Философия морали Бергсона

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 02:43, реферат

Описание работы

Философия Бергсона в отличие от большинства систем прошлого дуалистична(двойственна). Мир для него разделен на две в корне различные части: с одной стороны жизнь, с другой материя, или вернее, то инертное "что-то", которое интеллект рассматривает как материю. Вся вселенная есть столкновение и конфликт двух противоположных движений: жизни, которая стремится вверх, и материи, которая падает вниз.

Работа содержит 1 файл

философия морали.docx

— 19.73 Кб (Скачать)

А.Бергсон -один из крупнейших философов XX века, представитель интуитивизма(направление в философии, признающее в интуиции наиболее достоверное средство познания )и философии жизни.

Философия Бергсона в отличие  от большинства систем прошлого дуалистична(двойственна). Мир для него разделен на две в корне различные части: с одной стороны жизнь, с другой материя, или вернее, то инертное "что-то", которое интеллект рассматривает как материю. Вся вселенная есть столкновение и конфликт двух противоположных движений: жизни, которая стремится вверх, и материи, которая падает вниз.

Важнейшее значение имеют  идеи Бергсона относительно времени, эволюции, свободы воли, памяти, интуиции, творчества и т.д. Трудно себе представить философское  мышление XX столетия без таких ключевых понятий бергсонской философии, как «длительность*, «творческая эволюция», «жизненный порыв», «поток сознания», «воспоминание о настоящем» и др.

После Октябрьской революции 1917 г. идеи Бергсона, как и многих других выдающихся мыслителей современности, были изъяты из интеллектуального обращения  и практически исчезли с российского  культурного горизонта. Именно в  это время мыслитель создает  свою философию общества, морали и  религии, философию, увенчавшую его  собственную «творческую эволюцию», его собственный «жизненный порыв». Принципы этой философии изложены в  его книге «Два источника морали и религии».

«Два источника морали и религии» — последняя по времени  книга, написанная Бергсоном; она вышла  в свет в марте 1932 года. Наряду с  «Творческой эволюцией» это самое  знаменитое сочинение французского философа. Оно создавалось в период, когда автор находился в зените славы и, редкий случай для философа, был удостоен самых разнообразных  титулов и наград. Вместе с тем  в жизни Бергсона это был период жестоких страданий, вызванных болезнью, которая сделала его почти  неподвижным. Одно время он даже думал  доверить написание окончательного варианта книги своему ученику и  другу Эдуарду Ле Руа. Тем не менее ценой колоссального напряжения моральных и физических сил он, к счастью для читателя, смог завершить свой труд.

Замысел книги вынашивался  автором в течение двадцати лет. «Два источника» — единственная книга  Бергсона, посвященная социальным, моральным и религиозным проблемам. Но автор не выступает в ней  в роли социолога, этика или теолога. Подобно предыдущим его сочинениям, это философское эссе, основанное на рассуждении и интерпретации  некоторых данных научного и вненаучного опыта. Бергсон не ставит перед собой цель проповедовать определенную моральную или религиозную систему, несмотря на то что его этико-религиозное мировоззрение так или иначе несомненно присутствует, вернее, прорывается в тексте. Он стремится именно найти, проследить и объяснить истоки религии и морали вообще.

Для Бергсона между обществом  и человечеством или, что то же самое, между закрытым обществом  и открытым, существует принципиальное, радикальное различие. Поэтому постепенный  переход от первого к последнему путем расширения того социального  целого, к которому принадлежит человек, невозможен. Оно остается закрытым, сколько бы мы его ни расширяли, так  как увеличивать и открывать, большое и открытое — совершенно разные вещи.

Это не значит, что переход  от закрытого общества к открытому вообще невозможен. Это не значит также, что такой переход вообще требует отказа от закрытого общества или его упразднения; последнее невозможно и не нужно. Речь у Бергсона идет именно о том, что поскольку это две принципиально различные сущности, постольку переход от одной из них к другой для человека является скачкообразным и требует специальных усилий. Каждая из них требует особых путей, приемов и ориентации для сознания и воли, каждая из них основана на определенном состоянии души: закрытом или открытом, статическом или динамическом. Отсюда и два рода морали и религии.

Закрытая мораль основана на давлении, принуждении, привычке; открытая — на стремлении, влечении, любви. Первая исходит от безличных социальных норм и предписаний, вторая — из личности морального героя, за которым  люди следуют добровольно и сознательно. Первая — это мораль муравья в  муравейнике или пчелы в улье; она носит характер автоматический, инстинктивный или сомнамбулический; она ниже интеллекта. Вторая — это  мораль человеческого братства, выходящая  далеко за пределы этого сообщества и устремленная в жизненном порыве к Богу; она носит характер эмоциональный, свободный и творческий; она выше интеллекта.

Подобные черты присущи  и соответствующим типам религии: статической и динамической. Статическая  религия выражена в мифотворчестве и магии.

Но этот поиск приводит его к тому, что в сущности ни мораль, ни религия не составляют нечто единое, а потому и истоки у них различны. Речь в данном случае идет не о различиях, связанных с историческим разнообразием и многообразием религиозных и моральных систем, а именно о фундаментальном различии и, в известном смысле, противоположности типов морали и религии. Таких типов Бергсон обнаруживает два, в чем еще раз проявилась его любовь к этому числу, его стремление и умение повсюду видеть дивергенцию, бесконечное раздвоение, дихотомии, оппозиции. Таким образом, фигурирующие в заглавии «два источника» в книге выступают как два источника двух типов морали и религии.

Бергсон утверждает, что  эволюция является поистине творческой, как работа художника.

Побуждение к действию, неопределенное желание существует заранее, но когда желание не удовлетворено, невозможно знать природу того, что  удовлетворит это желание. Например, мы можем предполагать наличие у  лишенных зрения животных некоторого смутного желания, чтобы быть осведомленным  об объектах до соприкосновения с  этими объектами. Отсюда вытекали усилия; которые в конце концов привели к созданию глаз. Зрение удовлетворило это желание, но заранее зрение нельзя было представить. На этом основании эволюцию нельзя предсказать.

среди животных появляется новое разветвление: более или менее разделились интеллект и инстинкт. Они никогда полностью не бывают друг без друга, но в основном интеллект есть несчастье человека, тогда как инстинкт в своем лучшем проявлении виден у муравьев, пчел и у Бергсона. Различие между интеллектом и инстинктом является основным в философии Бергсона.

Инстинкт в своем лучшем проявлении называется интуицией. Интеллект разделяющий вещи, согласно Бергсону- это род сна: он не активен как должна быть вся наша жизнь, но чисто созерцателен. Когда мы спим, говорит Бергсон, то наше "я" рассеяно, наше прошлое разбито на куски; вещи которые в действительности взаимопроникают друг в друга, кажутся отдельными твердыми телами.

Как интеллект связан с  пространством, так инстинкт или  интуиция связаны с временем. Одной из наиболее примечательных черт философии Бергсона является то, что в отличие от большинства мыслителей он рассматривает время и пространство как глубоко различные вещи.

Теория памяти приобретает большое значение в философии Бергсона.

Но центральной в заключительной главе, как и во всей книге, остается проблема соотношения закрытого  и открытого обществ78. Будущее  человечества, согласно Бергсону, зависит  от того, останется ли его душа закрытой, статичной и «мелкой» или же она  станет открытой, динамичной и большой, соответствующей его разросшемуся «телу». В последнем абзаце своей  книги французский философ чеканным и торжественным слогом формулирует  двойной выбор, перед которым  стоит современное человечество: во-первых, жить ему или нет, во-вторых, только ли ему жить, просто поддерживая  свое существование, или жить достойно. В конечном счете будущее человечества — в его собственных руках, но для этого ему нужно осознать и реализовать себя, свое единство и высокое призвание в общем потоке жизни.

Философия Бергсона в «Двух  источниках» — это обоснование  свободы, ответственности и творческой силы. Несомненно, человек, общество, человеческий род располагают определенными, доставшимися им от природы свойствами, способностями, богатствами, но качества людей как людей зависят от того, что они сами делают с доставшимся им природным наследием, от их собственных усилий, от их собственной воли.


Информация о работе Философия морали Бергсона