, который представляется ему наилучшим, если он этим самым не наносит ущерба свободе других стремиться к подобной же цели. Никто не должен заставлять другого индивида быть счастливым так, как он представляет селе счастье и благополучие человеческой жизни. Отношение к людям, основанное на принципе благоволения, отношение патерналистское, сколь бы высокогуманными мотивами оно ни было пронизано, является проявлением произвола и деспотизма. Нравственный долг человека состоит в том, чтобы активно и ответственно, предельно самостоятельно строить свою жизнь, не нарушая при этом права и свободы других лиц.

прав человека исходит из того, что все люди равны от природы и все они обладают некоторыми неотчуждаемыми правами.

принципов этики  прав человека в Новое время начинают отличать содержательные установки  нравственного сознания людей –  субъективные представления индивидов  о добре и зле, смысле жизни, справедливости и т.д.

Принцип свободы  совести и вероисповедания как  раз и исходит из того, что каждый индивид вправе жить согласно тем  субъективным нравственным и религиозным  представлениям и идеалам, которые  он считает наилучшими, если только он не нанести ущерба свободе совести  и вероисповедания других людей. Поэтому только нормы этики прав человека, в частности нравственной и религиозной терпимости, наделяются свойством объективности и всеобщности, рассматриваются как отражение  объективного, естественного порядка  вещей (или безусловных определений  разума, или закономерностей общественного  развития), но в любом случае не продуктом  субъективных представлений об этих процессах.

Соблюдение принципов  и норм этики прав человека считается  строго обязательным.

 

Проблема нравственного  прогресса

История этической мысли  является отражением эволюции норм морали. Этот процесс включает как позитивные достижения, так и негативные явления в области морали. Мораль была сформирована в процессе социализации человека:

• выделение человека из животного мира, преодоление биологических  рефлексов;

• образование социальных общностей;

• становление отношений  в коллективе;

• возникновение правил общежития.

Мораль эволюционировала от внутриплеменных правил до общечеловеческих моральных норм. Возникают высшие ориентиры нравственного поведения  и сознания людей (принципы "высокой" морали).

С установлением господства христианской религии добродетели  прошлых времен (справедливость, мужество и др.) дополнились христианскими  добродетелями: милосердием, любовью (которая  распространяется даже на врагов) и  т. д. Религиозная мораль является объединяющим началом: она обращена ко всем людям  вне зависимости от социальной принадлежности, пола, национальности, места и страны жительства.

Улучшение нравов общества связано с возвышением роли разума человека. Новшества в морали явились  результатом роста самосознания человека, морального творчества индивида.

Идеи морали распространяются на все сферы общественного сознания:

• политику - осуждение безнравственных политических решений и т. п.;

гуманистические принципы морали зафиксированы в международных  соглашениях;

• экономику - соблюдение договоров и пр.;

• гуманизацию сферы права (движение за отмену смертной казни);

• экологическое движение - защита окружающей среды и т. д.

Расширяется сфера применения норм морали. Явления, которые в прошлые  века были морально нейтральными, получают моральные оценки (например, современных  людей возмущают случаи жестокого  обращения с животными).

Усложняется механизм воздействия  морали. В прошлом основными регуляторами являлись принуждение, страх и др.

В современном обществе человек  получил возможность свободного морального выбора.

Многие моралисты придерживаются скептических взглядов на процесс нравственности. Нравственный прогресс связан с социальными условиями. Падение нравов происходит в период перехода от одного общественно-экономического строя к другому.

Этот процесс сопровождается кризисными явлениями во всех сферах жизни общества (экономике, социальной и духовной сферах и пр.).

Питирим Сорокин выделил следующие признаки нравственного кризиса общества:

• утилитарный подход к  оценке социальных явлений и деятельности людей;

• стремление людей к  богатству и чувственным наслаждениям;

• моральная атомизация индивидов;

• моральная анархия.

Моральная анархия выражается в:

• установлении каждым человеком собственных моральных норм;

• изменчивости нравов;

• отсутствии чувства моральной ответственности;

• иррациональности морального мышления;

• увеличении роли насилия в обществе и др.

В XX в. в условиях развитой индустриальной цивилизации частота войн превысила среднюю частоту войн прошедших веков в 1,5 раза (Серебрянникова В.В. Социология войны).

Вооруженные конфликты XX в. (военные, этнические) включают разнообразные  методы борьбы, которые в основном направлены против мирного населения: экономические (санкции, эмбарго), информационные, идеологические, диверсионные, террористические. Создавали концентрационные лагеря, гетто, применялись массированные бомбардировки, усовершенствованное оружие массового поражения.

Вооруженные конфликты становятся средством наживы: войны могут  быть развязаны из-за столкновения экономических интересов, на поставках  оружия наживаются огромные капиталы.

В условиях кризиса индустриального  общества возникает угроза нравственного отчуждения личности вследствие опосредованного характера общественных отношений, взаимоотношений людей (Интернет и пр.), рационализации восприятия внешнего мира, утраты природного, эмоционального восприятия.

Этому способствуют средства массовой информации практикующие:

• манипулирование сознанием  людей, общественным мнением;

- фальсификацию духовных  явлений;

Информация о работе Этика человека