Имидж делового человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 00:42, доклад

Описание работы

При высокой конкуренции на рынке труда в настоящее время недостаточно быть квалифицированным специалистом, необходимо создать свой собственный привлекательный имидж.

Работа содержит 1 файл

Имидж делового человека.docx

— 182.55 Кб (Скачать)

Имидж делового человека


 

При высокой конкуренции  на рынке труда в настоящее  время недостаточно быть квалифицированным  специалистом, необходимо создать свой собственный привлекательный имидж. 
Постараемся определить пути формирования имиджа делового человека, самого различного уровня и специальности, его уверенности в себе, принципы технологии формирования имиджа (вербального и кинетического). 
 
Определение понятия "имидж" 
 
Если дословно переводить с английского слово " image ", то в буквальном смысле оно означает "образ". 
 
Следовательно, когда говорят об имидже человека ("У него имидж делового человека", "У него отрицательный имидж"), говорят о том его образе, который возник у других людей. Причем, под "образом " имеется в виду не только визуальный, зрительный вид, облик, но и образ мышления, действий, поступке т.п. Иначе говоря, в данном случае русское слово "образ" должно употребляться в широком смысле - как представление о человеке мнение о нем. 
 
Понятие "имидж" может быть применимо не только к человеку, но и к организации, и даже к стране. В любом случае имидж делают люди. 
 
Имидж вашей фирмы зависит и от вашего личного имиджа. 
 
Также верно и обратное утверждение: имидж фирмы влияет на имидж: ее сотрудников. 
 
Имидж организации включает: 
 
- авторитет, 
- уважение, 
- доверие, 
- культурное обслуживание, 
- упаковка товаров, качественная доставка клиентам, 
- кредит неимущим и т.п. 
 
Из перечисленных и других элементов складывается имидж фирмы, клиентам становится ясно, что это за организация и к чему она стремится. 
 
В случае, когда реклама какой-либо компании утверждает, что ее товары - лучшие в мире, но при этом у сотрудников небритые лица, протертые и грязные брюки и нечищеные стоптанные ботинки, несовременные предметы офисного труда (записные книжки, ручки, техника) то, вероятнее всего, у клиентов появится сомнение. В создании имиджа фирмы многое зависит от работающих в фирме, особенно это касается деловых мужчин и женщин. 
 
Жизнь проводит отличия в имидже между крупными фирмами и малым бизнесом. 
 
В крупной фирме с традиционной бюрократической системой коммуникаций благоприятно воспринимаются темные костюмы, .хорошо скроенные и ладно посаженные по фигурам сотрудников, опрятность и со вкусом подобранные аксессуары. 
 
Успех небольшой организации обеспечивает узкий круг людей, готовых, как в танке, к взаимозаменяемости и выполнению самых различных функций. Здесь одежда должна быть попроще, но отвечать требованию моды и должности. 
 
Очевидно, что имидж может быть как положительным, так и отрицательным. 
 
Зачем нужен имидж? 
 
Дело в том, что когда у какого-то человека складывается мнение о другом человеке или о каком-то объекте, то это сформированное в его сознании (или в подсознании) отношение определяет готовность действовать определенным образом. А на языке психологов такая готовность называется психологической установкой. 
 
Сложившееся о вас мнение окружающих будет определять их психологическую готовность, допустим, разговаривать с вами почтительно, стремиться сотрудничать, или наоборот, вообще не разговаривать с вами, игнорировать вас. Поэтому ваша задача - сформировать у них на себя соответствующую установку (определенное мнение о себе).

Принципы формирования имиджа 
 
Первый технологический принцип формирования имиджа: воздействуй на людей с целью создания у них "нужного" мнения. 
 
Необходимо влиять не только на их сознание ("Знайте, я хороший человек, и сейчас я вам это докажу..."), но и на их подсознание, чтобы у них помимо их воли возникло чувство приятного ощущения, связанного с вами. Отсюда очередной принцип технологии формирования имиджа: следует в большей мере воздействовать на подсознание людей, чем на их сознание (до 80 %). 
 
Во-первых, подсознание чаще управляет поведенческими актами, чем сознание ("что-то есть в нем такое привлекательное..."). 
 
Во-вторых, поскольку люди обычно доверяют себе больше, чем другим, то и подсознательному мнению они будут доверять больше, чем мнению "сознательному". 
 
Формирование имиджа бывает: 
 
- осознанным и 
- неосознанным. 
 
Если разные люди поступают с нами одинаковым образом, то они поступают с нами так, как мы им "позволяем" неосознанно. Наша задача состоит в том, чтобы не допустить даже подсознательных сигналов о себе, провоцирующих нежелательное поведение других людей. 
 
Важно определиться, какой имидж для вас важнее - личностный или профессиональный. 
 
Профессиональный имидж - когда про человека говорят: "Он блестящий логик (эрудит, педагог...)" или "Да нет, специалист-то он так себе". 
 
Личностный имидж - когда про человека говорят: "Он не только порядочный, но и милый, обаятельный человек" или "Он невыносимый человек, грубый, готовый любого унизить..." 
 
У одного и того же человека могут быть оба эти имиджа в различных комбинациях (чаще один из имиджей лучше, чем другой). 
 
Одной из составляющих имиджа является "средовый имидж", т.е. созданный человеком в среде его обитания - его жилище, кабинет, автомобиль, по которым складывается мнение о нем. Не учитывать этого нельзя. 
 
Другой составляющей является так называемый "габитарный" или визуальный имидж - это собственная внешность человека: костюм, макияж, прическа, украшения и т.д. 
 
Необходимо назвать еще: 
 
- вербальный имидж - что говорит, как говорит, что и как пишет; 
- овеществленный имидж - предметы, вещи, которые он сделал; 
- кинетический имидж - как владеет телодвижениями, движения рук, головы и т.д. 
 
Имидж - это набор определенных качеств, которые люди ассоциируют с индивидуальностью. 
 
Личность, как сконструированный образ, может обладать практически любыми заданными характеристиками, соответствующими ожиданиям окружающих. То есть, понятие "имидж" синонимично понятию "персонификация", но оно включает в себя не только естественные свойства личности, но и специально наработанные, созданные. Оно объемлет, как мы уже отметили, и внешний облик, и внутреннее содержание человека, и его психологический тип. Создание имиджа - дело тонкое. 
 
Можно говорить, что имидж - это искусство очаровывать других: Некоторым людям это даровано от природы. Другие могут этому научиться. 
 
В.И. Шепель выделяет следующие слагаемые человеческого обаяния. 
 
- внешняя привлекательность; 
- склонность к общению и лидерству; 
- легкая адаптация к новым условиям; 
- умение сохранить уверенность в кругу незнакомых людей; 
- терпимость к инакомыслию; 
- психологическая андрогиния (наличие у человека психологических качеств, присущих противоположному полу). 
 
Вербальный имидж 
 
Необходимо помнить, что имидж - это одна из форм нашего самовыражения, в чем огромная роль принадлежит речи человека. Выработать правильную речь не легче, чем правильную осанку, походку, движение. Она требует постоянного внимания, и, конечно, интеллекта. 
 
Вам помогут десять заповедей грамотной речи: 
 
1. Знайте предмет разговора. Чем лучше Вы будете ориентироваться в теме разговора, тем более интересным он получится. 
2. Относитесь к собеседнику с уважением. Уважение сказывается в очень многих вещах. Это повышенное внимание к собеседнику, а также ваш внешний вид, прическа, настроение и т.д. 
3. Владейте мастерством логических ударений, пауз и языком жестов. 
4. Пользуйтесь живой речью: метафорами, образами, сравнениями. Они разнообразят вашу речь, придадут необходимый оттенок главным словам. 
5. Избегайте языковых шаблонов и затасканных выражений, а также слов-паразитов. 
6. Используйте личное обаяние. 
7. Избегайте акцента и смешения языков. 
8. Не злоупотребляйте привилегией оратора: не обманывайте собеседника, не искажайте истину. 
9. Используйте технику драматизации речи: ускорение и замедление ее темпа, повышение голоса, изменение его тембра. 
10. Помните, что ваша цельность, ум и человечность обладают большой силой воздействия. 
 
При проведении деловых переговоров следует учитывать, что слишком громкая речь может произвести впечатление навязывания вашего мнения партнеру. 
 
Тихая и невнятная речь продемонстрирует неуверенность в деле, а может быть, и в себе, вызовет постоянные переспрашивания и уточнения. 
 
Слишком медленная речь натолкнет на мысль, что вы тянете время, а слишком быстрая - что просто "убалтываете" партнера. 
 
Существует мнение, что "светский" человек, умеющий вести себя в гостях, в театре, в ресторане и т.д., должен иметь "хорошо подвешенный язык" и без умолку сыпать остротами и мудростями. Оказывается, это не так. Вспомним, какие рекомендации относительно беседы в обществе давал великий Пушкин: 
 
...Без принужденья в разговоре коснуться до всего слегка, с ученым видом знатока хранить молчанье в важном споре и возбуждать улыбку дам Огнем нежданных эпиграмм. 
 
Научившись анализировать свои личные особенности, внимательно изучив их, можно сознательно контролировать себя и шлифовать свое искусство ведения беседы, деловых отношений.


Три составные  части имиджа делового человека

  1. Здоровье.

 

Рвутся  гранаты, строчат пулеметы, а вы идете  себе, не обращая внимания на происходящее вокруг, с гордо поднятой головой и обаятельнейшей улыбкой на губах, поднимаясь все выше и выше по карьерной лестнице… Хорошо, если бы все было именно так, но, к сожалению, человек — не робот. Нервное напряжение, стрессы, конфликтные ситуации, подковерные игры — да мало ли что еще может произойти на службе?! Даже если внешне вы выглядите спокойно (а это тоже стоит сил!), все равно такое не проходит даром. В результате — сердечно-сосудистые заболевания, повышенное кровяное давление, язвенные поражения желудочно-кишечного тракта, астма, гормональный дисбаланс и многое другое…

Правильно говорят, что все болезни от нервов. В книге;Маккензи «14 000 фраз» верно сказано, что «многие потеряли здоровье, пытаясь заработать все деньги, которые можно заработать, а потом потеряли все деньги, пытаясь вернуть здоровье». Чтобы избежать подобной ситуации, в первую очередь необходимо думать о своем поистине бесценном здоровье и стремиться к долголетию. Каждый из нас отлично знает, что в себя включает понятие «здоровый образ жизни», но многие ли, хотя бы отчасти, его ведут? Думаю, что нет. Но, безусловно, быть его фанатом — другая крайность. Здоровье — только одна из наиважнейших составляющих хорошей и продуктивной работы, но не ее цель. В США, где все поголовно бегают, постоянно посещают спортклубы и фитнес-центры, борясь с лишним весом, люди здоровее не стали. Кроме того, не секрет, что с повальным увлечением здоровым образом жизни стало больше работы не у тех, кто лечит тело, а у психотерапевтов, отвечающих за мозги. Отсюда вывод — во всем нужно соблюдать золотую середину.

Если  же у вас наблюдаются признаки заболевания, то не доводите дело до крайности. Начните лечение немедленно. Не оправдывайте себя рассуждениями, что другой такой  замечательной должности у вас  никогда не будет и столь потрясающей работы вы нигде не найдете. Как писал гениальный немецкий философ Артур Шопенгауэр, «…величайшей глупостью было бы жертвовать своим здоровьем ради чего бы то ни было: ради богатства, карьеры, образования, славы, не говоря уже о чувственных и мимолетных наслаждениях; вернее всем этим стоит пожертвовать ради здоровья».

2. Деловой стиль одежды.

Для делового человека особенно важно иметь  ухоженный вид и уметь маскировать  свои недостатки, подчеркивая достоинства.  
В стиле многое зависит от настроя. Подсознательно ваши коллеги или партнеры станут подстраиваться под тот уровень оценки, который вы установите себе сами. Если вы чувствуете себя маленьким и убогим Акакием Акакиевичем, то никакая новая шинель вам не поможет. Вы будете просто вешалкой для дорогой одежды, не более того.

Люди  склонны встречать по одежке. Как  ловко используют эту психологическую  особенность мошенники! Приходилось  ли вам сталкиваться молодыми людьми в белых рубашках, галстуках и  костюмах, предлагающих набор всякой ерунды по приличной цене? Может  быть, кто-то и поддался на этот фокус. Наверняка вас дезориентировал  внешний вид продавцов. Ведь человеку в такой приличной одежде грех не поверить, потому что традиционно  строгие костюмы носят серьезные  люди — служащие министерств и  ведомств, бизнесмены и академики, экономисты и юристы. Но уж никак не мелкие жулики! Этот пример убеждает: не стоит переоценивать  внешний вид окружающих и приписывать  им качества их респектабельного костюма. Если человек одет элегантнее вас, это  еще не значит, что он и работать сможет лучше. Учитывайте это, например, при тендере на замещение вакантной  должности и никогда не пасуйте.

Наиболее  явно люди выражают себя в выборе цвета  одежды. Отправляясь на интервью или  на важную деловую встречу, лучше  воздержитесь от ярких тонов, чтобы  не вызвать раздражения собеседника. Наиболее нейтральный — серый, не зря же этот излюбленный колер  секретных служб. Тут нельзя переборщить, чтобы не затеряться среди претендентов на вакантную должность. Черный тоже по-своему таинственен, но более выразителен. Хотя его и считают признаком  определенной дистанцированности, замкнутости, но при сочетании с яркими красками ощущение закрытости уходит. Например, если наденете строгий черный костюм с ярким шарфиком или галстуком, будете выглядеть и привлекательно, и вместе с тем строго.

Кстати  о галстуке. Не все мужчины его  любят, но издавна считалось, что  этот элемент одежды «отделяет» голову от тела, подчеркивая тем самым, что  именно в человеке главное. То есть — его способность думать, соображать, шевелить извилинами… Обратите внимание на своих коллег-женщин, которые тоже нет-нет, да и наденут галстук. Тем самым они хотят подчеркнуть, что идут по жизни уверенно и обладают к тому же высоким уровнем интеллекта.

Выбирая одежду для работы, создавая свой стиль, не забывайте, как много он может  о вас рассказать. В одном старом вестерне есть такой эпизод: к главарю  банды прибегает владелец прачечной  и просит доверять ему. В ответ  главарь банды стреляет в бедолагу и говорит: «Как я могу верить человеку, который носит подтяжки и ремень одновременно? Человеку, который не доверяет даже собственным штанам?!»

3. Профессиональная репутация.

Ваш деловой имидж — это еще  и профессиональная репутация. Однажды  я услышала разговор двух начальников. Один из них хвалил внешность сотрудницы соседнего отдела, на что ее непосредственный шеф буквально пропел: «К сожалению, в столь роскошном здании днем с огнем не отыщешь профессиональные знания!» Первый собеседник абсолютно  потерял интерес к красавице. Да и немудрено, разве после такой  характеристики не померкнет имидж  любого, даже самого здорового и  элегантно одетого человека?

Все должно быть в гармонии: и здоровье, и деловой стиль одежды, и профессиональная репутация. Не думайте, что если вы поменяли место работы, то о ваших прежних  «проделках» никто никогда не узнает. Мир, особенно профессиональный, тесен, и непременно найдется тот, кто  сообщит о вас негативную информацию. Уж тогда, поверьте, вам несдобровать. Говорят, что унция репутации  стоит фунта работы. Не обязательно  сразу создавать нечто гениальное, да от вас этого и не требуют. Для  начала достаточно не совершать крупных  промахов, тогда за вашей спиной не будет шушуканья сослуживцев. Старайтесь хорошо работать и не обсуждать  никого из коллег.

Деловая репутация предполагает не только такие  общечеловеческие ценности, как честность, порядочность, обязательность, надежность, но и постоянное движение вперед, совершенствование  знаний и умений (курсы, литература, выставки и все, что сможете найти  по интересующей вас специальности). Так что берегите свою профессиональную честь с самого начала трудовой деятельности, с первых минут построения карьеры. И без устали работайте на нее. Придет время, и она ответит вам  тем же.

И еще  немного внешнем виде делового человека…

Одежда - это "визитная карточка" делового человека, так как при  встрече прежде всего внимание обращается именно на то, как он одет. Первое впечатление надолго остаётся в памяти людей, с которыми мы знакомимся. Поэтому пренебрежение своим внешним видом - непростительная ошибка. Например, аккуратность в одежде часто ассоциируются с организованностью в работе, умением ценить своё и чужое время. Неопрятность же - синоним суетливости, забывчивости. 
Самой распространённой и наиболее признанной на сегодняшний день одеждой бизнесменов является костюм. Деловой этикет предусматривает несколько правил ношения костюма.

  • Если вы надели костюм, всегда надевайте галстук. Исключения - пиджаки спортивного покроя, которые могут быть надеты даже на футболку. Но они не принадлежат к деловой одежде. Недопустимо носить двубортные пиджаки без галстука.
  • Рубашка, надеваемая с костюмом, должна иметь длинные рукава. Считается элегантным, если её манжеты видны из-под рукавов пиджака примерно на 1,5 - 2 см. Лучше всего подобрать рубашку, на которой нет нагрудных карманов.
  • Не допускайте, чтобы затяжной конец галстука был на виду, выступал из-за его лицевой части. Завязанный галстук должен касаться нижним концом пряжки ремня.
  • Никогда не надевайте одновременно костюм и спортивную обувь. Эти вещи несовместимы по своему предназначению.
  • Надев костюм, не берите сумку спортивного типа. Желательно носить бумаги и необходимые вещи в дипломате, портфеле или папке.
  • Не выделяйтесь своей одеждой в рабочее время. В повседневном общении неброский костюм считается хорошим тоном.
  • Не носите слишком светлые костюмы. Наиболее распространённые цвета - тёмно-синий, тёмно-серый, чёрный
  • Не надевайте пёстрых рубашек.
  • Носите не слишком яркие галстуки без броских узоров. Галстук должен быть светлее костюма и темнее рубашки.
  • Не допускайте несовместимости узоров деталей вашей одежды.
  • Всегда надевайте носки тёмных расцветок.

Несколько простых советов:

  1. Светлые костюмы носите днём, тёмные - вечером. Галстук к вечернему костюму лучше всего подбирать из натурального или искусственного шёлка.
  2. В официальной обстановке пиджак должен быть застёгнут. Полностью расстегнуть его пуговицы можно во время ужина или сидя в кресле театра. Вставая, необходимо застегнуть пиджак на верхнюю пуговицу.
  3. Всегда держите выходной костюм в полном порядке. Это же относится к обуви, носкам, запонкам.
  4. Не стремитесь угнаться за модой. Лучше выглядеть не модно, но хорошо, чем модно и плохо.
  5. Имейте при себе два носовых платка. Первый, "рабочий", должен находиться в кармане брюк. Второй - всегда абсолютно чистый - во внутреннем кармане пиджака.

Далее перейдём к имиджу делового человека. 
Манера держаться - это такой же способ проявлять уважение к окружающим людям, как и опрятная одежда, вежливое обращение в разговоре, тактичность. 
В манере поведения достаточно велика роль привычек. Они могут как подчёркивать достоинства человека, так и сводить к нулю его самые лучшие черты. 
Иногда человек ведёт себя неестественно и при этом теряет не меньше, чем в предыдущем случае. Естественность - один из главных принципов поведения делового человека, так как попытка выглядеть иначе заметна со стороны. 
Жесты и движения являются частью имиджа. Очень часто случается так, что именно жест показывает настроение, лицо человека даже тогда, когда он сам этого не хочет. Движения не должны быть резкими и быстрыми. Не нужно при разговоре опускать надолго глаза или сидеть в расслабленной позе. Можно расслабиться в часы досуга, но в рабочее время подтянутость - неотъемлемая черта бизнесмена. 
Если вы находитесь среди людей, которые старше вас, то в манере держаться стоит быть более собранным и тактичным, чем среди людей вашего возраста. 
Походка не должна быть вялой. Но и не стоит размахивать руками и делать широкие шаги. Наилучший вариант - размеренные движения, прямая осанка. 
Сидя на стуле, не следует раскачиваться, садиться на край. Не рекомендуется также облокачиваться на стол. Присаживаться и подниматься нужно не производя шума. Стул не двигают по полу, а переставляют, взяв за спинку. 
Привычки машинально раскачивать ногой, ёрзать на стуле, периодически постукивать по нему каблуком относятся к нежелательным. Подобное поведение может быть воспринято как отсутствие интереса к разговору и т. п. 
Беседуя, сидеть лучше всего прямо, не наклоняясь и не откидываясь назад. Наиболее приемлемая посадка для деловой женщины: колени вместе, ступни одна возле другой, голень повёрнута немного наискосок. 
Подпирать голову рукой при разговоре некрасиво. Это может означать скуку или усталость. Скрещивание рук на груди, в принципе, допустимо, но этот жест обычно воспринимается собеседником как недовольство или желание прекратить разговор. Поднятые плечи или втянутая голова означают напряжённость, производят впечатление замкнутости. Для расположения собеседника к разговору можно склонить набок голову. Наклон головы создаёт впечатление того, что человек внимательно слушает. 
Не стоит делать того, что может быть расценено как затягивание времени разговора (закуривание сигареты, протирание стекол очков). Это выглядит как попытка уйти от ответа.

Информация о работе Имидж делового человека