Этические требования к государственным служащих

Дата добавления: 13 Декабря 2011 в 13:58
Автор: ***@list.ru
Тип работы: контрольная работа
Скачать полностью (31.93 Кб)
Работа содержит 1 файл
Скачать  Открыть 

этические требования к гос служ.doc

  —  143.50 Кб

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

       Понятие «должность государственной службы», предусмотренное Законом о системе  государственной службы Российской Федерации, имеет первостепенное значение для организации государственной  службы, а также определения правового положения государственных служащих.

       Под должностью понимается учрежденная  в установленном порядке первичная  структурная единица государственного органа (службы, учреждения), определяющая содержание и объем полномочий и  ответственности занимающего ее лица, а также расходы его нанимателя за выполняемую работу в этом органе.

       Для того чтобы быть эффективной, государственная  служба должна основываться на прочном  духовно-нравственном фундаменте. Это  обусловлено самой ее природой: успешно  осуществлять функцию воплощения в обществе государственной воли возможно, только учитывая моральные основы этой воли, общественные требования к исполнителям данной функции.

       Цели  государственной службы, ее ведущие  принципы, нормы, профессиональные требования к ее кадрам - все содержит нравственный аспект, в решающей степени определяющий ее направленность, ее основные доминанты. Моральная атмосфера в органах власти, нечистоплотность ответственного чиновника могут серьезно дискредитировать любые благие намерения властей. В общественном мнении авторитет государственных и муниципальных служащих справедливо связывают прежде всего с их порядочностью, справедливостью.

       Среди всех механизмов, способствующих формированию надлежащей нравственности государственной  службы, одним из наиболее действенных является специально разработанный, нормативно принятый Этический кодекс государственного служащего (Кодекс административной этики).

1. Этические  требования  к  государственным  служащим

       1.1. Роль права в формировании и развитии этики государственной службы

 

       В  государственной службе  право является   главным регулятором отношений между людьми внутри  системы  государственной службы  и  с  внешним миром. Этика госслужащего занимает вспомогательное положение.

       Цель    права:    унифицировать    и    стандартизировать    поведение государственных служащих с тем, чтобы ни частая сменяемость, ни малый  объём общения населения с  чиновником  не  могли  повлиять  на  восприятие  фигуры чиновника как представителя государства.1 

       1.2. Основные понятия профессиональной этики государственной службы

 

       Профессиональная    этика    государственного    служащего    помогает конкретизировать, реализовать моральные ценности в условиях,  подчас  весьма сложных, необычных. Профессиональная этика не  формирует новые принципы  и понятия морального сознания, она  как  бы  «приспосабливает»  уже  известные принципы, понятия к специфическим сферам жизнедеятельности человека.

       Профессиональная  этика и профессиональное  нравственное  сознание  для своего функционирования должны  иметь  свои  специфические  понятия.  Кратко рассмотрим те из них, которые будут интересовать нас больше  всего.  Пожалуй исходным    понятием     профессиональной     этики     является     понятие «профессионального  долга»,  в  котором  фиксируются   достаточно   подробно служебные обязанности. Именно осознание своего  служебного  долга  побуждает представителей целого ряда профессий относиться к своему делу  с  наибольшей ответственностью,  учитывая   многие   конкретные   нюансы   взаимоотношения личности  и  общества,  личности   и   коллектива.   Профессиональный   долг стимулирует самоотдачу, именно  в  нём  находит  конкретное  выражение  долг Человека.

       Следует выделить  и  такие  понятия  как  «профессиональная  честь»  и «профессиональное достоинство». В понятии профессиональная честь  выражается оценка значимости той или иной профессии в жизни  общества.  Осознание  этой значимости очень важно для государственного служащего  и  составляет  основу профессионального  достоинства,   самооценку   своей   деятельности.   Важно отметить, что понятия «честь» и  «служба»  как  общественные  явления  тесно связаны между собой. Не случайно  в  былые  времена  под  честью  понималось высокое звание, должность. В толковом словаре Вл. Даля говорится, что честь – это совокупность высших морально – этических принципов в личности.  В  ней заключается нравственное  достоинство  человека,  его  доблесть,  честность, благородство души, чистая совесть, стремление следовать возвышенному  идеалу правды, справедливости, добра, служения своему отечеству.2

       Честь  не  только  нравственная,  но  и  историческая  категория.  Она производная от условий эпохи, в  которой  живут  люди,  является  частью  их сознания, ориентирована на ту или иную систему ценностей, норм  поведения  и т.д.

         Гражданская честь оказывает  существенное влияние и на  честь служебную, по  крайней  мере,  в  той  части,  которая  связана  с  высокой  социальной значимостью службы и служебной деятельности. В современном понимании служба – это служение  государству,  Отечеству,  народу.  Социальный  смысл  службы особенно ярко проявляется в переломные  эпохи  в  жизни  государства,  когда резко возрастает ответственность людей за судьбы страны.

       Служебная честь, кроме социального смысла, имеет и  другую,  не  менее важную сторону, связанную с  выполнением  служащими  своего  долга.  В  виду публичности    службы    деятельность    государственных    служащих,     их профессиональные, личностные качества находятся  под  пристальным  вниманием общественности.

       Профессиональная  честь  и   профессиональное   достоинство,   взаимно дополняя друг друга, помогают поддерживать определённый, достаточно  высокий уровень   нравственности.   Профессиональная   честь   и    профессиональное достоинство государственного служащего будут выражаться в принятых  решениях и различных поступках.

       Профессиональная   нравственность   для   государственного   служащего включает  в  себя  и   понятие   «профессиональной   справедливости».   Быть справедливым не так просто. Государственному служащему  требуется  затратить много  усилий,  чтобы  досконально  исследовать  ту   или   иную   ситуацию, объективные обстоятельства. Оценить  по  шаблону,  по  совету  начальства  – гораздо легче. Но именно профессиональная  справедливость,  профессиональная совесть  и  побуждает  государственного  служащего  быть  справедливым,   не поддаваться  давлению  «свыше»,  мафиозных  групп  и   др.   Справедливость, конечно, важна и в отношениях с  коллегами.  Двойные,  тройные стандарты в оценках «своих» и «чужих»,  удобных  и  не  удобных  разрушают  и  моральное сознание самого специалиста, и морально-психологический  климат  коллектива.

       Так как общение с конкретным человеком  составляет  большую  часть  рабочего времени  основного  числа   государственных   служащих,   можно с   полной уверенностью говорить о таком понятии профессиональной  нравственности,  как «профессиональный такт».

         Особенно  стоит  выделить  основные  принципы  профессиональной  этики государственного служащего.

       Прежде  всего, исходным  для  профессиональной  этики  государственного служащего является принцип гуманизма, т.е. уважительного отношения к каждой человеческой  личности,   понимания   её   неповторимости,   самодостаточной ценности. Принцип гуманизма  противостоит  чисто  утилитарному  отношению  к личности, рассмотрению её, главным образом, как средства  достижения  каких- то иных, пусть и достаточно важных целей.

       С    принципом    гуманизма     пересекается     принцип     оптимизма (профессионального). Так, государственному  служащему  не  просто  выполнять свои обязанности без веры в то, что его усилия, его труд,  как  принимаемые, так и выполняемые им решения способствуют развитию  государства,  укреплению принципов демократии,  законности и правопорядка.  Эта вера  возвышает и помогает развить доброе начало в человеке.

       Любая деятельность, особенно та, которая  непосредственно направлена на человека,  должна  быть  осенена,  одухотворена   высокой   идеей.   Поэтому профессиональная этика государственного служащего должна  включать  в себя принцип патриотизма. Очевидно, что любовь к Родине  не  может  сочетаться  с пренебрежительным  отношениям  к  другим  странам,  другим   народам.   Если вспомнить рассуждения Аристотеля о золотой  середине,  то  патриотизм  можно представить  как  середину  между  двумя  крайностями:  между   национальной кичливостью и приниженностью, заискиванием перед всем иностранным.  Истинный патриотизм включает в себя конструктивное  отношение  к  достижениям  других народов.

       Основные  понятия и принципы  профессиональной  этики  государственного служащего образуют её  каркас,  который  наполняется  «плотью  и  кровью»  в различных житейских ситуациях.

       1.3. Требования к государственным служащим.

 

       Нравственные  требования,  предъявляемые  к  государственным  служащим можно разделить на 4 группы:3

       Эта  группа  требований  связана  с  наличием  у   чиновников   властных   и распорядительных полномочий. Требования к служащим, находящимся  на  уровне, где  принимаются  решения,  переходят  в  этику  управления  (решительность, профессионализм, способность к лидерству и т.д.);

       Исполнительская дисциплина. В основе этого требования лежит  тот  факт,  что от государственного служащего порой зависит и  жизнь  человека,  так  как  в профессиональную  функцию  чиновников  входит   оформление   документов   на человека  с  момента  его  рождения. 

       Дисциплинированность,  внимательность, исполнительность, пунктуальность, педантичность и  законопослушность  –  эти качества характеризуют исполнительскую дисциплину;

       Такие  качества,  которые  определяются  тем,  что   сегодня   в   структуре профессиональной деятельности чиновников  возрастает  объём  общения.  Здесь важно то, что общение не только возрастает количественно,  но  и  становится более разнообразным, разнохарактерным. В это общение включаются  новые  слои населения, которые  различаются  интересами,  социальным  статусом,  уровнем доходов  и  т.д.  Чиновнику  должны  быть   присущи   такие   качества   как коммуникативность,  открытость,  уважение  к  чужой  точке  зрения,   умение слушать  и  слышать,  сдержанность,  тактичность,  воспитанность,   владение словом, умение себя подать;

       Качества,   объясняемые   «Эффектом   аквариума».   Это   особое   положение государственного  служащего  в  обществе:  к  нему   приковано   обострённое внимание  людей  (даже  к  личной  его  жизни).  Из   этого   следует,   что государственная служба  –  это  не  только  профессия,  но  и  образ  жизни.

       Сдержанность,  аскетизм,  ощущение   ответственности   за   отступление   от стандартов, личное поведение – это те качества чиновника,  которые  отвечают за то, какое мнение сложится у населения о государстве.

       При практическом применении понятия и  принципы профессиональной  этики государственной  службы  обретают  форму  этических   требований.   Из   них основные, которые должны предъявляться к государственному служащему как  при поступлении на государственную службу, так и при исполнении  государственно- служебных полномочий:4

       Приверженность  высшим  нравственным  принципам,  верность  государству;

         государственный служащий должен  ставить  государственные   интересы  выше

          индивидуальных, частных интересов,  целей  и  задач  политических  партий, других общественных объединений;

       Соблюдение  принципов государственной службы;

         Постоянная  готовность  выступить  на  защиту  Конституции,  федеральных законов и законов субъектов  федерации,  никогда  не  нарушать  положений принятой присяги на верность государству и не  отказываться  от  законных требований по государственной должности;

       Честная служба государству;

         Стремление  найти  и  использовать  наиболее  эффективные  и   экономичные способы выполнения  государственных задач и функций;

         Отсутствие   в   деятельности   государственного   служащего   элементов дискриминации одних субъектов, с  одной  стороны,  предоставления  особых благ и привилегий другим субъектам,  за  особое  вознаграждение  или  без него, с другой;

         Никогда не принимать для   себя  и  членов  своей   семьи  никаких  благ  и   преимуществ, используя при этом свои служебные полномочия;

       Не  делать  никаких   личных   обещаний,   связанных   с   обязанностями государственной  службы;

Страницы:1234следующая →
Описание работы
Понятие «должность государственной службы», предусмотренное Законом о системе государственной службы Российской Федерации, имеет первостепенное значение для организации государственной службы, а также определения правового положения государственных служащих.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Этические требования к государственным служащим 4
1.1. Роль права в формировании и развитии этики государственной службы 4
1.2. Основные понятия профессиональной этики государственной службы 4
1.3. Требования к государственным служащим. 8
1.4. Основные функции этикета на государственной службе 12
2. Модельный этический кодекс государственного служащего Российской Федерации 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА 28