Этические принципы и нормы деловых людей

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 23:36, реферат

Описание работы

Цель работы: описать этические принципы и нормы деловых людей.
Задачи: 1. описать основные этические принципы в деловом общении;
2. дать характеристику этике делового общения "сверху-вниз";
3. охарактеризовать этику делового общения "снизу-вверх";
4. описать этику делового общения "по горизонтали";
5. частично раскрыть сущность и содержание делового общения.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
Глава 1. Сущность и содержание делового общения………….……….4
1.1 Деловое общение………………………………………………………..4
1.2. Диалоговое общение…………………………………………………...5
1.3. Групповые формы делового общения………………………………...7
1.4 Этика и психология деловых бесед и переговоров…………………...9
Глава 2. Этика делового общения…………………………………...……12
2.1. Этика делового общения "сверху-вниз"……………………………..12
2.2. Этика делового общения "снизу-вверх"……………………………..13
2.3. Этика делового общения "по горизонтали" ……………..………….. 14
Глава 3.Основной этический принцип в деловом общении……...….….15
Заключение………...………………………………………………….....… 17
Список использованной литературы…………………………………......18

Работа содержит 1 файл

Реферат по этике.docx

— 48.02 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РФ

Поволжского государственного университета сервиса

 

 

 

Кафедра Туризма и Рекреации

 

 

РЕФЕРАТ

На тему «Этические принципы и нормы деловых людей»

 

 

 

Выполнила:

Студентка группы БГД-101

Чемезова Т.А.

Проверил:

Преподаватель

Иванов Е.Н

Оценка:____________

«__»_________2012г.

 

 

 

 

 

 

 

Тольятти 2012

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3

Глава 1. Сущность и содержание делового общения………….……….4

1.1 Деловое общение………………………………………………………..4

1.2. Диалоговое общение…………………………………………………...5

1.3. Групповые формы делового  общения………………………………...7

1.4 Этика и психология  деловых бесед и переговоров…………………...9

Глава 2. Этика делового общения…………………………………...……12

2.1. Этика делового общения "сверху-вниз"……………………………..12

2.2. Этика делового общения "снизу-вверх"……………………………..13

2.3. Этика делового общения "по горизонтали" ……………..………….. 14

Глава 3.Основной этический принцип в деловом общении……...….….15

Заключение………...………………………………………………….....… 17

Список использованной литературы…………………………………......18

 

Введение

"Этика" - это философская  дисциплина, изучающая мораль и  нравственность и определяющая  присущность данному обществу  совокупность принципов человеческого  общения. Этот термин берет  начало от слова "этос", означавшего местопребывания (человеческое жилище, звериное логово, птичье гнездо).

В структуре этики можно  выделить деловую этику. Она представляет собой совокупность принципов поведения  людей, занятых в сферах управленческой деятельности.

Основные этические принципы и нормы поведения деловых  людей - это общепринятые в деловом  мире принципы поведения. К ним относятся: свобода, терпимость, тактичность и  деликатность, справедливость, деловая  обязательность и др.

 

Цель работы: описать этические  принципы и нормы деловых людей.

 

Задачи: 1. описать основные этические принципы в деловом общении;

            2. дать характеристику этике делового общения "сверху-вниз";

            3. охарактеризовать этику делового общения "снизу-вверх";

            4. описать этику делового общения "по горизонтали";

           5. частично раскрыть сущность и содержание делового общения.

 

Глава 1. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

Деловое общение - это взаимодействие между собой двух и более людей, построенное вокруг общего, что есть между ними, в данном случае - вокруг дела. Поэтому самое главное правило  делового общения - никогда не забывать, что ты общаешься ради дела, а  не ради удовольствия или забавы, не ради каких-то абстрактных принципов  и идей.

 

1.1 Деловое общение

   Умение вести себя  с людьми надлежащим образом  является одним из важнейших фактором, определяющим шансы добиться успеха в бизнесе, служебной или предпринимательской деятельности. Дейл Карнеги еще в 30-е годы заметил, что успехи того или иного человека в его финансовых делах даже в технической сфере или инженерном деле процентов на пятнадцать зависят от его профессиональных знаний и процентов на восемьдесят пять - от его умения общаться с людьми. В этом контексте легко объяснимы попытки многих исследователей сформулировать и обосновать основные принципы этики делового общения или, как их чаще называют на Западе, заповеди personal public relation (весьма приближенно можно перевести как "деловой этикет"). Джен Ягер в книге "Деловой этикет: как выжить и преуспеть в мире бизнеса" выделяет шесть следующих основных принципов:

    1. Пунктуальность (делайте все вовремя).

   2. Конфиденциальность (не болтайте лишнего).

   3. Любезность, доброжелательность  и приветливость.

   4. Внимание к окружающим (думайте о других, а не только  о себе).

   5. Внешний облик  (одевайтесь как положено).

   6. Грамотность (говорите  и пишите хорошим языком).

   Деловое (официальное,  служебное) общение в зависимости  от обстоятельств может быть  прямым и косвенным. В первом  случае оно проходит при непосредственном контакте субъектов общения, а во втором - с помощью переписки или технических средств.

   Как в процессе  прямого, так и косвенного общения  используются различные методы  влияния или воздействия на  людей. Среди наиболее употребительных из них выделяются следующие:

- Убеждение (воздействие посредством доказательств, логического упорядочения фактов и выводов, а так же подразумевает уверенность в правоте своей позиции, в истинности своих знаний, этической оправданности своих поступков).

- Внушение (основывается на вере человека, складывающейся под влиянием авторитета, общественного положения, обаяния, интеллектуального и волевого превосходства одного из субъектов общения).

- Принуждение (предполагает стремление заставить человека вести себя вопреки его желанию и убеждениям, используя угрозу наказания или иного воздействия, способного привести к нежелательным для индивида последствиям). Этически оправданным принуждение может быть лишь в исключительных случаях.

На выбор метода воздействия  на людей оказывают влияние разнообразные  факторы, в том числе характер, содержание и ситуация общения (обычная, экстремальная), общественное или служебное положение (властные полномочия) и личностные качества субъектов общения.

 

1.2 Диалоговое  общение

Деловая беседа, как правило, состоит из следующих этапов: ознакомление с решаемым вопросом и его изложение; уточнение влияющих на выбор решения  факторов; выбор решения; принятие решения  и доведение его до собеседника.

Залог успеха деловой беседы - компетентность, тактичность и  доброжелательность ее участников. Важным элементом как деловой, так и  светской беседы является умение слушать собеседника.

Для уяснения проблемы целесообразно  задавать вопросы открытого типа: что? где? когда? как? зачем? - на которые невозможно ответить "да" или "нет", а требуется развернутый ответ с изложением необходимых деталей. Если возникает необходимость конкретизировать беседу и сузить тему обсуждения, то задают вопросы закрытого типа: должен ли? был ли? имеется ли? будет ли? Такие вопросы предполагают односложный ответ.

Существуют определенные общие правила, которых целесообразно  придерживаться при ведении бесед. Среди них наиболее важные. Говорить нужно так, чтобы каждый участник беседы имел возможность легко вступить в разговор и высказать свое мнение. Недопустимо нападать с горячностью и нетерпением на чужую точку зрения. Высказывая свое мнение, нельзя отстаивать его, горячась и повышая голос: спокойствие и твердость в интонациях действуют более убедительно. Изящество в разговоре достигается через ясность, точность и сжатость высказываемых доводов и соображений. Во время беседы необходимо сохранять самообладание, хорошее расположение духа и благожелательность. Серьезная полемика, даже при уверенности в своей правоте, негативно сказывается на взаимно полезных контактах и деловых отношениях. Необходимо помнить, что за спором идет ссора, за ссорой - вражда, за враждой - проигрыш обеих противостоящих сторон. Ни при каких обстоятельствах нельзя перебивать говорящего. Лишь в крайних случаях можно сделать замечание со всевозможными формами вежливости. Воспитанный человек, прервав беседу, когда в комнату вошел новый посетитель, не продолжит разговор, прежде чем кратко не ознакомит пришедшего с разговором, который велся до прерванного момента. Недопустимо в беседах злословить или поддерживать злословие в адрес отсутствующих. Нельзя вступать в обсуждение вопросов, о которых нет достаточно ясного представления. Упоминая в беседе третьих лиц, необходимо называть их по имени-отчеству, а не по фамилии. Женщина никогда не должна называть мужчин по фамилии. Необходимо строго следить за тем, чтобы не допускать бестактных высказываний (критика религиозных воззрений, национальных особенностей и т.п.). Считается неучтивым заставлять собеседника повторять сказанное под тем предлогом, что вы не расслышали каких-то деталей. Если другой человек заговорит одновременно с вами, предоставьте право сначала высказаться ему. И последнее, образованного и воспитанного человека узнают по скромности. Он избегает хвастать своими знаниями и знакомствами с людьми, занимающими высокое положение.

 

1.3 Групповые формы  делового общения

   Наряду с диалоговым  общением, существуют различные  формы группового обсуждения  деловых (служебных) вопросов. Наиболее  распространенными формами являются  совещания и собрания. Теория  менеджмента предлагает такую  наиболее общую классификацию  собраний и совещаний по их  назначению.

  1.Информативное собеседование (каждый участник кратко докладывает о положении дел начальнику, что позволяет избежать подачи письменных отчетов и дает возможность каждому участнику получить представление о состоянии дел в учреждении).

2.Совещание с целью принятия решения. Координация мнений участников, представляющих разные отделы, подразделения организации, для принятия решения по конкретной проблеме.

3.Творческое совещание. Использование новых идей, разработка перспективных направлений деятельности.

Существует и ряд других классификаций совещаний, в том  числе по сфере применения: в науке - конференции, семинары, симпозиумы, заседания  ученых советов; в политике - съезды партий, пленумы, митинги. По тематике различают совещания технические, кадровые, административные, финансовые и т.д.

   Исходя из этико-организационных  подходов, американские исследователи  выделяют совещания:

- Диктаторское совещание, когда руководитель обычно сообщает присутствующим свое решение по определенным вопросам или знакомит с позицией или распоряжением вышестоящей организации. Дискуссии не проводятся. Участники только задают вопросы.

- Автократическое совещание - разновидность диктаторского. Руководитель задает поочередно вопросы участникам и выслушивает их ответы. Приглашенные не имеют права высказывать мнения относительно позиций других участников.

- Сегрегативное совещание (сегрегация - лат. отделение, удаление) состоит из доклада руководителя или назначенного им лица. Участники выступают в прениях по указанию (выбору) председательствующего.

- Дискуссионное совещание имеет демократический характер. Происходит свободный обмен мнениями, после которого решение принимается общим голосованием с последующим утверждением руководителем или принимается руководителем без голосования, с учетом высказанных мнений и предложений.

- Свободные заседания проводятся без четко сформулированной повестки дня.

   К совещаниям предъявляется  ряд этических требований, регулирующих  взаимоотношения как между начальниками  и подчиненными, так и между  его участниками. Так, этически  оправданным со стороны начальника  будет приглашение участников  на совещание, на котором планируется  рассмотрение важного вопроса,  не по телефону через секретаря, а письменно или в личном общении. Уважение к аудитории проявляется в создании хотя бы минимума комфорта для проведения мероприятия. Основной элемент собрания или совещания - дискуссия по решаемым вопросам, главная цель которой - поиск истины. Дискуссия эффективна только в том случае, если она проводится с соблюдением этически ориентированных норм поведения людей в процессе делового общения. Так, И. Браим1 отмечает, что:

   - в дискуссии необходимо  уважительное отношение к чужому  мнению, даже если оно на первый  взгляд кажется абсурдным. Для  того, чтобы понять чужое мнение, в первую очередь, необходимо набраться терпения, мобилизовать внимание и выслушать его;

   - необходимо придерживаться  одного предмета спора. Не допускать  ситуации, выраженной в поговорке: "Один про Фому, другой про  Ерему";

   - нельзя превращать  дискуссию в конфликт. В споре  нужно искать точки сближения  мнений и суждений, стремиться  к поиску общих решений. Это  не означает отказа от своего  мнения при уверенности в своей  правоте, однако, подвергать сомнению  правоту своей позиции полезно; 

   - в любой самой  острой дискуссии нельзя использовать  бранные слова и безапелляционные  заявления (это неверно, это  ерунда, глупости говорите и т.д.), а ирония и сарказм, хотя и допускаются, но должны употребляться, не оскорбляя и не унижая оппонентов; - главное оружие в дискуссии - факты и их добросовестная интерпретация;

   - признавайте свою  неправоту; 

   - проявляйте благородство: если оппоненты потерпели поражение  в дискуссии, дайте им возможность  спасти свою репутацию, не злорадствуйте  по поводу их поражения.

 

1.4 Этика и психология деловых бесед и переговоров.

   Деловая беседа  включает обмен мнениями и  информацией и не предполагает  заключения договоров или выработку  обязательных для исполнения решений. Она может иметь самостоятельный характер, предварять переговоры или быть их составной частью.

   Переговоры имеют  более официальный, конкретный  характер и, как правило, предусматривают  подписание документов, определяющих  взаимные обязательства сторон (договоров,  контрактов и т.д.). Основные элементы  подготовки к переговорам: определение  предмета (проблем) переговоров,  поиск партнеров для их решения,  уяснение своих интересов и  интересов партнеров, разработка  плана и программы переговоров,  подбор специалистов в состав  делегации, решение организационных  вопросов и оформление необходимых  материалов - документов, чертежей, таблиц, диаграмм, образцов предлагаемых  изделий и т.д. Ход переговоров  укладывается в следующую схему:  начало беседы - обмен информацией  - аргументация и контраргументация  - выработка и принятие решений  - завершение переговоров. 

   Первым этапом  переговорного процесса может  быть ознакомительная встреча (беседа), в процессе которой уточняется предмет переговоров, решаются организационные вопросы, или встреча экспертов, предваряющая переговоры с участием руководителей и членов делегаций. Успех переговоров в целом во многом зависит от результатов таких предварительных контактов. Заслуживают внимания шесть основных правил налаживания отношений между партнерами на предварительных переговорах и рекомендации по их реализации, предлагаемые американскими специалистами. Эти правила, кстати, сохраняют свое значение и в ходе ведения переговоров.

Информация о работе Этические принципы и нормы деловых людей