Этические основы профессиональной деятельности работников таможенных органов

Дата добавления: 26 Февраля 2013 в 15:07
Автор: m**********@mail.ru
Тип работы: курсовая работа
Скачать полностью (24.42 Кб)
Работа содержит 1 файл
Скачать  Открыть 

Korruptsia.doc

  —  105.50 Кб

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этические основы профессиональной деятельности работников таможенных органов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3

Глава 1. Теоретические аспекты изучения этики. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5

    1. Этика – учение о нравственности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
    2. Основные категории этики как науки. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7

Глава 2. Этические аспекты профессиональной деятельности работников таможни. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9

2.1. Этические нормы в профессиональной деятельности работников таможни. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9

2.2. Проблема коррупции в таможенных органах с точки зрения этики . . . . 11

Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15

Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Современные глобальные социокультурные изменения, происходящие в нашей стране, затрагивающие общество в целом и каждого отдельного человека, не могут не сопровождаться и изменениями в организации структур государственного управления. Но, стоит отметить, что интерес представляют не только изменения в области государственного устройства, но и в области этических основаниях деятельности работников различных государственных служб, в частности таможенных органов. Это объясняется тем, что процесс изменения традиционных структур в области экономики, государственного устройства достаточно сложен, но не менее сложен и процесс изменения сложившихся социальных норм, стереотипов, установок, позиций, мировоззрения, отношения. Все это подразумевает необходимость в более глубоком и основательном изучении этических аспектов профессиональной деятельности работников таможенных органов.

Более того, стоит отметить, что данная работа актуальна не только в теоретическом плане, но и в  прикладном.  Это обусловлено  тем, что, как известно, на данном этапе развития наша страна, как и мир в целом находится в кризисном состоянии. А преодоление кризиса в российском обществе требует мобилизации интеллектуального, творческого, профессионального потенциалов государственной службы, значительного повышения духовно-нравственного уровня ее субъектов.

Цель работы:  изучить этические аспекты профессиональной деятельности работников таможенных органов на проблеме взяток.

В связи с поставленной целью можно сформулировать следующие задачи:

1. Проанализировать теоретические аспекты изучения этики;

2. Определить  основные понятия, раскрывающие  сущность этики как науки;

3. Выявить  этические нормы профессиональной  деятельности работников таможни;

4. Проанализировать  этические аспекты проблемы взятничества.

Методологической основой исследования послужили научные труды специалистов в области изучения этики и особенностей ценностей этической культуры.

Базой исследования послужили: материалы материалы социальной статистики, официальные материалы  государственных органов и ведомственных изданий Российской Федерации; информация, опубликованная в разовых и периодических изданиях, научная литература, в том числе монографии.

Курсовая работа состоит  из двух глав, в которых рассматриваются теоретические аспекты изучения и становлении этики, как науки; указывается степень разработанности и постановка проблемы исследования; анализируются этические аспекты проблемы взятничества в таможенных органах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические  аспекты изучения этики

    1. Этика – учение о нравственности

Этика относится к  древнейшим наукам, и возникла на рубеже 5–4 вв. до н.э. Официально её родоначальником  считается Аристотель. Он образовал  понятие «Этический» (добродетельный), отсюда произошло название науки  – этика1.

Этика от слова «этос», обозначавшего в гомеровской древности место обитания, а в последующем — устойчивую природу какого-либо явления, в том числе, нрав, характер, темперамент, обычай. Аристотель ввёл термин «этический» (относящийся к этосу) для выделения особого класса человеческих качеств — качеств его характера, таких как умеренность, мужество, щедрость и другие, которые существенно отличаются и от качеств ума, и от аффективных проявлений телесной природы. Более того область этических добродетелей, теорию, изучающую их, а также книги, в которых излагается этическая теория, он так же назвал «Этикой».

Стоит отметить, что термин «этика» входит в название всех трех сочинений Аристотеля, посвященных проблемам нравственности, и несет в них основную содержательную нагрузку2. В последующем этика также остается одним из типичных названий философских произведений (работы П. Абеляра, Б. Спинозы, Н. Гартмана) и становится общепринятым обозначением учебной дисциплины.

Если обращаться к  определению этики как науки, то можно дать следующее определение: этика – это наука, объектом изучения которой является мораль, нравственность как форма общественного сознания, как одна из важнейших сторон жизнедеятельности человека, специфическое явление общественной жизни3. Этика выясняет место морали в системе других общественных отношений, анализирует её природу и внутреннюю структуру, изучает происхождение и историческое развитие нравственности, теоретически обосновывает ту или иную её систему.

Главной проблемой этики всегда был вопрос о природе и происхождении морали, однако в истории этических учений он обычно ставился в виде вопроса об основании представлений морального сознания о должном, о критерии нравственной оценки.

В зависимости от того, в чём  усматривалось основание морали, все имеющиеся в истории этического учения можно отнести к двум типам:

1. Первый тип включает теории, выводящие нравственные требования из наличной действительности человеческого бытия — «природы человека», естественных потребностей или стремлений людей, прирождённых им чувств или какому-либо из фактов их жизни, рассматриваемых как самоочевидное внеисторическое основание морали. Теории этого типа обычно тяготеют к био-антропологическому детерминизму, содержат в себе элементы материализма (Аристотель, Спиноза, Гоббс, Фейербах), но часто в них преобладают тенденции субъективного идеализма (С. Батлер, Дж. Дьюи, Э. Дюркгейм, В. Парето, У. Самнер и др.).

2. В теориях второго типа основанием морали считается некоторое безусловное и внеисторическое начало, внешнее бытию человека. Это начало может пониматься натуралистически («закон природы» стоиков, закон «космической телеологии»), или же идеалистически («высшее благо» Плоатона, идеи Гегеля божеств).

В истории этики следует особо выделить авторитарные концепции морали, согласно которым единственным основанием её требований является некий авторитет — божественный или личный4.        

В современной буржуазной этике проблема основания морали часто представляется вообще неразрешимой. В интуитивизме основные моральные понятия считаются не связанными с природой всего сущего, а потому самоочевидными, недоказуемыми и неопровержимыми. Сторонники неопозитивизма, противопоставляя «факты» и «ценности», приходят к выводу о невозможности научного обоснования моральных суждений. Представители экзистенциализма считают, что сущность человека не имеет общих определений и поэтому не может дать основания для формулирования каких-либо конкретных нравственных принципов.

В решении этих проблем в отличие от всей предшествующей и современной буржуазной этики, исходящей из констатации существующих отношений и противоречий (которые либо апологетически оправдываются, либо просто осуждаются), марксистская этика исходит из исторической необходимости преодоления этих противоречий, что и определяет её действенно-практический характер5.

 

1.2. Основные категории этики как науки

Понятийный аппарат  этики призван отражать наиболее существенные стороны и элементы морали такие, как: характеристика моральных качеств человека, его добродетелей, отношения к людям, животным и т.д.

Для обозначения душевных качеств человека, т.е. добродетелей Аристотель использует классификационные понятия — категории. Категории этики – не только теоретические конструкции. То, что образует формальный аппарат теории, в то же время существует в стихийно формирующемся сознании общества. К примеру, категория справедливости, содержание которой получило истолкование еще у Аристотеля, существует в сознании каждого человека, сознании любого общества, социальной группы6.

Помимо  категорий в этике также используются бинарные оппозиции отражающие качественное многообразие этических феноменов и ортогональные диспозиции.

Категории – это классификационные понятия, которые выражают не только те или иные душевные качества человека (мужество, умеренность, мудрость, справедливость, щедрость и т. д.), но и другие особенности морали. Все они возникают на основе умения отождествлять и различать этические добродетели исходя из предельных отношений тождества и различия.

Бинарные оппозиции — это противоположное и соотнесенное, представляющие собой следующую ступень познания этических феноменов. Бинарные оппозиции — это парные понятия, характеризующие не только крайние степени проявления того или иного морального качества, но и другие сильно различающиеся особенности морали: добро — зло, альтруизм — эгоизм, любовь — ненависть, возвышенное — низменное, одобрение — осуждение,  поощрение — наказание, смелость— трусость, мотовство — скупость и др.

Ортогональные диспозиции - это мыслительные конструкты, связывающие под прямым углом в единый процесс две градации — пифагорейская диспозиция, или две пары противоположностей — гераклитовская диспозиция. В этике, как и в других гуманитарных и социальных науках ортогональная гераклитовская диспозиция позволяет осмысливать социальные действия в рамках четырех форм обмена. Кроме того, она позволяет осмысливать явления, состоящие не из двух, а из четырех различий7.

Таким образом, категории, бинарные оппозиции  и ортогональные диспозиции составляют понятийный аппарат этики, раскрывающий все многообразие душевных качеств человека, выражающий существенные стороны моральных отношений и морального сознания.

 

 

 

 

Глава 2. Этические  аспекты профессиональной деятельности работников таможни

2.1. Этические нормы в профессиональной деятельности работников таможни

Государственная служба неразрывно связана с моралью, этикой, моральным составом государственного служащего. Государственные служащие имеют огромное влияние на жизнь  обычных граждан. Во многих случаях эти лица могут принимать решения, имеющие большое значение для повседневной жизни граждан, а также признавать, отклонять или изменять просьбы граждан о некоторых услугах или разрешать.

В связи с актуальностью  вопросов этики в профессиональной деятельности, в 2007 году был принят  решением коллегии ФТС России  Кодекс Этики и Служебного Поведения должностных лиц  таможенных органов Российской Федерации8. Целью Типового кодекса является установление этических норм и правил служебного поведения государственных (муниципальных) служащих для достойного выполнения ими своей профессиональной деятельности, а также содействие укреплению авторитета государственных (муниципальных) служащих, доверия граждан к государственным органам и органам местного самоуправления и обеспечение единых норм поведения государственных (муниципальных) служащих.

Кодекс этики и служебного поведения должностных лиц таможенных органов  Российской Федерации определяет морально-этические  принципы и правила  поведения. Гражданин России, избравший профессию таможенника, добровольно возлагает на себя ответственность и обязанность неукоснительно выполнять положения, профессионально и честно, в соответствии с высокими моральными принципами поддерживать и укреплять авторитет Федеральной таможенной службы.

В соответствии с данным документом, должностные лица таможенных органов Российской Федерации должны:

- быть преданны своему  Отечеству, защищать его экономические  интересы и безопасность, сохранять  верность Конституции, Любовь  к Родине, верность долгу,  соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;

- быть примером законопослушания, дисциплинированности и исполнительности, осуществлять свою деятельность в соответствии с нормами международного права, законодательством Российской Федерации;

- обладать профессионализмом,  компетентностью, честностью, порядочностью  и безупречной репутацией;

- соблюдать культуру  речи и поведения;

- быть тактичны, корректны,  внимательны к гражданам, политически  нейтральными;

- соблюдать и защищать права и свободу человека и гражданина. Не  способствовать и не допускать деятельности  по созданию в Федеральной таможенной службе отделений  политических партий, религиозных и других общественных объединений (за исключением разрешенных законодательством). В рамках своей служебной деятельности не допускать публичных высказываний, суждений и оценок в отношении государственных органов, их руководителей;

Страницы:12следующая →
Описание работы
Цель работы: изучить этические аспекты профессиональной деятельности работников таможенных органов на проблеме взяток.
В связи с поставленной целью можно сформулировать следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические аспекты изучения этики;
2. Определить основные понятия, раскрывающие сущность этики как науки;
Содержание
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения этики. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
Этика – учение о нравственности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
Основные категории этики как науки. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7
Глава 2. Этические аспекты профессиональной деятельности работников таможни. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
2.1. Этические нормы в профессиональной деятельности работников таможни. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9
2.2. Проблема коррупции в таможенных органах с точки зрения этики . . . . 11
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15
Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16