Этика бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 16:42, реферат

Описание работы

В Соединенных Штатах и в Западной Европе этика бизнеса давно уже существует как научная дисциплина, исследующая в соответствующем ракурсе менеджмент, экономику, стратегическое планирование, финансы, учет, маркетинг. В сферу этики бизнеса входят взаимоотношения между корпоративной и универсальной этикой, проблема социальной ответственности бизнеса, вопросы приложения общих этических принципов к конкретным ситуациям принятия решений, влияние религиозных и культурных ценностей на экономическое поведение и др. Существуют специализированные периодические издания (например, Journal of Business Ethics) и большое количество монографий.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………...3
1. Главные принципы этики………………………………………………...4
2. Основные этические направления………………………………....6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………...9
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

этика бизнеса..docx

— 32.39 Кб (Скачать)

ХАКАССКИЙ ТЕХНИЧКСКИЙ  ИНСТИТУТ ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧЕРЕЖДЕНИЯ  ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СИБИРСКИЙ  ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ : «КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ»

ТЕМА : «ЭТИКА БИЗНЕСА»

 

 

 

 

 

ВЫПОЛНИЛА:

СТУДЕНТКА ГРУППЫ : 72-6

НОВИКОВА  НАТАЛЬЯ ЕВГЕНЬЕВНА

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ ХЭк 12-06 080200.62

 

ПРОВЕРИЛА : КАСЬК О.В.

 

 

 

АБАКАН 2012

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………...3

1. Главные принципы этики………………………………………………...4

2. Основные этические направления………………………………....6

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………...9

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Вопросы взаимоотношения  этики и экономики в последнее  время начинают активно обсуждаться  в нашей стране. Монографии и статьи концентрируются вокруг двух тем: влияния  религии, морали, культуры в целом  на экономическое поведение человека и утилитарно-просветительской темы этикета в деловой жизни.

В Соединенных Штатах и  в Западной Европе этика бизнеса  давно уже существует как научная  дисциплина, исследующая в соответствующем  ракурсе менеджмент, экономику, стратегическое планирование, финансы, учет, маркетинг. В сферу этики бизнеса входят взаимоотношения между корпоративной  и универсальной этикой, проблема социальной ответственности бизнеса, вопросы приложения общих этических  принципов к конкретным ситуациям  принятия решений, влияние религиозных  и культурных ценностей на экономическое  поведение и др. Существуют специализированные периодические издания (например, Journal of Business Ethics) и большое количество монографий.

Этика бизнеса как прикладная область знаний сформировалась в  Соединенных Штатах и в Западной Европе в 1970-х годах XX века. Однако моральные  аспекты бизнеса привлекали исследователей уже в 60-е годы. Научное сообщество и деловой мир пришли к выводу о необходимости повышения "этического сознания" профессиональных бизнесменов  при проведении ими деловых операций, а также "ответственности корпораций перед обществом". Особое внимание обращалось на участившиеся случаи коррупции как среди правительственной бюрократии, так и среди ответственных лиц различных корпораций. Определенную роль в становлении этики бизнеса как научной дисциплины сыграл знаменитый "Уотергейт", в который были вовлечены виднейшие представители администрации президента Р. Никсона. К началу 1980-х годов большинство школ бизнеса в США, а также некоторые университеты включили этику бизнеса в свои учебные программы. В настоящее время курс этики бизнеса входит и в учебные планы некоторых вузов Украины.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

1.Главные принципы этики

Главное, что определяет своеобразие  и придает внутреннюю стройность и целостность на первый взгляд противоречивой этике бизнеса, заключено в трех неявных этических постулатах: принципе экономической целесообразности, принципе ситуативности и принципе индивидуальной ответственности.

Принцип экономической целесообразности. Первое, что задает направленность действий всех представителей бизнеса, что роднит множество непохожих друг на друга людей, ситуаций и действий - это их следование канону экономической целесообразности. Канону, который естественно вытекает из природы самой деятельности, поскольку его серьезное нарушение объективно лишает человека возможности заниматься этим видом деятельности.

Подчеркнем сразу, что  принцип экономической целесообразности рассматривается нами не как фактор, тотально определяющий все мысли  и поступки бизнесмена, но как некоторый "ограничитель снизу". Ведь бизнесмен  может руководствоваться в своей  деятельности множеством различных  мотивов, ориентироваться на самые  разные важные для себя ценности, но, в конечном счете, он не может себе позволить, чтобы принимаемые им по тем или иным мотивам решения  оказывались экономически нецелесообразными  в такой мере, чтобы представлять собой угрозу существованию его  дела.

Но именно этот принцип  легко трактуют иначе, когда о  бизнесе пишут, что целью его  является "жажда наживы", "погоня за прибылью", "выжимание прибавочной  стоимости", "сугубая ориентация на выгоду" и тому подобные вещи. На наш взгляд, это именно тот  случай, когда, как утверждает Поль Маккэл, "идеология бизнеса затемнена предшествующими исследованиями политической идеологии и пропагандой. Лживость идеологии свойственна гораздо больше политике, чем бизнесу". Однако зададимся простым вопросом: кто-то же в этом мире должен действовать экономически целесообразно? Потому что, когда этого долго не происходит, - и мы это хорошо уже знаем, - социальные и этические последствия могут быть весьма и весьма печальны.

Принцип ситуативности. Принцип ситуативности является логическим продолжением и развитием принципа экономической целесообразности и в то же время во многом определяется инновационной природой бизнеса, который зачастую вынужден действовать не в стандартизованных ситуациях, а в условиях высокой неопределенности. В результате во множестве случаев, с которыми имеет дело бизнесмен, имеется большое количество противоречащих друг другу факторов, в том числе и этического порядка. Для их разрешения нет разработанного алгоритма, и каждый раз - это задача индивидуального выбора бизнесмена.

В этом отношении, важно напомнить  еще две аксиомы. Первая из них: у  каждого человека при внимательном рассмотрении оказывается своя, в  чем-то непохожая на любую другую, система этических принципов; так  же точно и в мире бизнеса не существует универсальной, "правильной" этики. То, что мы живем в одном  культурном контексте, в чем-то сближает систему наших этических правил и нашего ближайшего окружения, но в  бизнесе неизбежны встречи с  носителями совершенно иных культур, традиций и систем этики. А кроме того, и это - вторая аксиома, - сами этические системы динамичны во времени. Они вынуждены приспосабливаться к требованиям жизни, меняющихся обстоятельств, и этот факт чрезвычайно значим для бизнеса.

4

Но даже утверждение о  том, что в повседневной жизни  люди живут в унифицированной  системе этических правил, при  ближайшем рассмотрении может оказаться  не более чем иллюзией. Для того чтобы убедиться в этом, достаточно провести небольшой эксперимент. Заведите с любой группой людей разговор на тему о справедливости. Ручаемся, что не пройдет и пяти минут, как  разговор превратится в ожесточенный спор. И внимательное наблюдение за течением этого спора позволит обнаружить весьма примечательные закономерности.

 Так, один из серьезных исследователей этой темы, епископ Джеймс Пайк, говоря о соотношении традиционной христианской этики и этоса бизнеса, утверждал, что иметь стабильный этический код хорошо и правильно. Но в нем невозможно найти ответы на все возникающие вопросы. И поэтому, считает Пайк, люди должны научиться действовать в соответствии с этикой каждой ситуации. Серьезность и актуальность этой темы была признана и папой Пием ХII, выпустившим на эту тему свою энциклику "Мой взгляд на ситуативную этику". Конечно, нельзя сказать, что дискуссии на эту тему завершены и на все вопросы получены однозначные ответы. Однако имеет смысл подчеркнуть и еще одно обстоятельство, которое тесно связано с ситуативным характером этики бизнеса.

Ситуативность в принятии этических решений неразрывно связана  с усилением индивидуальной ответственности  за это решение. Я поступил так, как  поступил, не потому, что так принято  поступать и не потому, что так  делают другие. Я поступил так даже не из духа противоречия тому, что так  действуют все другие - это не антиномия. Просто подобная ситуация была уникальна в своем роде, и я  сделал свой выбор и принял за него ответственность.

Этика индивидуальной ответственности  в бизнесе. Исторически сформировавшийся смысл этой нормы, так и механизмы индивидуальной ответственности конкретного проявления в повседневной деятельности бизнесменов.

Норма индивидуальной ответственности  естественным образом формировалась  в истории практически параллельно  с развитием предпосылок бизнеса, а также разнообразных форм и  институтов предпринимательства. Важной характеристикой периода ранних форм предпринимательства является то обстоятельство, которое часто  упускается из виду. Это - мощное влияние  на человека общинной этики и психологии; принятие общиной на себя ответственности  за поведение и результаты деятельности отдельных людей. Причем это влияние  проявляется тем жестче, чем дальше в глубине истории оно просматривается.

 

 

 

 

 

 

 

5

2. Основные этические направления

В этике бизнеса сложилось  три основных подхода к моральным  проблемам бизнеса, опирающихся  на три этических направления: утилитаризм, деонтическую этику (этику долга) и "этику справедливости".

Одной из самых влиятельных  в этике бизнеса является концепция утилитаризма. Морально оправданным считается такое действие, которое в итоге приводит к максимально полезному эффекту. В обобщенной форме принцип утилитаризма формулируется следующим образом: какое-либо действие правомерно с этической точки зрения в том и только в том случае, если суммарный полезный эффект этого действия превышает суммарный полезный эффект любого другого действия, которое могло бы быть совершено вместо действия первого.

Теория утилитаризма привлекательна во многих отношениях. Ее положения  согласуются с критериями, используемыми  для интуитивной оценки моральности  поведения. Так, когда человек пытается объяснить, почему он "морально обязан" совершить ту или иную акцию, он часто  руководствуется соображениями  о пользе или вреде, которые его  действия могут принести другим людям. Соображения морали требуют учета  интересов всех окружающих наравне  с собственными интересами.

Используя принципы утилитаризма, можно объяснить, почему некоторые  виды деяний считаются аморальными (ложь, супружеская измена, убийство), а другие, напротив - морально оправданными (правдивые высказывания, верность, соблюдение обязательств). Сторонник теории утилитаризма может доказать, что лгать нехорошо потому, что ложь приведет к снижению общественного благосостояния. Когда люди лгут друг другу, они в меньшей мере способны доверять и сотрудничать. А чем меньше интенсивность доверия и сотрудничества, тем ниже общее благосостояние. Правдивость в общении-позитивный фактор, ибо укрепляет доверие и усиливает сотрудничество, тем самым способствуя укреплению благосостояния. В общем, можно утверждать, что лучшее правило - говорить правду и воздерживаться от лжи.

Наиболее "гибкий" способ количественного измерения прибыли  и расходов, сопутствующих принятию решения, базируется на использовании  денежного эквивалента. Так, ценность, которую данный объект имеет для  данного лица, можно определить по цене, которую оно готово уплатить за указанную вещь. Если за какую-либо вещь платят вдвое больше, чем за другую, то это означает, что первая вещь вдвое ценнее для покупателя, чем вторая. Чтобы определить, какую  ценность имеют те или иные объекты  для группы людей, следует узнать среднее значение цены этих объектов при условии, что эти вещи доступны на рынке для любого покупателя. Короче говоря, рыночная цена может  служить общим количественным показателем  объема прибыли и " расходов, связанных  с принятием решения. Получается, что ценность данного объекта  » можно определить по той цене, которая устанавливается для  него при продаже на свободном  рынке. Если объект не продается на свободном рынке, можно узнать цену аналогичных объектов, подлежащих продаже.

Другой подход к проблемам  деловой жизни предлагает деонтическая этика, или этики долга. Центральным в этом подходе является понятие права. И с этим понятием приходится сталкиваться каждому бизнесмену. Термин "право" используется для описания нормированного отношения человека к чему-либо.

6

Индивид обладает правом, если правомочен действовать определенным образом или правомочен вступать с кем-либо в некоторые отношения.

Права являются мощным инструментом социальной регуляции, их назначение состоит  в том, чтобы обеспечивать для  индивида возможность свободного выбора цели или рода деятельности, и в  том, чтобы гарантировать этот выбор, защищая его. Наиболее важны среди  различного рода прав так называемые моральные права (или праве человека). Это права, которыми обладают все люди только потому, что они являются людьми. Моральные права имеют три особенности.

1. Они тесно связаны  с обязанностями. Если я имею  моральное право делать что-то (или обладать чем-то, или стремиться  к чему-либо), то другие люди  имеют моральную обязанность  не мешать мне делать это (а иногда - в лице государства - даже содействовать мне).

2. Они обеспечивают возможность  индивидуального автономного и  равноправного выбора цели. Никто  не может заставить меня силой  не поклоняться святыне только  на том основании, что общество  получит от моего отказа некоторую  прибыль: каковы бы ни были  цели других членов общества, они не могут оправдать вмешательство  в планы или деятельность, защищенные  моральным правом. Признать, что  данное лицо обладает моральным  правом - значит признать, что существует  область, в которой это лицо  не подчиняется моим желаниям и его интересы не подчиняются моим интересам, т.е. существует область, в которой отдельные лица действуют как равные и автономные.

Информация о работе Этика бизнеса