Этические нормы взаимоотношений провизора с пациентами

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 21:53, реферат

Работа содержит 1 файл

реферат биоэтика.doc

— 126.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство  по здравоохранению и социальному развитию

        Государственное образовательное  учреждение высшего

                             профессионального образования 

Первый Московский Государственный Медицинский Университет 

                                       им. И.М. Сеченова  

                            Фармацевтический факультет

                                   Дневное отделение

                Кафедра организации и экономики фармации

                               Дисциплина «Биоэтика» 

                                         
 
 
 
 

                   
 
 
 

                                       Реферат по теме:

«Этические  нормы взаимоотношений  провизора с пациентами» 

                                                                                   
 
 
 

                                                                                  Студента 4 курса 

                                                                                  Группы №11

                                                                                  Синицына И.С. 
 
 
 
 
 

     
 
 
 
 

                                       Москва, 2011 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1.ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...3

2. МЕДИЦИНСКАЯ  ИНФОРМАЦИЯ:ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ  СОВРЕМЕННОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА…………4

3. ПРОВИЗОР (ФАРМАЦЕВТ)  И ПОСЕТИТЕЛЬ АПТЕКИ:

ПСИХОЛОГИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ………………………………......7

4. МЕТОДЫ ОБЩЕНИЯ  ПРОВИЗОРА (ФАРМАЦЕВТА)

С ПОСЕТИТЕЛЯМИ АПТЕКИ……………………………………………..11

5. ОБЛИК СОВРЕМЕННОГО  ПРОВИЗОРА………………………………13

6. ЭТИЧЕСКИЕ  И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ПРОВИЗОРА(ФАРМАЦЕВТА) И ВРАЧА…..14

7.ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ПРОВИЗОРА(ФАРМАЦЕВТА) И БОЛЬНОГО…………………………..14

8.ПРИНЦИПЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ  ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ В  ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ………………………….15

9.ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...16

10.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.ВВЕДЕНИЕ.

Умелое использование  медицинскими, в т. ч. и фармацевтическими, работниками навыков общения  вселяет пациенту надежду на выздоровление, разубеждает в чувстве "безнадежности", "покинутости" и "ненужности"...  

В настоящее  время крайне мало освещаются вопросы  общения этих специалистов с пациентами и практически отсутствуют какие-либо рекомендации по преодолению тех  или иных возникающих трудностей. Эти вопросы считаются либо второстепенными, либо относящимися к личностным особенностям медицинского, в т. ч. и фармацевтического, работника. Но жизненный опыт показывает, что в своей профессиональной практике стереотипные навыки общения весьма далеки от нужных, необходимых, поскольку не оказывают на пациента психотерапевтического воздействия, а зачастую оставляют негативное впечатление от посещения аптеки или поликлиники.  

Общеизвестно, что  именно повседневное общение специалиста  с пациентом при умелом использовании навыков общения вселяет надежду на выздоровление, повышает его настроение и уверенность в себе, мобилизует его адаптивные механизмы, оптимизируя его защитные силы. Особенно это касается пожилых пациентов. Именно в общении с такими людьми успешность словесного воздействия и терапии зависит от доверия и уважения к врачу и провизору (фармацевту), от внимательного отношения к жалобам-просьбам и субъективному описанию заболевания, по поводу которого они обращаются. С другой стороны, имея дело с пожилыми пациентами, зачастую приходится сталкиваться с людьми, у которых длительность течения их заболевания, да и сам возраст вызвали такие изменения со стороны психики и личностных качеств, которые нельзя не учитывать.  

При длительном хроническом течении заболевания у пациента происходит фиксация внимания на своих болезненных симптомах. Сначала это фиксация на тех самоощущениях, которые сопровождают вегетативные сдвиги в организме (сердцебиение, одышка, боли в животе или груди т. д.). Это закономерный этап любого длительно текущего заболевания. В центре внимания специалистов любого профиля должны быть особенности личности пациента, внутренняя картина болезни, особенности ипохондрической фиксации на своих болезненных переживаниях, особенности отношения его к методам лечения, к самому себе. А это возможно только при повседневном умелом общении с пациентами, анализе затруднений и барьеров, возникающих в процессе общения, умелом их преодолении.[1] 
 
 

2.МЕДИЦИНСКАЯ  ИНФОРМАЦИЯ:ДОСТОИНСТВА  И НЕДОСТАТКИ СОВРЕМЕННОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА

Точка №1. Пациент и информация.

Пациент является первым звеном информационной цепочки  врач-провизор-пациент. В процессе обучения, практики, общения с коллегами  врачами и провизорами приобретается  определенный объем сведений, но в узком русле своей специальности, совокупность же знаний пациента зависит от его личного понимания проблемы. 

Как правило, необходимость  в какой-либо медицинской информации возникает у человека в момент появления хронического заболевания. В силу несовершенства общедоступной системы медицинского обслуживания, в случае негативного опыта общения с врачом, и, возможно, недоступности современных методов лечения, человек начинает искать другие пути, по его мнению — гораздо более эффективные, чем методы официальной медицины или лекарства, назначенные врачом. Именно в этом случае пациент оказывается в море информации, которая порой не имеет ничего общего с медицинской или фармацевтической, а лишь мимикрирует, подстраивается под нее. 
 

Основная характеристика современного мира — это тотальное отсутствие свободного времени, полная занятость работающего человека, невозможность вплотную заняться своим здоровьем до того момента, пока, как говорится, момент этот не станет переломным. Современный человек вынужден отказывать себе в отдыхе, а значит — в профилактике многих заболеваний, итогом напряженного ритма жизни становится эмоциональное и физическое истощение. Вероятно различное развитие событий: во-первых, человек может ощутить для себя необходимость обширной медицинской информации, а «напитавшись» ей, вместо того, чтобы обратиться к доктору, начинает заниматься самодиагностикой и самолечением; во-вторых, он, конечно, может обратиться к врачу, но стоит ли говорить, что современная общедоступная система медицинского обслуживания далека от совершенства, а это может неблагоприятно сказаться на самом процессе лечения; наконец, возможно и полное неприятие официальных методов лечения и использование нетрадиционных способов, что бывает даже опасно для здоровья. 

Чем, собственно, может быть чревато обладание медицинской (или псевдомедицинской) информацией для пациента? В первую очередь стоит говорить о ее достоверности, которая может быть достигнута только в сугубо медицинских изданиях, доступных для понимания лишь специалистам. Огромная часть сведений, предоставленных для свободного чтения в популярных изданиях — это всего лишь фикция, описывающая малую толику проблемы и, кстати, далеко не всегда правильно. Однако огромная масса людей вместо визита к врачу читают популярные статьи и книги, в итоге все они оказываются перед провизором в аптеке, «точно» зная собственный диагноз и методики лечения — от медикаментозных до физиотерапевтических. Печальными последствиями самолечения могут стать не только побочные эффекты приобретенных лекарственных средств, но и обострение заболеваний, о которых пациент и не знал до этого времени.[2] 

Практическая  информация для провизора:

Пациент имеет  право на получение информации о  назначенном ему препарате, его  основных воздействиях на организм, возможных побочных эффектах, но эту информацию он должен получать от врача или провизора, в рамках их квалификации, конечно. Именно специалисты способны преподнести ее в доступной форме. Конечно же, ответы профессионалов: «Вам это знать незачем» или «Вы все равно ничего не поймете» совершенно недопустимы и говорят об их низкой квалификации. В процессе общения с пациентом провизору необходимо уточнить, с какой целью и по каким показаниям приобретается лекарство (особенно, если оно законодательно имеет рецептурный статус). До клиента важно донести информацию о небезопасности применения определенных лекарственных средств без назначений врача. Конечно, может возникнуть ситуация, когда покупатель проявляет явную агрессию в отношении работника аптеки, в этом случае не лишним будет напомнить клиенту, что в том числе и в этом заключается работа провизора — предвидеть и предупреждать ошибки пациента. 

Практическая  информация для провизора:

Многие посетители аптек приходят к провизору, минуя  врача. В последнее время процент таких клиентов увеличивается, эта негативная тенденция сказывается непосредственно и на работниках аптек. Фармацевт, который по долгу службы обязан контролировать возможное неадекватное применение лекарственных препаратов, порой вынужден буквально уговаривать пациента обратиться к врачу, предотвращая нанесение вреда здоровью пациента. Однако корректно сделать это — довольно сложная задача, да и эмоциональные силы специалиста далеко не всегда стремятся к бесконечности. В такой ситуации хорошим подспорьем в работе фармацевта служит наличие в аптеке дополнительной услуги — консультации врача-терапевта (которая может быть бесплатной или платной). Другая «ветка» разрешения подобных конфликтных ситуаций — назначение ответственного сотрудника в аптеке, который, обладая определенными психологическими навыками общения с клиентами, может помогать первостольникам в их нелегком деле. Конечно, подобные рекомендации относятся больше к руководителям аптек или отделов безрецептурного отпуска аптек, непосредственно первостольникам достается самая большая часть нагрузки по общению с разборчивыми клиентами. 

1.Рекомендуется  сделать акцент клиента на  том факте, что применение препаратов, находящихся в рецептурном статусе  (но тем не менее отпускаемых)  чревато серьезными побочными эффектами, что ставить диагноз и назначать лечение должен только врач, равно как и отслеживать возможные побочные эффекты.

2.Фармацевт не  может в полной мере оценить  риски применения лекарственных  препаратов, поскольку он не является  клиническим специалистом, в основе его деятельности лежат глубокие знания состава и действия лекарств, но отнюдь не симптоматика и течение патологического процесса. [7]. 

Точка №2: провизор и информация.

Поскольку в  настоящее время существующая система  не предполагает прямой связи провизор-врач-пациент, все участники этого процесса оказываются в своеобразной информационной ловушке. У врача порой не бывает свободного времени объяснить пациенту, по каким параметрам он назначил конкретный препарат, у опытного провизора могут возникнуть сомнения в вопросе назначения, более безответственный — не обратит внмания и отпустит препарат. Не секрет, что фармацевты вносят негативный вклад в дело распространения самолечения. К сожалению, вопросы прибыли иногда превалируют над вопросами безопасности медикаментозного лечения. Несмотря на то, что многие лекарственные средства относятся к препаратам рецептурного отпуска, большинство из них можно совершенно свободно приобрести в аптечной сети. Конечно, это не вина рядового провизора, это, в первую очередь, несовершенство существующей системы, однако абсолютно все недочеты списывать на структуру нельзя. Все же огромное значение имеет пресловутый человеческий фактор, который в фармацевтической деятельности особенно важен. 

К слову, основным источником информации для провизора-первостольника являются медицинские представители, именно они чаще всего проводят конференции и презентации по лекарственным препаратам и ИМН. Однако, таить здесь нечего — далеко не всегда информация из этих уст бывает объективной. Большинство фармацевтов считает оптимальным прямое общение с практикующими врачами в процессе конференций и встреч, поскольку в этом случае можно получить максимально достоверную информацию из первых уст. К сожалению, проведение таких независимых конференций — большая редкость. Крупные аптеки с большим коллективом практикуют проведение тематических кружков, в которых участвуют сами первостольники и приглашенные врачи. Но подавляющая масса специалистов по результатам опросов довольствуется новой информацией из специальных журналов и справочников. 
 
 

Практическая  информация для провизора:

Если рассматривать  провизора как средоточие информационных потоков (сведения из справочников, от медицинских представителей, от врачей, из научной литературы), то он является тем самым преобразователем информации, который и необходим пациенту. Иными словами, провизор может в доступной форме донести до пациента сведения об опасности неразумного применения лекарств. Покупателю вовсе не обязательно знать все тонкости лечебного процесса, достаточно снабдить его сведениями о всех аспектах правильного применения препарата, ответить на интересующие его вопросы о совместимости лекарств и никогда не ставить под сомнение правильность назначений врача. В любом случае — все вопросы должны решаться «внутри сообщества», четко между врачом и провизором, пациент в этом процессе участвовать не должен. Пожалуй, оптимальной системой является структура оборота информации во многих западных странах: врач, фармацевт и пациент связаны между собой единой базой, в которой содержится не только история болезни клиента, но и все врачебные назначения, которые должны контролироваться фармацевтом. Подавляющее большинство лекарств отпускается по рецепту врача, что исключает расцвет явления самолечения.[2],[6]. 

Информация о работе Этические нормы взаимоотношений провизора с пациентами

Описание работы

В настоящее время крайне мало освещаются вопросы общения этих специалистов с пациентами и практически отсутствуют какие-либо рекомендации по преодолению тех или иных возникающих трудностей. Эти вопросы считаются либо второстепенными, либо относящимися к личностным особенностям медицинского, в т. ч. и фармацевтического, работника. Но жизненный опыт показывает, что в своей профессиональной практике стереотипные навыки общения весьма далеки от нужных, необходимых, поскольку не оказывают на пациента психотерапевтического воздействия, а зачастую оставляют негативное впечатление от посещения аптеки или поликлиники.

Содержание

1.ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...3
2. МЕДИЦИНСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ:ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ СОВРЕМЕННОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА…………4
3. ПРОВИЗОР (ФАРМАЦЕВТ) И ПОСЕТИТЕЛЬ АПТЕКИ:
ПСИХОЛОГИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ………………………………......7
4. МЕТОДЫ ОБЩЕНИЯ ПРОВИЗОРА (ФАРМАЦЕВТА)
С ПОСЕТИТЕЛЯМИ АПТЕКИ……………………………………………..11
5. ОБЛИК СОВРЕМЕННОГО ПРОВИЗОРА………………………………13
6. ЭТИЧЕСКИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ПРОВИЗОРА(ФАРМАЦЕВТА) И ВРАЧА…..14
7.ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ПРОВИЗОРА(ФАРМАЦЕВТА) И БОЛЬНОГО…………………………..14
8.ПРИНЦИПЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ В ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ………………………….15
9.ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...16
10.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….17