Имидж делового человека и пути его формирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 10:19, контрольная работа

Описание работы

В мире постоянно растет роль информации, поэтому такая информационная структура, как имидж неизбежно будет привлекать все большее внимание и теоретиков и практиков. Рыночные отношения, развитие конкуренции во всех областях жизни привели к актуализации этого понятия как преднамеренного создания образа в сознании людей, как эффекта личной презентации. Работа по созданию имиджа позитивно отражается на личностную и профессиональную характеристику делового человека, появляется желание сотрудничать с ним и с фирмой, которую он представляет. Следовательно, привлекательный имидж является одним из факторов, определяющих деловой успех.

Содержание

Глоссарий ………………………………………………………………………… 3
Введение ………………………………………………………………………….. 5
1. Развитие и сущность понятия «имиджа» …………………………………….. 7
2. Имидж делового человека и пути его формирования ………………………. 12
Заключение ……………………………………………………………………….. 23
Список используемой литературы ……………………………………………… 24

Работа содержит 1 файл

work.doc

— 140.00 Кб (Скачать)

Обмен визитными  карточками – обязательный атрибут  первой личной встречи с деловыми партнерами. При знакомстве первым визитную карточку вручает младший по должности старшему, при равенстве социальных статусов и в неофициальном общении младший по возрасту первым вручает старшему.

При вручении визитной карточки произносят вслух свою фамилию, при  получении – фамилию вручающего. Это делается во избежание неправильного  произношения.

Деловому человеку рекомендуется всегда иметь при себе не менее десяти своих визитных карточек. Наличие визитной карточки у сотрудников фирмы помогает общению с партнерами в соответствии с общепринятыми международными нормами делового этикета.

  Таким образом, визитная карточка представляет собой «портрет» конкретной личности, так что обращаться с нею надлежит очень аккуратно.

Этикет приветствий  и представлений – совокупность правил и первоначального межличностного взаимодействия, касающихся внешнего проявления отношения к людям. В современном деловом этикете выработаны некоторые правила относительно знакомства и приветствий в зависимости от пола, возраста и должности контактирующих людей, а также от того, находятся ли они в группе или в одиночку. Свод этих правил предполагает несколько основных качеств этики взаимоотношений: вежливость, естественность, достоинство и тактичность.

Вежливость включает в себя такие важные элементы как: приветствие (в том числе рукопожатие) и представление, которые представляют собой особую форму взаимного уважения, и требует выполнения следующих правил:

  • В любой ситуации приветствие должно показывать вашу расположенность и доброжелательность, т.е. на характере приветствия не должно сказываться ваше настроение или негативное отношение к другому человеку.
  • В процессе взаимоотношений могут складываться различные ситуации, имеющие специфику приветствия, представления друг другу или рукопожатия. Эта специфика выражается главным образом в том, кто обладает правом или обязан быть первым в указанных действиях. Для наглядности отображения права или обязанности «первого шага» кого-либо из сотрудников в некоторых наиболее характерных ситуациях приведена таблица 1.

 

Таблица 1.

ПРАВИЛА ПРИВЕТСТВИЯ  В РАЗЛИЧНЫХ СИТУАЦИЯХ.

 

Ситуация

или вариант  встречи

сотрудников

Должен быть первым при:

приветствии

рукопожатии

представлении

Мужчина

Женщина

+

 

+

+

Старший по возрасту

Младший по возрасту

 

+

+

+

Старший по должности

Младший по должности

 

+

+

+

Проходящий мимо группы

Стоящий в группе

+

 

+

 

+

Входящий в комнату

Находящийся в комнате

+

+

+

 

+

Обгоняющий идущего

+

   

Руководитель делегации,

входящий в комнату

 

Руководитель делегации, находящийся в комнате

+

 

 

+

 

 

+

  Знаком «+» обозначен первый из сотрудников, производящий действие в                 рассматриваемой ситуации


 

Кроме этикета процедуры  знакомства и приветствия, существуют еще и правила вербального этикета, связанного со стилем речи, принятым в общении деловых людей. Например:

  • Вместо обращения по половому признаку принято обращаться «дамы», «господа» или «судари», «сударыни».
  • При приветствии и прощании, кроме слов «Здравствуйте», «Добрый день» и «До свидания», желательно присоединение имени и отчества собеседника, особенно, если он занимает по отношению к вам подчиненное положение.
  • Если позволяют условия и время беседы, возможен обмен нейтральными фразами: «Как дела?» – «Спасибо, нормально. Надеюсь, что и у Вас все обстоит хорошо» – «Спасибо, да».

Допускается применение психологических  приемов, таких как, например, форм напутствия и краткой оценки общения. Это словесные обороты типа: «Удачи Вам», «Желаю успеха», «Приятно было встретиться».

Опыт показывает, что для обеспечения  нормальных отношений с деловыми партнерами далеко не достаточно одних правовых норм. Очень важно еще и соблюдение определенных протокольных правил и обычаев, которые представлены в деловом протоколе.

Деловой протокол – свод правил, в соответствии, с которыми регулируется порядок различных церемоний, формы одежды, официальной переписки и т. д. Любое нарушение этих правил создаст трудности для стороны, допустившей нарушение, т.к. она должна будет принести извинения и найти способ исправить ошибку. Необходимость соблюдения деловыми людьми протокола заключается в следующем:

  • Протокол, соблюдаемый при переговорах, подготовке различных договоров и соглашений, придает своей торжественностью большее значение и большее уважение к содержавшимся в них особо важным положениям.
  • Протокол помогает создать дружественную и непринужденную обстановку на встречах, переговорах, приемах, что способствует взаимопониманию и достижению желаемых результатов.
  • Хорошо поставленный и соблюдаемый церемониал и протокол – это, образно говоря, та «смазка», которая позволяет нормально, без помех, работать отлаженному механизму деловых отношений.

 

 

4. Этика делового  общения.

Формирование у деловых людей  соответствующих нравственных качеств  и правил профессиональной этики  является необходимым условием их повседневной деятельности. Как говорил наш великий русский писатель А.П.Чехов: «В человеке должно быть все прекрасно -  и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

Этику делового общения  можно определить, как совокупность нравственных норм, правил и представлений, регулирующих поведение и отношения людей в процессе их производственной деятельности.

Особое внимание следует обратить на золотое правило этики общения: «Относитесь к другим так, как вы хотели бы, чтобы относились к вам».

Это правило применимо и к  деловому общению, но по отношению к  отдельным его видам («сверху – вниз» (руководитель – подчиненный), «снизу – вверх» (подчиненный – руководитель), «по горизонтали» (сотрудник – сотрудник)) требует конкретизации:

  • В деловом общении «сверху – вниз», это правило можно сформулировать следующим образом: «Относитесь к своему подчиненному так, как вы хотели бы, чтобы к вам относился руководитель».

Отношение руководителя к подчиненному влияет на весь характер делового общения, во многом определяет его нравственно-психологический  климат. Именно на этом уровне формируется  в первую очередь нравственные эталоны  и образцы поведения, в том числе и выбор форм распоряжения таких, как: приказ, просьба, вопрос так называемый «доброволец».

Приказ – чаще всего следует использовать в чрезвычайной ситуации, а также в отношении недобросовестных сотрудников.

Просьба – используется в том случае, если ситуация рядовая, а отношение между руководителем и подчиненным основано на доверии и доброжелательности.

Вопрос–«Если смысл заняться этим?» или «Как мы должны это сделать?» - Лучше применять в тех случаях, когда вы хотите вызвать обсуждение, как лучше сделать работу или подтолкнуть сотрудника к тому, чтобы он взял инициативу на себя. При этом сотрудники должны быть инициативными и достаточно квалифицированными. В противном случае некоторые могут воспринять ваш вопрос как проявление слабости.

«Доброволец» («Кто хочет это сделать?») – подходит для такой ситуации, когда работу не хочет делать никто, но, тем не менее, она должна быть сделана. В этом случае доброволец надеется, что его энтузиазм будет соответствующем образом оценен в дальнейшей работе.

  • В деловом общении «снизу-вверх» общее этическое правило можно сформулировать следующим образом: «Относись к своему руководителю так, как вы хотели бы, чтобы к вам относились ваши подчиненные».

Знать, как следует обращаться и  относиться к своему руководителю, не менее важно, чем то, какие нравственные требования следует предъявлять к своим подчиненным. Без этого трудно найти «общий язык» и с начальником, и с подчиненными. Используя те или иные этические нормы, можно привлечь руководителя на свою сторону, сделать его своим союзником, но можно и настроить его против себя, сделать его своим недоброжелателем.

  • Общий этический принцип общения «по горизонтали» можно сформулировать следующим образом: «В деловом общении относитесь к своему коллеге так, как вы хотели бы, чтобы он относился к вам». Если вы затрудняетесь, как вести себя в той или иной ситуации, поставьте себя на место вашего коллеги.

Существуют различные средства и способы повышения уровня этичности  делового общения. К ним относятся:

  • разработка этических нормативов на предприятии;
  • создание комитетов и комиссий по этике;
  • проведение социально-этических ревизий;
  • обучение этическому поведению.

Таким образом, хорошее знание и  выполнение норм и правил делового этикета, протокола и этики являются одной из важных составляющих привлекательного имиджа делового человека, которые помогут ему добиться больших успехов в сфере предпринимательства и в деловой карьере.

Заключение.

В заключение контрольной работы на тему: «Имидж делового человека и пути его формирования», хочется подвести итоги о проделанном:

Изучена следующая литература:

Л.К.Аверченко, которая  позволила мне в теоретической  части работы сформулировать и показать развитие понятия «имиджа»; где также  наглядно была представлена схема составляющих имиджа и раскрыта их сущность.

В учебнике, авторами которого являются А.Я. Кибанов, Д.К. Захаров и

В.Г. Коновалов, мной была изучена и изложена в практической части работы следующая информация:

- понятие об имиджи  делового человека, которая позволила мне выделить основные его компоненты и раскрыть их сущность;

- понятие о деловом  этикете, которая позволила мне  выделить основные его составляющие, где была представлена таблица  1 «Правила приветствия в различных  ситуациях».

Учебник Г.В. Бороздиной позволил мне объяснить сущность одного из важных компонента имиджа делового человека – тактику общения.

Книга Э.Я. Соловьева помогла  мне раскрыть и определить значение важного элемента делового общения  - понятия  «Деловой протокол».

В учебнике под редакцией профессора В.Н. Лавриненко была изложена информация о деловой этике, которая помогла мне понять и раскрыть сущность и значение этики в деловом общении.

Таким образом, задачи контрольной  работы решены; а цели (состоящие  в том, чтобы: выявить сущность понятия «имиджа» и показать его развитие; а также, показать, из каких основных компонентов формируется имидж  делового человека и раскрыть их сущность) – достигнуты.

 

 

 

 

Список используемой литературы.

  1. Аверченко Л.К. Практическая имиджелогия: Учебное пособие. – Новосибирск: СибАГС, 2001. – 200 с.

2. Бороздина Г.В. Психология  делового общения: Учебник. –  2-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 295 с.

3. Кибанов А.Я., Захаров  Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловых  отношений: Учебник / Под ред.  А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 368 с.

4. Психология и этика  делового общения: Учебник для  вузов / Под ред. Проф. В.Н. Лавриненко. – 4-е изд., перераб. и доп.  – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.–415 с.

5. Соловьев Э.Я. Современный  этикет. Деловой и международный  протокол. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во «Ось-89», 2003. – 320 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Имидж делового человека и пути его формирования